Комиссия Ленинградского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
с участием в заседании представителей по доверенностям:
от Заказчика - Государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Ленинградский областной клинический онкологический диспансер им. Л.Д. Романа":
от Уполномоченного органа - Комитета государственного заказа Ленинградской области:
в отсутствие представителей Заявителя - ООО "СтройИнжиниринг", извещенного о времени и месте заседания Комиссии надлежащим образом,
Заседание проводилось посредством системы видеоконференцсвязи в соответствии с письмом ФАС России от 29 мая 2020 г. N МЕ/45732/20 "О рассмотрении жалоб, проведении внеплановых проверок, рассмотрении обращений о включении сведений в отношении участников закупок, поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в реестр недобросовестных поставщиков",
рассмотрев в соответствии с Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, п.п. 6.4-6.6. Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденного приказом ФАС России от 23.07.2015 N 649/15, жалобу Заявителя и в результате проведения в соответствии с п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) внеплановой проверки
УСТАНОВИЛА:
В Ленинградское УФАС России поступила жалоба Заявителя (вх. N 12135 от 06.10.2021) на действия заказчика при проведении открытого конкурса в электронной форме на оказание услуг по техническому обслуживанию Комплексной системы обеспечения безопасности (КСОБ) для нужд ГБУЗ ЛОКОД в 2021-2023 г.
Извещение о проведении открытого конкурса в электронной форме размещено 16.09.2021 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС).
Начальная (максимальная) цена контракта - 3 368 350,00 руб.
Как следует из жалобы, Заявитель оспаривает положения конкурсной документации.
Представитель Заказчика возражал против доводов Заявителя, просил признать жалобу необоснованной.
На момент рассмотрения жалобы контракт Заказчиком не заключен.
Рассмотрев представленные документы, Комиссия пришла к следующим выводам.
В силу части 1 статьи 2 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок) основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
Часть 1 статьи 8 Закона о контрактной системе гласит, что контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
При этом в соответствии с частью 2 указанной статьи конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Под открытым конкурсом в электронной форме понимается конкурс, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении открытого конкурса в электронной форме и конкурсной документации и к участникам закупки предъявляются единые требования (часть 1 статьи 54.1 Закона о контрактной системе).
В силу положений пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). Пунктом 2 той же части установлено, что использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В соответствии с частью 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе Конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать:
1) наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги;
2) информацию о валюте, используемой для формирования цены контракта и расчетов с поставщиком (подрядчиком, исполнителем);
3) порядок применения официального курса иностранной валюты к рублю Российской Федерации, установленного Центральным банком Российской Федерации и используемого при оплате контракта;
4) предусмотренные статьей 54.4 настоящего Федерального закона требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса в электронной форме, к составу заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме и инструкцию по ее заполнению, при этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки или ограничение доступа к участию в открытом конкурсе в электронной форме;
5) информацию о возможности заказчика изменить условия контракта в соответствии с настоящим Федеральным законом;
6) информацию о возможности заказчика заключить контракты, указанные в части 10 статьи 34 настоящего Федерального закона, с несколькими участниками закупки на выполнение составляющих объект закупки двух и более поисковых научно-исследовательских работ в отношении одного предмета и с одними и теми же условиями контракта, указанными в конкурсной документации, с указанием количества указанных контрактов. В этом случае в качестве начальной (максимальной) цены контракта указывается начальная (максимальная) цена одного контракта. При этом начальная (максимальная) цена всех контрактов на выполнение поисковых научно-исследовательских работ является одинаковой и их общая начальная (максимальная) цена равняется сумме начальных (максимальных) цен всех таких контрактов;
7) порядок предоставления участникам закупки разъяснений положений конкурсной документации, даты начала и окончания срока такого предоставления;
8) критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме в соответствии с настоящим Федеральным законом;
9) размер и условия обеспечения исполнения контракта, а также каждого контракта в случаях, предусмотренных пунктом 6 настоящей части, исходя из общей начальной (максимальной) цены пропорционально количеству указанных контрактов с учетом требований части 6 статьи 96 настоящего Федерального закона;
10) информацию о контрактной службе, контрактном управляющем, ответственных за заключение контракта, срок, в течение которого победитель открытого конкурса в электронной форме или иной его участник, с которым заключается контракт в соответствии с настоящим Федеральным законом, должен подписать контракт, условия признания победителя открытого конкурса в электронной форме или данного участника уклонившимися от заключения контракта;
11) информацию о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями частей 8 - 25 статьи 95 настоящего Федерального закона.
В доводах жалобы Заявитель указывает, что, по его мнению, Заказчиком неправомерно установлено требование к участникам закупки о наличии у них лицензии на осуществление деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки: соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Согласно абзацу 3 части 1 статьи 49 Гражданского кодекса Российской Федерации от 30.11.1994 N 51-ФЗ в случаях, предусмотренных законом, юридическое лицо может заниматься отдельными видами деятельности только на основании специального разрешения (лицензии), членства в саморегулируемой организации или выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к определенному виду работ.
В соответствии с подпунктом 15 пункта 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон о лицензировании) в соответствии с настоящим Федеральным законом лицензированию подлежит деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений.
В соответствии с подпунктом 19 статьи 2 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", первичными средствами пожаротушения являются средства пожаротушения, используемые для борьбы с пожаром в начальной стадии его развития.
В силу положений статьей 42, 43 названного закона, первичные средства пожаротушения, являющиеся типом пожарной техники, предназначены для использования работниками организаций, личным составом подразделений пожарной охраны и иными лицами в целях борьбы с пожарами и подразделяются на следующие типы:
1) переносные и передвижные огнетушители;
2) пожарные краны и средства обеспечения их использования;
3) пожарный инвентарь;
4) покрывала для изоляции очага возгорания;
5) генераторные огнетушители аэрозольные переносные.
Пунктом 8.8 Перечня оказываемых услуг по техническому обслуживанию КСОБ (раздел 8 Описания объекта закупки, Приложение N 1 конкурсной документации) в составе услуг предусмотрено:
п/п |
Перечень оказываемых услуг |
Периодичность обслуживания по регламенту |
8 |
Проверка работоспособности системы АПС, СОУЭ. |
|
8.8. |
Проверка работоспособности ВПВ: проведение гидравлических испытаний на водоотдачу систем пожарного водопровода (пожарных кранов и гидрантов), перемотка пожарных рукавов на другую скатку (с оформлением актов) один раз в полугодие. С обязательным нанесением маркировки даты проведения работ на пожарные краны и гидранты и предоставлением заполненных актов заказчику. |
Дважды в год, весной и осенью |
Кроме того, ГОСТ 12.2.047-86 (СТ СЭВ 5236-85) "ССБТ. Пожарная техника. Термины и определения" используется общее понятие "пожарное оборудование" (недопустимый синоним: "противопожарное оборудование"), определяя его в пункте 4 как оборудование, входящее в состав коммуникаций пожаротушения, а также средства технического обслуживания этого оборудования. Согласно примечанию к коммуникациям пожаротушения относятся рукавные линии, рукавные разветвления и т.д.
В разделе "Пожарное оборудование" ГОСТ 12.2.047-86 (СТ СЭВ 5236-85) перечислены следующие понятия:
"Пожарный гидрант - устройство для отбора воды из водопроводной сети для тушения пожара;
подземный пожарный гидрант;
наземный пожарный гидрант;
пожарный кран (недопустимый синоним: "пожарный рожок") - комплект, состоящий из клапана, установленного на пожарном трубопроводе и оборудованного пожарной соединительной головкой, а также пожарного рукава с ручным стволом;
внутренний пожарный кран (краткая форма: "внутренний кран");
наружный пожарный кран (краткая форма: "наружный кран");
пожарная подставка - деталь трубопровода для установки пожарного гидранта;
пожарный рукав (недопустимые синонимы: "пожарная кишка" и "пожарный шланг") - гибкий трубопровод для транспортирования огнетушащих веществ, оборудованный пожарными соединительными головками;
напорный пожарный рукав (недопустимый синоним: "нагнетательный пожарный рукав") - пожарный рукав для транспортирования огнетушащих веществ под избыточным давлением;
всасывающий пожарный рукав (недопустимые синонимы: "забирный пожарный рукав" и "приемный пожарный рукав") - пожарный рукав жесткой конструкции для отбора воды из водоисточника с помощью пожарного насоса;
пожарная соединительная головка (краткая форма: "соединительная головка") - быстросмыкаемая арматура для соединения пожарных рукавов и присоединения их к пожарному оборудованию и пожарным насосам;
рукавная соединительная головка (краткая форма: "рукавная головка"; недопустимые синонимы: "соединительная гайка", "головка Богданова" и "полугайка Богданова");
головка-заглушка - арматура для закрывания пожарных соединительных головок;
муфтовая соединительная головка - пожарная соединительная головка с внутренней присоединительной резьбой;
цапковая соединительная головка - пожарная соединительная головка с наружной присоединительной резьбой;
рукавный переходник - арматура для соединения двух пожарных соединительных головок разных условных проходов или разных типов;
рукавный водосборник (краткая форма: "водосборник"; недопустимые синонимы: "сборник" и "тройник") - арматура для объединения нескольких рукавных линий в одну;
рукавное разветвление - арматура для разделения потока и регулирования количества подаваемого огнетушащего вещества, транспортируемого по напорным пожарным рукавам;
n-ходовое рукавное разветвление - рукавное разветвление для разделения потока по n направлениям;
всасывающая пожарная сетка (краткая форма: "всасывающая сетка"; недопустимый синоним: "забирная сетка") - устройство для предотвращения самостоятельного опорожнения всасывающей линии и попадания в нее посторонних предметов;
пожарная колонка (недопустимый синоним: "стендер") - съемное устройство, устанавливаемое на пожарный гидрант для отбора воды;
пожарный ствол (недопустимый синоним: "брандспойт") - устройство, устанавливаемое на конце напорной линии для формирования и направления огнетушащих струй;
ручной пожарный ствол (краткая форма: "ручной ствол");
лафетный пожарный ствол (краткая форма: "лафетный ствол") - поворотный в вертикальной и горизонтальной плоскостях пожарный ствол, монтируемый на опоре;
водяной пожарный ствол (краткая форма: "водяной ствол");
пенный пожарный ствол (краткая форма: "пеноствол") - пожарный ствол для пен различной кратности;
порошковый пожарный ствол (краткая форма: "порошковый ствол");
водопенный пожарный ствол (краткая форма: "водопенный ствол") - пожарный ствол для водяных или пенных струй;
пожарный ствол сплошной струи;
пожарный ствол-распылитель - пожарный ствол для распыленной и сплошной струи;
пожарный гидроэлеватор (недопустимый синоним: "эжектор") - устройство эжекторного типа для отбора воды из водоисточника с уровнем воды, превышающим высоту всасывания насосов, а также для удаления воды из залитых помещений;
пожарный пеносмеситель (краткая форма: "пеносмеситель") - устройство для введения в воду пенообразующих и смачивающих добавок;
рукавный мостик - устройство для защиты пожарного рукава от повреждений при переезде через него дорожного транспорта;
рукавный зажим (недопустимый синоним: "рукавная обвязка") - устройство для временной ликвидации течи из разрывов напорных пожарных рукавов без прекращения подачи огнетушащего вещества;
рукавная задержка - устройство для закрепления на высоте напорной рукавной линии;
рукавная кассета (недопустимый синоним: "корзина для укладки рукавов") - устройство для размещения напорного пожарного рукава, уложенного "в гармошку" или "в скатку";
рукавная катушка - устройство для размещения намоткой предварительно соединенных напорных пожарных рукавов и их прокладывания и (или) транспортирования;
рукавное колено - устройство для предохранения пожарных рукавов от чрезмерного изгиба или разрушения при прокладывании через препятствия;
ключ соединительных головок - устройство для облегчения смыкания или размыкания пожарных соединительных головок;
рукавонавязочное устройство - устройство для навязывания пожарных рукавов на рукавные соединительные головки;
рукавомоечная машина".
Перечнем оборудования, подлежащего техническому обслуживанию, (раздел 4 Описания объекта закупки, Приложение N 1 конкурсной документации), предусмотрено:
N |
Наименование системы |
Наименование оборудования |
Ед.изм |
Кол-во |
|||
СПб, Литейный пр-т, д. 37-39, здание ГБУЗ ЛОКОД | |||||||
1 |
СОУЭ |
ПК со стволом, рукавом |
Шт. |
4 |
|||
ЛО, Всеволожский район, г.п. Кузьмоловский, ул.Заозерная, д.2, главный корпус | |||||||
2 |
СОУЭ |
Пожарный шкаф с ПК, стволом, рукавом |
шт |
9 |
|||
ЛО, Всеволожский район , г.п. Кузьмоловский, ул.Заозерная, д.2, 10 корпус | |||||||
3 |
СОУЭ |
Пожарный шкаф с ПК, стволом, рукавом |
Шт. |
6 |
|||
ЛО, Всеволожский район, г.п. Кузьмоловский, ул.Заозерная, д.2, Хозяйственный корпус | |||||||
5 |
СОУЭ |
ПК со стволом, рукавом |
Шт. |
1 |
|||
ЛО, Всеволожский район, г.п. Кузьмоловский, ул.Заозерная, д.2, центр амбулаторной онкологической помощи (ЦАОП) | |||||||
9 |
СОУЭ |
Пожарный шкаф с ПК, стволом, рукавом |
Шт. |
1 |
|||
ЛО, Всеволожский район, г.п. Кузьмоловский, ул.Заозерная, д.2, гараж | |||||||
10 |
СОУЭ |
ПК со стволом, рукавом |
Шт. |
1 |
Таким образом, конкурсной документацией предусмотрено обслуживание первичных средств пожаротушения, что в соответствии с пунктом 15 части 1 статьи 12 Закона о лицензировании, Постановлением Правительства РФ от 28.07.2020 N 1128 "Об утверждении Положения о лицензировании деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений" требует от участников закупки наличия лицензии на осуществление деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений в части монтажа, техническое обслуживание и ремонт первичных средств пожаротушения.
Вместе с тем на заседании Комиссии, а также в составе жалобы Заявителем не представлено документов и сведений, подтверждающих обоснованность указанного довода жалобы, а также свидетельствующих о нарушении Заказчиком положений Закона о контрактной системе.
В ходе внеплановой проверки, проводимой в соответствии с положениями статьи 99 Закона о контрактной системе Комиссия установила, что Заказчиком в пункте 5.2 документации об открытом конкурсе в электронной форме установлено, что лицензия на осуществление деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений должна содержать следующие виды деятельности:
- Монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем пожаротушения и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ;
- Монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем пожарной и охранно-пожарной сигнализации и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ;
- Монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем противопожарного водоснабжения и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ;
- Монтаж, техническое обслуживание и ремонт автоматических систем (элементов автоматических систем) противодымной вентиляции, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ;
- Монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем оповещения и эвакуации при пожаре и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ;
- Монтаж, техническое обслуживание и ремонт противопожарных занавесов и завес, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ;
- Монтаж, техническое обслуживание и ремонт первичных средств пожаротушения.
Таким образом, Заказчиком установлено требование о предоставлении во второй части заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме лицензии (или выписки из реестра лицензий, соответствующая типовой форме выписки, утвержденной в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 5 Закона о лицензировании), с указание определенных видов деятельности.
В соответствии с пунктом 7 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017) если выполнение работ, оказание услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности, является самостоятельным объектом закупки, заказчик устанавливает требования к участникам закупки о наличии у них лицензии на такой вид деятельности.
Таким образом, включение требования о предоставлении в составе второй части заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме требования о том, что такая лицензия должна содержать определенные виды деятельности, которые не являются отдельным объектом закупки, является излишним.
Кроме того, Заказчиком в пункте 3.1 проекта контракта установлено, что исполнитель вправе привлекать к выполнению контракта соисполнителей, следовательно, для выполнения работ, которые исполнитель не может осуществлять в соответствии с законодательством о лицензировании, может быть привлечен соисполнитель, обладающий лицензией с определенным видом деятельности.
В соответствии с требованиями части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона.
Комиссия пришла к выводу, что в действиях Заказчика усматривается нарушение части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе.
На основании изложенного и, руководствуясь частью 8 статьи 106, пунктом 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "СтройИнжиниринг" необоснованной;
2. Признать в действиях Заказчика нарушение части 6 статьи 31 Закона о контрактной системы;
3. Выдать Заказчику предписание об устранении выявленных нарушений путем отмены протоколов, составленных в ходе осуществления закупки, внесения изменений в конкурсную документацию;
4. Передать уполномоченному должностному лицу Ленинградского УФАС России материалы дела для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области от 12 октября 2021 г. N 047/06/54.3-2218/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 15.10.2021