Комиссия Омского УФАС России по контролю в сфере закупок на территории Омской области (далее - Комиссия) в составе:
Шевченко А.Н. - начальника отдела контроля закупок, заместителя председателя Комиссии;
Ивановой А.О. - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок, члена Комиссии;
Страхолетовой А.В. - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок, члена Комиссии,
рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью "Сиб'РМ" (далее - заявитель, общество, ООО "Сиб'РМ") на действия Главного управления контрактной системы Омской области и его единой комиссии (далее - уполномоченный орган, единая комиссия, ГУКС ОО) при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона "Поставка принтеров, многофункциональных устройств, мониторов" (извещение N 0152200004721001354) для нужд бюджетных учреждений здравоохранения Омской области (далее - аукцион, электронный аукцион),
при участии посредством видеоконференцсвязи представителей:
заявителя - _____.
уполномоченного органа - ______..
У С Т А Н О В И Л А:
1. В Омское УФАС России поступила (вх. N 9511 от 24.09.2021) жалоба заявителя на действия единой комиссии уполномоченного органа, нарушающие, по его мнению, требования Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон о контрактной системе).
2. Из материалов электронного аукциона следует, что 06.09.2021 на официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт ЕИС) были размещены извещение о проведении электронного аукциона и документация об электронном аукционе с начальной (максимальной) ценой контракта 5258228,76 руб.
14.09.2021 размещен протокол рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе, согласно которому на участие в закупке подано девять заявок, одному участнику закупки отказано в допуске к участию в электронном аукционе, наименьшее ценовое предложение составило 4206582,76 руб.
Согласно протоколу проведения электронного аукциона от 16.09.2021 в процедуре проведения электронного аукциона приняли участие пять участников закупки.
Протоколом подведения итогов электронного аукциона от 17.09.2021 заявки всех участников признаны соответствующими требованиям документации об электронном аукционе. Победителем признано ООО "Сиб'РМ".
К победителю были применены условия, предусмотренные Приказом Минфина России от 04.06.2018 N 126н.
3. В результате рассмотрения жалобы заявителя, представленных материалов и пояснений, в результате проведения в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона о контрактной системе внеплановой проверки, Комиссия установила следующее.
Частью 1 статьи 1 Федерального закона о контрактной системе установлено, что настоящий Федеральный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок
В соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона о контрактной системе законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок) основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
По определению (пункт 3 части 1 статьи 3 Федерального закона о контрактной системе) закупка товара, работы, услуги для обеспечения государственных или муниципальных нужд (далее - закупка) - совокупность действий, осуществляемых в установленном настоящим Федеральным законом порядке заказчиком и направленных на обеспечение государственных или муниципальных нужд. Закупка начинается с определения поставщика (подрядчика, исполнителя) и завершается исполнением обязательств сторонами контракта.
В свою очередь, определение поставщика (подрядчика, исполнителя) - совокупность действий, которые осуществляются заказчиками в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, начиная с размещения извещения об осуществлении закупки товара, работы, услуги для обеспечения государственных нужд (федеральных нужд, нужд субъекта Российской Федерации) или муниципальных нужд либо в установленных настоящим Федеральным законом случаях с направления приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) и завершаются заключением контракта (пункт 2 части 1 статьи 3 Федерального закона о контрактной системе).
Согласно статье 6 Федерального закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.
При этом частью 1 статьи 12 Федерального закона о контрактной системе установлено, что государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы, казенные учреждения, иные юридические лица в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В соответствии со статьей 34 Бюджетного кодекса Российской Федерации одним из принципов бюджетной системы Российской Федерации является эффективность использования бюджетных средств, согласно которому при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности).
Таким образом, заказчики (уполномоченные органы, уполномоченные учреждения) их единые (аукционные) комиссии должны исходить из целей максимального удовлетворения, как потребностей заказчика, в том числе потребности в качественном товаре, так и результатов расходования бюджетных средств с момента размещения извещения о закупке до исполнения обязательств по контракту.
Согласно частям 1 и 4 статьи 14 Федерального закона о контрактной системе при осуществлении заказчиками закупок к товарам, происходящим из иностранного государства или группы иностранных государств, работам, услугам, соответственно выполняемым, оказываемым иностранными лицами, применяется национальный режим на равных условиях с товарами российского происхождения, работами, услугами, соответственно выполняемыми, оказываемыми российскими лицами, в случаях и на условиях, которые предусмотрены международными договорами Российской Федерации.
Федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок по поручению Правительства Российской Федерации устанавливает условия допуска для целей осуществления закупок товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, за исключением товаров, работ, услуг, в отношении которых Правительством Российской Федерации установлен запрет в соответствии с частью 3 настоящей статьи.
Приказом Минфина России от 04.06.2018 N 126н установлены условия допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд (Зарегистрировано в Минюсте России 24.10.2018 N 52516).
Закупаемые товары включены в перечень, утверждённый Приказом Минфина России от 04.06.2018 N 126н, в связи с чем извещением о проведении электронного аукциона и документацией об электронном аукционе предусмотрены соответствующие условия допуска.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Федерального закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В силу пункта 6 части 5 статьи 66 Федерального закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, предусмотренные нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона, в случае закупки товаров, работ, услуг, на которые распространяется действие указанных нормативных правовых актов, или копии таких документов. При отсутствии в заявке на участие в электронном аукционе документов, предусмотренных настоящим пунктом, или копий таких документов эта заявка приравнивается к заявке, в которой содержится предложение о поставке товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами.
В случае установления недостоверности информации, содержащейся в документах, представленных участником электронного аукциона в соответствии с частями 3, 5, 8.2 настоящей статьи, аукционная комиссия обязана отстранить такого участника от участия в электронном аукционе на любом этапе его проведения (часть 6.1 статьи 66 Федерального закона о контрактной системе).
Из совокупности приведенных норм следует, что единые (аукционные) комиссии заказчиков, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, действуя разумно и добросовестно, обязаны проверять достоверность информации, предоставляемой участниками закупок. Данные действия являются разумными мерами, обеспечивающими предоставление качественной продукции (работы, услуги) для нужд заказчика и не противоречат действующему законодательству (данная позиция согласуется с судебной практикой по делам N А75-10530/2014, N А75-10026/2015, N А75-10269/2015, N А75-13421/2015, N А75-3746/2016, N А74-16013/2017, N А46-15281/2019).
Согласно пункту 1.1 Приказа Минфина России от 04.06.2018 N 126н при проведении конкурса, аукциона, запроса котировок, запроса предложений преимущества в отношении цены контракта в размере 15 процентов в отношении товаров, указанных в приложении N 1, в размере 20 процентов в отношении товаров, указанных в приложении N 2 и закупаемых при реализации национальных проектов (программ), в соответствии с подпунктами 1.2 и 1.3 пункта 1 настоящего приказа предоставляются участникам закупки, заявки (окончательные предложения) которых признаны соответствующими требованиям документации о закупке, извещения о проведении запроса котировок и содержат исключительно предложения о поставке товаров, происходящих из государств - членов Евразийского экономического союза.
В соответствии с пунктом 1.3 Приказа Минфина России от 04.06.2018 N 126н при проведении аукциона контракт заключается по цене:
а) сниженной на 15 процентов в отношении товаров, указанных в приложении N 1, сниженной на 20 процентов в отношении товаров, указанных в приложении N 2 и закупаемых при реализации национальных проектов (программ), от предложенной победителем аукциона в случае, если заявка такого победителя содержит предложение о поставке товаров, указанных в Приложениях, страной происхождения хотя бы одного из которых является иностранное государство (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза);
б) предложенной победителем аукциона в случае, если заявка такого победителя содержит предложение о поставке товаров, указанных в Приложениях, и происходящих исключительно из государств - членов Евразийского экономического союза.
Подтверждением страны происхождения товаров, указанных в Приложениях, является указание (декларирование) участником закупки в заявке в соответствии с Федеральным законом наименования страны происхождения товара (пункт 1.6 Приказа Минфина России от 04.06.2018 N 126н).
Пунктом 2 Приказа Минфина России от 04.06.2018 N 126н установлено, что положения подпунктов 1.1 - 1.3 пункта 1 настоящего приказа не применяются при проведении конкурса, аукциона, запроса котировок, запроса предложений в случаях, если:
а) конкурс, аукцион, запрос котировок, запрос предложений признается не состоявшимся в случаях, предусмотренных Федеральным законом;
б) все заявки (окончательные предложения) участников закупки, признанные в порядке, предусмотренном Федеральным законом, соответствующими требованиям документации о закупке, извещения о проведении запроса котировок, содержат предложения о поставке товаров, указанных в Приложениях и происходящих исключительно из государств - членов Евразийского экономического союза;
в) все заявки (окончательные предложения) участников закупки, признанные в порядке, предусмотренном Федеральным законом, соответствующими требованиям документации о закупке, извещения о проведении запроса котировок, содержат предложение о поставке указанных в Приложениях товаров, страной происхождения хотя бы одного из которых является иностранное государство (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза);
г) в отношении товаров, указанных в Приложениях, Правительством Российской Федерации установлен запрет в соответствии с частью 3 статьи 14 Федерального закона.
В связи с вышеуказанным в пункте 3.3 документации об электронном аукционе установлены условия, запреты и ограничения допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в соответствии с Приказом N 126н.
Также в пункте 4.1 документации об электронном аукционе установлено что участником в заявке на участие в электронном аукционе указывается (декларируется) страна происхождения поставляемого товара.
По результатам рассмотрения заявок участников единой комиссией установлено, что четырьмя участниками задекларирован товар иностранного происхождения и одним товар Российского происхождения.
В жалобе заявителя указано следующее:
"Полагаем, что участником аукциона, заявившим о российском происхождении товаров, представлена недостоверная информация. Вся совокупность товаров, являющихся предметом закупки (в частности: МФУ, принтер), не производятся на территории государств - членов Евразийского экономического союза, в связи с чем, в соответствии с подпунктом "в" пункта 2 Приказа N 126н не имеется оснований для заключения контракта по цене, сниженной на 15 процентов.
Объектом закупки выступили следующие позиции: многофункциональное устройство, монитор, подключенный к компьютеру, принтер.
Согласно сведениям Реестра промышленной продукции, произведенной на территории РФ, представленном на официальном сайте https://gisp.gov.ru/pp719v2/pub/prod/ в Реестре не содержатся сведения о производстве МФУ, принтеров на территории РФ:
Таким образом, в рамках рассматриваемой закупки не могут быть поставлены товары, происходящие исключительно из государств - членов Евразийского экономического союза, а значит: применение условий допуска в соответствии с приказом N 126н неправомерно.
Единый реестр российской радиоэлектронной продукции создан, Правила формирования и ведения данного реестра утверждены постановлением Правительства Российской Федерации N 878. Указанный реестр создан в целях развития производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации Правительством Российской Федерации.
В едином реестре российской радиоэлектронной промышленности объекты закупки: МФУ, принтер также отсутствуют.
Факт отсутствия в Реестрах сведений о необходимом заказчикам оборудовании должен быть учтен единой комиссией уполномоченного органа при отсутствии иных доказательств достоверности (недостоверности) сведений о стране происхождения товара.
Указание участником аукциона в заявке на то, что поставляемый товар произведен в Российской Федерации, при наличии обоснованных сомнений о происхождении товара, нельзя признать соблюдением требования о предоставлении документа, позволяющего идентифицировать товар как происходящий с территории определенного географического объекта. В этой связи простое указание в заявке, что поставке подлежат товары из Российской Федерации, не является надлежащим подтверждением страны происхождения товара в соответствии с Законом о контрактной системе для целей приказа N 126н.
При установлении недостоверности информации, содержащейся в документах, представленных участником электронного аукциона в соответствии с частями 3, 5, 8.2 настоящей статьи, аукционная комиссия обязана отстранить такого участника от участия в электронном аукционе на любом этапе его проведения (часть 6.1 статьи 66 Федерального закона о контрактной системе)".
Представители уполномоченного органа пояснили, что Главным управлением был направлен запрос в Министерство промышленности и торговли Российской Федерации о предоставлении информации о наличии или отсутствии производства принтеров, многофункциональных устройств, мониторов на территории Российской Федерации, однако до настоящего времени ответа не получено.
В связи с чем, установить факт предоставления недостоверной информации о стране происхождения товара, задекларированной в заявке участником в сроки, установленные Федеральным законом для рассмотрения заявок участников электронного аукциона, единой комиссии не представляется возможным.
Иных доказательств того, что предлагаемый к поставке товар произведен на территории Российской Федерации в материалы дела представлено не было. В связи с чем Комиссия полагает, что уполномоченным органом и заказчиком не было учтено следующее.
Закупаемый заказчиком товар является радиоэлектронной продукцией. В соответствии с частью 14 Федерального закона о контрактной системе, постановлением Правительства РФ от 10.07.2019 N 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - постановление Правительства Российской Федерации N 878) при закупке радиоэлектронной продукции должны устанавливаться ограничения допуска.
Документация об электронном аукционе содержала обоснование невозможности соблюдения указанного ограничения в связи с отсутствием в едином реестре российской радиоэлектронной продукции товара с характеристиками необходимыми заказчику.
Единый реестр российской радиоэлектронной продукции создан, а также Правила формирования и ведения данного реестра утверждены постановлением Правительства Российской Федерации N 878.
Указанный реестр создан в целях развития производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации Правительством Российской Федерации.
Комиссией Омского УФАС России установлено, что в едином реестре российской радиоэлектронной промышленности указанные выше товары отсутствуют.
Таким образом, единой комиссии уполномоченного органа при отсутствии иных доказательств достоверности (недостоверности) сведений о стране происхождения товара необходимо было учесть отсутствие в указанном Реестре сведений о необходимом заказчику оборудовании.
Учитывая, что материалы дела не содержат доказательств, того, что предлагаемый участником закупки товар произведен на территории Российской Федерации, Комиссия Омского УФАС России полагает указанные сведения недостоверными и усматривает в действиях единой комиссии уполномоченного органа нарушение части 6.1 статьи 66 Федерального закона о контрактной системе в части признания такой заявки соответствующей требованиям, установленным документацией об электронном аукционе.
Из изложенного также следует, что заказчиками неправомерно применены условия допуска, предусмотренные пунктом 1.3 Приказа N 126н.
Данные выводы соответствуют сложившейся судебной практике по делам N А46-4164/2020, N А46-9712/2020 N А14-21913/2019.
В связи с указанным довод жалобы признан обоснованным.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона о контрактной системе, Административным регламентом ФАС России по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, зарегистрированного в Минюсте России 27.02.2015 N 36262), Комиссия
Р Е Ш И Л А:
1. Признать обоснованной жалобу ООО "Сиб'РМ" на действия Главного управления контрактной системы Омской области и его единой комиссии при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона "Поставка принтеров, многофункциональных устройств, мониторов" (извещение N 0152200004721001354).
2. Признать в действиях Главного управления контрактной системы Омской области и его единой комиссии нарушение части 6.1 статьи 66 Федерального закона о контрактной системе.
3. В соответствии с частью 22 статьи 99 Федерального закона о контрактной системе выдать Главному управлению контрактной системы Омской области, ООО "РТС-тендер" предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок
4. По выявленным нарушениям законодательства в сфере закупок передать материалы рассмотрения жалобы должностному лицу Омского УФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Заместитель председателя Комиссии |
А.Н. Шевченко |
Члены Комиссии |
А.О. Иванова
А.В. Страхолетова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области от 30 сентября 2021 г. N 055/06/66-953/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 05.10.2021