Резолютивная часть решения оглашена 05.10.2021 года
Комиссия Владимирского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
на основании части 8 статьи 106 Федерального закона N 44-ФЗ от 05.04.2013 "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе в сфере закупок) и Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - административный регламент) рассмотрела жалобу общества с ограниченной ответственностью "Гарант" (далее - ООО "Гарант") на положения документации электронного аукциона на поставку насоса шприцевого для нужд ГБУЗ ВО "Областная клиническая больница" (извещение N 0128200000121005748) , в открытом заседании, в присутствии представителей заказчика - ГБУЗ ВО "Областная клиническая больница" заявителя - ООО "Гарант"
В ходе рассмотрения дела о нарушении законодательства в сфере закупок N 033/06/33-919/2021 Комиссия Владимирского УФАС России,
УСТАНОВИЛА:
Во Владимирское УФАС России поступила жалоба ООО "Гарант" на положения документации о проведении электронного аукциона на поставку насоса шприцевого для нужд ГБУЗ ВО "Областная клиническая больница" (извещение N 0128200000121005748).
Заявитель полагает, что в нарушение положений пункта 2 части 1 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе в сфере закупок заказчиком по ряду позиций технического задания аукционной документации (в частности по позициям 3.2-3.10, 3.12-3.18, 3.38.1, 3.38.2, 3.39.1-3.39.3, 3.43.1-3.43.2, 3.43.5.1-.3.43.5.7, 3.43.7, 4.1-4.9, 4.13, 4.14, 5.1-5.3 "Система навигации при установке шприца", 5.1.-5.3, 5.5 "Электропитание") использованы показатели не предусмотренные законодательством Российской Федерации о техническом регулировании и стандартизации, а именно ГОСТом Р 57504-2017 "Изделия медицинские. Насосы инфузионные шприцевые. Технические требования для государственных закупок".
Между тем, пунктом 4.3 раздела 4 ГОСТа Р 57504-2017 техническое изделие на закупку медицинских изделий должно содержать требование только к тем характеристикам, которые для него регламентированы настоящим стандартом. Заказчик вправе не включить в техническое задание несущественные для него требования.
В соответствии с подпунктом 4.4 Раздела ГОСТа Р 57504-2017 заказчик вправе включить в техническое задание на закупку медицинского изделия требования, не регламентированные настоящим стандартом, если они не противоречат действующим нормативно-правовым актам Российской Федерации. При этом заказчик обязан однозначно обосновать соответствующие повышенные потребительские, технические и/или функциональные характеристики.
В разделе 5 государственного стандарта содержатся сведения о технических характеристиках, указываемых в техническом задании.
Таким образом, заказчиком в аукционной документации заказчиком установлены избыточные нестандартные показатели к техническим, функциональным, качественным характеристикам поставляемого товара, не предусмотренные ГОСТом Р 57504-2017 "Изделия медицинские. Насосы инфузионные шприцевые. Технические требования для государственных закупок".
Кроме того, в нарушение вышеуказанных положений законодательства о контрактной системе в сфере закупок совокупности требований технического задания аукционной документации соответствует продукция единственного производителя - насоса инфузионного шприцевого Перфузор компакт плюс. Между тем, на рынке имеется взаимозаменяемая продукция целого ряда иных производителей по своим параметрам полностью подходящая потребностям заказчика.
На основании изложенного, заявитель просит выдать предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок путем внесения соответствующих изменений.
Представители заказчика по существу жалобы пояснили следующее.
С доводами Заявителя жалобы Заказчик не согласен по следующим причинам:
По доводу N 1 заявителя жалобы ГБУЗВО "ОКБ" поясняет, что при формировании технического задания аукционной документации были учтены требования Федерального закона от 05.04,2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - Федеральный закон N 44-ФЗ), Постановления Правительства Российской Федерации от 08,02.2017 г. N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования указанного каталога", государственного стандарта I ОСТ Р 57504-2017 "Изделия медицинские. Насосы инфузионные шприцевые. Технические требования для государственных закупок".
В соответствии с п. 4.3 ГОСТ Р 57504-2017 заказчик вправе не включать в техническое задание требования данного стандарта, если они являются для него несущественными.
Согласно п.п. 4.4 и 4.5 ГОСТ Р 57504-2017 заказчик вправе применить требования, не регламентированные настоящим стандартом, если она не противоречат действующим нормативно-правовым актам Российской Федерации, а термины, представленные в стандарте, не являются единственно возможными для применения.
ГБУЗВО "ОКБ" указаны потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара в соответствии с положениями ст. 33 Федерального закона N> 44-ФЗ, которые не предусмотрены положениями ГОСТ Р 575042017, ввиду того, что закупаемый товар будет использоваться в Акушерском корпусе ГБУЗВО "ОКБ" для длительного дозирования и контролируемого введения лекарственных средств беременным женщинам и новорожденным детям, и указанный в техническом задании набор характеристик позволяет удовлетворить потребности медицинского учреждения с учетом специфики применения для данной категории пациентов и обеспечивает эффективное использование бюджетных средств.
При этом вышеуказанный стандарт не устанавливает четкую форму д. ля предоставления обоснования необходимости использования таких дополнительных характеристик, а также содержание и детализации такого обоснования, следовательно, обоснование может носить любой поясняющий характер и исходить из самой потребности заказчика в том или ином параметре закупаемого товара.
В п. 38 Информационной карты документации электронного аукциона "Описание объекта закупки" содержится указание на то, что закупаемый товар должен соответствовать требованиям Приложения N 2 к информационной карте (техническое задание), а качество поставляемого товара должно соответствовать требованиях к качеству товаров установленным нормативной и технической документации Российской Федерации.
Таким образом, включение в состав технического задания дополнительных характеристик обусловлено потребностью ГБУЗВО "ОКБ" закупить качественный товар. по своим техническим.
Функциональным и эксплуатационным характеристикам соответствующий техническому заданию.
При отсутствии понимания обоснования наличия тех или гсщх требований участник закупки имел возможность подать запрос о разъяснении положений документации, чего сделано не было.
В связи с вышеизложенным, техническое задание на закупку насоса шприцевого полностью соответствует законодательству о контрактной системе, в том числе требованиям государственного стандарта ГОСТ Р 57504-2017 (сведения по позициям технического задания, соответствующим требованиям раздела 4 стандарта ГОСТ Р 57504-2017' изложены в Приложении N 1 к настоящему отзыву).
По доводу жалобы N 2 ГБУЗВО "ОКБ" поясняет, что в силу п. 1 ч. 1 ст. 64 Федерального закона N 44-ФЗ документация об электронном аукционе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Федерального закона N 44-ФЗ.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33 Федерального закона N 44-ФЗ в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
Согласно ч. 2 ст. 33 Федерального закона N 44-ФЗ документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч. 1 ст. 33 Федерального закона N 44-ФЗ, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемого товара установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Таким образом, определение характеристик приобретаемого товара относится к компетенции заказчика. Заказчик вправе включить в описание объекта закупки характеристики товара, отвечающие его потребностям и необходимые для выполнения им возложенных на него функций.
В ходе подготовки технического задания ГБУЗВО "ОКБ" были изучены ряд проведенных на территории Российской Федерации закупок и их документация, заключенные контракты и материалы, находящиеся в свободном доступе, а также проведен сравнительный анализ характеристик оборудования различных производителей.
При разработке технического задания ГБУЗВО "ОКБ" в первую очередь исходило из максимально полезных качеств существующих на рынке медицинских изделий в целях надлежащего выполнения возложенных на заказчика функций и задач, а также эффективного расходования бюджетных средств.
В аукционной документации отсутствует какое-либо свидетельство соответствия закупаемого товара только шприцевому насосу производства компании Б. Браун Мельзунген АГ, также отсутствуют указания на товарные знаки.
Кроме того, жалоба заявителя ие содержит сравнения характеристик технического задания с характеристиками какого-либо зарегистрированного на территории Российской Федерации подобного медицинского изделия, а также указания на конкретные позиции технического задания, которые, по мнению заявителя, соответствуют только товару вышеуказанного производителя.
Законодательство о контрактной системе не обязывает заказчика проводить исследования в области маркетинга товаров, аналогичных требуемых заказчику, и устанавливать всех производителей товаров, соответствующих техническому заданию.
В приложении N 1 к настоящему отзыву содержится сравнительная таблица, доказывающая факт соответствия характеристик закупаемого оборудования как минимум двум производителям, что опровергает довод заявителя о наличии в документации признаков ограничения конкуренции.
Жалоба не содержит доказательств, свидетельствующих о нарушении прав и законных интересов заявителя, в том числе в части невозможности подачи заявки на участие в данном аукционе, а также свидетельствующих о нарушении ГБУЗВО "ОКБ" норм законодательства о контрактной системе.
Также заявителем не представлено доказательств, что содержащиеся в аукционной документации требования необоснованно создали одним участникам закупки преимущество перед другими, являются непреодолимыми для некоторых участников закупки, а также каким-либо иным образом повлекли за собой ограничение количества участников закупки. Следовательно, участником закупки могло выступить любое лицо, в том числе и не являющееся производителем требуемого к поставке товара, готовое поставить товар, отвечающий требованиям документации об аукционе и удовлетворяющий потребности заказчика.
На основании изложенного, представители заказчика просят признать жалобу необоснованной.
Заслушав мнения сторон, изучив представленные документы, исследовав доказательства сторон в рамках внеплановой проверки, проведенной в соответствии с пунктом 1 частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок, описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
На основании пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе в сфере закупок документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги.
В силу части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
На основании части 1 статьи 12 Закона о контрактной системе в сфере закупок государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы, казенные учреждения, иные юридические лица в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В постановлении Президиума Высшего арбитражного Суда Российской Федерации от 28.12.2010 года N 11017/10 указано: "Основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников размещения заказов, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере размещения заказов.
Исходя из положения части 1 статьи 1 Закона о контрактной системе, в закупках могут участвовать лишь те лица, которые соответствуют названным целям. Поэтому включение в аукционную документацию условий, которые в итоге приводят к исключению из круга участников закупки лиц, не отвечающих таким целям, не может рассматриваться как ограничение доступа к участию в аукционе".
Заказчиком в техническом задании аукционной документации установлены показатели товара требуемого к поставке.
На основании анализа указанных норм, а также проанализировав документацию и оценив доводы заявителя и пояснения заказчика, Комиссия установила, что заказчик вправе включить в документацию о проведении электронного аукциона такие характеристики и требования к товару, которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих функций, детализируя в необходимой степени предмет закупок, то есть при описании товара заказчик вправе указывать качественные параметры к объекту закупок, которые являются определяющими для него.
В связи с выше установленным, Комиссия Владимирского УФАС России приходит к выводу, что при формировании технического задания заказчику в рамках законодательства о контрактной системе в сфере закупок предоставлены полномочия по самостоятельному определению параметров и характеристик товара, работы, услуги в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности.
Закон о контрактной системе в сфере закупок не обязывает заказчика устанавливать требования к характеристикам товара, которые удовлетворяли бы всех возможных участников закупок для государственных нужд.
Отсутствие у каких-либо лиц, заинтересованных в заключении контракта, возможности поставить товар, соответствующий потребностям заказчика, не свидетельствует о нарушении заказчиком прав этих лиц, а также ограничении заказчиком числа участников торгов.
На основании вышеизложенного, Комиссия Владимирского УФАС России приходит к выводу о необоснованности доводов жалобы Заявителя относительно того, что требованиям технического задания соответствует продукция единственного производителя и это приводит к ограничению количества участников закупки.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Предметом закупки является поставка насоса шприцевого для нужд ГБУЗ ВО "Областная клиническая больница".
Технические требования для государственных закупок насосов инфузионных шприцевых установлены ГОСТ Р 57504-2017 "Изделия медицинские. Насосы инфузионные шприцевые. Технические требования для государственных закупок".
Пунктом 4.3 раздела 4 ГОСТа Р 57504-2017 предусмотрено, что техническое изделие на закупку медицинских изделий должно содержать требование только к тем характеристикам, которые для него регламентированы настоящим стандартом. Заказчик вправе не включить в техническое задание несущественные для него требования.
В соответствии с подпунктом 4.4 Раздела ГОСТа Р 57504-2017 заказчик вправе включить в техническое задание на закупку медицинского изделия требования, не регламентированные настоящим стандартом, если они не противоречат действующим нормативно-правовым актам Российской Федерации. При этом заказчик обязан однозначно обосновать соответствующие повышенные потребительские, технические и/или функциональные характеристики.
В разделе 5 государственного стандарта содержатся сведения о технических характеристиках, указываемых в техническом задании.
Рассмотрев материалы дела, Комиссия установила, что по ряду позиций технического задания аукционной документации (в частности по позициям 3.2-3.10, 3.12-3.18, 3.38.1, 3.38.2, 3.39.1-3.39.3, 3.43.1-3.43.2, 3.43.5.1-.3.43.5.7, 3.43.7, 4.1-4.9, 4.13, 4.14, 5.1-5.3 "Система навигации при установке шприца", 5.1.-5.3, 5.5 "Электропитание") заказчиком установлены требования к техническим, качественным, функциональным характеристикам поставляемого товара, не предусмотренные вышеуказанным ГОСТом. Однако в нарушение требований ГОСТ Р 57504-2017 "Изделия медицинские. Насосы инфузионные шприцевые. Технические требования для государственных закупок" в аукционной документации отсутствует однозначное обоснование вышеуказанных требований к поставляемому товару.
Таким образом, следует вывод о том, что аукционная документация составлена с нарушением требований пункта 2 части 1 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе в сфере закупок.
Указанный довод жалобы является обоснованным.
На основании изложенного, руководствуясь частями 8 статьи 106, пунктом 3 частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе в сфере закупок, Комиссия Владимирского УФАС России
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Гарант" на положения документации электронного аукциона на поставку насоса шприцевого для нужд ГБУЗ ВО "Областная клиническая больница" (извещение N 0128200000121005748) частично обоснованной (в части довода относительно установления требований к характеристикам поставляемого товара, не предусмотренного ГОСТом Р 57504-2017 "Изделия медицинские. Насосы инфузионные шприцевые. Технические требования для государственных закупок")
2. Признать заказчика нарушившим требования пункта 2 части 1 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе в сфере закупок
3. Вынести в отношении заказчика, аукционной комиссии, оператора электронной площадки предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
4. Передать материалы настоящего дела о нарушении законодательства о контрактной системе в сфере закупок уполномоченному должностному лицу Владимирского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства в отношении виновных лиц.
Настоящее решение вступает в законную силу с момента его вынесения и может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с момента вынесения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Владимирской области от 5 октября 2021 г. N 033/06/33-919/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 08.10.2021