Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Чеченской Республике по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия, Чеченское УФАС России) в составе:
Председатель Комиссии:
Эдылханов Б.Д. - заместитель руководителя управления;
Члены Комиссии:
Алимханов А.А. - главный государственный инспектор отдела контроля органов власти и закупок;
Бунтышева М.А. специалист-эксперт отдела контроля органов власти и закупок,
рассмотрев жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Медиа ТВ" на неправомерные, по мнению заявителя, действия Заказчика - Министерства экономического, территориального развития и торговли Чеченской Республики и Комитета Правительства Чеченской Республики по государственному заказу при проведении электронного аукциона на право заключения контракта на аренду автотранспорта для реализации мероприятий в рамках проведения Всероссийской переписи населения 2020 года (номер извещения 0194200000521005011),
в отсутствие представителя Заявителя, извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения жалобы,
в присутствии представителя Заказчика - Арсемерзуев С.Р. контрактный управляющий,
в присутствии представителя Уполномоченного органа - Батаев Ю.К. по доверенности от 16.02.2021 N 72/01-15
УСТАНОВИЛА:
В Чеченское УФАС России поступила жалоба Общества с ограниченной ответственностью "Медиа ТВ" (далее - Заявитель) на неправомерные, по мнению заявителя, действия Заказчика - Министерства экономического, территориального развития и торговли Чеченской Республики и Комитета Правительства Чеченской Республики по государственному заказу (далее - Уполномоченный орган) при проведении электронного аукциона на право заключения контракта на аренду автотранспорта для реализации мероприятий в рамках проведения Всероссийской переписи населения 2020 года, на начальную (максимальную) цену контракта 22 751 784,00 рублей (номер извещения 0194200000521005011), выразившиеся в нарушении требований статьи 36 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон "О контрактной системе _"), в части неправомерной отмены определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
В результате рассмотрения жалобы, представленных материалов, пояснений представителей Заказчика и Уполномоченного органа, осуществления в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
Из жалобы следует, что "07.09.2021 года на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд "zakupki.gov.ru" (далее - ЕИС) размещено извещение о проведении электронного аукциона N 0194200000521005011 (ИКЗ: 212202000346920140100100070017711244) "Аренда автотранспорта для реализации мероприятий в рамках проведения Всероссийской переписи населения 2020 года" (далее - Аукцион, Закупка).
21.09.2021 года опубликован ПРОТОКОЛ подведения итогов аукциона в электронной форме (электронного аукциона) (0194200000521005011), в соответствии с которым Закупка состоялась, а победителем Аукциона признано ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "БЕРКАТ" (ИНН 1660367430), 2 место ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ ЛИЗИНГОВАЯ КОМПАНИЯ "ЛЭНД КАР" (ИНН 2013007293), 3 место ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "МЕДИА ТВ" (ИНН 1658147090).
22.09.2021 года Закупка отменена, извещение в ЕИС переведено на статус "Определение поставщика отменено". В соответствии с извещением об отмене определения поставщика (подрядчика, исполнителя) для закупки N0194200000521005011, основанием для отмены является "Предписание органа, уполномоченного на осуществление контроля, Предписание от 22.09.2021 N30-21, Контролирующий орган "Управление Федеральной антимонопольной службы по Чеченской Республике".
При этом, указанное предписание отсутствует в ЕИС, а в отношении Закупки отсутствует метка "выдано предписание". Из чего можно сделать вывод о том, что Предписание от 22.09.2021 N30-21 антимонопольным органом не выдавалось.
Считаю, что Заказчик неправомерно и необоснованно отменил определение поставщика (подрядчика, исполнителя) в виду следующего:
В соответствии с ч.1 ст.36 Закона о контрактной системе Заказчик вправе отменить определение поставщика (подрядчика, исполнителя), в том числе по одному и более лоту, за исключением проведения запроса предложений, не позднее чем за пять дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в конкурсе или аукционе либо не позднее чем за один час до окончания срока подачи заявок на участие в запросе котировок. После размещения в единой информационной системе извещения об отмене определения поставщика (подрядчика, исполнителя) заказчик не вправе вскрывать конверты с заявками участников закупки. При проведении электронных процедур оператор электронной площадки возвращает заявки участникам закупки в течение одного часа с момента размещения в единой информационной системе извещения об отмене электронной процедуры с одновременным уведомлением в форме электронного документа участника электронной процедуры об отмене такой процедуры.
Таким образом, закупка отменена не в установленный законом срок, а именно в срок не позднее чем за пять дней до окончания подачи заявок, а уже после подведения итогов, что не только не предусмотрено законодательством о контрактной системе, но и прямым образом противоречит вышеуказанной норме.
В соответствии с ч.3 ст.36 Закона о контрактной системе решение об отмене определения поставщика (подрядчика, исполнителя) размещается в единой информационной системе в день принятия этого решения, а также незамедлительно доводится до сведения участников закупки, подавших заявки (при наличии у заказчика информации для осуществления связи с данными участниками). Определение поставщика (подрядчика, исполнителя) считается отмененным с момента размещения решения о его отмене в единой информационной системе.
При этом, решение об отмене определения поставщика (подрядчика, исполнителя) отсутствует в ЕИС. Кроме того, участники оказались не уведомлены об отмене процедуры.".
Между тем, в Чеченского УФАС России 20.09.2021 поступило заявление Общества с ограниченной ответственностью "Градстрой" на действия Заказчика - Министерства экономического, территориального развития и торговли Чеченской Республики при проведении электронного аукциона на право заключения контракта на аренду автотранспорта для реализации мероприятий в рамках проведения Всероссийской переписи населения 2020 года, на начальную (максимальную) цену контракта 22 751 784,00 рублей (номер извещения 0194200000521005011) (далее - Электронный аукцион), выразившиеся в нарушении требований статьи 33, части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон "О контрактной системе _" в части нарушения правил описания объекта закупки и установления несоответствующих условий документации требованиям законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, что могло привести, привело к необоснованному ограничению участников закупки.
По факту поступления информации о нарушении законодательства РФ, Чеченским УФАС России в Единой информационной системе в сфере закупок (далее - ЕИС) в разделе "Внеплановые проверки" 20.09.2021 было размещено уведомление о проведении внеплановой проверки от 20.09.2021 исх. N 1607.
В результате проведения внеплановой проверки, Комиссия Чеченского УФАС России по контролю в сфере закупок решением от 22.09.2021 по делу N 020/06/33-77/2021 признала в действиях Заказчика - Министерства экономического, территориального развития и торговли Чеченской Республики нарушение статьи 33, части 1 статьи 64 Федерального закона "О контрактной системе _".
Одновременно, Чеченским УФАС России было выдано Заказчику - Министерству экономического, территориального развития и торговли Чеченской Республики предписание N 30-21 от 22.09.2021 устранить нарушения Федерального закона "О контрактной системе _", для чего в десятидневный срок со дня получения предписания совершить одно из следующих действий:
1) отменить все протоколы, составленные в ходе проведения электронного аукциона N 0194200000521005011;
- внести изменения в документацию вышеназванного электронного аукциона в соответствии с требованиями действующего законодательства;
- продлить сроки подачи заявок на участие в вышеуказанном электронном аукционе;
- в течение одного дня со дня принятия решения о внесении изменений в документацию об электронном аукционе разместить такие изменения на официальном сайте;
- в течение двух рабочих дней со дня принятия решения о внесении изменений в документацию об электронном аукционе направить информацию о таких изменениях всем участникам закупки, подавшим заявки на участие в вышеуказанном аукционе.
2) отменить электронный аукцион N 0194200000521005011 и провести в случае необходимости данную закупку заново в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации о контрактной системе.
3) отменить электронный аукцион N 0194200000521005011 в случае, если отсутствует необходимость в проведении данной закупки.
Из чего следует, что Чеченским УФАС России не было предписано в категоричной форме аннулировать электронный аукцион (номер извещения 0194200000521005011), и сам аукцион не был отменен контрольным органом.
Результаты контроля, Чеченским УФАС России также были размещены в ЕИС в разделе "Внеплановые проверки" 22.09.2021.
Тем самым, Заказчиком и Уполномоченным органом, закупка была отменена, разместив извещение в ЕИС "Определение поставщика отменено", на основании предписания контрольного органа от 22.09.2021 N 30-21.
Согласно статье 6 Федерального закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.
Из части 1 статьи 8 Федерального закона о контрактной системе следует, что контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
В соответствии с частью 2 статьи 8 Федерального закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В силу пункта 1 части 1 статьи 64 Федерального закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в частности наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Пунктом 1 части 1 статьи 33 Федерального закона о контрактной системе установлено, что заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться, в том числе правилом о том, что описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
Из буквального толкования пункта 1 части 1 статьи 33 Федерального закона о контрактной системе следует, что заказчики, осуществляющие закупку по правилам Федерального закона о контрактной системе, при описании объекта закупки должны таким образом устанавливать требования к закупаемым товарам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с такими характеристиками, которые необходимы, а с другой стороны, не ограничить количество участников закупки.
В силу пункта 2 статьи 42 Федерального закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должна содержаться, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, следующая информация: краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 настоящего Федерального закона, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования.
Изучив представленную информацию, Комиссия отмечает, что в силу части 1 статьи 105 Федерального закона о контрактной системе любой участник закупки, а также осуществляющие общественный контроль общественные объединения, объединения юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации имеют право обжаловать в судебном порядке или в порядке, установленном настоящей главой, в контрольный орган в сфере закупок действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.
Заказчиком в аукционной документации неправомерно были указаны ссылки на недействующую нормативно-правовую и методическую базу, утратившие силу документы.
Таким образом, требования Заявителя, изложенные в жалобе на действия Заказчика и Уполномоченного органа не обоснованы.
Руководствуясь пунктом 1 части 15 и пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона о контрактной системе, Комиссия Чеченского УФАС России по контролю в сфере закупок,
РЕШИЛА:
Признать жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Медиа ТВ" на неправомерные действия Министерства экономического, территориального развития и торговли Чеченской Республики и Комитета Правительства Чеченской Республики по государственному заказу при проведении электронного аукциона на право заключения контракта на аренду автотранспорта для реализации мероприятий в рамках проведения Всероссийской переписи населения 2020 года (номер извещения 0194200000521005011) - необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Председатель Комиссии Б.Д. Эдылханов
Члены Комиссии: А.А. Алимханов
М.А. Бунтышева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Чеченской Республике от 30 сентября 2021 г. N 020/06/36-79/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 04.10.2021