Комиссия Карачаево-Черкесского УФАС России по контролю в сфере контрактной системы (далее - Комиссия) в составе:
в отсутствии представителя общества с ограниченной ответственностью ТПК "Вершина" (далее - заявитель, ООО ТПК "Вершина"), надлежащим образом извещенного уведомлением N 2705-1/13 от 27.09.2021 г., в том числе публично, путем размещения в единой информационной системе информации о рассмотрении жалобы ООО ТПК "Вершина", в присутствии представителя от Федерального государственного бюджетного учреждения Туберкулезный санаторий "Теберда" (далее - заказчик), действующего на основании доверенности N14 от 28.09.2021 года,
рассмотрев жалобу ООО ТПК "Вершина" на действия Единой комиссии заказчика при проведении закупки способом электронного аукциона N0379100000721000055 "Товары для хозяйственного назначения" (далее - аукцион, закупка) дистанционно, с использованием программного обеспечения TrueConf, с целью недопущения распространения новой коронавирусной инфекции, руководствуясь ст.ст.105, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России N727/14 от 19 ноября 2014 г., а также в результате осуществления внеплановой проверки, проведенной в соответствии с п.1 ч.15 ст.99 Закона о контрактной системе,
Установила:
В Карачаево-Черкесское УФАС России поступила жалоба ООО ТПК "Вершина" на действия Единой комиссии заказчика при проведении аукциона.
Согласно жалобе заявителя, заявке с идентификационным номером "5" было отказано в допуске к участию в аукционе в силу несоответствия информации, предусмотренной ч.3 ст.66 Закона о контрактной системе, требованиям документации о таком аукционе, а именно, по позиции "Прожектор светодиодный" технической части документации об аукционе участником закупки предложены значения показателей, не соответствующие положениям инструкции по заполнению заявки. Заявитель считает, что принятое решение об отказе заявке от участия в аукционе не соответствует положениям Закона о контрактной системе, ограничивает конкуренцию на товарном рынке, нарушает права и законные интересы ООО ТПК "Вершина".
На основании вышеизложенного, заявитель просит принять и рассмотреть жалобу ООО ТПК "Вершина" по существу; приостановить определение поставщика (подрядчика, исполнителя) до рассмотрения жалобы по существу; выдать обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе путем отмены протоколов, составленных в ходе определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
В связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции, уведомлением были извещены представители ООО ТПК "Вершина", заказчика, ЭТП "ТЭК-Торг" об отсутствии необходимости присутствия представителей на заседании Комиссии, вместе с тем, сторонам было предложено принять участие в рассмотрении жалобы дистанционно, с использованием программного обеспечения TrueConf, соответствующие инструкции были направлены сторонам.
28 сентября 2021 года от заказчика поступили письменные пояснения относительно доводов жалобы ООО ТПК "Вершина", согласно которым заявке с идентификационным номером "5" было отказано в допуске к участию в аукционе в силу несоответствия информации, предусмотренной ч.3 ст.66 Закона о контрактной системе, требованиям документации о таком аукционе, а именно, по позиции "Прожектор светодиодный" технической части документации об аукционе участником закупки предложены значения показателей, не соответствующие положениям инструкции по заполнению заявки.
Рассмотрение жалобы ООО ТПК "Вершина" Комиссией осуществлено 30 сентября 2021 дистанционно.
Рассмотрев доводы, изложенные в жалобе ООО ТПК "Вершина", проанализировав письменные пояснения, представленные заказчиком, выслушав пояснения представителя заказчика, изучив материалы дела, а также результаты внеплановой проверки, проведенной в соответствии с п.1 ч.15 ст.99 Закона о контрактной системе, Комиссия Карачаево-Черкесского УФАС России пришла к следующим выводам.
18.08.2021 г. 14:18 ч. в единой информационной системе в сфере закупок http://www.zakupki.gov.ru заказчиком опубликован электронный аукцион N0379100000721000055 "Товары для хозяйственного назначения" (извещение о проведении электронного аукциона - 18.08.2021 г. 14:18 ч.) для субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении аукциона и документации об аукционе с начальной (максимальной) ценой государственного контракта - 2 136 129,07 рублей.
В извещении о проведении электронного аукциона предусмотрено: Дата и время начала подачи заявок - 18.08.2021 г. 14:18 ч.; Дата и время окончания подачи заявок - 26.08.2021 г. 08:00 ч.; Дата окончания срока рассмотрения первых частей заявок - 26.08.2021 г.; Дата проведения аукциона в электронной форме - 27.08.2021 г.
На участие в электронном аукционе были поданы 3 заявки, в результате рассмотрения первых частей, 1 заявка не допущена к участию в аукционе, 2 заявки признаны соответствующими требованиям документации об аукционе и положениям Закона о контрактной системе в соответствии с протоколом рассмотрения первых частей заявок от 23 сентября 2021 года. Участник электронного аукциона, который предложил наиболее низкую цену контракта, наименьшую сумму цен единиц товара, работы, услуги и заявка на участие в таком аукционе которого соответствует требованиям, установленным документацией о нем, признается победителем такого аукциона (ч.10 ст.69 Закона о контрактной системе). В силу ч.10 ст.69 Закона о контрактной наиболее низкая цена контракта предложена обществом с ограниченной ответственностью "ПРОГРЕСС", признанного в последующем победителем аукциона.
Рассмотрение жалоб, а также информации о нарушении законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок Карачаево-Черкесским УФАС России осуществляется с учетом конкретных обстоятельств каждого дела и доказательств, представленных сторонами, на основании исследования и оценки которых и принимаются решения.
1.Закон о контрактной системе регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок (ч.1 ст.1 Закона о контрактной системе).
Порядок подачи заявок на участие в электронном аукционе регламентирован ст.66 Закона о контрактной системе, в ч.2 которой предусмотрено, что заявка на участие в электронном аукционе состоит из двух частей.
Из положений ст.66 Закона о контрактной системе следует, что содержание первой части заявки определяется в зависимости от предмета контракта (товар или услуги), и от того, указан ли в аукционной документации товарный знак или иные средства индивидуализации.
Требования к содержанию, составу заявки на участие в аукционе в соответствии с ч.3-6 ст.66 Закона о контрактной системе, и инструкция по ее заполнению определяются документацией об аукционе (п.2 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе).
На основании ч.1 ст.67 Закона о контрактной системе аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную ч.3 ст.66 Закона о контрактной системе, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
В силу ч.3 ст.67 Закона о контрактной системе по результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе, содержащих информацию, предусмотренную ч.3 ст.66 Закона о контрактной системе, аукционная комиссия принимает решение о допуске участника закупки, подавшего заявку на участие в таком аукционе, к участию в нем и признании этого участника закупки участником такого аукциона или об отказе в допуске к участию в таком аукционе в порядке и по основаниям, которые предусмотрены ч.4 ст.66 Закона о контрактной системе.
Согласно ч.4 ст.67 Закона о контрактной системе участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае: 1)непредставления информации, предусмотренной ч.3 ст.66 Закона о контрактной системе, или предоставления недостоверной информации; 2) несоответствия информации, предусмотренной ч.3 ст.66 Закона о контрактной системе, требованиям документации о таком аукционе.
В ч.3 ст.66 Закона о контрактной системе определен исчерпывающий перечень сведений, которые должны быть отражены в первой части заявки при осуществлении закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг.
Согласно п.2 ч.3 ст.66 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг первая часть заявки на участие в аукционе должна содержать наименование страны происхождения товара; конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об электронном аукционе.
При этом, п.1и 2 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе предусмотрено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в том числе наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст.33 Закона о контрактной системе, а также требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с ч.3 - 6 ст.66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению.
Из системного толкования изложенных положений Закона о контрактной системе следует, что под конкретными показателями понимаются указываемые участником электронного аукциона в первой части заявки значения показателей, которые позволяют определить соответствие закупаемых товаров установленным заказчиком критериям в документации об аукционе.
По позиции "Прожектор светодиодный" технической части документации об аукционе заказчиком установлены следующие требования: "Тип прожектора-Линейный; Рассеяние - Широкое; Тип светораспределения прожектора -Асимметричное; Вид прожектора - Стационарный; Класс защиты светильника -От IP43; Класс электробезопасности - I/II; Материал корпуса -Пластмасса; Наличие датчика движения - Нет; Наличие солнечной батареи - Нет; Назначение -Акцентный ; Цветовая температура 2700 Кельвин; Цвет излучения - Синий; Способ установки - Консольный; Световой поток > 1000 2000 Люмен; Мощность > 90 100 Ватт."
В заявке заявителя по позиции "Прожектор светодиодный" технической части документации об аукционе предложены следующие значения: "Тип прожектора-Линейный; Рассеяние - Широкое; Тип светораспределения прожектора -Асимметричное; Вид прожектора - Стационарный; Класс защиты светильника - От IP43; Класс электробезопасности - I/II; Материал корпуса - Пластмасса; Наличие датчика движения - Нет; Наличие солнечной батареи - Нет; Назначение -Акцентный ; Цветовая температура 2700 Кельвин; Цвет излучения - Синий; Способ установки - Консольный; Световой поток > 1000 2000 Люмен; Мощность > 90 100 Ватт.".
Основанием не допуска заявки к участию в аукционе послужило предложение, противоречащее положениям инструкции по заполнению первой части заявки, в том числе положениям документации об аукционе.
При формировании первой части заявки на участие в электронном аукционе в части предложения требований к значениям показателей, характеристик товаров по предмету государственного контракта участники закупки должны соблюдать и учитывать правила инструкции по заполнению заявки на участие в электронном аукционе (Приложение N2 к Разделу 2. "Информационная карта электронного аукциона").
Согласно инструкции по заполнению заявки, при указании конкретного показателя по максимальному и/или минимальному значению показателей вида "до x" или "от х", где "x" - верхнее/ нижнее числовое значение, участник закупки должен указать конкретный показатель, согласно настоящей инструкции по заполнению заявки, при этом крайние значения "х" включены в интервал при наличии слов "включительно", во всех иных случаях крайние значения "х" не включены в интервал. При указании конкретного показателя по значению показателей вида "менее x" или "более х", где "x" - верхнее/ нижнее числовое значение, участник закупки должен указать конкретный показатель, при этом крайние значения "х" не включены в интервал. Показатели, значения которых могут быть конкретизированы (товар имеется в наличии у участника, значения показателей могут быть получены по запросу от производителей и т.п.), должны быть конкретизированы участником закупки с указанием конкретных значений показателей, соответствующих требованиям Раздела 3 документации, без указания слов (а также производных от этих слов), символов: "максимальное значение", "минимальное значение", "не более", "не менее", "более", "менее", "ниже", "min", "max" "не ниже", "выше", "не выше", "не позднее", "ранее", "не ранее", "шире", "уже", "не уже", "не шире", "от", "до", "св.", "свыше", "или аналог", "типа", "или аналогичного типа", "или эквивалент", "или", "не превышает", "в пределах", "и/или", "не более", "превышает", за исключением случаев, предусмотренных настоящей инструкции.
Исходя из буквального толкования п.2 ч.3 ст.66 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки товара первая часть заявки на участие в аукционе должна содержать конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе.
В заявке с идентификационным номером "5" по позиции "Прожектор светодиодный" технической части документации об аукционе не были предложены конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, а именно, "Класс защиты светильника -От IP43".
Более того, в инструкции по заполнению заявки на участие в аукционе прописаны положения, при наличии которых участники закупки могли формировать заявки на участие в аукционе без ошибок технического характера.
2. Комиссией Карачаево-Черкесского УФАС России установлено, что в технической части документации об аукционе предусмотрена позиция "Телевизор" с кодом ОКПД 26.40.20.122-00000004, подпадающим под перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, в связи с чем, заказчиком в п.18 информационной карты документации об аукционе установлено постановление Правительства РФ N878 от 10.07.2019 г.
Согласно ч.3 ст.7 Закона о контрактной системе, информация, предусмотренная Законом о контрактной системе и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
В целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств размещают в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения, указанных запрета или ограничений, если такими актами не установлено иное. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения, указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации (ч.3 ст.14 Закона о контрактной системе).
При формировании в технической части документации об аукционе потребительских свойств, в том числе функциональных, технических, качественных, эксплуатационных характеристик, где объектом закупки является поставка товара, заказчик обязан руководствоваться Правила формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденными постановлением Правительства РФ N145 от 08.02.2017 г.
В п.5 постановления Правительства РФ N145 от 08.02.2017 г. предусмотрено, что заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями ст.33 Закона о контрактной системе, которые не предусмотрены в позиции каталога, за исключением случаев осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации N787 от 10 июля 2019 г.
Однако, заказчиком в нарушение ч.6 ст.23, п.5 постановления Правительства РФ N145 от 08.02.2017 г. прописаны дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в технической части документации об аукционе по позиции "Телевизор", а именно: "Должен иметь минимум 2 встроенных динамика с мощностью от 4 Вт. Система шумоподавления - Да. Должен поддерживать форматы MPEG4, MP3, JPEG, HEVC. Светодиодная подсветка, стереозвук - да. В телевизоре должна быть предусмотрена возможность крепления на стену.Прогрессивная развертка: есть. Входы: AV, компонентный, HDMI, USB. Разъем для наушников:есть."
Тем самым, действия заказчика нарушают ч.6 ст.23 Закона о контрактной системе.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст.99, 105 и 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия,
Решила:
1.Признать жалобу общества с ограниченной ответственностью ТПК "Вершина" необоснованной.
2.Признать в действиях Федерального государственного бюджетного учреждения Туберкулезный санаторий "Теберда" нарушения ч.3 ст.7, ч.6 ст.23, Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3.Выдать Федеральному государственному бюджетному учреждению Туберкулезный санаторий "Теберда", Единой комиссии Федерального государственного бюджетного учреждения Туберкулезный санаторий "Теберда", ЭТП "ТЭК-Торг" предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
4.Передать материалы дела соответствующему должностному лицу УФАС по КЧР для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Карачаево-Черкесской Республике от 5 октября 2021 г. N 009/06/106-291/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 05.10.2021