Комиссия Северо-Осетинского УФАС России по контролю в сфере закупок в составе:
с участием представителя Отдела капитального строительства и архитектуры Администрации местного самоуправления муниципального образования Кировский район РСО-Алания (далее - ОКС АМС Кировский район РСО-Алания - Заказчик
в отсутствие представителя ООО "МД-Консалтинг" (далее также - Заявитель), надлежащим образом уведомленного о времени и месте рассмотрения жалобы,
рассмотрев в порядке статей 99 и 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) посредством видеоконференцсвязи жалобу ООО "МД-Консалтинг" на действия муниципального заказчика - ОКС АМС Кировский район РСО-Алания при осуществлении закупки на выполнение работ по благоустройству тротуаров по ул. Мира, ул. Дзгоева в с. Эльхотово, ул. Ленина в с. Комсомольское, благоустройство тротуара к детским садам в ст. Змейская, благоустройство тротуара ул. Кирова в с. Иран Кировского района РСО-Алания (электронный аукцион N0310200000321002361 далее - Аукцион),
УСТАНОВИЛА:
27 сентября 2021 года в Северо-Осетинское УФАС России поступила жалоба ООО "МД-Консалтинг" на действия ОКС АМС Кировский район РСО-Алания при проведении Аукциона.
Заявитель указал, что Заказчиком нарушены требования части 3 статьи 14 Закона о контрактной системе, так как в отношении товара "Светильник светодиодный уличный" распространяется ограничение в соответствии с постановлением Правительства от 10.07.2019 N878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации Правительство Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее- Постановление N878), однако Заказчиком в документации не установлены ограничения предусмотренные Постановлением N878, а также в соответствии с Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 04.06.02018 N126н "Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Заказчиком в пункте 25 Информационной карты Аукционной документации указанные условия не установлены, что нарушает требования Закона о контрактной системе.
Не согласившись с доводами жалобы ОКС АМС Кировский район РСО-Алания представило в материалы дела письменные возражения.
Изучив представленные материалы, руководствуясь статьями 99 и 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Северо-Осетинского УФАС России по контролю в сфере закупок провела внеплановую проверку закупки и пришла к следующим выводам:
1. 19 сентября 2021 года в Единой информационной системе в сфере закупок (далее - ЕИС) Управлением Республики Северная Осетия - Алания по проведению закупок для государственных нужд, как уполномоченным органом, были размещены извещение о проведении аукциона в электронной форме N0310200000321002361 на выполнение работ по благоустройству тротуаров по ул. Мира, ул. Дзгоева в с. Эльхотово, ул. Ленина в с. Комсомольское, благоустройство тротуара к детским садам в ст. Змейская, благоустройство тротуара ул. Кирова в с. Иран Кировского района РСО-Алания и Документация для проведения указанного Аукциона, утвержденная 17.09.2021 г. ОКС АМС Кировский район РСО-Алания (далее - Аукционная документация).
Пунктом 10 статьи 42 Закона о контрактной системе установлено, что информация об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если данные условия, запреты и ограничения установлены заказчиком в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе.
Согласно частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе, в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг (далее - минимальная доля закупок), и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств размещают в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, если такими актами не установлено иное. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно части 4 статьи 14 Закона о контрактной системе федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок по поручению Правительства Российской Федерации устанавливает условия допуска для целей осуществления закупок товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, за исключением товаров, работ, услуг, в отношении которых Правительством Российской Федерации установлен запрет в соответствии с частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе.
Постановлением N878 утвержден Перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 04.06.2018 N126н установлены условия допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Приказ N126н).
Вместе с тем, в ТЗ Заказчиком установлено, что при выполнении закупаемых работ, помимо прочего, также необходимо поставить "светильник светодиодный уличный" с различными характеристиками.
При этом, объектом рассматриваемой закупки являются работы по благоустройству тротуаров, а не поставка товара.
При этом, в Извещении и в Аукционной документации Заказчиком установлен код позиции каталога товаров, работ, услуг закупаемых для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - КТРУ) соответствующий ОКПД2: 42.11.20.000 "Работы строительные по строительству автомагистралей, автомобильных дорог, улично-дорожной сети и прочих автомобильных или пешеходных дорог, и взлетно-посадочных полос аэродромов", учитывая то, что объектом закупки являются работы по благоустройству тротуаров, а не поставка товара, Аукционная документация не противоречит требованиям статьи 14 Закона о контрактной системе, соответственно Заказчик не должен устанавливать ограничения и условия допуска товара, согласно Постановлению N878 и Приказа N126н.
2. Согласно пункту 2 статьи 42 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должно содержаться, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, в том числе краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 Закона о контрактной системе.
В соответствии с пунктами 1 и 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в том числе наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, а также требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Пунктами 1 и 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
- в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
- использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Согласно части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В Техническом задании Аукционной документации (далее - ТЗ) Заказчиком установлено, что при выполнении закупаемых работ, помимо прочего необходимо поставить следующие товары:
- скамья бульварная со спинкой, в описании характеристик которой Заказчиком указано: деревянные поверхности тщательно отшлифованы и огрунтованы, отлакированы или окрашены.
- светильник светодиодный уличный, в описании характеристик которого Заказчиком указано: корпус светильника должен иметь лёгкий вес и современный эстетичный внешний вид и может быть покрыт порошковой краской или аналогичной краской.
Вместе с тем Комиссия СО УФАС приходит к выводу о том, что характеристики "Тщательно" и "лёгкий вес и современный эстетичный внешний вид" являются критериями оценочного суждения, носящими субъективный характер и не могут использоваться в описании поставляемых товаров, поскольку при приемке работ не ясно, по каким критериям Заказчиком будет определяться "тщательность" отшлифовки и грунтовки, лакировки или окраски скамья бульварная со спинкой, также как и "лёгкость веса, современность и эстетичность" внешнего вида корпуса светильника светодиодного уличного.
При этом "Тщательность" отшлифовки и грунтовки, лакировки или окраски скамьи бульварной со спинкой и "лёгкость веса, современность и эстетичность" внешнего вида корпуса светильника светодиодного уличного не предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям Заказчика.
Кроме того, в нарушение требований пункта 2 статьи 42 и части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе Извещение о проведении Аукциона и Аукционная документация не содержат количества светильников светодиодных уличных, требуемых к поставке при выполнении закупаемых в рамках рассматриваемого Аукциона работ.
Таким образом, действия должностного лица ОКС АМС Кировский район РСО-Алания, выразившиеся в утверждении Аукционной документации с нарушением требований пункта 2 статьи 42 и части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Россйиской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Также, Аукционная документация, в том числе и ТЗ, не содержат критериев, позволяющих определить аналог порошковой краски, используемый для покраски корпуса светильника светодиодного уличного, что в нарушение требований пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе может привести к отклонению заявки на участие в Аукционе и необоснованному ограничению количества участников Аукциона.
При этом установлено, что до окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе была подана лишь одна заявка.
Действия должностного лица, выразившиеся во включении в описание объекта закупки требований к товарам, влекущих за собой ограничение количества участников Аукциона, содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4.1 статьи 7.30 КоАП РФ.
3. Согласно Извещению о проведении Аукциона и Аукционной документации объектом рассматриваемой закупки являются работы по благоустройству тротуаров.
В ТЗ Заказчиком указаны товары, поставляемые в ходе выполнения закупаемых работ с описанием характеристик, такие как:
- скамья бульварная со спинкой;
- урна железобетонная;
- провод силовой гибкий;
- провода СИП;
- светильник светодиодный уличный;
- смеси асфальтобетонные.
При этом в ТЗ установлено, что Заказчик осуществляет оплату выполненных работ по настоящему контракту по безналичному расчету поэтапно, путем перечисления на расчетный счет подрядчика денежных средств на основании подписанных уполномоченными лицами Сторон справок о стоимости выполненных работ и затрат (форма КС-3) и актов о приемке выполненных работ (форма КС-2), при этом товары которые поставляются Заказчику как отдельный объект, с последующей приемкой в течении 5-ти рабочих дней оформляются актом приемки товаров который является приложением к акту приемки выполненных работ (форма КС-2).
Все товары, упомянутые в настоящих требованиях, поставляются заказчику как отдельный объект, с последующей приемкой в течение 5-ти рабочих дней.
Аналогичное условие установлено Заказчиком в пункте 2.7 проекта контракта, являющегося в силу части 4 статьи 64 Закона о контрактной системе неотъемлемой частью Аукционной документации.
Согласно части 3 статьи 64 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе, за исключением случая, предусмотренного частью 3.1 статьи 64 Закона о контрактной системе, должна содержать:
1) согласие участника электронного аукциона на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе и не подлежащих изменению по результатам проведения электронного аукциона (такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки);
2) при осуществлении закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг:
а) наименование страны происхождения товара;
б) конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об электронном аукционе.
При этом, частью 6 статьи 66 Закона о контрактной системе установлено, что требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 или 3.1 и 5 статьи 66 Закона о контрактной системе документов и информации, не допускается.
Вместе с тем, при рассмотрении жалобы Комиссия СО УФАС приходит к выводу о том, что такие товары, как провод силовой гибкий, провода СИП и смеси асфальтобетонные не могут являться поставляемыми товарами при выполнении работ, поскольку фактически являются строительными материалами, используемыми при выполнении закупаемых работ.
Однако, в нарушение требований части 6 статьи 66 Закона о контрактной системе в пункте 6.1 Аукционной документации первая часть заявки на участие в Аукционе, за исключением случая, предусмотренного подпунктом 6.1.1 пункта 6.1 Аукционной документации (при наличии данного подпункта), в соответствии с частью 3.1 статьи 66 Закона о контрактной системе должна содержать следующую информацию:
1) согласие участника электронного аукциона на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе и не подлежащих изменению по результатам проведения электронного аукциона (такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки);
2) при осуществлении закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг:
а) наименование страны происхождения товара;
б) конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об электронном аукционе.
То есть Заказчиком в Аукционной документации установлено требование о предоставлении в составе первой части заявки на участие в Аукционе в том числе наименования страны происхождения используемых при выполнении закупаемых работ товаров, а также конкретных показателей этих товаров, соответствующих значениям, установленным в Аукционной документации (ТЗ), и указание на товарный знак (при наличии).
Действия должностного лица ОКС АМС Кировского района РСО-Алания, выразившиеся в установлении требования о представлении участниками рассматриваемой закупки в составе первой части заявки на участие в Аукционе, не предусмотренной законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок информации, содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4 статьи 7.30 КоАП РФ.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 99 и 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Северо-Осетинского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Признать необоснованной жалобу ООО "МД-Консалтинг" на действия муниципального заказчика - ОКС АМС Кировского района РСО-Алания при осуществлении закупки на выполнение работ по благоустройству тротуаров по ул. Мира, ул. Дзгоева в с. Эльхотово, ул. Ленина в с. Комсомольское, благоустройство тротуара к детским садам в ст. Змейская, благоустройство тротуара ул. Кирова в с. Иран Кировского района РСО-Алания (электронного аукциона N0310200000321002361).
2. Признать в действиях ОКС АМС Кировского района РСО-Алания при проведении электронного аукциона N0310200000321002361 нарушение требований пункта 2 статьи 42, части 1 статьи 33 и части 6 статьи 66 Закона о контрактной системе.
3. В связи с тем, что ранее по делу NА504-10/21 муниципальному заказчику - ОКС АМС Кировского района РСО-Алания уже было выдано предписание об устранении нарушений при проведении Аукциона N0310200000321002361, по итогам рассмотрения жалобы ООО "МД-Консалтинг" предписание об устранении нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок не выдавать.
Согласно части 9 статьи 106 Закона о контрактной системе, решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Северная Осетия-Алания от 4 октября 2021 г. N А505-10/21
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 07.10.2021