Комиссия Забайкальского УФАС России по рассмотрению жалоб в сфере закупок в составе: заместителя председателя комиссии Горбуновой А.В., заместителя руководителя Забайкальского УФАС России; членов комиссии: Московской И.Т. ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок Забайкальского УФАС России, Китаевой И.С. главного специалиста-эксперта этого же отдела,
рассмотрев жалобу ИП Меньшикова Романа Анатольевича на нарушение требований Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" заказчиком - ГКУ "Служба единого заказчика" Забайкальского края, уполномоченным учреждением - ГКУ "Забайкальский центр государственных закупок" при проведении закупки "Подготовка проектной документации и выполнение инженерных изысканий, выполнение работ по строительству объекта "Многоквартирные жилые дома для обеспечения жилыми помещениями детей- сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в городском поселении "Могочинское" муниципального района "Могочинский район" Забайкальского края" (9459-КвЭФ)" (реестровый N 0891200000621009229),
при участии посредством ВКС представителей заказчика - Бронниковой С.О. (доверенность от 28.12.2020 б/н), Воробьева А.В. (доверенность от 11.01.2021 б/н),
в отсутствие представителей уполномоченного учреждения и заявителя (о дате, времени и месте рассмотрения жалобы уведомлены надлежащим образом),
УСТАНОВИЛА:
28.09.2021 в Забайкальское УФАС России поступила жалоба от ИП Меньшикова Романа Анатольевича на нарушение требований Закона о контрактной системе.
По мнению ИП Меньшикова Романа Анатольевича в документации о закупке неправомерно установлены критерии оценки заявок, а именно "К оценке принимаются исполненные участником закупки в качестве генерального подрядчика за последние 5 лет до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке контракты (договоры), предметом которых является выполнение работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов)"; заказчиком, в нарушении действующего законодательства, установлен порядок оценки, ограничивающий конкуренцию и нарушающий требования Постановления правительства РФ от 28.11.2013 N 1085, а именно о наличии опыта исполнения контрактов (договоров) с НМЦК не менее 50% настоящей закупки. Таким образом, весь остальной, имеющийся у него опыт, участник не может подтвердить в связи с незаконным порядком оценки.
Заявитель просит провести внеплановую проверку, выдать предписание об устранении допущенных нарушений.
Заказчик не согласился с доводами заявителя. В соответствии с представленными возражениями, показатели оценки устанавливались согласно требованиям Постановления Правительства РФ от 28.11.2013 N1085. Кроме того. Заказчиком указано на отсутствие реального намерения заявителя принять участие в закупки, что подтверждается отсутствием сведений об ИП в реестре саморегулируемых организаций.
В ходе рассмотрения жалобы, комиссией на основании пункта 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе проведена внеплановая проверка осуществления закупки N0891200000621009229. В ходе проверки установлено следующее.
07.09.2021 уполномоченным учреждением в интересах заказчика на официальном сайте ЕИС размещены извещение и документация о проведении закупки "Подготовка проектной документации и выполнение инженерных изысканий, выполнение работ по строительству объекта "Многоквартирные жилые дома для обеспечения жилыми помещениями детей- сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в городском поселении "Могочинское" муниципального района "Могочинский район" Забайкальского края" (9459-КвЭФ)" (реестровый N 0891200000621009229).
Начальная (максимальная) цена контракта 69 661 944, 00 рублей.
На участие в закупке заявки не поступили. Срок приема заявок продлен до 18.10.2021.
Рассмотрев представленные документы, заслушав пояснения заказчика, Комиссия приходит к следующим выводам.
1. Согласно пункту 4 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе, конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать предусмотренные статьей 54.4 Закона о контрактной системе требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса в электронной форме, к составу заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме и инструкцию по ее заполнению, при этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки или ограничение доступа к участию в открытом конкурсе в электронной форме.
В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать критерии оценки заявок на участие в конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок.
Установленные заказчиком показатели соответствуют требованиям постановления Правительства РФ от 28.11.2013 N1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила).
В соответствии с документацией по Критерию оценки N2 принимаются и оцениваются следующие виды контрактов (договоров): "К оценке принимаются исполненные участником закупки в качестве генерального подрядчика за последние 5 лет до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке контракты (договоры), предметом которых является выполнение работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов)".
Указанные требования (по видам контракта) установлены в соответствии с пунктом 27.3. Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2013 года N1085.
Так, подпунктом пунктом "а" указанного пункта Правил установлены контракты (договоры), предусматривающие выполнение работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, проведение работ по сохранению объектов культурного наследия, относящихся к виду объекта капитального строительства, выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу которого является объектом закупки. К таким видам объектов капитального строительства относятся:
-объекты капитального строительства (за исключением линейных объектов);
-линейные объекты капитального строительства;
-особо опасные, технически сложные и уникальные объекты капитальной: строительства;
-объекты культурного наследия.
Пунктом "б" установлены контракты (договоры), соответствующие виду контракта заключаемого по результатам закупки. К таким видам контрактов (договоров) относятся:
-контракт, предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу предусмотренного подпунктом "а" настоящего пункта объекта капитального строительства соответствующего вида.
Таким образом, заказчиком установлены требования о наличии у участника закупки опыта выполнения работ, сопоставимого закупаемым работам, что является правомерным и соответствующим Закону о контрактной системе и постановлению Правительства РФ от 28.11.2013 N1085.
Комиссия разделяет позицию заказчика об отсутствии ограничения прав ИП Меньшикова Романа Анатольевича, при установлении указанных требований.
2. Согласно конкурсной документации: "К оценке принимаются исполненные участником закупки в качестве генерального подрядчика за последние 5 лет до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке контракты (договоры), предметом которых является выполнение работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов).
Стоимость каждого контракта (договора) должна составлять не менее 50% от начальной (максимальной) цены контракта".
Условие о стоимости каждого контракта (договора), которая должна составлять не менее 50% от НМЦК, установлено Заказчиком по аналогии с пунктом 2 приложения 1 к Постановлению Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 N99 (не менее 50 процентов начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), на право заключить который проводится закупка, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) для обеспечения федеральных нужд превышает 10 млн. рублей, для обеспечения нужд субъектов Российской Федерации, муниципальных нужд - 5 млн. рублей), что соответствует требованиям пункта 27 Правил и требованиями действующего законодательства о контрактной системе, позволяя при этом вывить наилучшие условия исполнения договора, заключаемого по результатам проведения открытого аукциона.
Таким образом, заказчиком установленное требование является правомерным и соответствующим Закону о контрактной системе и постановлению Правительства РФ от 28.11.2013 N1085.
Комиссия разделяет позицию заказчика об отсутствии ограничения прав ИП Меньшикова Романа Анатольевича, при установлении указанных требований.
Заявителем не представлены доказательства, свидетельствующие о том, что установленные заказчиком требования, включенные в конкурсную документацию, создали одним участникам закупки преимущество перед другими, являлись непреодолимыми для некоторых участников, в том числе и для ИП Меньшикова Романа Анатольевича. Механизм защиты прав участников закупки в административном порядке путем рассмотрения их жалоб антимонопольным органом должен применяться в случаях действительных, а не мнимых нарушений прав и законных интересов участников закупки и не должен создавать предпосылки для нарушения публичных интересов.
Обращаясь с жалобой в антимонопольный орган, ИП Меньшиков Роман Анатольевич не приводит доводов и не представляет доказательств, подтверждающих реальность своих намерений, способность выполнить работы, являющиеся предметом закупки (в том числе не представлены сведения о членстве общества в саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства; о наличии какого-либо опыта выполнения работ сопоставимого характера, в том числе по строительству, реконструкции, капитальному ремонту линейных объектов в целом). Таким образом, учитывая непредставление заявителем доказательств заявленным доводам, Комиссия Забайкальского УФАС России не усматривает ограничения числа участников установленными заказчиком требованиями.
Исходя из изложенного, комиссия Забайкальского УФАС России не выявила в действиях заказчика при осуществлении закупки N0891200000621009229 нарушений требований Закона о контрактной системе.
Руководствуясь Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 августа 2013 года N 728 "Об определении полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации", частью 8 статьи 106, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, Закона о контрактной системе, административным регламентом (утв. приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14) Комиссия,
РЕШИЛА:
Признать жалобу ИП Меньшикова Романа Анатольевича необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Заместитель председателя комиссии А.В. Горбунова
Члены комиссии И.Т. Московская
И.С. Китаева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Забайкальскому краю от 5 октября 2021 г. N 04-03-5400
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 07.10.2021