Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю (Крымское УФАС России) (далее - Комиссия) в составе:
председатель Комиссии - начальник отдела контроля закупок Крымского УФАС России Р.С.Айвазян,
члены Комиссии:
заместитель начальника отдела контроля закупок Крымского УФАС России Т.Д. Аблаева,
главный государственный инспектор отдела контроля закупок Крымского УФАС России А.М.Крылова,
при участии представителей интересов:
- Государственное бюджетное учреждение Республики Крым "Крымский медицинский информационно-аналитический центр" (далее - Заказчик) - Громов Н.Ю. (по доверенности),
- ООО "Национальный Центр Информатизации" (далее - Заявитель) - Зубаков И.А. (по доверенности),
- Государственный комитет конкурентной политики Республики Крым (далее - Уполномоченный орган) - Хованский И.В. (по доверенности),
рассмотрев посредством видеоконференц-связи жалобу Заявителя на действия Заказчика при проведении закупки "Оказание услуг по передаче неисключительных прав и внедрению централизованной подсистемы "Организация оказания медицинской помощи больным онкологическими заболеваниями" государственной информационной системы в сфере здравоохранения" (извещение N0175200000421000483) (далее - Закупка), в соответствии со статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и в результате внеплановой проверки, проведенной в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, пунктом 3.30 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом Федеральной антимонопольной службы от 19.11.2014 N727/14, зарегистрированного в Министерстве юстиции Российской Федерации 27.02.2015 за N36262 (далее - Административный регламент от 19.11.2014 N727/14),
УСТАНОВИЛА:
В Крымское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, утвердившего документацию о Закупке с нарушением требований Закона о контрактной системе.
Представители Заказчика, Уполномоченного органа не согласились с доводами Заявителя и сообщили, что при проведении Закупки Заказчик действовал в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы Комиссия установила следующее.
В соответствии с пунктом 6 Информационной карты объектом закупки является оказание услуг по передаче неисключительных прав и внедрению централизованной подсистемы "Организация оказания медицинской помощи больным онкологическими заболеваниями" государственной информационной системы в сфере здравоохранения".
Согласно п. 2.1. проекта Контракта Цена настоящего Контракта составляет (_) рублей_копеек, (включая НДС_%), что составляет_руб. или указать основание для неплательщика НДС.
При этом спецификацией установлено, что вознаграждение за предоставление простой (неисключительной) лицензии налогом на добавленную стоимость (НДС) не облагается на основании пп. 26 п. 2 ст. 149 Налогового кодекса Российской Федерации.
Подпунктом 26 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) реализация (а также передача, выполнение, оказание для собственных нужд) на территории Российской Федерации исключительных прав на программы для электронных вычислительных машин и базы данных, включенные в единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных, прав на использование таких программ и баз данных (включая обновления к ним и дополнительные функциональные возможности), в том числе путем предоставления удаленного доступа к ним через информационно-телекоммуникационную сеть "Интернет".
При этом в документации Заказчиком установлен запрет на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд в соответствии с постановлением Правительства РФ от 16.11.2015 N 1236.
На основании подпункта 1 пункта 1 стать 146 Налогового кодекса РФ реализация товаров (работ, услуг, а также) передача имущественных прав на территории Российской Федерации признается объектом налогообложения НДС.
Согласно подпунктом 4 пункта 1 статьи 148 НК РФ местом реализации работ (услуг) признается территория Российской федерации, когда покупатель таких работ (услуг) осуществляет деятельность на ее территории в случаях:
передачи, предоставления патентов, лицензий, торговых марок, авторских прав или иных аналогичных прав;
оказания услуг (выполнение работ) по разработке программ для ЭВМ и баз данных (программных средств и информационных продуктов вычислительной техники), их адаптации и модификации;
оказания консультационных и услуг по обработке информации.
Таким образом, реализации на территории РФ услуг по внедрению, модернизации, обслуживания и т.п. в отношении каких-либо программ для ЭВМ является объектом налогообложения НДС.
Изучив документацию о закупке, довод жалобы, пояснения Заказчика, Комиссия приходит к выводу, что Заказчиком включены в единую позицию услуги по передачи неисключительных прав, не облагающиеся НДС, и услуги по внедрению централизованной подсистемы, облагающиеся НДС, при этом выделение в цене контракта части стоимости без НДС не предусмотрено. Довод жалобы признается обоснованным, действия Заказчика содержат нарушение пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
Доводы относительно формирования НМЦК не относятся к полномочиям антимонопольного органа в соответствии с частью 8 статьи 99 Закона о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Пунктом 3.1 проекта контракта неисключительные права на использование ПО (простая (неисключительная) лицензия) передаются Заказчику бессрочно.
Согласно пункту 4 статьи 1235 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) срок, на который заключается лицензионный договор, не может превышать срок действия исключительного права на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации.
Соответственно, срок использования неисключительных прав на использование ПО в виде простой (неисключительной) лицензии не может превышать срок действия исключительного права.
В возражениях на жалобу Заказчик указывает, что пунктом 4 статьи 1235 ГК РФ установлено, что случае, когда в лицензионном договоре срок его действия не определен, договор считается заключенным на 5 лет, если ГК РФ не предусмотрено иное.
Пунктами 1, 5 статьи 1240 ГК РФ установлено, что лицо, организовавшее создание сложного объекта, включающего несколько охраняемых результатов интеллектуальной деятельности (кинофильма, иного аудиовизуального произведения, театрально-зрелищного представления, мультимедийного продукта, базы данных), приобретает право использования указанных результатов на основании договоров об отчуждении исключительного права или лицензионных договоров, заключаемых таким лицом с обладателями исключительных прав на соответствующие результаты интеллектуальной деятельности.
В случае, когда лицо, организовавшее создание сложного объекта, приобретает право использования результата интеллектуальной деятельности, специально созданного или создаваемого для включения в такой сложный объект, соответствующий договор считается договором об отчуждении исключительного права, если иное не предусмотрено соглашением сторон.
Лицензионный договор, предусматривающий использование результата интеллектуальной деятельности в составе сложного объекта, заключается на весь срок и в отношении всей территории действия соответствующего исключительного права, если договором не предусмотрено иное. Правила настоящей статьи применяются к праву использования результатов интеллектуальной деятельности в составе единой технологии, созданной за счет или с привлечением средств федерального бюджета, поскольку иное не установлено правилами главы 77 настоящего Кодекса.
Комиссия отмечает, что объектом закупки не предусмотрен такой способ использования, который указан в пункте 1 ст. 1240 ГК РФ (организация создания сложного объекта). Согласно п. 3.6 Контракта, способы использования ПО: - право инсталляции и запуска на оборудовании Заказчика, Пользователей. Статья 1240 ГК РФ говорит о сроке, равном сроку действия исключительного права, чему условия документации также не соответствуют.
Таким образом, Заказчиком установлены требования к сроку действия прав, не соответствующие требованиям законодательства, что может вводить участников закупки в заблуждение. Действия Заказчика содержат нарушение пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, довод Заявителя признается обоснованным.
Согласно доводу жалобы, документация о закупке содержит некорректный перечень функций системы (Приложение 16), что не позволяет потенциальным исполнителям определить конкретные требования к функционированию системы.
Комиссией установлено, что Заказчиком внесены изменения в документацию и размещена документация электронного аукциона от 24.09.2021 N ИД1, которая не содержит Приложения 16, в связи с чем довод Заявителя признается необоснованным.
Согласно пункту 6 Информационной карты объектом закупки (предметом контракта) является "Оказание услуг по передаче неисключительных прав и внедрению централизованной подсистемы "Организация оказания медицинской помощи больным онкологическими заболеваниями" государственной информационной системы в сфере здравоохранения"
Пунктами 1.1. проекта Контракта и Технического задания объект закупки определен как "Оказание услуг передаче неисключительных прав на централизованную подсистему "Организация оказания медицинской помощи больным онкологическими заболеваниями" государственной информационной системы в сфере здравоохранения" (далее по тексту -ПО) и внедрению ПО в состав Единой медицинской информационной системы здравоохранения Республики Крым с целью модернизации регионального сегмента единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения и достижения ключевых показателей при реализации регионального проекта "Создание единого цифрового
контура в здравоохранении на основе единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения (ЕГИСЗ)".
Согласно пункту 4.7.1 Технического задания указано, что в рамках оказания услуг по модернизации и внедрению централизованной подсистемы "Организация оказания медицинской помощи больным онкологическими заболеваниями" государственной информационной системы в сфере здравоохранения" в системе должны быть реализованы функции, согласно методическим рекомендациям по обеспечению функциональных возможностей централизованной системы (подсистемы) "Организация оказания медицинской помощи больным онкологическими заболеваниями" государственной информационной системе в сфере здравоохранения субъекта Российской Федерации, размещенным на Портале оперативного взаимодействия участников ЕГИСЗ (https://portal.egisz.rosminzdrav.ru/materials/3801)
Исходя из положений пункта 1.1. Технического задания предметом закупки является новая подсистема, которая подлежит исключительно внедрению.
Пункт 4.7.1 Технического задания противоречит предмету закупки, согласно которому следует, что исполнитель должен модернизировать некую уже имеющуюся у Заказчика подсистему.
Таким образом, Техническим заданием установлена противоречивая информация относительно объема работ, подлежащих выполнению по результатам проведения аукциона, что может вводить участников закупки в заблуждение относительно необходимости внедрения новой подсистемы или модернизации установленной у Заказчика и формирования ценового предложения.
Действия Заказчика содержат нарушение пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, довод Заявителя признается обоснованным.
Аналогичным образом требования к модернизируемой подсистеме и модернизации установлены в пунктах 4.8.4.1, 4.8.4.2, 4.8.5, 5.1 Технического задания.
В соответствии с пунктом 2 статьи 42, части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должна содержаться, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, следующая информация: краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 настоящего Федерального закона, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования.
В силу части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе аналогичная информация должна содержаться и в документации об электронном аукционе.
Согласно доводам жалобы: "Исходя из наименования и поэтапной структуры мероприятий, указанных в Таблице 6 п. 5.3. Технического задания Заказчиком предусмотрены промежуточные сроки оказания услуг для всего перечня мероприятий.
Однако, фактически данные сроки Заказчиком не указаны и не позволяют участнику закупки определить конечные сроки каждого из мероприятий, а также влечет за собой возможность злоупотребления правом со стороны Заказчика в части необоснованного затягивания согласования результатов промежуточных мероприятий и отчетных документов, без согласования которых исполнитель не сможет приступить оформлению конечных результатов оказания услуг.
Таким образом, в результате неполных сведений в Техническом задании, участник закупки лишен возможности объективно сформировать предложение по предмету закупки".
Комиссией установлено, что пунктом 10 раздела II.I. "ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ" главы II. "ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА АУКЦИОНА В ЭЛЕКТРОННОЙ ФОРМЕ" документации о закупке предусмотрены сроки поставки товара (выполнения работ, оказания услуг) - в течение 45 дней с даты заключения Контракта
Согласно пункту 1.2 проекта контракта оговаривается срок оказания исполнителем услуг, предусмотренных п. 1.1 Контракта, который составляет 45 (сорок пять) календарных дней со дня подписания Контракта.
Таким образом, документация о закупке содержит сроки оказания услуг, при этом исходя из таблицы 6 промежуточные сроки не предусмотрены, в связи с чем довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
В жалобе Заявитель указывает, что в состав документации о закупке не включено Приложение 17, ссылка на которое указана в Приложении 16.
В ходе заседания установлено, что Заказчиком внесены изменения в документацию, размещена документация электронного аукциона от 24.09.2021 N ИД1 и исключено Приложение 16, в связи с чем довод Заявителя признается необоснованным.
Согласно доводу жалобы, в документации о закупке установлены ограничения участия в определении поставщика - участниками закупки могут быть только субъектами малого и среднего предпринимательства или социально ориентированными некоммерческими организациями, что препятствует участию в закупке большинству профессиональных участников рынка разработки и внедрения медицинских систем.
В силу части 4 статьи 42 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должна содержаться, если иное не предусмотрено данным законом, в том числе, информация об ограничении участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), установленное в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 30 Закона о контрактной системе заказчики обязаны осуществлять закупки у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в объеме не менее чем пятнадцать процентов совокупного годового объема закупок, рассчитанного с учетом части 1.1 настоящей статьи, путем проведения открытых конкурсов, конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, электронных аукционов, запросов котировок, запросов предложений, в которых участниками закупок являются только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации. При этом начальная (максимальная) цена контракта не должна превышать двадцать миллионов рублей.
Согласно части 3 статьи 30 Закона о контрактной системе при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) способами, указанными в пункте 1 части 1 настоящей статьи, в извещениях об осуществлении закупок устанавливается ограничение в отношении участников закупок, которыми могут быть только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации. В этом случае участники закупок обязаны декларировать в заявках на участие в закупках свою принадлежность к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям.
Пунктом 1 раздела II.IV. Сведения об ограничении и запрете участия в электронном аукционе документации установлено:
Ограничение участия в электронном аукционе для субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций (за исключением социально ориентированных некоммерческих организаций, учредителями которых являются Российская Федерация, субъекты Российской Федерации или муниципальные образования) |
Установлено Закупка осуществляется в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 Федерального закона у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций. Участники электронного аукциона, которые будут принимать участие в электронном аукционе, должны соответствовать требованиям статьи 4 Федерального закона от 24.07.2007 N209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", пункту 1 статьи 31.1 Федерального закона от 12.01.1996 N7-ФЗ "О некоммерческих организациях". При осуществлении закупки у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций участник электронного аукциона обязан декларировать в заявке на участие в электронном аукционе свою принадлежность к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям. |
Согласно части 1 статьи 105 Закона о контрактной системе любой участник закупки, а также осуществляющие общественный контроль общественные объединения, объединения юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации имеют право обжаловать в судебном порядке или в порядке, установленном главой 6 Закона о контрактной системе, в контрольный орган в сфере закупок действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.
К жалобе в силу части 9 статьи 105 Закона о контрактной системе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность.
Из анализа частей 1, 9 статьи 105 Закона о контрактной системе следует, что именно на Заявителя жалобы возложена обязанность по доказыванию обоснованности доводов жалобы с предоставлением соответствующих документов.
Вместе с тем, в жалобе не указаны нарушенные нормы Закона о контрактной системе, а также не представлены доказательства, указывающих на ограничение конкуренции.
При этом на Заказчика возложена обязанность по проведению закупок у субъектов малого предпринимательства и социально некоммерческих организаций, НМЦК по данной закупке не превышает 20 млн. руб. Довод Заявителя признается необоснованным.
На основании изложенного, руководствуясь частью 15, 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом от 19.11.2014 N727/14, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу Заявителя частично обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
3. Выдать предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы дела должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии Р.С.Айвазян
Члены Комиссии: Т.Д. Аблаева
А.М.Крылова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю от 1 октября 2021 г. N 082/06/106-1647/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 06.10.2021