Комиссия Северо-Осетинского УФАС России по контролю в сфере закупок, рассмотрев в порядке статей 99 и 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) посредством видеоконференцсвязи жалобу ООО "КОНСТАНТА" (далее также - Заявитель) на действия Единой комиссии уполномоченного органа - Управления Республики Северная Осетия-Алания по проведению закупок для государственных нужд (далее - Единая комиссия Управления РСО-Алания), а также на действия государственного заказчика - ГКУ "УКС РСО-Алания" (Республика Северная Осетия - Алания, г.Владикавказ, ул.Чкалова, д.3) при проведении электронного аукциона N0310200000321002311 на поставку оборудования по объекту: строительство школы на 360 ученических мест в с.Чермен Пригородного района, Республика Северная Осетия-Алания (мебель-3, далее - Аукцион),
УСТАНОВИЛА:
24 сентября 2021 года в Северо-Осетинское УФАС России поступила жалоба ООО "КОНСТАНТА" на действия Единой комиссии Управления РСО-Алания и ГКУ "УКС РСО-Алания" при проведении Аукциона.
Заявитель считает, что Единая комиссия Управления РСО-Алания необоснованно отказала ему в допуске к участию в Аукционе.
В своей жалобе Заявитель указал, что им была подана заявка на участие в Аукционе, которой был присвоен идентификационный номер N1. Решением Единой комиссии Управления РСО-Алания участнику рассматриваемой закупки, заявке на участие в Аукционе которого был присвоен идентификационный номер N1, то есть Заявителю, было отказано в допуске к участию в Аукционе на основании пунктов 1 и 2 части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе в связи с тем, что:
- в заявке на участие в Аукционе не представлена информация, предусмотренная абзацем "б" подпункта 2 пункта 6.1 Аукционной документации и подпунктом "б" пункта 2 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, а именно участником закупки не предоставлена информация о конкретных показателях предлагаемого к поставке товара, соответствующая значениям, установленным Аукционной документацией по позиции N5 Технического задания Аукционной документации (далее - ТЗ) "Стул ученический" - участником закупки в составе заявки указано: "Стулья могут имеет как окрашенный металлокаркас, так и тонированные сидение и спинку", что не конкретизирует данный показатель, так как представленный участником закупки показатель сопровождается термином "могут";
- информация, представленная в заявке на участие в Аукционе предусмотренная подпунктом "б" пункта 2 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе не соответствует требованиям, предусмотренным абзацем "б" подпункта 2 пункта 6.1 Аукционной документации по следующим позициям ТЗ:
позиция N41 ТЗ "Кресло модульное" - участником в составе заявки указано "Используемые материалы: фанера шлифованная толщиной 9 мм", что не соответствуют значениям, установленным ТЗ, согласно которому: "Используемые материалы: фанера шлифованная толщиной 8 мм", то есть участником предложен показатель более значения, установленного Заказчиком;
позиция N41 ТЗ "Кресло модульное" - участником в составе заявки указано "Фурнитура: винтовые соединения диаметром 8 мм", что не соответствуют значениям, установленным ТЗ, согласно которому: "Фурнитура должна быть: винтовые соединения диаметром 10 мм", то есть участником предложен показатель менее значения, установленного Заказчиком.
позиция N42 ТЗ "Банкетка" - участником в составе заявки указано "Используемые материалы: фанера шлифованная толщиной 9 мм", что не соответствуют значениям установленным техническим заданием, согласно которому: "Используемые материалы: фанера шлифованная толщиной 8 мм", то есть участником предложен показатель более значения, установленного Заказчиком;
позиция N42 ТЗ "Банкетка" - участником в составе заявки указано "Фурнитура: винтовые соединения диаметром 8 мм", что не соответствуют значениям установленным техническим заданием, согласно которому: "Фурнитура должна быть: винтовые соединения диаметром 10 мм", то есть участником предложен показатель менее значения, установленного Заказчиком.
С данным решением Единой комиссии Управления РСО-Алания Заявитель не согласен и считает, что его заявка соответствует требованиям Аукционной документации и Закона о контрактной системе.
Кроме того Заявитель считает, что Аукционная документация не соответствует требованиям Закона о контрактной системе, поскольку не содержит инструкции по заполнению заявки на участие в Аукционе в части указания конкретных показателей поставляемых товаров.
Также в своей жалобе Заявитель указал, что им в адрес Заказчика был направлен запрос о даче разъяснений положений Аукционной документации, в том числе в части указания точных характеристик предлагаемых к поставке товаров в случае использования символа "/" относительно показателя "гайка/шайба". Вместе с тем, как считает Заявитель, фактически данный вопрос остался без ответа.
Не согласившись с доводами жалобы Управление РСО-Алания представило в материалы дела письменные возражения.
Государственное казенное учреждение "Управление капитального строительства Республики Северная Осетия - Алания" (далее - ГКУ "УКС РСО-Алания", Заказчик) возражений в материалы дела не представило.
Изучив представленные материалы, руководствуясь статьями 99 и 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Северо-Осетинского УФАС России по контролю в сфере закупок провела внеплановую проверку закупки и пришла к следующим выводам:
1. 13 сентября 2021 года на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - ЕИС) Управлением РСО-Алания, как уполномоченным органом, были размещены извещение о проведении электронного аукциона N0310200000321002311 на поставку оборудования по объекту: строительство школы на 360 ученических мест в с.Чермен Пригородного района, Республика Северная Осетия-Алания (мебель-3, далее - Извещение) и Документация для проведения указанного Аукциона, утвержденная 08.09.2021 исполняющим обязанности начальника ГКУ "УКС РСО-Алания" (далее - Аукционная документация).
Согласно части 4 статьи 105 Закона о контрактной системе, жалоба на положения документации и (или) извещения о проведении электронных процедур, закрытых электронных процедур может быть подана участником закупки до окончания срока подачи заявок на участие в таких процедурах.
Так как рассматриваемая жалоба подана после окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе, установленного Извещением о проведении Аукциона и Аукционной документацией, на основании части 4 статьи 105 Закона о контрактной системе она не подлежит рассмотрению в части, касающейся обжалования положений Аукционной документации.
При этом, Законом о контрактной системе не установлены конкретные требования к содержанию и составу инструкции по заполнению заявки на участие в электронном аукционе.
2. Согласно Протоколу рассмотрения первых частей заявок на участие в Аукционе от 21.09.2021 до окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе было подано пять заявок. Решением членов Единой комиссии Управления РСО-Алания участнику закупки, заявке на участие в Аукционе которого был присвоен идентификационный номер N1, то есть Заявителю, было отказано в допуске к участию в Аукционе на основании пунктов 1 и 2 части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе в связи с тем, что:
- в заявке на участие в Аукционе не представлена информация, предусмотренная абзацем "б" подпункта 2 пункта 6.1 Аукционной документации и подпунктом "б" пункта 2 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, а именно участником закупки не предоставлена информация о конкретных показателях предлагаемого к поставке товара, соответствующая значениям, установленным Аукционной документацией по позиции N5 Технического задания Аукционной документации (далее - ТЗ) "Стул ученический" - участником закупки в составе заявки указано: "Стулья могут имеет как окрашенный металлокаркас, так и тонированные сидение и спинку", что не конкретизирует данный показатель, так как представленный участником закупки показатель сопровождается термином "могут";
- информация, представленная в заявке на участие в Аукционе предусмотренная подпунктом "б" пункта 2 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе не соответствует требованиям, предусмотренным абзацем "б" подпункта 2 пункта 6.1 Аукционной документации по следующим позициям ТЗ:
позиция N41 ТЗ "Кресло модульное" - участником в составе заявки указано "Используемые материалы: фанера шлифованная толщиной 9 мм", что не соответствуют значениям, установленным ТЗ, согласно которому: "Используемые материалы: фанера шлифованная толщиной 8 мм", то есть участником предложен показатель более значения, установленного Заказчиком;
позиция N41 ТЗ "Кресло модульное" - участником в составе заявки указано "Фурнитура: винтовые соединения диаметром 8 мм", что не соответствуют значениям, установленным ТЗ, согласно которому: "Фурнитура должна быть: винтовые соединения диаметром 10 мм", то есть участником предложен показатель менее значения, установленного Заказчиком.
позиция N42 ТЗ "Банкетка" - участником в составе заявки указано "Используемые материалы: фанера шлифованная толщиной 9 мм", что не соответствуют значениям установленным техническим заданием, согласно которому: "Используемые материалы: фанера шлифованная толщиной 8 мм", то есть участником предложен показатель более значения, установленного Заказчиком;
позиция N42 ТЗ "Банкетка" - участником в составе заявки указано "Фурнитура: винтовые соединения диаметром 8 мм", что не соответствуют значениям установленным техническим заданием, согласно которому: "Фурнитура должна быть: винтовые соединения диаметром 10 мм", то есть участником предложен показатель менее значения, установленного Заказчиком.
Согласно пункту 2 статьи 42 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должно содержаться, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, в том числе краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 Закона о контрактной системе.
В соответствии с пунктами 1 и 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в том числе наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, а также требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Пунктами 1 и 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
- в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
- использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Согласно части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Так, в Техническом задании Аукционной документации (далее - ТЗ) Заказчиком установлено, что в ходе исполнения контракта, помимо прочего, необходимо поставить следующие товары:
- пункт 5 ТЗ "Стул ученический", в описании характеристик которого Заказчиком указано в том числе: "Стулья могут имеет как окрашенный металлокаркас, так и тонированные сидение и спинку";
- пункт 41 ТЗ "Кресло модульное", в описании характеристик которого Заказчиком указано в том числе: "Фурнитура должна быть: винтовые соединения диаметром 10 мм с использованием гайки/шайбы", "Используемые материалы: фанера шлифованная толщиной 8 мм";
- пункт 42 ТЗ "Банкетка", в описании характеристик которой Заказчиком указано в том числе: "Используемые материалы: фанера шлифованная толщиной 8 мм", "Фурнитура должна быть: винтовые соединения диаметром 10 мм с использованием гайки/шайбы".
Вместе с тем, характеристика "Стулья могут имеет как окрашенный металлокаркас, так и тонированные сидение и спинку" некорректна как по причине допущенной ошибки, так и по причине того, что окрашенный металлокаркас и тонированные сидение и спинка не взаимосвязанные элементы в части их окраски и тонирования, что не позволяет определить соответствие закупаемых стульев ученических установленным Заказчиком в ТЗ требованиям.
Кроме того, ГОСТом EN 15338-2012 "Мебель. Фурнитура для мебели. Прочность и долговечность выдвижных элементов и их компонентов" такая фурнитура как "винтовые соединения с использованием гайки/шайбы" не предусмотрена, что не соответствует требованиям пункта 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
При этом, из описания характеристик винтовых соединений с использованием гайки/шайбы не ясно, к чему относится установленный Заказчиком диаметр 10 мм (болт, гайка, шайба, внутренний, наружный, диаметр резьбы и т.д.), что не соответствует требованиям пункта 1 части 1 статьи 33 и пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
Также ГОСТами 39161.1-2018 "Фанера общего назначения с наружными слоями из шпона лиственных пород. Технические условия" и 39161.2-2018 "Фанера общего назначения с наружными слоями из шпона хвойных пород. Технические условия" не предусмотрена толщина фанеры 8 мм, установленная Заказчиком в пунктах 41 и 42 ТЗ.
То есть толщина фанеры 8 мм и такая фурнитура как "винтовые соединения с использованием гайки/шайбы" не предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям Заказчика, что также не соответствует требованиям пункта 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
При этом, указанные нарушения привели к отказу в допуске к участию в Аукционе участнику рассматриваемой закупки, заявке которого присвоен идентификационный номер N1, то есть Заявителю.
Действия должностного лица ГКУ "УКС РСО-Алания", выразившиеся во включении в описание объекта закупки требований к товарам, повлекших за собой ограничение количества участников Аукциона, содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4.1 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
В ходе анализа заявки на участие в Аукционе с идентификационным номером N1, то есть заявки ООО "КОНСТАНТА" установлено, что участником рассматриваемой закупки, помимо прочего, предложены к поставе следующие товары:
- стул ученический, в описании характеристик которого указано: стулья могут имеет как окрашенный металлокаркас, так и тонированные сидение и спинку;
- кресло модульное, в описании характеристик которого указано: фанера шлифованная толщиной 9 мм, фурнитура: винтовые соединения диаметром 8 мм с использованием гайки, шайбы;
- банкетка, в описании характеристик которой указано: фанера шлифованная толщиной 9 мм, фурнитура: винтовые соединения диаметром 8 мм с использованием гайки, шайбы.
Пунктом 4.1.2 проекта контракта, являющегося в силу части 4 статьи 64 Закона о контрактной системе неотъемлемой частью Аукционной документации установлено, что поставщик обязан обеспечить соответствие поставляемого товара требованиям качества, безопасности жизни и здоровья, а также иным требованиям безопасности (санитарным нормам и правилам, государственным стандартам), сертификации, лицензирования, установленным законодательством Российской Федерации и Контрактом.
При этом, инструкция по заполнению заявки на участие в Аукционе не содержит указания на правила заполнения заявки при использовании сочетания "могут имеет", а также при установлении Заказчиком характеристик товаров, не предусмотренных государственными стандартами.
Частью 1 статьи 67 Закона о контрактной системе установлено, что аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
Согласно части 3 статьи 67 Закона о контрактной системе по результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе, содержащих информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, аукционная комиссия принимает решение о допуске участника закупки, подавшего заявку на участие в таком аукционе, к участию в нем и признании этого участника закупки участником такого аукциона или об отказе в допуске к участию в таком аукционе в порядке и по основаниям, которые предусмотрены частью 4 статьи 67 Закона о контрактной системе.
Пунктами 1 и 2 части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе установлено, что участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:
1) непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, или предоставления недостоверной информации;
2) несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, требованиям документации о таком аукционе.
При этом, частью 5 статьи 67 Закона о контрактной системе установлено, что отказ в допуске к участию в электронном аукционе по основаниям, не предусмотренным частью 4 статьи 67 Закона о контрактной системе, не допускается.
Учитывая несоответствие описания требуемых характеристик поставляемых товаров требованиям Закона о контрактной системе, Единая комиссия Управления РСО-Алания должна руководствоваться в первую очередь нормами Законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
Однако, в нарушение требований части 5 статьи 67 Закона о контрактной системе, Единая комиссия Управления РСО-Алания приняла решение об отказе в допуске к участию в Аукционе участнику закупки, заявке на участие в Аукционе которого был присвоен идентификационный номер N1, то есть Заявителю, на основании пунктов 1 и 2 части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе тогда как фактически требования к поставляемым товарам не могут считаться установленными, поскольку не соответствуют требованиям Закона о контрактной системе.
Таким образом, решение Единой комиссии Управления РСО-Алания об отказе ООО "КОНСТАНТА" в допуске к участию в Аукционе является необоснованным.
Действия членов Единой комиссии Управления РСО-Алания, выразившиеся в отказе в допуске к участию в Аукционе участнику закупки, заявке которого присвоен идентификационный номер N1, то есть ООО "КОНСТАНТА" по основаниям, не предусмотренным частью 4 статьи 67 Закона о контрактной системе, содержат признаки административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 7.30 КоАП РФ.
3. Согласно части 3 статьи 65 Закона о контрактной системе любой участник электронного аукциона, зарегистрированный в ЕИС и аккредитованный на электронной площадке, вправе направить с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе. При этом участник такого аукциона вправе направить не более чем три запроса о даче разъяснений положений данной документации в отношении одного такого аукциона. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса он направляется оператором электронной площадки заказчику.
Частью 4 статьи 65 Закона о контрактной системе установлено, что в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 настоящей статьи запроса заказчик размещает в ЕИС разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Кроме того, частью 5 статьи 65 Закона о контрактной системе установлено, что разъяснения положений документации об электронном аукционе не должны изменять ее суть.
Установлено, что 20.09.2021 в 17:00 ГКУ "УКС РСО-Алания" в ответ на запрос разместило в ЕИС разъяснения положений Аукционной документации, согласно которым Заказчику был задан в том числе следующий вопрос:
Выдержка из ТЗ: "с использованием гайки/шайбы".
В связи с тем, что в инструкции отсутствует информация о том, как следует указывать точные характеристики в случае использования знака "/", просим Заказчика дать разъяснения по этому поводу в ответе на данный запрос.
На что Заказчиком был дан следующий ответ: в ответ на Ваш запрос сообщаем, что Заказчика устроят оба значения, перечисленные через знак "/" или запятую.
Комиссия СО УФАС приходит к выводу о соответствии ответа от 20.09.2021 на запрос о даче разъяснений положений Аукционной документации требованиям Закона о контрактной системе.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 99 и 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Северо-Осетинского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Признать частично обоснованной жалобу ООО "КОНСТАНТА" на действия Единой комиссии Управления РСО-Алания при проведении электронного аукциона N0310200000321002311 на поставку оборудования по объекту: строительство школы на 360 ученических мест в с.Чермен Пригородного района, Республика Северная Осетия-Алания (мебель-3).
2. Признать в действиях членов Единой комиссии Управления РСО-Алания при проведении Аукциона нарушение требований части 5 статьи 67 Закона о контрактной системе.
3. Признать ГКУ "УКС РСО-Алания" нарушившим требования пунктов 1 2 части 1 статьи 33 и пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
4. Выдать государственному заказчику - ГКУ "УКС РСО-Алания" и уполномоченному органу - Управлению РСО-Алания предписание об устранении нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
5. Передать материалы дела NА500-10/21 в отдел контроля закупок Северо-Осетинского УФАС России для решения вопроса о привлечении должностного лица ГКУ "УКС РСО-Алания" и членов Единой комиссии Управления РСО-Алания, виновных в совершении выявленных нарушений, к административной ответственности.
Согласно части 9 статьи 106 Закона о контрактной системе, решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Северная Осетия-Алания от 1 октября 2021 г. N А500-10/21
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 08.10.2021