Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю от 30 сентября 2021 г. N 62-ВП/2021
"30" сентября 2021 г. г. Барнаул
Комиссией управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по контролю в сфере закупок (далее Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии:
Остапенко О.О. - Врио заместителя руководителя управления;
Членов комиссии:
Кобякова В.А. - главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок;
Кудельниковой М.Н. - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок;
от уполномоченного органа - АДМИНИСТРАЦИЯ ЗМЕИНОГОРСКОГО РАЙОНА АЛТАЙСКОГО КРАЯ - уведомлена, в заседании Комиссии участие не принимала,
в порядке предусмотренном Постановлением Правительства РФ от 01.10.2020 N 1576 "Об утверждении Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок и о внесении изменений в Правила ведения реестра жалоб, плановых и внеплановых проверок, принятых по ним решений и выданных предписаний, представлений", проведена внеплановая документарная проверка соблюдения требований Постановления Правительства Российской Федерации от 02.07.2014 N606, части 11 статьи 34 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" уполномоченным органом - АДМИНИСТРАЦИЯ ЗМЕИНОГОРСКОГО РАЙОНА АЛТАЙСКОГО КРАЯ, при осуществлении закупок продуктов питания для заказчиков, передавших свои полномочия на осуществление закупок субъекту проверки.
Проверка начата: 17.09.2021 г., окончена 30.09.2021 г.
Место нахождения проверяемой организации:
АДМИНИСТРАЦИЯ ЗМЕИНОГОРСКОГО РАЙОНА АЛТАЙСКОГО КРАЯ, ИНН: 2243001063, 658480, Алтайский край, Змеиногорский р-н, Змеиногорск г, УЛИЦА ШУМАКОВА, 4.
Место проведения контрольного мероприятия: 656050, Алтайский край, г. Барнаул, пр-т Ленина 81.
Проверяемый период: с 01.01.2021 года по 13.09.2021 года.
УСТАНОВИЛА:
В управление Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю поступила информация о наличии признаков нарушения действующего законодательства о контрактной системе, в рамках поручения ФАС России NПИ/74558/21 от 03.09.2021, по результатам мониторинга из открытого источника реестра закупок Единой информационной системы в сфере закупок, при проведении электронных аукционов на поставку продуктов питания для нужд образовательных учреждений района, (10 закупок согласно приложению N1).
24.09.2021 г. состоялось заседание Комиссии с использованием средств видеоконференцсвязи, в ходе проведения которого для получения дополнительных сведений и документов был объявлен перерыв.
По запросу Алтайского краевого УФАС России, уполномоченный орган на осуществление закупок представил документы и сведения о проводимых закупках, а также письменные пояснения.
30.09.2021 г. повторно состоялось Заседание Комиссии с использованием средств видеоконференцсвязи.
Рассмотрев представленные документы, а также сведения размещенные в Единой информационной системе (далее - ЕИС) по рассматриваемым закупкам, при проведении внеплановой документарной проверки Комиссия пришла к следующим выводам.
Согласно сведениям ЕИС, уполномоченным органом в рассматриваемом периоде организовано 10 закупок продуктов питания (по списку в Приложении N1).
Согласно части 11 статьи 34 Закона о контрактной системе, для осуществления заказчиками закупок федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие нормативно-правовое регулирование в соответствующей сфере деятельности, разрабатывают и утверждают типовые контракты, типовые условия контрактов, которые размещаются в единой информационной системе и составляют библиотеку типовых контрактов, типовых условий контрактов. В случае отсутствия таких типовых контрактов, типовых условий контрактов соответствующие типовые контракты, типовые условия контрактов могут быть разработаны и утверждены федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок. Порядок разработки типовых контрактов, типовых условий контрактов, а также случаи и условия их применения устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 02.07.2014 N 606 утвержден Порядок разработки типовых контрактов, типовых условий контрактов, а также о случаях и условиях их применения (вместе с "Правилами разработки типовых контрактов, типовых условий контрактов").
Пунктом 2 Правил определено, что типовые контракты, типовые условия контрактов для закупки товаров, работ, услуг разрабатываются федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими нормативно-правовое регулирование в соответствующей сфере деятельности, а также федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок (далее - ответственные органы), и утверждаются нормативными правовыми актами ответственных органов.
Приказом Минсельхоза России от 19.03.2020 N 140 "Об утверждении типового контракта на поставку продуктов питания" (Зарегистрировано в Минюсте России 15.05.2020 N 58362), утверждены условия (форма) типового контракта "На поставку продуктов питания".
Согласно пункту 18 Правил, типовые условия контрактов могут не применяться только в определенных случаях:
а) закупок за наличный расчет, если иное не предусмотрено показателями для применения типового контракта, типовых условий контракта, указанными в информационной карте;
б) закупок, предусмотренных статьями 75 и 76, пунктами 2, 3, 5 и 10 части 2 статьи 83, а также пунктами 2 (если в правовых актах Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации указана возможность заключения контракта без использования типового контракта, типовых условий контракта), 4, 5, 9, 15, 17, 26, 28, 33 и 34 части 1 статьи 93 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", если необходимость применения типового контракта, типовых условий контракта не предусмотрена в указанных случаях информационной картой.
Таким образом, при осуществлении рассматриваемых закупок отсутствуют исключения указанные в пункте 18 Правил.
Согласно части 8 статьи 112 Закона о контрактной системе, порядок разработки типовых контрактов, типовых условий контрактов для обеспечения нужд субъектов Российской Федерации, а также случаи и условия их применения устанавливаются высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
В Алтайском крае действует Порядок разработки типовых контрактов, типовых условий контрактов для обеспечения нужд Алтайского края, утвержденный Постановлением Администрации Алтайского края от 24.06.2014 N 290 "Об утверждении Порядка разработки типовых контрактов, типовых условий контрактов для обеспечения нужд Алтайского края".
В соответствии с пунктами 1,2 Порядка, типовые контракты, типовые условия контрактов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для обеспечения государственных нужд Алтайского края разрабатываются Министерством экономического развития Алтайского края с последующим размещением в автоматизированной информационной системе региональной информационной системе Алтайского края в сфере закупок.
Типовые контракты, типовые условия контрактов обязательны к применению государственными заказчиками Алтайского края, бюджетными учреждениями Алтайского края, государственными унитарными предприятиями Алтайского края до утверждения федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими нормативно-правовое регулирование в соответствующей сфере деятельности, типовых контрактов, типовых условий контрактов и размещения их в единой информационной системе.
Уполномоченный орган, осуществляющий размещение закупки для нужд Заказчиков, в соответствии с полномочиями определенными в рамках Положения о формировании, размещении, исполнении и контроле закупок муниципальных нужд Змеиногорского района, утвержденного Решением N51 от 17.10.2013 г. Змеиногорского районного Совета депутатов Алтайского края, формирует закупки для муниципальных нужд на основе принципов открытости, прозрачности информации, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, ответственности осуществления закупок (п.1.5).
Согласно части 4 статьи 64 Закона о контрактной системе, к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.
При сверке размещенных проектов контрактов в рассматриваемых закупках, Комиссией установлено, что в рамках проводимых закупок: 0117300021321000011; 0117300021321000012
0117300021321000013; 0117300021321000015; 0117300021321000016; 0117300021321000017; 0117300021321000030; 0117300021321000031 использованы проекты контрактов, содержащие типовые условия разработанные Министерством экономического развития Алтайского края.
Из пояснений уполномоченного органа следует, что рассматриваемые проекты контрактов не противоречат типовым условиям контрактов утвержденных Приказом Минсельхоза России от 19.03.2020 N 140.
Однако, из пункта 7 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 02.07.2014 N 606 следует, что разрабатываемые проекты типовых контрактов, типовых условий контрактов состоят из следующих частей:
а) постоянная часть, не подлежащая изменению при их применении в конкретной закупке;
б) переменная часть, предусматривающая возможность выбора одного или нескольких вариантов условий (данных) из предлагаемого исчерпывающего перечня таких вариантов условий (данных), определенных ответственным органом в типовом контракте, типовых условиях контрактов, а также возможность внесения информации об условиях (данных) конкретной закупки, содержании таких условий (данных) и порядке определения такого содержания.
Таким образом, заказчик обязан применять типовой контракт, типовые условия контракта, которые размещены в библиотеке типовых контрактов, типовых условий контрактов, и при этом не вправе самостоятельно вносить изменения в типовой контракт, типовые условия контракта, за исключением их переменных частей.
Аналогичная правовая позиция содержится Письме Минфина России от 08.04.2020 N 24-05-06/28316 "О применении типового контракта, типовых условий контракта и о внесении в них изменений".
Таким образом, при утверждении документации должностным лицом уполномоченного органа в рамках: N 0117300021321000011; 0117300021321000012; 0117300021321000013; 0117300021321000015; 0117300021321000016; 0117300021321000017; 0117300021321000030; 0117300021321000031, не соблюдены требования установленные Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.07.2014 N606, Приказа Минсельхоза России от 19.03.2020 N 140.
В рассматриваемых закупках контракты заключены, в связи с чем, Комиссия считает нецелесообразным выдавать предписание уполномоченному органу.
В рамках проводимых закупок N 0117300021321000008; 0117300021321000009 использованы типовые условия контрактов, утвержденные Приказом Минсельхоза России от 19.03.2020 N 140.
Согласно пункту 8 части 3 статьи 4 Закона о контрактной системе, Единая информационная система содержит библиотеку типовых контрактов, типовых условий контрактов.
Библиотека типовых контрактов Единой информационной системы в сфере закупок содержит сведения о типовом контракте с реестровым номером N1400700000520005 (действующая редакция от 26.01.2021 г.), что позволяет субъекту контроля беспрепятственно размещать его проект при осуществлении закупок и руководствоваться его условиями при подготовке аукционной документации.
Согласно части 2 статьи 4 Закона о контрактной системе, порядок функционирования единой информационной системы, требования к технологическим и лингвистическим средствам единой информационной системы, в том числе требования к обеспечению автоматизации процессов сбора, обработки информации в единой информационной системе, порядок информационного взаимодействия единой информационной системы с иными информационными системами, в том числе в сфере управления государственными и муниципальными финансами, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 6 Правил функционирования единой информационной системы в сфере закупок, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.12.2015 N 1414, Министерство финансов Российской Федерации и Федеральное казначейство осуществляют свои полномочия в отношении единой информационной системы.
База знаний информационной системы содержит Руководство пользователей Закупки 44-ФЗ (Версия 11.2.2.1), которая в свою очередь на странице 615 содержит следующую инструкцию:
- После ввода параметров для поиска номера типового контракта, типовых условий контракта нажмите на кнопку "Найти". Отображаются результаты поиска в соответствии с заданными параметрами. Для каждой записи в результатах поиска отображается следующая информация:
- "Номер типового контракта, типовых условий контракта".
- "Организация, разместившая сведения".
- "Реквизиты нормативного правового акта, утвердившего типовой контракт, типовые условия контракта".
- Выберите необходимое значение, нажмите на кнопку "Выбрать".
Выбранное значение номера типового контракта, типовых условий контракта отображается в поле "Номер типового контракта, типовых условий контракта" (см. Рисунок 498).
При этом, следует учесть, что поле не отмеченное символом "*" не является обязательным к заполнению.
Это позволяет беспрепятственно размещать в ЕИС проекты контрактов, содержащих типовые условия как в качестве отдельного электронного документа, так и внутри документации о проведении закупки, что не противоречит требованиям законодательства о контрактной системе. Несоблюдение Руководства пользователей Закупки 44-ФЗ не содержит состава административного правонарушения предусмотренного частью 3 статьи 7.30 КоАП РФ.
Руководствуясь статьей 99 Закона о контрактной системе, Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по контролю в сфере закупок
РЕШИЛА:
1. При проведении внеплановой документарной проверки, в части соблюдения требований Постановления Правительства Российской Федерации от 02.07.2014 N606, части 11 статьи 34 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", при осуществлении закупок продуктов питания для нужд заказчиков, в действиях уполномоченного органа - АДМИНИСТРАЦИЯ ЗМЕИНОГОРСКОГО РАЙОНА АЛТАЙСКОГО КРАЯ - выявлено нарушение, выразившееся в неприменении типовых условий контрактов, утвержденных Приказом Минсельхоза России от 19.03.2020 N 140.
2. По выявленным признакам нарушений законодательства о контрактной системе предписание не выдавать.
3. Передать материалы дела должностному лицу УФАС по Алтайскому краю для принятия решения о привлечении виновных лиц к административной ответственности.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии _____________________________ О.О. Остапенко
Члены Комиссии: ____________________________ В.А. Кобяков
____________________________ М.Н. Кудельниковой
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю от 5 октября 2021 г. N 62-ВП/2021 (ключевые темы: контрактная система в сфере закупок - библиотеки - антимонопольный орган - документарная проверка - государственные и муниципальные нужды)
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 05.10.2021