Комиссия Московского областного УФАС России в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Управление, Комиссия),
рассмотрев жалобу ООО Аудиторская компания "Бизнес-Актив" (далее - Заявитель) на действия (бездействие) Муниципального унитарного предприятия "Производственно-техническое объединение жилищно-коммунального хозяйства" городского округа Ступино Московской области (далее - Заказчик) при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения ООО "РТС-тендер" (далее - Оператор электронной площадки) открытого конкурса в электронной форме для заключения договора на проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности (согласно ч. 4 ст. 5 Федерального закона от 30.12.2008 г. N 307-ФЗ) на оказание услуг по проведению обязательного аудита МУП "ПТО ЖКХ" (извещение N 0548300000121000001 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок - www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт) (далее - Конкурс), и в результате осуществления внеплановой проверки в части доводов жалобы Заявителя в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и в соответствии с Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Управление поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Заказчиком, Оператором электронной площадки Конкурса.
По мнению Заявителя его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, утвердившего Конкурсную документацию в противоречие положениям Закона о контрактной системе.
В соответствии с извещением о проведении Конкурса, Конкурсной документацией, протоколами, составленными при осуществлении закупки:
1) начальная (максимальная) цена контракта - 463 333,33 руб.;
2) дата окончания подачи заявок - 07.10.2021.
1. Согласно доводу жалобы Заявителя, Заказчиком в Конкурсной документации ненадлежащим образом установлен предмет закупки.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать, в том числе наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги.
Согласно извещению о проведении Конкурса, объектом закупки является "Оказание услуг по проведению обязательного аудита МУП "ПТО ЖКХ".
Заказчиком выбран способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения открытого конкурса в электронной форме для заключения договора на проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности (согласно ч. 4 ст. 5 Федерального закона от 30.12.2008 г. N 307-ФЗ).
В пункте 1.1. проекта контракта Конкурсной документации установлено, в том числе следующее: "Исполнитель обязуется оказать услуги по проведению обязательного аудита производственно-хозяйственной и финансовой деятельности Заказчика, в соответствии с Техническим заданием (Приложение N 5 к Контракту) (далее - услуги), а Заказчик обязуется принять оказанные услуги и оплатить их в порядке и на условиях, предусмотренных настоящим Контрактом".
Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика в части установления описания предмета закупки не противоречат положениям Закона о контрактной системе.
Следовательно, довод жалобы Заявителя не нашел своего подтверждения.
2. Согласно пункту 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе Конкурсная документация должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В соответствии с частью 2 статьи 54.5 Закона о контрактной системе Конкурсной комиссией на основании результатов рассмотрения вторых частей заявок, документов и информации, предусмотренных частью 11 статьи 24.1 Закона о контрактной системе, принимается решение о соответствии или о несоответствии заявки на участие в таком конкурсе требованиям, установленным конкурсной документацией, в порядке и по основаниям, которые предусмотрены настоящей статьей.
В соответствии с частью 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии: 1) цена контракта; 2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ; 3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки; 4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Согласно части 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила).
При этом, согласно пункту 3 Правил "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
Пунктом 11 Правил установлено, что для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.
Пунктом 27 Правил установлено, что Показателями нестоимостного критерия оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" могут быть следующие показатели:
а) квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг;
б) опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема;
в) обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ, оказания услуг;
г) обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами;
д) деловая репутация участника закупки.
Согласно доводу жалобы Заявителя, Заказчиками в Конкурсной документации ненадлежащим образом установлен порядок оценки заявок участников закупки по показателю "Обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами".
В Критериях оценки заявок на участие в Конкурсе по показателю "Обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами" нестоимостного критерия "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" (далее - Квалификация участников закупки) установлено, в том числе, следующее:
"Оценивается количество в штате аудиторской организации аудиторов с действующими квалификационными аттестатами аудиторов, выданными в соответствии с Федеральным законом от 30.12.2008 N307-ФЗ "Об аудиторской деятельности", после "01" января 2011 г., с которыми участником закупки заключены трудовые договора и/или гражданско-правовые договора.
При оценке по данному показателю сведения участника закупки засчитываются только при условии предоставления в отношении каждого заявленного специалиста: документов, подтверждающих наличие трудовых и/или гражданско-правовых отношений с участником Открытого конкурса".
Изучив Критерии оценки заявок на участие в Конкурсе, Комиссия приходит к выводу, что вышеуказанный порядок оценки заявок участников закупки не ограничивает количество участников закупки и не противоречит положениям Закона о контрактной системе.
Следовательно, довод жалобы Заявителя не нашел своего подтверждения.
3. В Критериях оценки заявок на участие в Конкурсе по показателю "Опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема" нестоимостного критерия Квалификация участников закупки установлено, в том числе, следующее:
"Содержание показателя С1: Оценивается количество проведенных проверок в муниципальных унитарных предприятиях за период с 2016 по 2021 годы.
Нет опыта - 0 баллов
1-5 аудиторских проверок - 5 баллов
6-10 аудиторских проверок - 15 баллов
11-16 аудиторских проверок - 25 баллов
17-25 аудиторских проверок - 35 баллов
26-35 аудиторских проверок - 50 баллов
36-45 аудиторских проверок - 70 баллов
46-49 аудиторских проверок - 80 баллов
50 и более аудиторских проверок - 100 баллов
Опыт участника по аудиту отчетности муниципальных унитарных предприятий за период 2016-2021 гг. подтверждается копиями контрактов и договоров с приложением актов приема-передачи выполненных услуг за период 2016-2021 годы".
Комиссия приходит к выводу, что требование о представлении контрактов (договоров) на оказание услуг по проведению проверок в муниципальных унитарных предприятий исключает возможность представить документы и сведения, подтверждающие наличие опыта по оказанию услуг в иных учреждениях и организациях, что ограничивает количество участников закупки и противоречит положениям Закона о контрактной системе.
Кроме того, Комиссия приходит к выводу о том, что участникам закупки не представляется возможным понять, каким образом Конкурсная комиссия будет оценивать показатель "Опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема", так как порядок оценки, установленный в Конкурсной документации, не позволяет участникам закупки установить пропорциональную зависимость между предоставляемыми сведениями и присваиваемыми баллами по указанным показателям.
Таким образом, изучив указанный порядок оценки, Комиссия приходит к выводу, что установленный Заказчиком порядок оценки не позволяет выявить лучшие условия исполнения контракта и объективно сопоставить предложения участников Конкурса.
Таким образом, действия Заказчика нарушают пункт 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
4. В Критериях оценки заявок на участие в Конкурсе по показателю "Обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами" нестоимостного критерия Квалификация участников закупки установлено, в том числе, следующее:
"Содержание показателя С2: Оценивается количество в штате аудиторской организации аудиторов с действующими квалификационными аттестатами аудиторов, выданными в соответствии с Федеральным законом от 30.12.2008 N307-ФЗ "Об аудиторской деятельности", после "01" января 2011 г., с которыми участником закупки заключены трудовые договора и/или гражданско-правовые договора.
При наличии в штате аудиторской организации:
- менее 5-ти аттестованных аудитора - 0 баллов;
- от 6 до 8 аттестованных аудитора - 10 баллов;
- от 9 до 12 аттестованных аудитора - 20 баллов;
- от 13 до 18 аттестованных аудитора - 30 баллов;
- от 19 до 22 аттестованных аудитора - 40 баллов;
- от 23 до 29 аттестованных аудитора - 60 баллов;
- от 30 и более аттестованных аудиторов - 100 баллов.
Максимальное значение показателя 100 баллов:
Наличие трудовых ресурсов, предлагаемых для оказания услуг подтверждается копиями трудовых договоров и/или гражданско-правовых договоров, копиями квалификационных аттестатов аудиторов, а также выпиской из штатного расписания.
Представленный неполный пакет документов на каждого аудитора не подтверждает квалификацию персонала и не оценивается.
При оценке по данному показателю сведения участника закупки засчитываются только при условии предоставления в отношении каждого заявленного специалиста: документов, подтверждающих наличие трудовых и/или гражданско-правовых отношений с участником Открытого конкурса, а также согласия каждого специалиста на обработку персональных данных, оформленного в соответствии с требованиями Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ "О персональный данных".
Вместе с тем, Комиссия приходит к выводу о том, что участникам закупки не представляется возможным понять, каким образом Конкурсная комиссия будет оценивать показатель "Обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами", так как порядок оценки, установленный в Конкурсной документации, не позволяет участникам закупки установить пропорциональную зависимость между предоставляемыми сведениями и присваиваемыми баллами по указанным показателям.
Вместе с тем, Комиссия приходит к выводу, что копии согласий на обработку персональных данных оформленных в соответствии с требованиями Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ "О персональный данных" не являются документом, подтверждающим наличие у участника закупки трудовых ресурсов, привлекаемых для исполнения контракта.
Таким образом, изучив указанный порядок оценки, Комиссия приходит к выводу, что установленный Заказчиком порядок оценки не позволяет выявить лучшие условия исполнения контракта и объективно сопоставить предложения участников Конкурса.
Таким образом, действия Заказчика нарушают пункт 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106, частью 1 статьи 112 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО Аудиторская компания "Бизнес-Актив" необоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение пункта 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе.
3. Заказчику, Конкурсной комиссии, Оператору электронной площадки выдать обязательное для исполнения предписание об устранении допущенных нарушений Закона о контрактной системе.
4. Материалы дела от 11.10.2021 N 50/06/39970ип/21по выявленным нарушениям Закона о контрактной системе передать соответствующему должностному лицу Управления для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Московской области от 11 октября 2021 г. N 50/06/39970ип/21
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 14.10.2021