Резолютивная часть решения объявлена 11.10.2021 г.
Решение в полном объеме изготовлено 14.10.2021 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва (далее - Тывинское УФАС России) по контролю в сфере закупок в составе:
Председатель Комиссии: "_" - руководитель Тывинского УФАС России,
Члены Комиссии:
"_" - специалист-эксперт отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти;
"_" - специалист I разряда отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти.
При участии в рассмотрении обращения:
от заказчика - Государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Тыва (далее - ГУ - ОПФР по Республике Тыва, заказчик):
- "_" действующий на основании доверенности от 01.10.2021 года б/н;
в отсутствии надлежащим образом извещенного представителя Общества с ограниченной ответственностью "Байлак",
рассмотрев обращение (вх. N 4698 от 05.10.2021 года) Государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Тыва о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений в отношении Общества с ограниченной ответственностью "Байлак" (667003, Республика Тыва, г. Кызыл, ул. Горная, д. 13, кв. 115, ИНН: 1700001114, КПП: 170001001, ОГРН: 1211700000490, дата регистрации 15.03.2021) (далее ООО "Байлак", Общество), в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения государственного контракта N Ф. 2021.28 от 05.05.2021 года, заключенного по итогам электронного аукциона N 0212100000121000022 "Выполнение работ по текущему ремонту административного здания ОПФР по Республике Тыва", Комиссия Тывинского УФАС России,
УСТАНОВИЛА:
Обращение подготовлено в соответствии с требованиями статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и Постановления Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 года N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)" (далее Правила), в связи с чем принято к рассмотрению.
Кроме того, на основании приказа Тывинского УФАС России от 06.10.2021 года N 346 в соответствии с пунктом 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе назначено проведение внеплановой документарной проверки электронного аукциона N 0212100000121000022.
На заседании Комиссии Тывинского УФАС России представитель заказчика поддержал доводы, изложенные в обращении, а также пояснил, что после принятия решения от 12.08.2021 года об одностороннем отказе от исполнения государственного контракта N Ф. 2021.28 от 05.05.2021 года со стороны ООО "Байлак" никаких действий по выполнению условий контракта не производилось.
От ООО "Байлак" пояснений о причинах ненадлежащего исполнения обязательств по контракту не поступало.
Рассмотрев обращение и иные материалы дела N 017/06/104-49/2021, Комиссия Тывинского УФАС России приходит к следующему.
Заказчиком - Государственным учреждением - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Тыва в Единой информационной системе в сфере закупок в сети Интернет www.zakupki.gov.ru (далее ЕИС) 08.04.2021 года размещено извещение о проведении электронного аукциона N 0212100000121000022 "Выполнение работ по текущему ремонту административного здания ОПФР по Республике Тыва", начальная (максимальная) цена контракта - 980 000,00 рублей.
Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе N 0212100000121000022 от 16.04.2021 года на момент окончания срока подачи заявок было подано 11 заявок, которые были допущены к участию в электронном аукционе.
Согласно протоколу проведения электронного аукциона N 0212100000121000022 от 19.04.2021 года:
Сведения о последних предложениях участников аукциона | |||
Идентификационный номер заявки |
Предложенная цена |
Время подачи предложения |
Вид аукциона |
109650681 |
558 600,00 руб. |
19.04.2021 05:36:56 (по московскому времени) |
понижение |
109608073 |
563 500,00 руб. |
19.04.2021 05:36:50 (по московскому времени) |
понижение |
109624206 |
583 100,00 руб. |
19.04.2021 05:35:18 (по московскому времени) |
понижение |
109608340 |
790 000,00 руб. |
19.04.2021 05:33:45 (по московскому времени) |
понижение |
109607705 |
800 000,00 руб. |
19.04.2021 05:30:45 (по московскому времени) |
понижение |
109650518 |
800 000,00 руб. |
19.04.2021 05:30:46 (по московскому времени) |
понижение |
109589903 |
888 880,00 руб. |
19.04.2021 05:36:18 (по московскому времени) |
понижение |
109589819 |
900 000,00 руб. |
19.04.2021 05:48:09 (по московскому времени) |
понижение |
109607162 |
(нет) |
(нет) |
понижение |
109619695 |
(нет) |
(нет) |
понижение |
109640555 |
(нет) |
(нет) |
понижение |
Снижение начальной (максимальной) цены контракта составило 43,00%.
Согласно протоколу подведения итогов электронного аукциона N 0212100000121000022 от 14.05.2021 года 8 поданных заявок признаны соответствующими требованиям, установленным Законом о контрактной системе и аукционной документацией, победителем электронного аукциона N 0212100000121000022 признан участник закупки - ООО "Байлак", с идентификационным номером заявки 109650681, предложивший ценовое предложение в размере 558 600,00 рублей.
05.05.2021 года между Государственным учреждением - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Тыва и ООО "Байлак" заключен государственный контракт N Ф.2021.28 на сумму 558 000,00 рублей.
В силу части 9 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ) для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
В пункте 10.1 государственного контракта от 05.05.2021 года N Ф.2021.28 предусмотрено, что расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Порядок расторжения контракта предусмотрен статьей 95 Закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 12 статьи 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее чем в течение трех рабочих дней с даты принятия указанного решения, размещается в единой информационной системе и направляется поставщику (подрядчику, исполнителю) по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу поставщика (подрядчика, исполнителя), указанному в контракте, а также телеграммой, либо посредством факсимильной связи, либо по адресу электронной почты, либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование такого уведомления и получение заказчиком подтверждения о его вручении поставщику (подрядчику, исполнителю). Выполнение заказчиком требований настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. Датой такого надлежащего уведомления признается дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) указанного уведомления либо дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по его адресу, указанному в контракте. При невозможности получения указанных подтверждения либо информации датой такого надлежащего уведомления признается дата по истечении тридцати дней с даты размещения решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в единой информационной системе.
Частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе предусмотрено, что решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Следовательно, у поставщика в течение десяти дней с даты надлежащего уведомления о принятом решении есть возможность устранить нарушения условий по контракту и предпринять действия по его исполнению.
12.08.2021 года заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта NФ.2021.28 и в соответствии с требованиями законодательства о контрактной системе размещено в Единой информационной системе в сети Интернет www.zakupki.gov.ru 13.08.2021 года.
Кроме того, решение об одностороннем отказе от исполнения контракта от 12.08.2021 года было направлено в адрес ООО "Байлак" 13.08.2021 года письмом АО "Почта России" с почтовым идентификатором N 80089863494504, которое возвратилось в адрес заказчика в связи с истечением срока хранения.
С учетом изложенного, в силу требований части 12 статьи 95 Закона о контрактной системе датой надлежащего уведомления ООО "Байлак" о принятом Заказчиком решении (с учетом нерабочих дней) является 14.09.2021 года, то есть день, следующий за днем истечения тридцатидневного срока размещения соответствующей информации в ЕИС. Следовательно, датой вступления указанного решения в силу в соответствии с частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе является 25.09.2021 года, то есть день следующей за днем по истечении десятидневного срока.
В соответствии с частью 1 статьи 104 Закона о контрактной системе ведение реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок.
В силу части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
В соответствии с частью 7 статьи 104 Закона о контрактной системе в течение пяти рабочих дней с даты поступления обращения, указанного в части 4 настоящей статьи, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в таком обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта. По результатам такой проверки принимается решение о включении в реестр недобросовестных поставщиков соответствующей информации или решение об отказе в ее включении в реестр недобросовестных поставщиков. В случае принятия решения о включении в реестр недобросовестных поставщиков информации о лицах, указанных в части 2 настоящей статьи, такая информация включается в этот реестр не позднее трех рабочих дней с даты принятия данного решения.
Таким образом, включение хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков является мерой государственного принуждения, применяемой к лицу, совершившему правонарушение, влекущей возложение на него неблагоприятных последствий (невозможность участвовать в закупках), то есть, включение хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков является, фактически, мерой юридической ответственности, влекущей за собой негативные последствия - наличие в свободном доступе информации о лице как о ненадежном поставщике (исполнителе, подрядчике), ненадлежащим образом исполнившим принятое на себя обязательство и, как следствие подрыв деловой репутации.
Следовательно, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия), в том числе нарушающее права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств в предусмотренном бюджетным законодательством порядке.
В свою очередь, ни Закон о контрактной системе, ни Правила, не содержат безусловной обязанности федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление контроля в сфере закупок включать представленные заказчиком сведения о поставщике (исполнителе, подрядчике) в реестр недобросовестных поставщиков без оценки его действий в каждом конкретном случае.
Таким образом, при рассмотрении вопроса о включении в реестр недобросовестных поставщиков федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок не должен ограничиваться формальным установлением факта нарушения Закона о контрактной системе, а обязан всесторонне исследовать все обстоятельства дела, дав оценку существенности нарушения, степени вины участника, ущербу, нанесенному заказчику.
Как установлено Комиссией Тывинского УФАС России основанием для принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения государственного контракта от 12.08.2021 года является не выполнение исполнителем своих обязательств по данному контракту в установленный срок.
Из материалов дела следует, что до одностороннего расторжения контракта заказчиком ввелась претензионная работа, а именно: 10.06.2021 года исх. N ДК-0401/3687, 21.07.2021 года исх. N ДК-0401/4607 заказчиком в адрес ООО "Байлак" направлялись письма об необходимости исполнения обязательств по контракту, на которые со стороны ООО "Байлак" ответов не последовало.
Статьей 309 ГК РФ установлено, что обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.
Согласно пункту 1.1 государственного контракта N Ф.2021.28 от 05.05.2021 года Подрядчик по заданию Заказчика обязуется выполнить работы по текущему ремонту административного здания ОПФР по Республике Тыва по адресу: Республика Тыва, г. Кызыл, ул. Кочетова 18, в соответствии с Проектной документацией (приложение N 2), являющейся неотъемлемой частью настоящего Контракта.
В соответствии с пунктом 3.1 и приложением N 1 к государственному контракту N Ф.2021.28 от 05.05.2021 года исполнитель должен выполнить текущий ремонт здания с 07.06.2021 года по 23.07.2021 года.
Комиссией Тывинского УФАС России, установлено, что в нарушение условий государственного контракта N Ф.2021.28 от 05.05.2021 года обществом не исполнены обязательства по выполнению текущего ремонта здания ОПФР по Республике Тыва в установленный срок.
Таким образом, ООО "Байлак" не выполнил свои обязательства по государственному контракту N Ф.2021.28 от 05.05.2021 года, выразившиеся в нарушении существенных условий контракта, а именно не исполнение обязательств по контракту в установленные сроки.
При этом необходимо отметить, что ООО "Байлак", подавая заявку на участие в аукционе в электронной форме и участвуя в нем, соглашается с условиями контракта и техническим заданием, определить объем и срок выполненных работ, учесть потенциальные риски при заключении и исполнении контракта.
Таким образом, участник закупки, принимая решение об участии в торгах, должен осознавать все связанные с таким участием риски и возможность наступления для него неблагоприятных последствий в случае признания последнего победителем и заключения с ним контракта в дальнейшем, а именно: в силу статьи 2 ГК РФ лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность, осуществляют ее самостоятельно, на свой риск, в рассматриваемом случае, риск наступления неблагоприятных последствий вследствие не исполнения условий контракта лежит именно на исполнителе поскольку им не предприняты все возможные меры для его исполнения.
При таких обстоятельствах, Комиссия Тывинского УФАС России приходит к выводу, что факт неисполнения ООО "Байлак" обязательств по контракту в установленный срок, свидетельствует о совершении им недобросовестных действий. Доказательства обратного в материалах дела отсутствуют.
В соответствии с пунктом 15 Правил орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил:
а) выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятию заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
б) заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
в) поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
В ходе рассмотрения обращения ГУ - ОПФР по Республике Тыва оснований для отказа во включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений в отношении ООО "Байлак", предусмотренных пунктом 15 Правил, не установлено.
На основании вышеизложенного, Комиссия Тывинского УФАС России, руководствуясь статьями 99, 104 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 года N 1078,
РЕШИЛА:
1. Сведения, представленные Государственным учреждением - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Тыва в отношении Общества с ограниченной ответственностью "Байлак" (667003, Республика Тыва, г. Кызыл, ул. Горная, д. 13, кв. 115, ИНН: 1700001114, ОГРН: 1211700000490, КПП: 170001001, дата регистрации 15.03.2021 года), его генерального директора и учредителя Ооржак Байлак Владимировны ИНН: 170800231371, в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта N Ф.2021.28 от 05.05.2021 года, заключенного по итогам электронного аукциона N 0212100000121000022 "Выполнение работ по текущему ремонту административного здания ОПФР по Республике Тыва", включить в реестр недобросовестных поставщиков сроком на 1 год 11 месяцев 26 дней.
2. Датой включения сведений, указанных в пункте 1 настоящего решения, в реестр недобросовестных поставщиков считать дату размещения данных сведений в Единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru.
Председатель Комиссии "_"
Члены Комиссии "_"
"_"
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Дата события |
I раздел |
Дата регистрации контрольным органом обращения заказчика |
II раздел |
III раздел |
Общая итоговая просрочка в днях (I+II+III) разделы |
||||||
Регламентированная дата направления заказчиком сведений в контрольный орган |
Фактическая дата направления заказчиком сведений |
Итого просрочка в днях по I разделу |
Регламентированная дата принятия решения |
Фактическая дата принятия решения |
Итого просрочка в днях по II разделу |
Регламентированный срок изготовления решения и размещения сведений в ЕИС |
Фактическая дата изготовления решения и размещения сведений в ЕИС |
Итого просрочка в днях по III раздел |
|||
12.08.2021 |
29.09.2021 |
05.10.2021 |
5 |
05.10.2021 |
12.10.2021 |
11.10.2021 |
0 |
14.10.2021 |
14.10.2021 |
0 |
5 |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва от 14 октября 2021 г. N 017/06/104-49/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 14.10.2021