Комиссия Московского областного УФАС России по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Управление, Комиссия),
рассмотрев жалобу ООО "МД-КОНСАЛТИНГ" (далее - Заявитель) на действия (бездействие) Муниципального казенного учреждения "Комитет по благоустройству городского округа Серпухов" (далее - Заказчик), Муниципального казенного учреждения "Управление муниципального заказа Администрации городского округа Серпухов Московской области" (далее - Уполномоченное учреждение) при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения АО "ЕЭТП" (далее - Оператор электронной площадки) открытого конкурса в электронной форме на устройство архитектурно-художественного освещения в рамках реализации проекта "Светлый город" по объектам: Московская обл., г.о. Серпухов, г. Серпухов, Фасады зданий на пл. Ленина: д.4, 12/20, 10/23, 8, 6а, 6, 2/20, 3, 5, 7, 13/1, 14, 18; ул. Революции, д.2/11б, 1/9; ул. 2-ая Московская, д.2/20; пл. Ленина, фасад здания молодежного центра (извещение N 0848300053221000589 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок - www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт)) (далее - Конкурс) и в результате осуществления внеплановой проверки в части доводов жалобы Заявителя в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и в соответствии с Административным регламентом утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Управление поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Уполномоченным учреждением, Оператором электронной площадки Конкурса.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, в части утверждения Конкурсной документации в противоречие нормам Закона о контрактной системе.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) начальная (максимальная) цена контракта - 26 744 377,32 руб.;
2) дата окончания подачи заявок на участие в Конкурсе - 05.10.2021;
3) на участие в Конкурсе подана 1 заявка от участника закупки, признанная соответствующей требованиям Конкурсной документации.
1. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки, в том числе о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В соответствии с частью 6 статьи 31 Закона о контрактной системе Заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона.
Согласно извещению о проведении Конкурса объектом закупки являются "Устройство архитектурно-художественного освещения в рамках реализации проекта "Светлый город" по объектам: Московская обл., г.о. Серпухов, г. Серпухов, Фасады зданий на пл. Ленина: д.4, 12/20, 10/23, 8, 6а, 6, 2/20, 3, 5, 7, 13/1, 14, 18; ул. Революции, д.2/11б, 1/9; ул. 2-ая Московская, д.2/20; пл. Ленина, фасад здания молодежного центра".
В соответствии с пунктом 48 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" деятельность по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации подлежит лицензированию.
В пункте 16 Информационной карты Конкурсной документации Заказчиком установлено, в том числе требование к участникам закупки о наличии действующей лицензии на деятельность по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.
По мнению Заявителя, Заказчиком неправомерно установлено дополнительное требование к участника закупки о наличии действующей лицензии на деятельность по сохранению объектов культурного наследия, поскольку согласно открытым источникам, объекты закупки, расположенные по адресу: Московская область, г. Серпухов, пл. Ленина, д.3. д.4, д.5, д.7, 13/1 являются объектами культурного наследия, при этом остальные объекты закупки не являются объектами культурного наследия.
Вместе с тем, представитель Заказчика на заседании Комиссии представил письменные пояснения, согласно которым: "В соответствии с Указом Президента РФ от 20.02.1995 N 176 "Об утверждении перечня объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения", "Ансамбль торговой площади: северный корпус торговых рядов, нач. XIX в., здание гостиного двора, 1860-е годы", по адресу: Московская область, г. Серпухов, Ленина пл. (в настоящее время - Московская область, городской округ Серпухов, город Серпухов, площадь Ленина, дом 4, дом 3, дом 5, дом 7), являются объектами культурного наследия федерального значения.
В соответствии с распоряжением Главного управления культурного наследия Московской области от 10.05.2017 г. N 45РВ-228 "Об утверждении границы территории и режима использования территории объекта культурного наследия федерального значения "Ансамбль Торговой площади: северный корпус торговых рядов, нач. XIX в., восточный корпус торговых рядов, нач. XIX в., здание Гостиного двора, 1860-е годы", расположенного по адресу: Московская область, городской округ Серпухов, город Серпухов, площадь Ленина, дом 4, дом 3, дом 5, дом 7" утверждены границы территории и режим использования территории объекта (прилагается).
В соответствии со ст. 3.1 N 73-ФЗ от 25.06.2002 (ред. от 11.06.2021) "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов РФ": Территорией объекта культурного наследия является территория, непосредственно занятая данным объектом культурного наследия и (или) связанная с ним исторически и функционально, являющаяся его неотъемлемой частью и установленная в соответствии с настоящей статьей.
У МКУ "Комитет по благоустройству городского округа Серпухов" имеется Акт государственной историко-культурной экспертизы раздела проектной документации, обосновывающего меры по обеспечению сохранности объекта культурного наследия федерального значения "Ансамбль торговой площади: северный корпус торговых рядов, нач. XIX в., восточный корпус торговых рядов, нач. XIX в., здание гостиного двора, 1860-е годы", по адресу: Московская область, городской округ Серпухов, г. Серпухов, пл. Ленина, д. 4, 3, 5, 7 при проведении работ по установке устройства архитектурно - художественного освещения в рамках реализации проекта "Светлый город" по адресу г. Серпухов, фасады зданий на пл. Ленина: д.4, 12/20, 10/23, 8, 6а, 2/20, 3, 5, 7, 13/1, 14, 18; ул. Революции, д.2/11б, 1/9; ул. 2-ая Московская, д. 2/20; Фасад здания молодежного центра пл. Ленина, а также письмо о согласовании данного Акта Главным управлением культурного наследия Московской области от 11.05.2021 N 34 Исх-2480 (прилагаются).
В соответствии с абзацем 1 раздела "Анализ результата предлагаемых к проведению работ на соответствие предмету охраны объекта культурного наследия" вышеуказанного Акта (стр. 14), "Здания по адресу: Московская область, г. Серпухов, пл. Ленина: д. 12/20, 10/23, 8, 6а, 2/20, 13/1, 14, 18; Ул. Революции, д.2/11б, 1/9; Ул. 2-ая Московская, д. 2/20; здание молодежного центра пл. Ленина (далее - Здания) не являются объектами культурного наследия, но расположены по границе территории объектов культурного наследия федерального значения "Ансамбль торговой площади: северный корпус торговых рядов, нач. XIX в., восточный корпус торговых рядов, нач. XIX в., здание гостиного двора, 1860-е годы", по адресу: Московская область, городской округ Серпухов, город Серпухов пл. Ленина, д. 4, 3, 5, 7, и расположены в охранной зоне Ансамбля торговой площади, особого режима использования земель и требований к градостроительным регламентам в границах данной зоны.
Соответственно, здания, указанные заявителем ООО "ВЕРШИНА" в жалобе, а именно: здания по адресу: Московская область, г. Серпухов, пл. Ленина: д. 12/20, 10/23, 8, 6а, 2/20, 13/1, 14, 18; Ул. Революции, д.2/11б, 1/9; Ул. 2-ая Московская, д. 2/20; здание молодежного центра пл. Ленина, несмотря на то, что не являются объектами культурного наследия, расположены в охранной зоне объектов культурного наследия (Московская область, городской округ Серпухов, город Серпухов пл. Ленина, д. 4, 3, 5, 7), и проведения работ на их территории требует соблюдения особого режима использования данных земель и градостроительных регламентов в границах данной зоны.
Основанием для принятия решения о возможности проведения работ по сохранению объекта культурного наследия является Акт государственной историко-культурной экспертизы раздела проектной документации, обосновывающего меры по обеспечению сохранности объекта культурного наследия федерального значения "Ансамбль торговой площади: северный корпус торговых рядов, нач. XIX в., восточный корпус торговых рядов, нач. XIX в., здание гостиного двора, 1860-е годы", по адресу: Московская область, городской округ Серпухов, г. Серпухов, пл. Ленина, д. 4, 3, 5, 7 при проведении работ по установке устройства архитектурно - художественного освещения в рамках реализации проекта "Светлый город" по адресу г. Серпухов, фасады зданий на пл. Ленина: д.4, 12/20, 10/23, 8, 6а, 2/20, 3, 5, 7, 13/1, 14, 18; ул. Революции, д.2/11б, 1/9; ул. 2-ая Московская, д. 2/20; Фасад здания молодежного центра пл. Ленина, получивший положительное заключение Главного управления культурного наследия Московской области".
Изучив документы, представленные на заседании Комиссии представителем Заказчика, Комиссия приходит к выводу о том, что действия Заказчика, Уполномоченного учреждения в части установления требования к участникам закупки о наличии действующей лицензии на деятельность по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, не противоречат нормам Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, представителем Заявителя на заседании Комиссии не представлено документов, подтверждающих обратного.
Следовательно, довод жалобы Заявителя является необоснованным.
2. Согласно пункту 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе Конкурсная документация должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В соответствии с частью 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии: 1) цена контракта; 2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ; 3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки; 4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Согласно части 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила).
При этом, согласно пункту 3 Правил "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
В соответствии с пунктом 27(2) Правил в случае осуществления закупки, по результатам которой заключается контракт, предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства (в том числе линейного объекта), проведению работ по сохранению объектов культурного наследия, а также контракт, предусмотренный частями 16 (если контракт жизненного цикла предусматривает проектирование, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства), 16.1 статьи 34 и частью 56 статьи 112 Закона о контрактной системе, по нестоимостному критерию оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" в документации о закупке устанавливается один или несколько следующих показателей:
а) общая стоимость исполненных контрактов (договоров) на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу;
б) общее количество исполненных контрактов (договоров) на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу;
в) наибольшая цена одного из исполненных контрактов (договоров) на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу.
Пунктом 27(3) Правил установлено, что для оценки заявок (предложений) по показателям, предусмотренным пунктом 27(2) Правил, в документации о закупке устанавливается и учитывается при оценке один или несколько следующих видов контрактов (договоров):
а) контракты (договоры), предусматривающие выполнение работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, проведение работ по сохранению объектов культурного наследия, относящихся к виду объекта капитального строительства, выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу которого является объектом закупки. К таким видам объектов капитального строительства относятся:
- объекты капитального строительства (за исключением линейных объектов);
- линейные объекты капитального строительства;
- особо опасные, технически сложные и уникальные объекты капитального строительства;
- объекты культурного наследия;
б) контракты (договоры), соответствующие виду контракта, заключаемого по результатам закупки. К таким видам контрактов (договоров) относятся:
- контракт, предусмотренный частью 16 статьи 34 Закона о контрактной системе (если контракт жизненного цикла предусматривает проектирование, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт предусмотренного подпунктом "а" настоящего пункта объекта капитального строительства соответствующего вида);
- контракт, предусмотренный частью 16.1 статьи 34 Закона о контрактной системе (в отношении предусмотренного подпунктом "а" настоящего пункта объекта капитального строительства соответствующего вида);
- контракт, предусмотренный частью 56 статьи 112 Закона о контрактной системе (в отношении предусмотренного подпунктом "а" настоящего пункта объекта капитального строительства соответствующего вида);
- контракт, предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу предусмотренного подпунктом "а" настоящего пункта объекта капитального строительства соответствующего вида;
- контракт, предметом которого является проведение работ по сохранению объектов культурного наследия.
В Критериях оценки заявок по показателю "Опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема" установлено, в том числе следующее:
"Под работами сопоставимого характера считаются: работы по устройству архитектурно-художественного освещения (подсветки) зданий/сооружений (в том числе объектов культурного наследия), стоимость которых по одному контракту составляет не менее 10% от начальной (максимальной) цены контракта по данной закупке".
Согласно извещению о проведении Конкурса, объектом закупки является "Устройство архитектурно-художественного освещения в рамках реализации проекта "Светлый город" по объектам: Московская обл., г.о. Серпухов, г. Серпухов, Фасады зданий на пл. Ленина: д.4, 12/20, 10/23, 8, 6а, 6, 2/20, 3, 5, 7, 13/1, 14, 18; ул. Революции, д.2/11б, 1/9; ул. 2-ая Московская, д.2/20; пл. Ленина, фасад здания молодежного центра".
При этом, Комиссия приходит к выводу о том, что установление в порядке оценки условий о том, что по указанному показателю учитываются при оценке контракты, договоры предметом которых является выполнение работ по устройству архитектурно-художественного освещения (подсветки) зданий/ сооружений (в том числе объектов культурного наследия), не соответствует положениям пунктов 27(2), 27(3) Правил и положениям Закона о контрактной системе.
Кроме того, Комиссия приходит к выводу, что порядок оценки по указанному показателю ограничивает возможность участников закупки получить максимальное количество баллов, поскольку установление в порядке оценки требования о том, что оценке подлежат контракты (договоры), стоимость которых по одному контракту составляет не менее 10% от начальной (максимальной) цены контракта по данной закупке, не позволяет выявить лучшие условия исполнения контракта.
Таким образом, по показателю "Опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема" не представляется возможным выявить лучшее предложение об условиях исполнения контракта.
Комиссия приходит к выводу о нарушении Заказчиком, Уполномоченным учреждением пункта 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем, Комиссия приходит к выводу, что выявленное нарушение не повлияло на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя), поскольку на участию в Конкурсе подана единственная заявка, признанная соответствующей требованиям Конкурсной документации.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "МД-КОНСАЛТИНГ" необоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика, Уполномоченного учреждения нарушение пункта 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе.
3. Заказчику, Уполномоченному учреждению, Оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении допущенных нарушений Закона о контрактной системе не выдавать.
4. Передать материалы дела от 11.10.2021 N 050/06/39703эп/2021 по выявленным нарушениям Закона о контрактной системе соответствующему должностному лицу Управления для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Московской области от 11 октября 2021 г. N 050/06/39703эп/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 14.10.2021