Резолютивная часть объявлена 05.10.2021 г. Калининград
Изготовлено в полном объеме 07.10.2021
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии:
Н.С. Иванова - заместитель руководителя - начальник отдела контроля органов власти, закупок и рекламы Калининградского УФАС России;
Члены Комиссии:
М.В. Мельников - заместитель начальника отдела контроля органов власти, закупок и рекламы Калининградского УФАС России;
А.Н. Хлусова - ведущий специалист-эксперт отдела контроля органов власти, закупок и рекламы Калининградского УФАС России;
с участием представителей:
заказчика - Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральный центр высоких медицинских технологий" Министерства здравоохранения Российской Федерации (г. Калининград): А.М. Тростянецкого (по доверенности); О.В. Савраевой (по доверенности);
в отсутствии представителей заявителя - ИП Багрикова А.В., уведомленных надлежащим образом о времени и месте заседания Комиссии,
рассмотрев в режиме видеоконференцсвязи посредством плагина "TrueConf" жалобу ИП Багрикова Андрея Владимировича (вх. N 7514 от 29.09.2021) на действия заказчика - Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральный центр высоких медицинских технологий" Министерства здравоохранения Российской Федерации (г. Калининград) при проведении электронного аукциона на поставку изделий медицинского назначения (извещение N 0335100015621000293)(далее - Аукцион), и в результате внеплановой проверки, проведенной в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области 29.09.2021 поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при формировании документации об Аукционе.
В обоснование своей жалобы Заявитель привел следующие доводы
По мнению Заявителя, описание объекта закупки - катетера баллонного для коронарной ангиопластики, отраженное в пункте 9 раздела 2 "Техническое задание" Аукционной документации, сформировано исходя из возможности поставки товара единственного производителя - "катетер баллонный коронарный Блейд усиленный проводником", производства компании ООО "НПК ЭВИПРО", Россия (регистрационное удостоверение N РЗН 2020/10041 от 17.04.2020).
Таким образом, вышеуказанные действия Заказчика нарушают требования Закона о контрактной системе и направлены на ограничение количества участников Аукциона.
Заказчиком даны следующие пояснения по сути жалобы Заявителя
Заказчик не согласился с доводами жалобы, считает, что действия Заказчика при формировании Аукционной документации соответствуют требованиям законодательства в сфере закупок для государственных нужд.
В результате рассмотрения жалобы и проведения в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки, Комиссия установила следующее
23.09.2021 Заказчиком на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок (далее - официальный сайт, ЕИС) размещено извещение о проведении аукциона в электронной форме N 0335100015621000293 и Аукционная документация.
Начальная (максимальная) цена контракта - 1 494 000,00 рублей.
Согласно статье 6 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.
В соответствии с частью 1 статьи 8 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок (часть 2 статьи 8 Закона о контрактной системе).
В силу части 1 статьи 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
Пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе установлено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги.
В соответствии с пунктами 1, 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
- в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
- использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В силу части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Из буквального толкования названных норм следует, что при описании объекта закупки заказчики должны таким образом определить требования к закупаемым товарам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с теми характеристиками, которые им необходимы, соответствуют их потребностям, а с другой стороны, необоснованно не ограничить количество участников закупки.
Как установлено пунктом 5 раздела 1 "Информационная карта электронного аукциона" документации об Аукционе краткое изложение условий договора, содержащее описание объекта закупки, указаны в разделе 3 "Проект гражданско-правового договора" и в разделе 2 "Техническое задание" настоящей документации.
Пунктом 9 раздела 2 "Техническое задание" документации об Аукционе установлены, следующие технические, функциональные и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики товара:
Катетер баллонный для коронарной ангиопластики, стандартный |
Код товара по КТРУ: 32.50.13.110- 00663 1. Основные параметры, установленные в соответствии с каталогом товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (КТРУ). Стерильная гибкая трубка предназначена для использования в чрескожной транслюминальной коронарной ангиопластике (ЧТКА) для расширения стенозирующей коронарной артерии путем контролируемого раздувания эластичного баллона(ов) на ее дистальном конце. Она, как правило, доступна как: 1) изделие для доставки по проводнику, которое имеет двойной или тройной просвет, один для проводника и один или два для одно- или двухбаллоного раздувания; 2) изделие для быстрого обмена с одним просветом. Она доступна в различных размерах для дилатации мелких, суженных или непроходимых коронарных артерий или шунтов. Она также может быть предназначена для предварительной или последующей дилатации стента, расширяющегося с помощью баллона, в коронарных артериях. Устройство одноразового использования
2. Дополнительные параметры, не предусмотренные в позиции КТРУ с обоснованием необходимости их использования[1]:
|
Примечание1: Дополнительные характеристики обусловлены узкоспециализированной деятельностью заказчика, накопленным опытом использования расходного материала с заданными параметрами для проведения хирургических операций в рамках оказания высокотехнологичной медицинской помощи с обеспечением безопасности пациентов, медицинского персонала и достижения максимальной результативности проведённых процедур.
В ходе заседания Комиссии представители Заказчика пояснили, что требованиям раздела 2 "Техническое задание" Аукционной документации по позиции 9 "Катетер баллонный для коронарной ангиопластики, стандартный" соответствуют медицинские изделия следующих производителей: катетер баллонный коронарный Блейд усиленный проводником, производства компании ООО "НПК ЭВИПРО", страна происхождения - Российская Федерация и коронарный дилатационный катетер ScoreFlex, производства компании OrbusNeich, страна происхождения - Нидерланды, в подтверждение чего Заказчиком представлены каталоги и регистрационные удостоверения на вышеуказанные медицинские изделия.
Также представители Заказчика пояснили, что требования к функциональным, техническим и качественным характеристикам, эксплуатационным характеристикам объекта закупки, указанные в пункте 9 раздела 2 "Техническое задание" Аукционной документации, установлены Заказчиком исходя из накопленного медицинскими специалистами Заказчика опыта использования катетеров баллонных для коронарной ангиопластики с заданными параметрами при проведении хирургических операций в рамках оказания высокотехнологичной медицинской помощи с обеспечением безопасности пациентов и достижения максимальной результативности проведённых медицинских процедур.
Как отметил в ходе заседания Комиссии представитель Заявителя товар - "коронарный дилатационный катетер ScoreFlex" производства компании OrbusNeich не соответствует требованиям пункта 9 раздела 2 "Техническое задание" Аукционной документации, поскольку данный катетер не оснащён усиливающим проводником. Однако, каких-либо доказательств, подтверждающих данный факт, например письма производителя или официального дистрибьютера компании OrbusNeich, Заявителем не представлено.
Комиссия, проанализировав документацию об Аукционе, пояснения Заявителя и Заказчика, приходит к следующим выводам.
В силу статьи 6 Закона о контрактной системе к числу основных принципов контрактной системы относятся принцип ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд и принцип эффективности осуществления закупки (эффективного использования источников финансирования), который должен соблюдаться наряду с принципом обеспечения конкуренции.
Возможное сужение круга участников закупки с одновременным повышением эффективности использования финансирования (обеспечением его экономии), исходя из положений пункта 1 статьи 1 Закона о контрактной системе, не может само по себе рассматриваться в качестве нарушения требований законодательства о контрактной системе.
Комиссией установлено, что на запросы коммерческих предложений Заказчика были представлены ответы с предложением о поставке медицинских изделий по позиции 9 "Катетер баллонный для коронарной ангиопластики, стандартный" раздела 2 "Техническое задание" Аукционной документации от следующих поставщиков: ООО "Синбэдо" (коммерческое предложение вх. N 687 от 10.09.2021), ООО "Эндиал Центр" (коммерческое предложение вх. N 688 от 10.09.2021), ООО "Инфес" (вх. N 689 от 10.09.2021).
Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 04.10.2021 N 03351000156210002293-01 на участие в Аукционе подано две заявки, которые допущены к участию в Аукционе.
В соответствии с протоколом подведения итогов электронного аукциона от 06.10.2021 N 0335100015621000293-03 вторые части заявок ООО "Эндиал Центр" и ООО "Инфес" признаны соответствующими требованиям документации об Аукционе.
Вместе с тем, Заявителем доказательств невозможности поставки товара - катетера баллонного для коронарной ангиопластики по позиции 9 раздела 2 "Техническое задание" Аукционной документации, который соответствует требованиям пункта 9 раздела 2 "Техническое задание" Аукционной документации, не представлено. На вопрос Председателя Комиссии о том, обращался ли Заявитель к производителю ООО "НПК ЭВИПРО", официальным дистрибьютерам производителя ООО "НПК ЭВИПРО" или поставщикам катетера баллонного коронарного "Блейд" с целью получения коммерческого предложения и покупки товара - катетер баллонный коронарный "Блейд", Заявитель ответил, что не обращался, пояснив данный факт тем, что является поставщиком катетеров и медицинский изделий иного производителя.
При этом, Комиссия отмечает, что потребностью заказчика является поставка медицинских изделий, в связи с чем участником закупки может выступать любое заинтересованное лицо: юридическое лицо, индивидуальный предприниматель или физическое лицо, имеющее возможность в соответствии с законодательством РФ и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком товаров, работ и услуг. Тогда как отсутствие товара с необходимыми характеристиками у какого-либо потенциального участника закупки не может являться признаком ограничения круга участников закупки.
Кроме того, согласно пункту 1 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28.06.2017, разъяснено, что по общему правилу указание заказчиком в аукционной документации особых характеристик товара, которые отвечают его потребностям и необходимы заказчику с учетом специфики использования такого товара, не может рассматриваться как ограничение круга потенциальных участников закупки.
Таким образом, при вышеуказанных обстоятельствах Комиссия, учитывая пояснения сторон, приходит к выводу об отсутствии в действиях Заказчика при формировании Аукционной документации нарушений Закона о контрактной системе.
При этом, каких-либо доказательств того, что описание заказчиком объекта закупки направлено на закупку товара у определенного поставщика Заявителем представлено не было. Данный довод жалобы Заявителя не нашел своего подтверждения.
В заседании Комиссии представители лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, на вопрос Председателя Комиссии о достаточности доказательств, представленных в материалы дела, пояснили, что все доказательства, которые они намеревались представить, имеются в распоряжении Комиссии, иных доказательств, ходатайств, в том числе о представлении или истребовании дополнительных доказательств не имеется.
В связи с изложенным, руководствуясь частями 1, 4, 7 статьи 105, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
Признать жалобу ИП Багрикова А.В. необоснованной.
Председатель Комиссии: |
|
Н.С. Иванова |
Члены Комиссии: |
|
М.В. Мельников
А.Н. Хлусова
|
В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе, решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области от 7 октября 2021 г. N 039/06/33-1156/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 07.10.2021