Комиссия Ленинградского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
с участием в заседании представителей по доверенностям:
от Заказчика - Комитета по здравоохранению Ленинградской области:
от Уполномоченного органа - Комитета государственного заказа Ленинградской области:
от Заявителя - ООО "Швабе - Москва":
от третьих лиц - ООО "Флогистон - Мед":
заседание проводилось посредством системы видеоконференцсвязи в соответствии с письмом ФАС России от 29 мая 2020 г. N МЕ/45732/20 "О рассмотрении жалоб, проведении внеплановых проверок, рассмотрении обращений о включении сведений в отношении участников закупок, поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в реестр недобросовестных поставщиков",
рассмотрев в соответствии с Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, п.п. 6.4-6.6. Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденного приказом ФАС России от 23.07.2015 N 649/15, жалобу Заявителя и в результате проведения в соответствии с п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) внеплановой проверки
УСТАНОВИЛА:
В Ленинградское УФАС России поступила жалоба Заявителя (вх. N 12136 от 06.10.2021) на действия заказчика при проведении электронного аукциона на приобретение аппаратов рентгеновских для флюорографии легких цифровых (Система рентгеновская скрининговая для органов грудной клетки).
Извещение о проведении электронного аукциона размещено 07.09.2021 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт).
Начальная (максимальная) цена контракта - 76 382 320,00 рублей.
Как следует из жалобы, Заявитель оспаривает результаты рассмотрения аукционной комиссией вторых частей заявок участников электронного аукциона.
Представитель Заказчика возражал против доводов жалобы, просил признать жалобу необоснованной.
На момент рассмотрения жалобы контракт Заказчиком не заключен.
Рассмотрев представленные документы, заслушав доводы, Комиссия пришла к следующим выводам.
В силу части 1 статьи 2 Закона о контрактной системе законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок) основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
Часть 1 статьи 8 Закона о контрактной системе гласит, что контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
При этом в соответствии с частью 2 указанной статьи конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором (часть 1 статьи 59 Закона о контрактной системе).
Согласно части 2 статьи 69 Закона о контрактной системе аукционной комиссией на основании результатов рассмотрения вторых частей заявок на участие в электронном аукционе принимается решение о соответствии или о несоответствии заявки на участие в таком аукционе требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в порядке и по основаниям, которые предусмотрены настоящей статьей. Для принятия указанного решения аукционная комиссия рассматривает информацию о подавшем данную заявку участнике такого аукциона, содержащуюся в реестре участников такого аукциона, получивших аккредитацию на электронной площадке.
В доводах жалобы Заявитель указывает, что, по его мнению, аукционной комиссией неправомерно принято решение о соответствии заявки Общества с ограниченной ответственностью "ФЛОГИСТОН-МЕД" (далее - Общество) соответствующей требования документации об электронном аукционе.
В соответствии с протоколом подведения итогов электронного аукциона от 29.09.2021 N0145200000421001134-3 на участие в электронном аукционе подано две заявки ООО "ФЛОГИСТОН-МЕД" и ООО "ШВАБЕ-МОСКВА", обе допущены к участию в электронном аукционе и признаны соответствующими требованиям аукционной документации.
Объектом закупки являются аппараты рентгеновские для флюорографии легких цифровых (Система рентгеновская скрининговая для органов грудной клетки), аукционной документацией к которой установлены требования к техническим и функциональным характеристикам товара (показатели товара), значения которых могут изменяться, установлены в таблице N 2.
N п.п. |
Характеристика (параметр) |
Величина параметра или функции |
Характеристики согласно КТРУ 26.60.11.113-00000122 | ||
Максимальное анодное напряжение, КВ |
125 |
|
Максимальное пространственное разрешение, пар линий/мм |
2,5 и 7 |
Код по ОКПД 2 "26.60.11.113" является подкатегорией класса "26" - Оборудование компьютерное, электронное и оптическое".
Код ОКПД2 "26" - "Оборудование компьютерное, электронное и оптическое" включен в перечень радиоэлектронной продукции, в отношении которого могут устанавливаться ограничения в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 10 июля 2019 года N878.
Из толкования статьи 33 Закона о контрактной системе следует, что при формировании технического задания Заказчику в рамках Закона о контрактной системе предоставлены полномочия по самостоятельному определению параметров и характеристик товара, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности. Однако, Заказчик, осуществляющий закупку в соответствии с положениями Закона о контрактной системе, при описании объекта закупки должен зафиксировать требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны повысить шансы на приобретение товара именно с такими характеристиками, которые ему необходимы, а с другой стороны, не ограничить количество участников закупки.
В соответствии с частью 6 статьи 23 Закона о контрактной системе порядок формирования и ведения в ЕИС каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - КТРУ, Каталог), а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Заказчики обязаны при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:
а) наименование товара, работы, услуги;
б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);
в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).
В соответствии с подпунктом 4 пункта 5 правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Закона о контрактной системе, которые не предусмотрены в позиции каталога, за исключением случая осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2019 N 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление Правительства РФ N 878), при условии установления в соответствии с указанным постановлением ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств.
Обществом в составе заявки на участие в электронном аукционе представлены сведения о том, что к поставке предлагается оборудование "Аппарат рентгеновский для снимков АРС - "Диаком" по ТУ 9442-002-86112671-2010, производства ООО "СЕВКАВРЕНТГЕН-Д", регистрационное удостоверение Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения (Росздравнадзор) от 21.04.2011 N ФСР 2011/10520.
Комиссией установлено, что в государственном реестре медицинских изделий и организаций (индивидуальных предпринимателей), осуществляющих производство и изготовление медицинских изделий содержатся сведения, что к медицинскому изделию с регистрационным номером ФСР 2011/10520 относятся следующие модели медицинского изделия:
|
|
191190 |
Аппарат рентгеновский для снимков АРС - "Диаком" по ТУ 9442-002-86112671-2010: исполнение 0 |
191220 |
Аппарат рентгеновский для снимков АРС - "Диаком" по ТУ 9442-002-86112671-2010: исполнение 1 |
191220 |
Аппарат рентгеновский для снимков АРС - "Диаком" по ТУ 9442-002-86112671-2010: исполнение 2 |
При этом, согласно Аукционной документации, поставляемое оборудование должно соответствовать коду КТРУ 26.60.11.113 данному КТРУ соответствует код медицинского изделия 114400 (ссылка на справочник ЕИС: ttps://zakupki.gov.ru/epz/ktru/ktruCard/commonInfo.html?itemVersionId=114 343). Таким образом для объекта закупки установлен номенклатурный код изделия 114400 "Система рентгеновская скрининговая для органов грудной клетки".
Согласно части 2 статьи 38 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" медицинские изделия подразделяются на классы в зависимости от потенциального риска их применения и на виды в соответствии с номенклатурной классификацией медицинских изделий. Номенклатурная классификация медицинских изделий утверждается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (Росздравнадзор).
В соответствии с Приложением N 1 Приказа Министерства здравоохранения РФ от 6 июня 2012 N 4н "Об утверждении номенклатурной классификации медицинских изделий" номенклатурная классификация медицинских изделий по видам (далее - классификация) содержит числовое обозначение вида медицинского изделия - идентификационный уникальный номер записи, наименование вида медицинского изделия, описание вида медицинского изделия, содержащее соответствующие классификационные признаки вида медицинского изделия, указываемые в зависимости от назначения медицинского изделия.
Классификация медицинских изделий формируется в электронном виде по группам и подгруппам медицинских изделий и размещается на официальном сайте Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (https://roszdravnadzor.gov.ru/services/mi_reesetr).
Каждому медицинскому изделию присваивается код вида номенклатурной классификации медицинских изделий строго согласно его целевому назначению.
Следовательно, предложенный к поставке товар, должен соответствовать не только числовым значениям параметров, указанных в коде позиции КТРУ и описании объекта закупки, но и предполагаемому целевому назначению согласно коду вида номенклатурной классификации медицинских изделий, предусмотренному кодом позиции КТРУ. Указанная информация является частью описания объекта закупки.
Таким образом, ООО "ФЛОГИСТОН-МЕД" предложен к поставке товар, не соответствующий описанию объекта закупки - аппарат рентгеновский для снимков АРС - "Диаком" по ТУ 9442-002-86112671-2010 (РУ NФСР 2011/10520 от 21.04.2011 г.).
В соответствии с пунктом 1 части 6 статьи 69 Закона о контрактной системе заявка на участие в электронном аукционе признается не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в случае непредставления документов и информации, которые предусмотрены частью 11 статьи 24.1, частями 3 или 3.1, 5, 8.2 статьи 66 настоящего Федерального закона, несоответствия указанных документов и информации требованиям, установленным документацией о таком аукционе, наличия в указанных документах недостоверной информации об участнике такого аукциона на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Согласно части 6.1 статьи 66 Закона о контрактной системе в случае установления недостоверности информации, содержащейся в документах, представленных участником электронного аукциона в соответствии с частями 3, 5, 8.2 настоящей статьи, аукционная комиссия обязана отстранить такого участника от участия в электронном аукционе на любом этапе его проведения.
Таким образом, Комиссия пришла к выводу, что в действиях Заказчика усматривается нарушение пункта 1 части 6 статьи 69 Закона о контрактной системе.
В ходе внеплановой проверки, проводимой в соответствии с положениями статьи 99 Закона о контрактной системе Комиссия установила, что Заказчиком в единой информационной системе размещен документ "Разъяснение положений документации об электронном аукционе от 13.09.2021 NРД1", в котором Заказчик в ответ на запрос разъяснений, поступивший от участника закупки указывает, что по вопросам 1, 2, 3, 4, 5 и 6 в документацию об аукционе в электронной форме будут внесены соответствующие изменения.
В соответствии с частью 5 статьи 65 Закона о контрактной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе не должны изменять ее суть.
При этом, в указанном документе содержится, в том числе, следующий вопрос - "4. Анализ проекта контракта показал, что документ составлен не по типовой форме в соответствии Приказом Министерства здравоохранения РФ от 19 августа 2020 г. N 855н "О внесении изменений в типовой контракт на поставку медицинских изделий, ввод в эксплуатацию медицинских изделий, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинские изделия, и специалистов, осуществляющих техническое обслуживание медицинских изделий, утвержденный приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 15 октября 2015 г. N 724н", что является нарушением, так как типовые контракты применяются открытых и закрытых процедурах, и типовые контракты и типовые условия контрактов обязательны к применению для всех заказчиков по 44-ФЗ", на которой Заказчиком отвечено, что будут внесены изменения, при этом, изменения в этой части в актуальную версию документации об электронном аукционе не внесены.
Таким образом, Комиссия пришла к выводу о наличии в действиях Заказчика нарушения части 5 статьи 65 Закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 11 статьи 34 Закона о контрактной системе для осуществления заказчиками закупок федеральные органы исполнительной власти, Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом", Государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос", осуществляющие нормативно-правовое регулирование в соответствующей сфере деятельности, разрабатывают и утверждают типовые контракты, типовые условия контрактов, которые размещаются в единой информационной системе и составляют библиотеку типовых контрактов, типовых условий контрактов. В случае отсутствия таких типовых контрактов, типовых условий контрактов соответствующие типовые контракты, типовые условия контрактов могут быть разработаны и утверждены федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок. Порядок разработки типовых контрактов, типовых условий контрактов, а также случаи и условия их применения устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Проект контракта составлен Заказчиком не по типовой форме утвержденной Приказом Министерства здравоохранения РФ от 19 августа 2020 г. N 855н "О внесении изменений в типовой контракт на поставку медицинских изделий, ввод в эксплуатацию медицинских изделий, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинские изделия, и специалистов, осуществляющих техническое обслуживание медицинских изделий, утвержденный приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 15 октября 2015 г. N 724н".
Заказчик, указав в ответе на запрос о даче разъяснений положений аукционной документации о том, что будут внесены изменения в документацию об электронном аукционе согласился, что им допущено нарушение и проект контракта составлен без учета типовой формы контракта.
Таким образом, Комиссия пришла к выводу, что в действиях Заказчика усматривается нарушение части 11 статьи 34 Закона о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги.
Заказчиком в описании объекта закупки для поставляемого товара по показателю (характеристике) "Максимальное анодное напряжение" установлена единица измерения - "КВ". (Характеристика является обязательной для применения).
При этом, в соответствии с описание товара, указанным в КТРУ единица измерения обозначается в следующем виде - "Киловольт", при этом, официальным сокращением считается следующее обозначение - "кВ".
Таким образом, Комиссия пришла к выводу, что в действиях Заказчика усматривается нарушение пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе в части установление единицы измерения не в соответствии с КТРУ.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе Документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Комиссия установила, что в наименовании показателей (характеристик) требуемого к поставке товара указана формулировка "Максимальное", которая может быть воспринята потенциальными участниками закупки как указание Заказчика на максимальность/минимальность допустимого значения и как формулировка, задающая требование к значению.
При этом, в инструкции по заполнению первой части заявки на участие в электронном аукционе не содержится положение, указывающее о том, что наименования показателей (характеристик) указываются в неизменном виде, что может быть воспринято неоднозначно участниками закупки при заполнении первых частей заявок.
Таким образом, Комиссия пришла к выводу, что в действиях Заказчика усматривается нарушение пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
На основании изложенного и, руководствуясь частью 8 статьи 106, пунктом 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Швабе - Москва" обоснованной.
2. Признать в действиях аукционной комиссии нарушения пункта 1 части 6 статьи 69 Закона о контрактной системе, в действиях Заказчика нарушения части 11 статьи 34, части 6 статьи 65, пунктов 1, 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику предписание об устранении выявленных нарушений путем отмены протоколов, составленных в ходе осуществления закупки, внесения изменений в аукционную документацию;
4. Передать уполномоченному должностному лицу Ленинградского УФАС России материалы дела для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области от 12 октября 2021 г. N 047/06/69-2220/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 15.10.2021