Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии, заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Золиной Г.В.,
Членов комиссии:
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Рошевского С.И.,
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Резцовой А.М..,
специалиста-эксперта отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Карпель Б.Ш,
В присутствии представителей:
от заказчика - представитель не прибыл,
от уполномоченного органа - представитель не прибыл,
от ООО "Скорость" - представитель не прибыл,
УСТАНОВИЛ
В Ставропольское УФАС России поступила жалоба ООО "Скорость" на действия заказчика - по списку (согласно извещения), уполномоченного органа - Управление экономического развития и торговли администрации города Ессентуки по факту осуществления закупки путем проведения аукциона в электронной форме N 0321300075621000068 Поставка продуктов питания (говядина, куриное филе).
Заявитель обжалует действия заказчика в части закупки.
Комиссия, рассмотрев доводы жалобы, проанализировав имеющиеся в деле документы, проведя в соответствии со ст. 99 Закона внеплановую проверку закупки установила:
1. В соответствии с части 1 статьи 1 Закона: Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок.
В силу пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости); в описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен использовать показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающуюся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Согласно пункту 3 части 1 статьи 33 ФЗ "О контрактной системе" описание объекта закупки может включать в себя спецификации, планы, чертежи, эскизы, фотографии, результаты работы, тестирования, требования, в том числе в отношении проведения испытаний, методов испытаний, упаковки в соответствии с требованиями Гражданского кодекса Российской Федерации, маркировки, этикеток, подтверждения соответствия, процессов и методов производства в соответствии с требованиями технических регламентов, документов, разрабатываемых и применяемых в национальной системе стандартизации, технических условий, а также в отношении условных обозначений и терминологии.
Документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 названной статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения таких показателей, которые не могут изменяться (часть 2 статьи 33 Закона о контрактной системе).
При этом, как установила комиссия, в действиях заказчика установлены нарушения при формировании документации об аукционе:
1. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Инструкция по заполнению заявок должна беспрепятственно позволять участникам закупки и аукционной комиссии заказчика определить, в отношении каких именно показателей заказчиком установлены максимальные и (или) минимальные значения, а также порядок их указания участниками закупки в своих заявках (в виде одного значения показателя или диапазона значений показателя); определить, в отношении каких именно показателей заказчиком установлены значения, которые не могут изменяться, и соответственно подлежат указанию участниками закупки в своих заявках без каких-либо изменений.
При этом, на заседании Комиссии установлено, что Заказчиком нарушены требования Закона о контрактной системе, а именно: инструкция по заполнению заявки на участие в аукционе не дает сформировать заявку и вводит участников в заблуждение, с учетом наличия в документации о закупке требований к описанию значений показателей товаров, которые являются основанием для отклонения заявки участников.
Согласно инструкции: "В случае если в требованиях к товарам установлены требования и к максимальным и к минимальным значениям в отношении одной и той же характеристики товара в сопровождении слов "не менее" и "не более", то участник должен указать и минимальное и максимальное значения для данного показателя, при этом вышеуказанные слова из состава заявки не исключаются, значения могут изменяться и должны быть соответственно равным (или более) и равным (или менее) требуемых значений. Данное правило является приоритетным в случае наличия противоречий с другими положениями инструкции!"
Так же согласно инструкции:
"Слово "требуется", установленное при перечислении вариантов исполнения товара означает необходимость указать в составе заявки все предложенные варианты исполнения товара, независимо от наличия знаков препинания- данное правило имеет приоритет в случае наличия противоречий с другими положениями инструкции"
"При использовании заказчиком в требованиях к поставляемым товарам слов "может" (и его производных), "могут" (и его производных), "может быть", "возможно", "возможна" (и их производных), участник в составе первой части заявки вправе указать предложенные характеристики, варианты исполнения товара, либо другие по своему усмотрению по требуемому параметру, не противоречащие другим установленным требованиям (без указания в заявке данных слов, не позволяющих определить наличие или отсутствие данной характеристики в товаре), при этом данные характеристики, их значения и количество не должно противоречить требованиям государственных стандартов - данное правило является приоритетным в случае наличия противоречий с другими положениями инструкции".
Так же согласно инструкции:
"Знак "запятая" может быть указан при перечислении вариантов исполнения товара - в данном случае участнику необходимо указать один из предложенных вариантов исполнения товара, например (если установлено требования "сахар нужен тростниковый, свекловичный" - в данном случае участник должен указать - "сахар свекловичный" или "сахар тростниковый" на свое усмотрение - данное правило имеет приоритет в случае наличия противоречий с другими положениями инструкции"
Таким образом, согласно инструкции, заказчик несколько приоритетных правил, что вводит участников в заблуждение и нарушает требования Закона 44-ФЗ.
Так же Согласно инструкции:
"Союз "и" используется, в частности, при перечислении значений показателей, характеристик, вариантов исполнения товара - в этом случае, при перечислении значений показателей, характеристик, вариантов исполнения товара, участнику закупки необходимо указать в составе своей заявки на участие в аукционе все перечисленные заказчиком варианты"
И так же согласно инструкции:
"Знак "запятая" следует читать как "и""
То есть указать все перечисленные заказчиком варианты,
Но в инструкции есть ещё один пункт:
"Знак "запятая" может быть указан при перечислении вариантов исполнения товара - в данном случае участнику необходимо указать один из предложенных вариантов исполнения товара, например (если установлено требования "сахар нужен тростниковый, свекловичный" - в данном случае участник должен указать - "сахар свекловичный" или "сахар тростниковый" на свое усмотрение - данное правило имеет приоритет в случае наличия противоречий с другими положениями инструкции", т.е. в одном случае необходимо предоставить все перечисленные заказчиком варианты, ао втором случае необходимо указать один из предложенных вариантов исполнения товара
Что вводит участников в заблуждение и противоречит требованиям Закона 44-ФЗ.
Согласно инструкции:
"В случае если при указании максимальных и/или минимальных требований в отношении характеристик товаров, указанных в соответствующих столбцах требований, значение показателя, вариант исполнения товара сопровождается словом "требуется", и при этом в отношении показателя присутствуют слова или знаки, указывающие на неконкретное значение, то это означает что установлено требование, указывающее на неизменное неконкретное значение показателя и Участнику следует оставить значение показателя, вариант исполнения товара в неизменном неконкретном виде в сопровождении слов или знаков определяющих максимальный допустимый предел и без сопровождения слова "требуется". В случае если при указании максимальных и/или минимальных требований в отношении характеристик товаров, указанных в соответствующих столбцах требований, вариант исполнения товара сопровождается словом "требуется", и при этом в отношении показателя отсутствуют слова или знаки, указывающие на неконкретное значение, то это означает что установлено требование, указывающее на неизменное значение показателя и Участнику следует оставить значение показателя, вариант исполнения товара в неизменном виде и без сопровождения слова "требуется""
Так же: "В случае если в столбце "максимальные или неизменные значения показателя и/или показателей" таблицы требований к товарам значение показателя не сопровождается описанными в инструкции словами, указывающими на неизменное значение показателя, а также не сопровождается описанными в инструкции словами, знаками, предлогами, указывающими на неконкретное значение показателя, то следует читать данное требование к значению показателя в сопровождении слова "менее""
Если нет слов "требуется" и установлено в максимальном столбце, то есть же уже правило инструкции которое предусматривает указания значения "менее":
"Слово "менее", используемое в настоящей документации об электронном аукционе, означает, что участник закупки должен указать конкретное значение показателя, меньше значения, установленного настоящей документацией"
Аналогично и пункт инструкции в отношении столбца "Минимальные или неизменные значения показателя и/или показателей".
Содержание требований документации и требований к участникам закупки должно быть сформировано согласно требований Закона о контрактной системе с учетом внесенных изменений в Закон, и быть реально исполнимым, неопределенность, противоречивость, неполнота либо неисполнимость положений документации, в которой содержатся требования как к участникам закупки, так и к информации которую необходимо указать в заявке участникам закупки, создает или может создать препятствия для потенциальных участников закупки на стадии заполнения заявок, и соответственно как барьер служит препятствием для подачи заявки тем самым нарушается принцип профессионализма заказчика, что создает угрозу обеспечения конкуренции, независимо от фактического результата закупки.
2. Заказчиком установлено "Требования к функциональным характеристикам товара согласно первой заявке поставки товара: Наименование требуемого к поставке товара - Говядина охлажденная, Код по ОКПД2/КТРУ 10.11.11.110-00000002. Основные характеристики: Вид мяса по способу обработки -Бескостное, Вид мяса по способу разделки -Отруб"
Так же установлено "Требования к функциональным характеристикам товара согласно второй заявке поставки товара: Наименование требуемого к поставке товара - Говядина охлажденная, Код по ОКПД2/КТРУ 10.11.11.110-00000002
Основные характеристики: Вид мяса по способу обработки -Бескостное, Вид мяса по способу разделки -Отруб".
Единственно отличие - это то, что во второй заявки требуется "Общие требования к товару Отрубы нужны к поставке не менее чем двух видов".
Что вводит участников в заблуждение и противоречит требованиям Закона 44-ФЗ.
3. Заказчиком установлено: "Наименование товара - Мясо сельскохозяйственной птицы охлажденное, КТРУ 10.12.10.000-00000006. Основные характеристики: Вид мяса по способу разделки Филе. При этом Заказчик указывает: "Мышцы кур могут быть развиты удовлетворительно".
Согласно ГОСТ 31962-2013 данное требование относится к характеристике тушек кур.
На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу, что Заказчиком в документации об Аукционе ненадлежащим образом установлено описание объекта закупки, требования к показателям товаров, которые необходимо указать в составе первой части заявки на участие в Аукционе, а также Инструкция, которая не позволяет однозначно установить порядок заполнения заявки на участие в Аукционе, порядок предоставления сведений в отношении показателей товаров, предусмотренных техническим заданием документации об Аукционе, а также может быть применена Аукционной комиссией по своему усмотрению и не в равной степени ко всем участникам закупки, что, в свою очередь, не соответствует требованиям пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Остальные доводы жалобы не нашли своего подтверждения.
На участие в аукционе поступило 3 заявки, 3 допущены к участию в аукционе, снижение НМЦ контракт 8%.
В действиях заказчика установлены нарушения ст. 33, 64 Закона N44-ФЗ.
Комиссия, руководствуясь ст. 99, ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Скорость" на действия заказчика - по списку (согласно извещения), уполномоченного органа - Управление экономического развития и торговли администрации города Ессентуки по факту осуществления закупки путем проведения аукциона в электронной форме N 0321300075621000068 Поставка продуктов питания (говядина, куриное филе) - обоснованной.
2. По результатам проведения в порядке статьи 99 Закона N 44-ФЗ внеплановой проверки признать действия заказчика по списку (согласно извещения), уполномоченного органа - Управление экономического развития и торговли администрации города Ессентуки, нарушившим ст. 33, ст.64 Закона N44-ФЗ, в связи с чем выдать обязательное для исполнения предписание.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии Г. В. Золина
А.М. Резцова
Члены комиссии
С. И. Рошевский
Б.Ш. Карпель
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю от 5 октября 2021 г. N 026/06/64-2216/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 07.10.2021