Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
- Логошин А.В. - председатель Комиссии, заместитель руководителя управления;
- Рощупкина Ю.В. - заместитель председателя Комиссии, начальник отдела;
- Тельпов И.А. - член Комиссии, государственный инспектор.
в отсутствии представителей ООО "ИМПУЛЬС"" (на основании ходатайства о рассмотрении настоящей жалобы в отсутствие представителей),
в отсутствии представителей муниципального казенного общеобразовательного учреждения Бутурлиновская основная общеобразовательная школа N4 Бутурлиновского муниципального района Воронежской области (о месте и времени рассмотрения настоящей жалобы уведомлены надлежащим образом),
У С Т А Н О В И Л А:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области поступила жалоба ООО "ИМПУЛЬС" (далее - Заявитель) на действия муниципального казенного общеобразовательного учреждения Бутурлиновская основная общеобразовательная школа N4 Бутурлиновского муниципального района Воронежской области (далее - Заказчик) при проведении запроса котировок в электронной форме на приобретение арочного металлодетектора для нужд МКОУ Бутурлиновская ООШ N4 у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций (номер извещения 0331300098521000002) (далее - запрос Котировок).
По мнению Заявителя, извещение о проведении запроса Котировок нарушает положения Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг, для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), а именно: 1) cовокупность указанных конкретных показателей имеется только у одной конкретной модели металлодетектора, производимого одним конкретным производителем. 2) Описание предмета закупки, содержит 23 конкретных значения показателей, необходимость наличия которых не аргументирована и не обоснована Заказчиком. 3) Документация закупки не содержит информации, предусмотренной частью 3 статьи 82.1 Закона о контрактной системе.
Заказчик, с доводами, изложенными в жалобе согласен, данный факт подтверждается сопроводительным письмом муниципального казенного общеобразовательного учреждения Бутурлиновская основная общеобразовательная школа N4 Бутурлиновского муниципального района Воронежской области (исх. N177 от 28.09.2021 года).
Изучив материалы дела, предоставленные доказательства, Комиссия пришла к следующим выводам.
Рассмотрение настоящей жалобы назначено на 30.09.2021 года 09:30 (МСК), однако ввиду необходимости дополнительного изучения обстоятельств дела, в заседании объявлен перерыв до 01.10.2021 года 10:00 (МСК).
Извещение N0331300098521000002 размещено: 22.09.2021 года в сети "Интернет" в единой информационной системе по адресу www.zakupki.gov.ru.
Предметом рассматриваемого аукциона является приобретение арочного металлодетектора для нужд МКОУ Бутурлиновская ООШ N4 у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций.
Начальная (максимальная) цена контракта - 101 496,00 рублей.
Определение поставщика (подрядчика, исполнителя) осуществляется путём проведения запроса котировок в электронной форме.
Частью 1 статьи 82.1 Закона о контрактной системе установлено, что под запросом котировок в электронной форме понимается способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), при котором информация о закупке сообщается неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении запроса котировок в электронной форме, победителем такого запроса признается участник закупки, предложивший наиболее низкую цену контракта, наименьшую сумму цен единиц товара, работы, услуги и соответствующий требованиям, установленным в извещении о проведении запроса котировок в электронной форме.
В силу пункта 2 части 3 статьи 82.1 Закона о контрактной системе при проведении запроса котировок в электронной форме заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение о проведении запроса котировок в электронной форме, содержащее, в том числе, информацию, указанную в пунктах 1 - 5, 8 - 12 статьи 42 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 2 статьи 42 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должна содержаться, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, в том числе, следующая информация: краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 Закона о контрактной системе.
В силу подпунктов 1 - 3 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, заказчик при описании объекта закупки должен руководствоваться, в том числе, следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии;
3) описание объекта закупки может включать в себя спецификации, планы, чертежи, эскизы, фотографии, результаты работы, тестирования, требования, в том числе в отношении проведения испытаний, методов испытаний, упаковки в соответствии с требованиями Гражданского кодекса Российской Федерации, маркировки, этикеток, подтверждения соответствия, процессов и методов производства в соответствии с требованиями технических регламентов, документов, разрабатываемых и применяемых в национальной системе стандартизации, технических условий, а также в отношении условных обозначений и терминологии.
Согласно части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Исходя из вышеизложенного, следует вывод, что Заказчику при формировании технического задания в рамках закона предоставлены полномочия по самостоятельному определению параметров и характеристик товара, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности. Однако из буквального толкования вышеприведенных положений Закона о контрактной системе следует, что заказчики, осуществляющие закупку по правилам данного Закона, при описании объекта закупки должны таким образом прописать требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара, услуги именно с такими характеристиками, которые ему необходимы, а с другой стороны, не ограничить количество участников закупки.
Кроме того, в силу части 3 статьи 33 Закона о контрактной системе, не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.
Таким образом, частью 3 статьи 33 Закона о контрактной системе установлен запрет на установление таких характеристик товара, которым в совокупности соответствует товар конкретного производителя.
Файлом Описание.docx Заказчиком представлено Описание объекта закупки следующего содержания:
N п/п |
Наименование |
Описание |
1 |
Арочный металлодетектор |
Количество зон 6 Количество уровней регулировки общей чувствительности 100 Независимая регулировка чувствительности каждой зоны да Количество уровней регулировки чувствительности каждой зоны 200/500 опционально Селективность Магнитные и немагнитные металлы Степень локализации объекта Точная Энергонезависимая память для сохранения установок да Тестовый режим самодиагностики да Ширина прохода, мм 762, опционально до 920 Количество стандартных программ 72 Материал корпуса Пылевлагозащищенное покрытие корпуса Счетчик проходов да Максимальное значение счетчика проходов 99 999 Счетчик срабатывания сигнала тревоги да Максимальное значение счетчиков тревог 99 999 Световое оповещение сигнала тревоги да Наличие светодиодов в антенных панелях да Звуковое оповещение сигнала тревоги да Количество тонов сигнала тревоги 99 Количество паролей для изменения настроек 1 Четырехзначный пароль да Пропускная способность, чел/мин 60 Количество режимов срабатывания ИК-датчиков 4 Пульт дистанционного управления опционально Выход тревоги для управления сторонним оборудованием (Сухие контакты) опционально Подключение к ПК опционально Автономная работа опционально Количество металлодетекторов при параллельном использовании (кол-во рабочих частот) 50 Диапазон рабочих температур -35С - +55С Потребляемая мощность Электрическое напряжение (В) 110-240 В/50 Гц Внешние габариты (мм) 2213 х 859 х 417 Габариты прохода, мм 2036 х 762 х 417 Вес нетто (кг) 58 |
Вместе с тем, Заказчиком на Заседание Комиссии Воронежского УФАС России не представлено документов и сведений, свидетельствующих о том, что совокупности характеристик соответствует товары нескольких производителей.
Кроме того, Комиссия Воронежского УФАС России принимает во внимание согласие Заказчика с доводами, изложенными в жалобе.
На основании изложенного, Комиссия Воронежского УФАС России приходит к выводу, что вышеуказанные действия муниципального казенного общеобразовательного учреждения Бутурлиновская основная общеобразовательная школа N4 Бутурлиновского муниципального района Воронежской области нарушают часть 3 статьи 33 Закона о контрактной системе.
Относительно второго довода заявителя, Комиссия Воронежского УФАС России сообщает, что указание Заявителем на текст и конкретные показатели товара, которые Заказчику следовало изложить в Описании объекта закупки, не соответствует целям и задачам Закона о контрактной системе, и подменяет полномочия Заказчика самостоятельно определять и описывать объект закупки исходя из необходимости достижения результатов и эффективности закупки.
Кроме того, в соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе в закупочной документации возможно установить значения показателей объекта закупки, которые не могут изменяться.
При изучении третьего довода Заявителя, установлено, что Заявителем не указано, какой именно информации, не содержит извещение о проведении Запроса котировок.
Вместе с тем, Комиссией Воронежского УФАС России при изучении вышеуказанного извещения, установлено, что извещение Запроса котировок, содержит всю необходимую информацию, предусмотренную частью 3 статьи 82.1 Закона о контрактной системе.
Кроме того, Комиссия Воронежского УФАС России отмечает, что извещение о проведении запроса котировок в электронной форме формируется с использованием единой информационной системы.
Исходя из изложенного, информации, представленной Заявителем, Заказчиком, Комиссия, руководствуясь статьёй 106 Закона о контрактной системе и приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ООО "ИМПУЛЬС" на действия муниципального казенного общеобразовательного учреждения Бутурлиновская основная общеобразовательная школа N4 Бутурлиновского муниципального района Воронежской области при проведении запроса котировок в электронной форме на приобретение арочного металлодетектора для нужд МКОУ Бутурлиновская ООШ N4 у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций (номер извещения 0331300098521000002) частично - обоснованной.
2. Признать в действиях муниципального казенного общеобразовательного учреждения Бутурлиновская основная общеобразовательная школа N4 Бутурлиновского муниципального района Воронежской области нарушение части 3 статьи 33 Закона о контрактной системе.
3. Выдать муниципальному казенному общеобразовательному учреждению Бутурлиновской основной общеобразовательной школе N4 Бутурлиновского муниципального района Воронежской области предписание об устранении нарушений части 3 статьи 33 Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы настоящего дела соответствующему должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии А.В. Логошин
Заместитель председателя Комиссии Ю.В. Рощупкина
Член Комиссии И.А. Тельпов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области от 6 октября 2021 г. N 036/06/33-1064/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 06.10.2021