Комиссия Красноярского УФАС России по контролю в сфере закупок в составе: Председатель Комиссии - Заместитель руководителя управления О.П. Харченко, члены Комиссии по рассмотрению жалобы - заместитель начальника отдела Т.Э. Жукова, специалист - эксперт М.А. Романцова (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу ИП Меньшикова Р.А. на действия заказчика - МКУ "Управление городского хозяйства" (далее - заказчик), уполномоченного органа - МКУ "Управление муниципальными закупками" (далее - уполномоченный орган) при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона "Выполнение работ по эксплуатации улично-дорожной сети г. Лесосибирска" (далее - электронный аукцион), размещенного на электронной площадке ООО "РТС-Тендер" (далее - оператор электронной площадки), номер извещения 0819300031921000293, установила следующее.
В адрес Красноярского УФАС России поступила жалоба ИП Меньшиков Р.А. (далее - податель жалобы) на действия заказчика при проведении электронного аукциона, размещенного на электронной торговой площадке ООО "РТС - Тендер" (далее - оператор электронной площадки), номер извещения 0819300031921000293.
Существо жалобы: составление документации о проведении электронного аукциона с нарушением требований Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
Жалоба была подана в Красноярское УФАС России в срок, установленный частью 4 статьи 105 Закона о контрактной системе, соответствовала требованиям частей 8, 9, 10 статьи 105 указанного закона, в связи с чем была принята к рассмотрению по существу.
В адреса подателя жалобы, заказчика, оператора электронной площадки было направлено уведомление о содержании жалобы с информацией о месте и времени ее рассмотрения.
Заказчику было предложено предоставить в адрес Красноярского УФАС России документы и сведения, необходимые для рассмотрения жалобы по существу.
В соответствии с письмами ФАС России N ИА/27903/20 от 03.04.2020, N ИА/27895/20 от 03.04.2020 рассмотрение жалобы было организовано Красноярским УФАС России в дистанционном режиме, без очного участия представителей заказчика, подателя жалобы посредством интернет - видеоконференции.
В назначенное время к интернет - видеоконференции представитель подателя жалобы и заказчика не подключились.
Доводом подателя жалобы является не установление заказчиком дополнительного требования к участникам закупки в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 4 февраля 2015 г. N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям".
Заказчиком были представлены письменные возражения на довод жалобы, из которых следует, что документация электронного аукциона составлена в соответствии законодательством РФ.
Рассмотрев существо жалобы, документы и сведения, представленные Комиссии, проведя внеплановую проверку определения поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на предмет соответствия требованиям законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд, Комиссия установила следующие обстоятельства.
В связи с возникшей потребностью заказчиком были совершены действия по определению поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона "Выполнение работ по эксплуатации улично-дорожной сети г. Лесосибирска" (далее - электронный аукцион), размещенного на электронной площадке ООО "РТС - Тендер" (далее - оператор электронной площадки), номер извещения 0819300031921000293.
В соответствии с ч 2 ст. 31 Закона о контрактной системе правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию:
1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;
2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;
3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;
4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
В силу ч. 3 указанной нормы перечень документов, которые подтверждают соответствие участников закупок дополнительным требованиям, указанным в частях 2 и 2.1 настоящей статьи, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Согласно ч. 4 ст. 31 Закона о контрактной системе в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частями 2 и 2.1 настоящей статьи дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
В соответствии с ч. 5 ст. 31 Закона о контрактной системе информация об установленных требованиях в соответствии с частями 1, 1.1, 2 и 2.1 настоящей статьи указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке".
Таким образом, в 44-ФЗ предусмотрено право Правительства РФ устанавливать к участникам закупок дополнительные требования. При этом определен исчерпывающий перечень возможных дополнительных требований и перечень документов, которые подтверждают соответствие Участников закупок таким требованиям. Примером реализации указанных пунктов статьи 31 Закона о контрактной системе служит постановление Правительства Российской Федерации от 4 февраля 2015 г. N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям".
В действующей редакции п 2.3 приложения N 1 к Постановлению Правительства Российской Федерации от 4 февраля 2015 г. N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям" к участнику закупки предметом которой является выполнение работ по ремонту, содержанию автомобильных дорог, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) для обеспечения федеральных нужд превышает 10 млн. рублей, для обеспечения нужд субъектов Российской Федерации, муниципальных нужд - 5 млн. рублей, установлены следующие дополнительные требования:
- наличие за последние 5 лет до даты подачи заявки на участие в закупке опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту линейного объекта либо одного контракта (договора), заключенного в соответствии с Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" или Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" на выполнение работ по ремонту, содержанию автомобильных дорог.
При этом стоимость такого одного контракта (договора) должна составлять не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), на право заключить который проводится закупка.
Таким образом, законодательством однозначно указывается на необходимость установления дополнительных требований к участникам закупок.
Согласно разделу 4 пункта 7 Приказа Минтранса России от 16.11.2012 N 402 "Об утверждении Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог" (Зарегистрировано в Минюсте России 24.05.2013 N 28505) состав работ по зимнему содержанию, поимо прочего, входят:
4) механизированная снегоочистка, расчистка автомобильных дорог от снежных заносов, борьба с зимней скользкостью, уборка снежных валов с обочин;
5) профилирование и уплотнение снежного покрова на проезжей части автомобильных дорог с переходным или грунтовым покрытием;
6) погрузка и вывоз снега, в том числе его утилизация;
7) распределение противогололедных материалов;
8) регулярная очистка от снега и льда элементов обустройства, в том числе автобусных остановок, павильонов, площадок отдыха, берм дорожных знаков, ограждений, тротуаров, пешеходных дорожек и других объектов;
10) круглосуточное дежурство механизированных бригад для уборки снега и борьбы с зимней скользкостью, патрульная снегоочистка;
11) устройство, поддержание в чистоте и порядке зимних автомобильных дорог (автозимников);
Комиссия, проанализировав аукционную документацию установила, что предмет закупки "Выполнение работ по эксплуатации улично-дорожной сети г. Лесосибирска" предполагает установление дополнительных требований, предусмотренных Постановлением N 99. Подтверждением данному факту является приложение N 3 к НМЦК, которое содержит непосредственное наименование работ, а именно: Выполнение работ по содержанию автомобильных дорог. Также приложение N 3 содержит перечень работ, необходимых для выполнения, а именно: очистка от снега вручную участков автодороги труднодоступных для уборки снегоуборочной техникой, очистка проезжей части от снега автогрейдерами, очистка обочин от снега тракторной техникой и тд.
Комиссией установлено, что данный перечень работ входит в состав мероприятий, проводимых для содержания дорог, установленный Приказом Минтранса России от 16.11.2012 N 402.
Комиссия отмечает, что аукционная документация не содержит дополнительного требования к участникам, установленного Постановлением Правительства РФ N 99.
Таким образом, Комиссия делает вывод о том, что поскольку работы, производимые в рамках электронного аукциона, относятся к содержанию автомобильных дорог, следовательно, заказчику необходимо было установить, указанные выше, дополнительные требования, предусмотренные Постановлением Правительства РФ N 99, с целью соблюдения требований статьи 31 Закона о контрактной системе.
На основании вышеизложенного, довод подателя жалобы является обоснованным.
С учетом изложенного, Комиссия пришла к выводу о том, что в действиях заказчика присутствуют нарушения требований статьи 64 Закона о контрактной системе.
На основании вышеизложенных обстоятельств, в результате рассмотрения жалобы по существу и проведения внеплановой проверки, руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, пунктом 3.34 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, котировочной или аукционной комиссии, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, Комиссия Красноярского УФАС России решила:
1. Признать жалобу ИП Меньшикова Р.А. обоснованной.
2. Признать заказчика нарушившим требования статьи 64 Закона о контрактной системе.
3. Выдать заказчику предписание об устранении нарушений законодательства о
контрактной системе.
4. Передать материалы по жалобе уполномоченному должностному лицу Красноярского
УФАС России для рассмотрения вопроса о необходимости применения мер административного реагирования в отношении должностного лица заказчика.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Председатель Комиссии |
О.П. Харченко |
|
|
Члены Комиссии |
Т.Э. Жукова |
|
М.А. Романцова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 1 октября 2021 г. N 024/06/105-2427/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 06.10.2021