Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю (далее - Комиссия)
рассмотрев жалобу ООО "Торофарм" (далее - Заявитель) на действия ГБУЗ ПК "Краевая детская клиническая больница" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на поставку лекарственного препарата (Ампициллин+[Сульбактам]) (изв. N 0356500005121000312),
УСТАНОВИЛА:
Заявитель полагает, что нормы Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о закупках), нарушены действиями Заказчика.
В ходе рассмотрения жалобы и в ходе проведения внеплановой проверки, осуществленной Комиссией Пермского УФАС России в соответствии с ч.3 ст. 99 Закона о закупках, в соответствии "Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, установлено следующее.
Согласно извещению N 0356500005121000312 Заказчиком проводился электронный аукцион на поставку лекарственного препарата (Ампициллин+[Сульбактам]).
В соответствии с извещением о проведении электронного аукциона, аукционной документацией:
1) извещение о проведении электронного аукциона размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 17.09.2021 г.
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Аукцион;
3) начальная максимальная цена контракта - 329 400,00 руб.;
4) дата окончания подачи заявок - 28.09.2021 г.
Заявитель полагает, что Заказчиком неправомерно установлено требование о наличии у участника закупки лицензии на хранение лекарственных средств и (или) препаратов для медицинского применения; перевозку лекарственных средств и (или) препаратов для медицинского применения, полагает, что аукционной документацией должна быть предусмотрена возможность предоставления в составе второй части заявки лицензии на оптовую торговлю лекарственными средствами и договора/соглашения с организацией, имеющей лицензию на осуществление фармацевтической деятельности с видом работ (услуг) на перевозку лекарственных средств и (или) препаратов для медицинского применения с приложением копии упомянутой лицензии.
Заказчик с доводами жалобы не согласен, поясняет, что требование установлено в соответствии с требованиями Закона о закупках, Федерального закона N 99-ФЗ от 04.05.2011 г. "О лицензировании отдельных видов деятельности".
В п.1 ч.1 ст.64 Закона о закупках установлено, что аукционная документация должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги.
В соответствии с п.3 раздела 5 информационной карты описание объекта закупки, информация о количестве товара указаны в Приложении 2 "Техническое задание (Спецификация)", в Приложении 3 "Проект контракта".
Согласно техническому заданию Заказчиком закупается лекарственный препарат с международным непатентованным наименованием Ампициллин+сульбактам, в форме выпуска порошок для приготовления раствора для внутривенного и внутримышечного введения, 1000 мг+500 мг, г.
В соответствии с п.6 ч.5 ст.63 Закона о закупках, в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в статье 42 настоящего Федерального закона, указываются требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, а также требование, предъявляемое к участникам такого аукциона в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 настоящего Федерального закона.
Согласно п.1 ч.1 ст.31 Закона о закупках при осуществлении закупки заказчик устанавливает единое требование к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Согласно п.2 ч.1 ст.64 Закона о закупках аукционная документация должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с п.2 ч.5 ст.66 Закона о закупках, вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона (указанная декларация предоставляется с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки).
Согласно ч.6 ст.66 Закона о закупках требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 или 3.1 и 5 настоящей статьи документов и информации, не допускается.
Таким образом, Законом о закупках предусмотрена обязанность требования документов, подтверждающих соответствие именно участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона. Предоставление в составе второй части заявки документов, подтверждающих соответствие требованиям иных лиц, в том числе субподрядных организаций, Законом о закупках не предусмотрено.
В связи с изложенным довод жалобы не может быть признан обоснованным.
Вместе с тем, в ходе проведения внеплановой проверки закупки Комиссией установлено следующее.
Во исполнение упомянутых выше требований Закона о закупках в п.2 раздела 8 информационной карты аукционной документации Заказчиком установлены требования к содержанию второй части заявки, в том числе:
"В случае поставки товара Поставщиком в соответствии с пунктом 47 части 1 статьи 12 главы 2 Федерального закона от 04 мая 2011 года N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности";
- копия действующей лицензии на осуществление фармацевтической деятельности. На виды выполняемых работ, оказываемых услуг:
- оптовая торговля лекарственными средствами для медицинского применения;
- хранение лекарственных средств и (или) препаратов для медицинского применения;
- перевозка лекарственных средств и (или) препаратов для медицинского применения. Основание: Постановление Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2011 г. N 1081 "О лицензировании фармацевтической деятельности".
В соответствии с п.47 ч.1 ст.12 Федерального закона N 99-ФЗ от 04.05.2011 г. "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон о лицензировании), фармацевтическая деятельность подлежит лицензированию, равно как и деятельность по производству лекарственных средств (п.16 ч.1 ст.12 Закона о лицензировании).
Согласно части 1 статьи 8 Федерального закона от 12.04.2010 N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств" (далее - Закон об обращении лекарственных средств) лицензирование производства лекарственных средств и фармацевтической деятельности осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В ст. 4 Закона об обращении лекарственных средств дано понятие фармацевтической деятельности, которой является деятельность, включающая в себя оптовую торговлю лекарственными средствами, их хранение, перевозку и (или) розничную торговлю лекарственными препаратами, в том числе дистанционным способом, их отпуск, хранение, перевозку, изготовление лекарственных препаратов.
Под организацией оптовой торговли лекарственными средствами понимается организация, осуществляющая оптовую торговлю лекарственными средствами, их хранение, перевозку в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона.
Согласно ч. 1 ст. 52 Закона об обращении лекарственных средств фармацевтическая деятельность осуществляется организациями оптовой торговли лекарственными средствами, аптечными организациями, ветеринарными аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность, медицинскими организациями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность, и их обособленными подразделениями (амбулаториями, фельдшерскими и фельдшерско-акушерскими пунктами, центрами (отделениями) общей врачебной (семейной) практики), расположенными в сельских населенных пунктах, в которых отсутствуют аптечные организации, и ветеринарными организациями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность.
В соответствии со ст. 54 Закона об обращении лекарственных средств оптовая торговля лекарственными средствами осуществляется производителями лекарственных средств и организациями оптовой торговли лекарственными средствами по правилам надлежащей дистрибьюторской практики и правилам надлежащей практики хранения и перевозки лекарственных препаратов, утвержденным соответствующими уполномоченными федеральными органами исполнительной власти.
Постановлением Правительства РФ N 1081 от 22.12.2011 "О лицензировании фармацевтической деятельности" утвержден перечень выполняемых работ, оказываемых услуг, составляющих фармацевтическую деятельность.
В упомянутый перечень помимо прочего включены:
1. Оптовая торговля лекарственными средствами для медицинского применения.
2. Хранение лекарственных средств для медицинского применения.
3. Хранение лекарственных препаратов для медицинского применения.
4. Перевозка лекарственных средств для медицинского применения.
5. Перевозка лекарственных препаратов для медицинского применения.
Как следует из требований закона, участником аукциона на поставку лекарственного препарата для медицинского применения может быть только организация оптовой торговли лекарственными средствами или производитель таких лекарственных средств, имеющие соответствующие лицензии на производство лекарственных средств или лицензию на право осуществления фармацевтической деятельности на оказание услуг по оптовой торговле лекарственными средствами для медицинского применения.
Вместе с тем, в соответствии с п. 6 приказа Минздрава России от 31.08.2016 N 646н "Об утверждении Правил надлежащей практики хранения и перевозки лекарственных препаратов для медицинского применения" (далее - приказ N 646н) деятельность по хранению и (или) перевозке лекарственных препаратов, переданная производителем лекарственных препаратов или организацией оптовой торговли лекарственными препаратами для осуществления другой (сторонней) организации (далее - аутсорсинг), определяется, согласовывается и контролируется во избежание разночтений, способных привести к неудовлетворительному качеству лекарственных препаратов или выполняемых работ.
Договор, по которому осуществляется передача деятельности на аутсорсинг (далее - договор аутсорсинга), заключается с указанием обязанностей каждой из сторон, порядка действий и ответственности сторон.
До заключения договора аутсорсинга производитель лекарственных препаратов или организация оптовой торговли лекарственными препаратами должны убедиться в правоспособности исполнителя (в том числе в наличии у него необходимой в соответствии с законодательством Российской Федерации лицензии) и возможности выполнить обязательства по договору аутсорсинга в соответствии с требованиями настоящих Правил (в том числе в наличии опытного и компетентного персонала, помещений, оборудования).
Таким образом, указанный пункт приказа N 646н допускает передавать деятельность по перевозке лекарственных препаратов другой (сторонней) организации.
Исходя из изложенного, поскольку оказание услуг по перевозке лекарственных средств может быть осуществлено по договору аутсорсинга, заключенному участником закупки - организацией оптовой торговли, с организацией, имеющей соответствующую лицензию, требование о наличии лицензии на фармацевтическую деятельность на оказание услуг по перевозке лекарственных средств в составе второй части заявки неправомерно.
В связи с изложенным, Заказчиком нарушены требования ч.6 ст.66 Закона о закупках.
В указанных действиях должностных лиц Заказчика содержатся признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ч.4.2 ст.7.30 КоАП РФ.
На основании статей 99, 106 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Комиссия,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Торофарм" на действия ГБУЗ ПК "Краевая детская клиническая больница" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на поставку лекарственного препарата (Ампициллин+[Сульбактам]) (изв. N 0356500005121000312) необоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение требований ч.6 ст.66 Закона о закупках, выявленное в ходе проведения внеплановой проверки закупки.
3. В целях устранения выявленного нарушения выдать предписание Заказчику, Аукционной комиссии, Оператору электронной площадки.
4. Передать материалы настоящей жалобы должностному лицу Пермского УФАС России для принятия решения о привлечении должностных лиц Заказчика к административной ответственности за допущенные нарушения Закона о закупках.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 4 октября 2021 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 07.10.2021