Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Заместителя председателя Комиссии - заместителя начальника отдела обжалования государственных закупок Д.С. Грешневой,
Членов Комиссии:
Специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок
П.А. Ступченко,
Специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок
А.С. Леонтьевой,
рассмотрение жалобы проводилось дистанционно (посредством видеоконференцсвязи) в целях исполнения Указа Мэра Москвы от 25.09.2020
N92-УМ "О внесении изменений в правовые акты города Москвы" и предупреждения распространения в городе Москве инфекции, вызванной коронавирусом 2019-nCoV.,
при участии представителей:
ООО "Ант": Кузнецова А.С. (доверенность от 01.03.2021 N01-03/2021),
Департамента информационных технологий города Москвы: Зиновьева С.Ю. (доверенность от 29.12.2020 N64-08-134/20),
Департамента города Москвы по конкурентной политике: Богданвой Е.В. (доверенность от 07.09.2021 N77-13-13/21-30),
а также Кунц К.В., Ярыкиной Н.Р. в качестве слушателей,
рассмотрев жалобу ООО "Ант" (далее - Заявитель) на действия
Департамента информационных технологий города Москвы (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на поставку средств вычислительной техники и оборудования (Закупка N0173200001421001283) (далее - Аукцион) в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении электронного аукциона.
На заседании Комиссии Управления Заказчиком представлены документы и сведения, запрашиваемые письмом Московского УФАС России от 24.09.2021 N ЕО/58585/21.
В результате рассмотрения жалобы, рассмотрев представленные документы и сведения, Комиссия Управления установила следующее.
Согласно доводам жалобы на основании постановления Правительства Российской Федерации от 28 августа 2021 г. N 1432 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации", вступившему в силу 31.08.2021, действующей редакцией постановления Правительства Российской Федерации от 10.07.2020 N878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - постановление N878), из Перечня утвержденного постановлением N878 исключена продукция со следующими кодами по ОКПД2: 26.11.30 (схемы интегральные электронные), 26.12.30 (карты со встроенными интегральными схемами (смарт-карты)), 26.20.11 (компьютеры портативные массой не более 10 кг, такие как ноутбуки, планшетные компьютеры, карманные компьютеры, в том числе совмещающие функции мобильного телефонного аппарата, электронные записные книжки и аналогичная компьютерная техника), 26.20.13 (машины вычислительные электронные цифровые, содержащие в одном корпусе центральный процессор и устройство ввода и вывода, объединенные или нет для автоматической обработки данных), 26.20.14 (машины вычислительные электронные цифровые, поставляемые в виде систем для автоматической обработки данных), 26.20.15 (Машины вычислительные электронные цифровые прочие, содержащие или не содержащие в одном корпусе одно или два из следующих устройств для автоматической обработки данных: запоминающие устройства, устройства ввода, устройства вывода), 27.40.39 (Светильники и осветительные устройства прочие, не включенные в другие группировки), при этом указанные коды включены в перечень постановления Правительства Российской Федерации от 30.04.2020 N 616 "Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства" (далее - Постановление N616).
Также в составе жалобы Заявитель указывает на то Заказчиком неправомерно размещено обоснование невозможности соблюдения ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд предусмотренное предыдущей редакцией постановления N878, что является неправомерным с учетом внесенных изменений постановлением Правительства Российской Федерации от 28 августа 2021 г. N 1432 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации".
В силу п.1,п.2 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст.33 Закона о контрактной системе, а также требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с ч. 3 - 6 ст. 66 Закона о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с п.10 ст.42 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должна содержаться, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, информация об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если данные условия, запреты и ограничения установлены заказчиком в соответствии со ст.14 Закона о контрактной системе.
Частью 1 статьи 64 Закона о контрактной системе установлено, что документация об электронном аукционе должна содержать информацию, указанную в извещении о проведении такого аукциона.
На основании ч.3 ст.14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг (далее - минимальная доля закупок), и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств размещают в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, если такими актами не установлено иное. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно п.14.5 информационной карты аукционной документации Заказчиком не установлены ограничения допуска радиоэлектронной продукции, происходящих из иностранных государств, на основании постановления N 878.
Запрет на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства, в соответствии с постановлением N 616 п.14.5 информационной карты аукционной документации также не установлен.
Пунктом 7 Постановления 878 установлено, что для целей ограничения допуска радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, не может быть предметом одного контракта (одного лота) радиоэлектронная продукция, включенная в Перечень и не включенная в него.
Согласно п. 12 Постановления N616 не могут быть предметом одного контракта (одного лота) промышленные товары, включенные в перечень и не включенные в него (за исключением закупок промышленных товаров по государственному оборонному заказу).
Вместе с тем в нарушение п.7 Постановления N878 и п.12 Постановления N616 Заказчик включил в один лот товары включенные и не включенные в перечни указанных постановлений.
При этом Комиссией Управления установлено, что в составе аукционной документации Заказчиком размещено обоснование невозможности соблюдения ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Пунктом 4 постановления N878 установлено, что ограничение на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, не устанавливается, если в реестре и реестре евразийских промышленных товаров отсутствует радиоэлектронная продукция, соответствующая тому же классу (функциональному назначению) радиоэлектронной продукции, планируемой к закупке, и (или) радиоэлектронная продукция, включенная в реестр или реестр евразийских промышленных товаров, по своим функциональным, техническим и (или) эксплуатационным характеристикам не соответствует установленным заказчиком требованиям к планируемой к закупке радиоэлектронной продукции.
Согласно п.5 постановления N878 в редакции, действующей с 31.08.2021, подтверждением случая, установленного пунктом 4 постановления N878, является разрешение на закупку происходящего из иностранного государства промышленного товара, выданное в порядке, установленном Министерством промышленности и торговли Российской Федерации.
Таким образом, из вышеуказанного следует, что с учетом внесенных изменений на основании постановления Правительства Российской Федерации от 28 августа 2021 г. N 1432 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации", вступивших в силу 31.08.2021, в случае невозможности соблюдения ограничений на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных п.4 постановления N878, Заказчику необходимо получить разрешение на закупку происходящего из иностранного государства промышленного товара, выданное в порядке, установленном Министерством промышленности и торговли Российской Федерации.
При этом Извещение о проведении рассматриваемого электронного аукциона размещено Заказчиком в Единой информационной системе в сфере закупок 07.09.2021.
Вместе с тем в ходе заседания Комиссии Управления установлено, что у Заказчика отсутствует разрешение на закупку происходящего из иностранного государства промышленного товара, выданное в порядке, установленном Министерством промышленности и торговли Российской Федерации.
Извещение о проведении аукциона опубликовано после внесения изменений в Постановление N878 и Постановление N616, что свидетельствует о том, что аукционная документация сформирована Заказчиком в нарушение п.10 ст.42, ч.1 ст.64, ч.3 ст.14 Закона о контрактной системе, а также о наличии в действиях Заказчика признаков состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем при выдаче Заказчику обязательного для исполнения предписания об устранении нарушений законодательства о контрактной системе Комиссия Управления руководствовалась следующими обстоятельствами.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что потребность Заказчика в закупаемой продукции обусловлена необходимостью оснащения медицинских организаций государственной системы здравоохранения города Москвы, оказывающих медицинскую помощь в стационарных условиях, использующих сервисы автоматизированной информационной системы города Москвы "Единая медицинская информационно-аналитическая система города Москвы" (ЕМИАС), средствами вычислительной техники и оборудованием, необходимым для автоматизации выполнения большого количества процессов в медицинских организациях государственной системы здравоохранения города Москвы. Кроме того, средства вычислительной техники и оборудование закупки предназначаются для развития функциональных возможностей Департамента информационных технологий города Москвы, от которых зависит в том числе и обеспечение стабильной и бесперебойной работы ЕМИАС.
Указанная закупка в условиях сложившейся ситуации, связанной с распространением в городе Москва коронавирусной инфекцией (COVID-19), становится одной из приоритетных, поскольку позволит обеспечить эффективное использование ЕМИАС в медицинских организациях государственной системы здравоохранения города Москвы, оказывающих специализированную и высокотехнологичную медицинскую помощь в стационарных условиях, обеспечит качественную работу городских информационных сервисов в стационарах, необходимых для обеспечения деятельности медицинских организаций и повысит уровень оказания помощи населению.
При этом данная закупка перед публикацией проходила согласование Межведомственной рабочей группы по проверке обоснованности заявленных потребностей (далее - МРГ). Среднее время прохождения внутренних и внешних согласований, например, таких как согласование документации "внутри" Заказчика, экспертиза начальной (максимальной) цены контракта, МРГ для закупок свыше 100 млн. рублей, составляет около 3-4 месяцев.
Первый этап формирования процедуры согласно пояснениям Заказчика пришёлся на 25.05.2021-02.06.2021, далее последовали этапы внутреннего согласования до экспертной организации, согласование ОИВ, подготовка к экспертизе НМЦК, экспертиза НМЦК, внутреннее согласования после экспертной организации, на согласование МРГ закупка поступила 02.08.2021.
По итогам рассмотрения закупки на заседании МРГ (дата согласования 31.08.2021) дальнейшая публикация извещения на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок осуществляется уполномоченным органом (Департамент города Москвы по конкурентной политике) без участия Заказчика.
31.08.2021, в день завершения прохождения всех согласований, предусмотренных нормативно-правовыми актами города Москвы, на официальном интернет-портале правовой информации публикуется постановление Правительства РФ от 28.08.2021 N1432 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" с датой вступления в силу с момента официального опубликования.
Кроме того, согласно пояснениям Заказчика, опубликованные и вступившие в силу 31.08.2021 изменения ранее не публиковались в открытом доступе, например, в виде проекта на Федеральном портале проектов нормативных правовых актов https://regulation.gov.ru/ и Заказчик не имел возможности ознакомиться с планируемыми изменениями национального режима, и, как следствие, заблаговременно внести соответствующие изменения в сформированный комплект аукционной документации и пройти вышеперечисленные согласования.
Стоит также принять во внимание отсутствие нормативного правого акта, утверждающего порядок получения разрешения Министерства промышленности и торговли Российской Федерации на закупку происходящего из иностранного государства промышленного товара, установленного п.5 постановления N 878, ввиду чего, у Заказчика отсутствовала возможность получения данного разрешения.
Комиссия Управления подтверждает, что порядок получения разрешения Министерства промышленности и торговли Российской Федерации на момент размещения закупочной процедуры, а также на момент рассмотрения жалобы не утвержден.
Вместе с тем Комиссия Управления отмечает, что согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 27.09.2021 N0173200001421001283-1 на участие в аукционе подано 3 заявки, при этом все заявки признаны соответствующими, что также свидетельствует о том, что выявленные нарушения не повлияли на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
Исследовав представленные материалы, руководствуясь административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, Законом о контрактной системе, Комиссия Управления
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ООО "Ант" на действия Департамента информационных технологий города Москвы обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения п.10 ст.42, ч.1 ст.64, ч.3 ст.14 Закона о контрактной системе.
3. Обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе Заказчику не выдавать, поскольку выявленные нарушения не повлияли на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
4. Передать материалы дела соответствующему должностному лицу Московского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в Арбитражном суде г. Москвы в течение 3 (трех) месяцев с даты его принятия в порядке, установленном гл. 24 АПК РФ.
Заместитель председателя Комиссии Д.С. Грешнева
Члены Комиссии: П.А. Ступченко
А.С. Леонтьева
Исп. Ступченко П.А.
Тел.8 (495)784-75-05
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 29 сентября 2021 г. N 077/06/106-17336/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 04.10.2021