Резолютивная часть решения объявлена 06.10.2021 года
Решение в полном объеме изготовлено 11.10.2021 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва (далее - Тывинское УФАС России) по контролю в сфере закупок в составе:
Председательствующий Комиссии: "..." - заместитель руководителя управления - начальник отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти,
Члены Комиссии:
"..." - специалист-эксперт отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти;
"..." - специалист 1 разряда отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти,
в отсутствии надлежащим образом извещенных представителей государственного заказчика - Федерального казённого учреждения здравоохранения "Тувинская противочумная станция" Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (далее - ФКУЗ "Тувинская противочумная станция" Роспотребнадзора),
на основании приказа Тывинского УФАС России от 29.09.2021 года N 338, подпункта "б" пункта 2 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 01.10.2020 года N 1576 (далее - Правила), и в результате внеплановой документарной проверки электронного аукциона N 0312100005421000029 "Молоко и молочная продукция", начальная (максимальная) цена контракта - 110 500,00 рублей.
УСТАНОВИЛА:
В адрес Тывинского УФАС России поступило поручение ФАС России от 03.09.2021 года N ПИ/74558/21 (вх. N 4212 от 06.09.2021 года) о проведении проверки на предмет использования заказчиками положений типового контракта, утвержденного приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 19.03.2020 года N 140.
Во исполнение поручения ФАС России от 03.09.2021 года N ПИ/74558/21 Тывинским УФАС России осуществлен мониторинг закупок, Единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС), в ходе которого в действиях (бездействии) ФКУЗ "Тувинская противочумная станция" Роспотребнадзора при проведении электронного аукциона N 0312100005421000029 обнаружены признаки нарушения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок.
На основании изложенного, приказом Тывинского УФАС России от 29.09.2021 года N 338 назначено проведение внеплановой документарной проверки электронного аукциона N 0312100005421000029.
Тывинским УФАС России в адрес государственного заказчика и оператора электронной торговой площадки были направлены уведомления о проведении внеплановой документарной проверки, сообщение о месте и времени заседания Комиссии Тывинского УФАС России.
Также, информация о проведении внеплановой документарной проверки электронного аукциона N 0312100005421000029, а также информация о месте и времени заседания Комиссии Тывинского УФАС России, размещена в ЕИС.
Проведя внеплановую документарную проверку электронного аукциона N 0312100005421000029, Комиссия Тывинского УФАС России приходит к следующему.
ФКУЗ "Тувинская противочумная станция" Роспотребнадзора в ЕИС 29.04.2021 года размещено извещение о проведении электронного аукциона N 0312100005421000029 "Молоко и молочная продукция", начальная (максимальная) цена контракта - 110 500,00 рублей.
Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе N 0312100005421000029 от 13.05.2021 года на момент окончания срока подачи заявок поступило четыре заявки, которые аукционной комиссией допущены к участию в электронном аукционе N 0312100005421000029.
Согласно протоколу проведения электронного аукциона N 0312100005421000029 от 14.05.2021 года наименьшее ценовое предложение представлено участником закупки N 109790802 в размере 85 085,00 рублей, от участника закупки N 109784092 поступило ценовое предложение в размере 85 085,00 рублей, от участника закупки N 109766223 поступило ценовое предложение в размере 85 085,00 рублей, от участника закупки N 109781444 поступило ценовое предложение в размере 93 500,00 рублей.
Согласно протоколу подведения итогов электронного аукциона N 0312100005421000029 от 19.05.2021 года заявки участников закупки N 109790802, N 109784092, N 109766223 и N 109781444 признаны соответствующими требованиям, установленным законодательством о контрактной системе и документацией электронного аукциона N 0312100005421000029.
01.06.2021 года по результатам электронного аукциона N 0312100005421000029 заключен государственный контракт N Ф.2021.029.
1. В соответствии с частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе, за исключением случая, предусмотренного частью 3.1 настоящей статьи, должна содержать:
1) согласие участника электронного аукциона на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе и не подлежащих изменению по результатам проведения электронного аукциона (такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки);
2) при осуществлении закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг:
а) наименование страны происхождения товара;
б) конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об электронном аукционе.
Изучив документацию электронного аукциона N 0312100005421000029, Комиссией Тывинского УФАС России, установлено что государственным заказчиком - ФКУЗ "Тувинская противочумная станция" Роспотребнадзора в пункте 3.2. раздела 3 документации об электронном аукционе N 0312100005421000029 установлены требования к содержанию первой части заявки в недействующей редакции от 29.06.2018 года N 43.
Таким образом, в действиях государственного заказчика - ФКУЗ "Тувинская противочумная станция" Роспотребнадзора установлено нарушение части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, в части ненадлежащего установления в документации электронного аукциона N 0312100005421000029 требования к содержанию первой части заявки.
2. В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Пункт 3.4 раздела 3 документации об электронном аукционе N 0312100005421000029 содержит инструкцию по заполнению заявки.
Согласно описанию объекта закупки (Техническое задание) установлены следующие требования к характеристикам товара.
Наименование характеристики |
Значение характеристики |
Единица измерения |
|||
Массовая доля жира, max |
|
||||
Вид молока |
|
||||
Вид молока по содержанию лактозы |
|
||||
Массовая доля жира, min |
|
||||
Вид молочного сырья |
|
||||
Наличие обогащающих компонентов |
|
||||
Вид молока по способу обработки |
|
При этом, в инструкции по заполнению заявки отсутствуют правила чтения символов и знаков, используемых при описании товаров электронного аукциона N 0312100005421000029.
Таким образом, действия государственного заказчика - ФКУЗ "Тувинская противочумная станция" Роспотребнадзора, установившего в документации электронного аукциона N 0312100005421000029 ненадлежащую инструкцию по заполнению заявки на участие в электронном аукционе, нарушают пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
3. Согласно части 1 статьи 45 Закона о контрактной системе заказчики в качестве обеспечения заявок, исполнения контрактов, гарантийных обязательств принимают банковские гарантии, выданные банками, соответствующими требованиям, установленным Правительством Российской Федерации, и включенными в перечень, предусмотренный частью 1.2 настоящей статьи.
Частью 8.2 статьи 45 Закона о контрактной системе предусмотрено, что дополнительные требования к банковской гарантии, используемой для целей настоящего Федерального закона, порядок ведения и размещения в единой информационной системе реестра банковских гарантий, порядок формирования и ведения закрытого реестра банковских гарантий, в том числе включения в него информации, порядок и сроки предоставления выписок из него, форма требования об осуществлении уплаты денежной суммы по банковской гарантии устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 08.11.2013 N 1005 утверждены:
- дополнительные требования к банковской гарантии, используемой для целей Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд";
- перечень документов, представляемых заказчиком банку одновременно с требованием об осуществлении уплаты денежной суммы по банковской гарантии;
- Правила ведения и размещения в единой информационной системе в сфере закупок реестра банковских гарантий;
- форму требования об осуществлении уплаты денежной суммы по банковской гарантии;
- Правила формирования и ведения закрытого реестра банковских гарантий.
Согласно подпункту "а" дополнительных требований к банковской гарантии в соответствии с Постановлением Правительства РФ N 1005 банковская гарантия оформляется в письменной форме на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, вид которой предусмотрен Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", лица, имеющего право действовать от имени банка (далее - гарант), на условиях, определенных гражданским законодательством и статьей 45 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", с учетом в том числе следующих требований к обязательному закреплению в банковской гарантии:
- права заказчика в случае ненадлежащего выполнения или невыполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, обеспеченных банковской гарантией, представлять на бумажном носителе или в форме электронного документа требование об уплате денежной суммы по банковской гарантии, предоставленной в качестве обеспечения исполнения контракта, в размере цены контракта, уменьшенном на сумму, пропорциональную объему фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом и оплаченных заказчиком, но не превышающем размер обеспечения исполнения контракта;
- права заказчика в случаях, установленных частью 15 статьи 44 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", представлять на бумажном носителе или в форме электронного документа требование об уплате денежной суммы по банковской гарантии, предоставленной в качестве обеспечения заявки, в размере обеспечения заявки, установленном в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке;
- права заказчика в случае ненадлежащего выполнения или невыполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) требований к гарантии качества товара, работы, услуги, а также требований к гарантийному сроку и (или) объему предоставления гарантий их качества, гарантийному обслуживанию товара (далее - гарантийные обязательства), обеспеченных банковской гарантией, представлять на бумажном носителе или в форме электронного документа требование об уплате денежной суммы по банковской гарантии, предоставленной в качестве обеспечения исполнения гарантийных обязательств, в порядке и размере, установленными в контракте в соответствии с Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Комиссия Тывинского УФАС России, изучив пункт 14 раздела 6 Информационной карты документации электронного аукциона N 0312100005421000029, приходит к выводу, что положения указанных норм применены государственным заказчиком в неактуальной редакции.
На основании изложенного, в действиях государственного заказчика - ФКУЗ "Тувинская противочумная станция" Роспотребнадзора установлено нарушение части 8.2 статьи 45 Закона о контрактной системе и подпункта "а" дополнительных требований к банковской гарантии в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 08.11.2013 N 1005, в части ненадлежащего установления в документации электронного аукциона N 0312100005421000029 требований к банковской гарантии.
4. В соответствии с частью 2 статьи 34 Закона о контрактной системе при заключении контракта указывается, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта, а в случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 Закона о контрактной системе, указываются цены единиц товара, работы, услуги и максимальное значение цены контракта, а также в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, указываются ориентировочное значение цены контракта либо формула цены и максимальное значение цены контракта, установленные заказчиком в документации о закупке. При заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей и статьей 95 Закона о контрактной системе. В случае, если проектом контракта предусмотрены отдельные этапы его исполнения, цена каждого этапа устанавливается в размере, сниженном пропорционально снижению начальной (максимальной) цены контракта участником закупки, с которым заключается контракт.
В силу части 4 статьи 64 Закона о контрактной системе к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.
Изучив проект контракта документации электронного аукциона N 0312100005421000029, Комиссия Тывинского УФАС России, приходит к выводу, что в указанном контракте отсутствует указание о том, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта, что нарушает требования части 2 статьи 34 Закона о контрактной системе.
5. В соответствии с пунктом 1 части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включаются обязательные условия о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, в том числе с учетом положений части 13 статьи 37 Закона о контрактной системе, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, о порядке и сроках оформления результатов такой приемки, а также о порядке и сроке предоставления поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обеспечения гарантийных обязательств в случае установления в соответствии со статьей 96 Закона о контрактной системе требования обеспечения гарантийных обязательств. В случае, если контрактом предусмотрены его поэтапное исполнение и выплата аванса, в контракт включается условие о размере аванса в отношении каждого этапа исполнения контракта в виде процента от размера цены соответствующего этапа.
Согласно части 13.1. статьи 34 Закона о контрактной системе срок оплаты заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта должен составлять не более тридцати дней с даты подписания заказчиком документа о приемке, предусмотренного частью 7 статьи 94 Закона о контрактной системе, за исключением случаев, если иной срок оплаты установлен законодательством Российской Федерации, случая, указанного в части 8 статьи 30 Закона о контрактной системе, а также случаев, когда Правительством Российской Федерации в целях обеспечения обороноспособности и безопасности государства установлен иной срок оплаты.
В пункте 2.3. проекта контракта аукционной документации электронного аукциона N 0312100005421000029 установлено, что оплата по настоящему Контракту осуществляется в рублях Российской Федерации за фактически поставленный товар после проведения экспертизы (а в случае, если по результатам такой экспертизы установлены нарушения требований контракта, после устранения данных нарушений) и приемки фактически поставленного товара, на основании счета (счета-фактуры) и товарной накладной и (или) УПД подписанного Сторонами и (или) в электронной форме, в течение 30 (Тридцати) рабочих дней со дня подписания Заказчиком документа о приемке поставленного товара.
Комиссия Тывинского УФАС России приходит к выводу, что в документации об электронном аукционе N 0312100005421000029, государственным заказчиком условие о сроке оплаты товара в проекте контракта установлен в срок, выходящий за пределы установленных Законом о контрактной системе.
На основании изложенного, государственным заказчиком - ФКУЗ "Тувинская противочумная станция" Роспотребнадзора нарушен часть 13.1 статьи 34 Закона о контрактной системе, в части неправомерного установления в проекте контракта документации электронного аукциона N 0312100005421000029 требования к сроку оплаты поставленного товара.
6. Пунктом 8 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе установлено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать информацию о размере обеспечения исполнения контракта, срок и порядок предоставления указанного обеспечения, требования к обеспечению исполнения контракта.
В соответствии с частью 3 статьи 96 Закона о контрактной системе исполнение контракта, гарантийные обязательства могут обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 Закона о контрактной системе, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта, гарантийных обязательств, срок действия банковской гарантии определяются в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. При этом срок действия банковской гарантии должен превышать предусмотренный контрактом срок исполнения обязательств, которые должны быть обеспечены такой банковской гарантией, не менее чем на один месяц, в том числе в случае его изменения в соответствии со статьей 95 Закона о контрактной системе.
В пункте 14 раздела 6 Информационной карты электронного аукциона N 0312100005421000029 установлены срок и порядок представления обеспечения исполнения контракта и обеспечения гарантийных обязательств, согласно которому в случае выбора поставщиком способа обеспечения исполнения контракта в виде банковской гарантии, срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.
Как было установлено выше, к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации (часть 4 статьи 64 Закона о контрактной системе).
Так, в пункте 3.5. проекта контракта аукционной документации установлено следующее: "В случае если обеспечение исполнения настоящего Контракта представлено в форме безотзывной банковской гарантии, срок действия такой банковской гарантии должен превышать предусмотренный настоящим Контрактом срок исполнения обязательств, которые должны быть обеспечены такой банковской гарантией, не менее чем на один месяц, в том числе в случае его изменения в соответствии со статьей 95 Закона N 44-ФЗ".
Таким образом, в действиях государственного заказчика - ФКУЗ "Тувинская противочумная станция" Роспотребнадзора установлено нарушение части 3 статьи 96 Закона о контрактной системе, в части установления в документации электронного аукциона N 0312100005421000029 и в проекте контракта аукционной документации противоречивых сведений в отношении срока действия банковской гарантии.
Указанные действия государственного заказчика содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.
7. По факту неприменения положений типового контракта, утвержденного приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 19.03.2020 года N 140, нарушений законодательства о контрактной системе не установлено, поскольку отсутствует одно из обязательных условий для применения указанного типового контракта (код КТРУ).
Поскольку по результатам электронного аукциона N 0312100005421000029 заключен государственный контракт от 01.06.2021 года N Ф.2021.029, у Комиссии Тывинского УФАС России отсутствуют основания для выдачи предписания об устранении допущенных нарушений законодательства о контрактной системе.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 99 Закона о контрактной системе и Правилами, Комиссия Тывинского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Установить в действиях государственного заказчика - Федерального казённого учреждения здравоохранения "Тувинская противочумная станция" Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека нарушения:
1.1. части 3 статьи 66 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", в части ненадлежащего установления в документации электронного аукциона N 0312100005421000029 требования к содержанию первой части заявки;
1.2. пункта 2 части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", в части установления в документации электронного аукциона N 0312100005421000029 ненадлежащей инструкции по заполнению заявки на участие в электронном аукционе;
1.3. части 8.2 статьи 45 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", подпункта "а" дополнительных требований к банковской гарантии в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 08.11.2013 N 1005, в части ненадлежащего установления в документации электронного аукциона N 0312100005421000029 требований к банковской гарантии;
1.4. части 2 статьи 34 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", в части не указания в проекте контракта документации электронного аукциона N 0312100005421000029 сведений о том, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта;
1.5. части 13.1 статьи 34 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", в части неправомерного установления в проекте контракта документации электронного аукциона N 0312100005421000029 требования к сроку оплаты поставленного товара;
1.6. части 3 статьи 96 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", в части установления в документации электронного аукциона N 0312100005421000029 и в проекте контракта аукционной документации противоречивых сведений в отношении срока действия банковской гарантии.
2. В связи с заключением государственного контракта по результатам электронного аукциона N 0312100005421000029, предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе не выдавать.
3. Передать материалы жалобы уполномоченному должностному лицу Тывинского УФАС России для принятия решения о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении виновных должностных лиц.
Председательствующий Комиссии |
"..." |
Члены Комиссии |
"..." "..." |
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва от 11 октября 2021 г. N 017/06/99-46/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 11.10.2021