Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области (далее - Ростовское УФАС России, Комиссия) по контролю соблюдения законодательства в сфере закупок в составе:
Председатель Комиссии: М.А. Благодарев,
Члены Комиссии: Ю.Р. Дедух,
В.Н. Гижко,
рассмотрев дело N061/06/67-1640/2021 по жалобе Заявителя о нарушении аукционной комиссией Заказчика при проведении электронного аукциона N0358300295921000074 "Оснащение и переоснащение медицинских организаций оборудованием по перечню, утвержденному Минздравом РФ в соответствии со стандартами оснащения медицинских организаций (их структурных подразделений): Аппарат ингаляционный анестезии, передвижной (Аппарат наркозно-дыхательный)" (далее - аукцион) норм Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон), с использованием системы видеоконференц-связи (ВКС), без участия представителя Заявителя, уведомленного надлежащим образом, без участия представителя Заказчика, уведомленного надлежащим образом,
УСТАНОВИЛА:
В Ростовское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия аукционной комиссии Заказчика, выразившиеся в отказе в допуске участнику к участию в аукционе.
Заказчик не согласился с доводами Заявителя; представил в Комиссию Ростовского УФАС России письменные пояснения по жалобе Заявителя.
В соответствии с ч.1, ч.3 ст.99 Закона, "Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14, в ходе рассмотрения дела установлено следующее.
Извещение и Документация размещены Заказчиком в Единой информационной системе (ЕИС) на официальном сайте www.zakupki.gov.ru 14.09.2021.
16.09.2021 в Извещение внесены изменения согласно которым:
- установлены дата и время окончания подачи заявок - 24.09.2021 10:00 (МСК);
- начальная (максимальная) цена контракта (НМЦК) составила 3 006 207,26 рублей.
Согласно протоколу рассмотрения заявок от 27.09.2021, на участие в электронном аукционе подано 2 заявки;
Участнику с идентификационным номером 110574689 (ООО "УК Шимко Групп") отказано в допуске к аукциону в соответствии с п.2 ч.4 ст.67 Закона.
Контракт по итогам названной закупки на момент рассмотрения дела не заключен.
Согласно протоколу рассмотрения заявок от 27.09.2021, участнику с идентификационным номером 110574689 отказано в допуске к аукциону с обоснованием: "Несоответствие информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Федерального закона N44-ФЗ, требованиям документации об аукционе (Отказ по п. 2 ч. 4 ст. 67 44-ФЗ). Участник не конкретизировал характеристики товара в п. 14.8.3, 17.4, 17.6.3, 17.7.3, 17.8.3, 17.9.3, 17.10.3, 17.12.3, 21, 23.3, 23.7, 27.1, 28.2, оставив в характеристиках товара (параметрах) "не более, не менее", чем ввел комиссию в заблуждение, а будет ли соответствовать товар заявленным характеристикам.".
Согласно ч.2 ст.66 Закона, заявка на участие в электронном аукционе состоит из двух частей.
Частью 3 ст.66 определено, что первая часть заявки на участие в электронном аукционе, за исключением случая, предусмотренного частью 3.1 настоящей статьи, должна содержать:
1) согласие участника электронного аукциона на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе и не подлежащих изменению по результатам проведения электронного аукциона (такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки);
2) при осуществлении закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг:
а) наименование страны происхождения товара;
б) конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об электронном аукционе.
В соответствии с ч.1 ст.67 Закона аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
Частью 4 статьи 67 Закона установлены случаи, при которых участник электронного аукциона не допускается к участию в нем:
1) непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, или предоставления недостоверной информации;
2) несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, требованиям документации о таком аукционе.
В силу ч.5 ст.67 Закона отказ в допуске к участию в электронном аукционе по основаниям, не предусмотренным частью 4 настоящей статьи, не допускается.
Обозрев представленную на участие в электронном аукционе первую часть заявки ООО "УК Шимко Групп", установлено, что Заявителем в своей заявке (столбец "Значение, предлагаемые участником") указаны конкретные характеристики товара согласно Технической части Документации об аукционе.
Комиссия Ростовского УФАС России отмечает, что Заявителем в составе первой части заявки указаны конкретные показатели закупаемого товара, входящие в диапазон значений, установленный Заказчиком в аукционной документации, следовательно, комиссия Заказчика неправомерно отказала Заявителю в допуске к участию в закупке, чем нарушила ч.5 ст.67 Закона.
Довод жалобы признан обоснованным.
В ходе осуществления внеплановой проверки закупки Комиссией установлено следующее.
В соответствии с ч.3 ст.14 Закона в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей Правительством Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно ч.4 ст.14 Закона федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок по поручению Правительства Российской Федерации устанавливает условия допуска для целей осуществления закупок товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, за исключением товаров, работ, услуг, в отношении которых Правительством Российской Федерации установлен запрет в соответствии с частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе.
Исходя из Извещения и Документации об аукционе объектом закупки является поставка аппарата ингаляционной анестезии, передвижной (код ОКПД2 - 32.50.21.121).
Заказчиком в Извещении о проведении аукциона установлено ограничение и условие допуска в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.02.2015 N102 "Об ограничениях и условиях допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление N102).
Однако, согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 28.08.2021 N1432 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" утверждены изменения в Постановление N102, согласно которым код ОКПД2 - 32.50.21.121 исключен из перечня отдельных видов медицинских изделий, происходящий из иностранный государств, в отношении которых устанавливаются ограничения допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Изменения, внесенные в Постановление N102 вступили в силу с 31.08.2021.
Извещение о проведении электронного аукциона, а также документация об электронном аукционе размещены Заказчиком в ЕИС 16.09.2021.
На основании изложенного, Заказчик признан нарушившим ч.3 ст.14 Закона.
В соответствии с ч.4 ст.34 Закона в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
В силу ч.5 ст.34 Закона в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней). Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства. Такая пеня устанавливается контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не уплаченной в срок суммы. Штрафы начисляются за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно ч.8 ст.34 Закона штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, за исключением случаев, если законодательством Российской Федерации установлен иной порядок начисления штрафов.
Во исполнение данного положения Закона, Правительством Российской Федерации издано Постановление от 30.08.2017 N1042 "Об утверждении Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 15 мая 2017 N570 и признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 25 ноября 2013 N1063" (далее - Постановление N1042).
В силу п.11 Постановления N1042 общая сумма начисленных штрафов за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, не может превышать цену контракта.
В силу п.12 Постановления общая сумма начисленных штрафов за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, не может превышать цену контракта.
Согласно п.п.11.7, 11.14 Проекта контракта Документации о закупке:
Общая сумма начисленной неустойки (штрафов, пени) за ненадлежащее исполнение Заказчиком обязательств, предусмотренных Контрактом, не может превышать цену Контракта.
Общая сумма начисленной неустойки (штрафов, пени) за неисполнение или ненадлежащее исполнение Поставщиком обязательств, предусмотренных Контрактом, не может превышать цену Контракта.
Таким образом, Заказчик неправомерно установил степень ответственности, при которой не допускается превышение цены контракта совокупным размером неустоек (штрафов и пени). Заказчик, ограничив установленную законодательством возможность превышения цены контракта размером пени, либо суммой штрафов и пени, действовал не в соответствии с положениями Постановления N 1042.
На основании изложенного, Комиссия Ростовского УФАС России считает, что Проект контракта не соответствует действующему на момент публикации извещения законодательству о контрактной системе в сфере закупок, что является нарушением ч.5, 8 ст.34 Закона.
Согласно ч.30 ст.34 Закона если заказчиком в соответствии с ч.1 ст.96 Закона установлено требование обеспечения исполнения контракта, в контракт включается обязательство поставщика (подрядчика, исполнителя) в случае отзыва в соответствии с законодательством Российской Федерации у банка, предоставившего банковскую гарантию в качестве обеспечения исполнения контракта, лицензии на осуществление банковских операций предоставить новое обеспечение исполнения контракта не позднее одного месяца со дня надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) о необходимости предоставить соответствующее обеспечение. Размер такого обеспечения может быть уменьшен в порядке и случаях, которые предусмотрены частями 7, 7.1, 7.2 и 7.3 статьи 96 настоящего Федерального закона. За каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного настоящей частью, начисляется пеня в размере, определенном в порядке, установленном в соответствии с частью 7 настоящей статьи.
Вместе с тем, в Проекте контракта Документации о закупке указанное обязательство поставщика отсутствует, в нарушение ч.30 ст.34 Закона.
В силу ч.3 ст.96 Закона исполнение контракта, гарантийные обязательства могут обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 настоящего Федерального закона, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта, гарантийных обязательств, срок действия банковской гарантии определяются в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. При этом срок действия банковской гарантии должен превышать предусмотренный контрактом срок исполнения обязательств, которые должны быть обеспечены такой банковской гарантией, не менее чем на один месяц, в том числе в случае его изменения в соответствии со статьей 95 настоящего Федерального закона.
Согласно п.10.1 Проекта контракта Документации о закупке:
Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.
Таким образом, установленный Заказчиком срок действия банковской гарантии в качестве обеспечения исполнения контракта, не соответствует, сроку действия банковской гарантии, предусмотренному ч.3 ст.96 Закона.
На основании Постановления Правительства РФ от 26.08.2013 N728,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу Заявителя обоснованной.
2. Признать Заказчика нарушившим ч.3 ст.14, ч.ч.5, 8, 30 ст.34, ч.3 ст.96 Закона.
3. Признать аукционную комиссию Заказчика нарушившей ч.5 ст.67 Закона.
4. Выдать обязательное для исполнения предписание об устранении допущенных нарушений путем отмены сформированных протоколов, внесении изменений в аукционную документацию с учетом требований Закона и настоящего решения, продолжения процедуры определения поставщика.
5. Рассмотреть вопрос о привлечении к административной ответственности ответственных должностных лиц.
В силу ч.9 ст.106 Закона решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Председатель комиссии М.А. Благодарев
Члены комиссии Ю.Р. Дедух
В.Н. Гижко
Исп. Гижко В.Н.
8 (863) 240-86-88
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области от 5 октября 2021 г. N ______/03
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 08.10.2021