Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Заместителя председателя Комиссии - главного государственного инспектора отдела обжалования государственных закупок Е.А. Мироновой,
Членов Комиссии:
Ведущего специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок Н.С. Лушниковой,
Специалиста 1 разряда отдела обжалования государственных закупок
Э.З. Гугава,
рассмотрение жалобы проводилось дистанционно (посредством видеоконференцсвязи) в целях исполнения Указа Мэра Москвы от 25.09.2020
N 92-УМ "О внесении изменений в правовые акты города Москвы" и предупреждения распространения в городе Москве инфекции, вызванной коронавирусом 2019-nCoV,
при участии представителей:
ГБУЗ "КДП N121 ДЗМ": М.С. Токаренко,
ИП Горшков Е.С.: В.В. Штыряева,
рассмотрев жалобу ИП Горшков Е.С. (далее - Заявитель) на действия ГБУЗ "КДП N121 ДЗМ" (далее - Заказчик) при проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключения государственного контракта на оказание услуг по техническому обслуживанию систем вытяжной вентиляции в помещениях ГБУЗ "КДП N121 ДЗМ" в 2021-2022 годах (Закупка N 0373200583121000067) (далее - Конкурс) в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении вышеуказанного конкурса.
На заседании Комиссии Управления Заказчиком представлены запрашиваемые письмом Московского УФАС России от 24.09.2021 NЕО/58573/21 документы и сведения.
В результате рассмотрения жалобы, рассмотрев представленные документы и сведения, Комиссия Управления установила следующее.
1. Заявитель в жалобе указывает на то, что в составе документации Заказчиком установлены противоречивые, вводящие в заблуждение, требования о предоставлении в составе первой части заявки конкретных показателей товаров.
Частью 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе установлено, что документация о конкурсе должна содержать информацию, указанную в извещении о проведении такого конкурса.
В соответствии п.4 ч.1 ст.54.3 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать предусмотренные статьей 54.4 Закона о контрактной системе требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса в электронной форме, к составу заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме и инструкцию по ее заполнению, при этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки или ограничение доступа к участию в открытом конкурсе в электронной форме.
Согласно ч.4 ст.54.4 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме должна содержать:
1) согласие участника открытого конкурса в электронной форме на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных конкурсной документацией и не подлежащих изменению по результатам проведения открытого конкурса в электронной форме (такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки);
2) предложение участника открытого конкурса в электронной форме о качественных, функциональных и об экологических характеристиках объекта закупки при установлении в конкурсной документации критерия, предусмотренного пунктом 3 части 1 статьи 32 Закона о контрактной системе. При этом отсутствие указанного предложения не является основанием для принятия решения об отказе участнику закупки в допуске к участию в открытом конкурсе в электронной форме;
3) при осуществлении закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг:
а) наименование страны происхождения товара;
б) конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным конкурсной документацией, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в открытом конкурсе в электронной форме в случае отсутствия в конкурсной документации указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в конкурсной документации.
Согласно ч.7 ст.54.4 Закона о контрактной системе требовать от участника открытого конкурса в электронной форме предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 2, 4 - 6 ст.54.4 Закона о контрактной системе, не допускается.
Комиссией Управления установлено, что в п.22.2 Информационной карты Заказчиком установлено, что первая часть заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме должна содержать:
"1. Согласие участника открытого конкурса в электронной форме на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных конкурсной документацией и не подлежащих изменению по результатам проведения открытого конкурса в электронной форме (такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки)
2. Наименование страны происхождения товара
3. Конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном конкурсе, и указание на товарный знак (при наличии), в случае наличия в составе документации формы "сведения о качестве, технических характеристиках товара, его безопасности, функциональных характеристиках (потребительских свойствах) товара, размере, упаковке, отгрузке товара и иные сведения о товаре, предоставление которых предусмотрено документацией в электронной форме" (а также иные сведения, предусмотренные указанной формой). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в электронном конкурсе в случае отсутствия в документации об электронном конкурсе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об электронном конкурсе.
4. Первая часть заявки на участие в конкурсе в электронной форме может содержать эскиз, рисунок, чертеж, фотографию, иное изображение товара, на поставку которого заключается контракт".
В составе жалобы Заявитель указывает, что, согласно закупочной документации, в процессе оказания услуг по техническому обслуживанию на объекте монтируются, например, пожарные извещатели, устройство полноценного блока управления, светосигнальная аппаратура, однако Заказчиком к указанным товарам не установлены требования, при этом в аукционной документации предъявлены требования к контакторам, автоматическим выключателям и тепловым реле, которые являются запасными частями инженерного оборудования. С учетом изложенного, Заявитель полагает что заказчик требует характеристики не поставляемых товаров, а используемых.
Согласно ч.2 ст.106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу и участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что документацией не предусмотрена поставка пожарных извещателей. Тот факт, что сметной документацией предусмотрена работа по монтажу не свидетельствует о том, что Заказчику будет поставляться пожарный извещатель. В смете однозначно отражено, что оплачивается только работа, без стоимости товара, таким образом, закупка данного товара не производится.
В свою очередь, такие материалы, как устройство полноценного блока управления, розетки, раковины, смесители и светосигнальная аппаратура также не предусмотрены к поставке ввиду чего к ним в аукционной документации не предъявлены никакие требования.
Кроме того, представитель Заказчика отметил, что светосигнальная аппаратура документацией не предусмотрена, равно как и полноценные блоки управления, поскольку при расчете начальной (максимальной) цены контракта в смете не заложены данные товары, на которые ссылается Заявитель в жалобе.
При этом в рамках рассматриваемой закупки при выполнении работ осуществляется поставка товаров, поэтому в документации установлены требования к таким товарам, которые, согласно техническому заданию, поставляются при выполнении работ и впоследствии переходят Заказчику и будут им приняты к учету, на что однозначно указывают положения документации, где определен перечень товаров, которые были определены к поставке для последующего монтажа в рамках контракта.
Так, в рамках приложения 3 к Техническому заданию указано: "Товары, перечисленные в "Перечень товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ (оказании услуг) "Сведения о качестве, технических характеристиках товара, его безопасности, функциональных характеристиках (потребительских свойствах) товара, размере, упаковке, отгрузке товара и иные сведения о товаре, предоставление которых предусмотрено документацией в электронной форме" поставляются для соответствующего монтажа при выполнении закупаемых работ (услуг) учитываются и принимаются на баланс. Иные позиции товаров которые не предусмотрены в "Перечень товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ (оказании услуг) "Сведения о качестве, технических характеристиках товара, его безопасности, функциональных характеристиках (потребительских свойствах) товара, размере, упаковке, отгрузке товара и иные сведения о товаре, предоставление которых предусмотрено документацией в электронной форме" приниматься к балансу не будут"..
Также в п.14.3 Информационной карты документации Заказчиком установлены условия допуска в соответствии с положениями приказа Министерства финансов Российской Федерации от 04.06.2018 N 126н "Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы
иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Таким образом, положениями конкурсной документации однозначно указано на необходимость поставки товаров без возможности двоякого трактования, что позволяет участникам закупки однозначно определить состав первой части заявки с учетом требований Закона о контрактной системе.
На основании вышеизложенного, Комиссия Управления приходит к выводу, что указанный довод жалобы Заявителя не нашел своего подтверждения и является необоснованным.
2. В составе жалобы Заявитель указывает, что в нарушение Закона о контрактной системе по позиции 23 "Шкаф электрический тип 1" Заказчиком описан товар не в соответствии с каталогом товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Так, Заявитель полагает, что при описании указанного товара Заказчик должен был руководствоваться позицией КТРУ 31.01.11.121-00000007 "Шкаф хозяйственный металлический", однако Заказчиком не установлены обязательные для применения характеристики КТРУ, а также не приведено обоснование применения дополнительных характеристик.
На основании п.14 ч.3 ст.4 Закона о контрактной системе единая информационная система содержит каталог товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Ч.6 ст.23 Закона о контрактной системе установлено, что порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017
N 145 (далее - постановление Правительства РФ N 145) утверждены Правила формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - правила формирования КТРУ) и Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила использования КТРУ).
Согласно пп. "б" п.2 Правил использования КТРУ каталог используется заказчиками в целях описания объектов закупки, которое включается в план-график закупок, извещение об осуществлении закупки, приглашение и документацию о закупке.
На основании п.4 Правил использования КТРУ Заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "и" п.10 Правил формирования КТРУ.
В соответствии с пп. "г" п.10 Правил формирования КТРУ в позицию каталога включается информация, содержащая описание товара, работы, услуги, если такое описание сформировано в соответствии с п.13 Правил формирования КТРУ.
В силу п.5 Правил использования КТРУ Заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Закона о контрактной системе, которые не предусмотрены в позиции каталога.
В соответствии с п.6 Правил использования КТРУ в случае предоставления иной и дополнительной информации, предусмотренной пунктом 5 Правил использования КТРУ, Заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что в аукционной документации для данного товара содержится обоснование необходимости использования требований для каждого из требуемых параметров в рамках приложения 3 к техническому заданию.
При этом шкафы, описанные в КТРУ 31.01.11.121-00000007 не отвечают указанным в документации требованиям, поскольку данной позицией КТРУ предусмотрены исключительно хозяйственные (бытовые) шкафы, в то время как Заказчику по данной позиции необходим шкаф электрический, ввиду чего использование предложенной Заявителей позиции КТРУ 31.01.11.121-00000007 не представляется возможным.
Согласно ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
В силу вышеуказанной нормы обязанность доказывания нарушения Заказчиком своих прав и законных интересов лежит на подателе жалобы, однако, на заседании Комиссии Управления представителем Заявителя не представлено развернутое обоснование необходимости использования КТРУ 31.01.11.121-00000007 "Шкаф хозяйственный металлический", ввиду чего у Комиссии Управления отсутствуют правовые основания для признания Заказчика нарушившим требования Закона о контрактной системе.
3. Также Заявитель обжалует действия Заказчика, выразившееся в неустановлении требований о соответствии товаров положениям государственных стандартов. Заявитель указывает, что Заказчик предъявляет требования к 23 различным товарам, однако указан всего один ГОСТ 14254-2015 "Степени защиты, обеспечиваемые оболочками (Код IP)", который, по своей сути, не относится к самим товарам и требованиям к ним.
Так, например, на контакторы имеется установленный и действующий ГОСТ Р 50030.4.1-2012 (МЭК 60947-4-1:2009) "Аппаратура распределения и управления низковольтная, контакторы и пускатели)", в то же время, Заказчик требует характеристики 10 пускателей и 2-х контактов, при этом не устанавливая стандартные требования и, не используя положения соответствующего ГОСТ, противоречит положениям Закона о контрактной системе.
Согласно п.1 ч.1 ст.54.3 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать, в том числе наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги.
В соответствии с п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
В силу ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что требования о соответствии ГОСТ Р 50030.4.1-2012 в документации не установлено, в связи с чем участники закупки могут поставить любой товар, соответствующий требованиям аукционной документации.
При этом Заказчику важно, чтобы необходимый к поставке товар соответствовал ГОСТ 14254-2015 только в отношении защиты от твердых тел и воды.
Комиссия Управления отмечает, что законодательство о контрактной системе предоставляет именно заказчику право на закупку того товара, которое он счел необходимым, именно с тем набором характеристик и параметрами их значений, которые наилучшим образом отражают его потребность.
Таким образом, описание объекта закупки является прерогативой заказчика, формулирующего те или иные требования в закупочной документации в зависимости от своих потребностей.
Кроме того, на заседании Комиссии Управления представителем Заявителя не представлено документов и сведений, свидетельствующих о том, что неустановление требований о соответствии товаров положениям государственных стандартов является ограничением при подаче заявки на участие в конкурсе.
На основании вышеизложенного, Комиссия Управления приходит к выводу, что данный довод жалобы Заявителя не нашел своего подтверждения и является необоснованным.
4. По мнению Заявителя, Заказчиком установлены избыточные требования к товару по позиции 5 "Электродвигатель. Асинхронный. Переменного тока. Не для эксплуатации во взрывоопасных помещениях. Тип 1".
Комиссией Управления установлено, что Заказчиком к обжалуемому товару установлены, в том числе следующие требования:
"- Электродвигатель: способ монтажного крепления: лаповый; фланцевый;
- Электродвигатель: продольное межосевое расстояние отверстий лап: не применяется; от 67 до 84 мм;
- Электродвигатель: диаметр вала от 10 до 15 мм".
Так, Заявитель указывает, что указанные диапазоны излишне расширены и вводят участников закупки в заблуждение, так как данные характеристики определяются уже установленными инженерными коммуникациями, в связи с чем невозможно достоверно определить потребность Заказчика и сформировать заявку на участие в аукционе.
Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, в связи с чем требования заказчика подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара и (или) показатели технологии производства, испытания товара и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что участникам закупки предоставлена возможность выбрать ту характеристику товара, который они будут поставлять, они не влияют на уже установленные инженерные коммуникации, и, по своей сути, самостоятельны. Тем самым участнику наоборот предоставлена более широкая возможность выбора, чем, если бы Заказчик требовал конкретный параметр.
Вместе с тем на заседании Комиссии Управления представитель Заказчика затруднился обосновать необходимость в установлении вышеуказанных требований к товарам, необходимым к поставке при оказании услуг.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу об обоснованности вышеуказанного довода жалобы и о нарушении Заказчиком положений п.1, 2 ч.1 и ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе и содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.4.2 ст.7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
5. Также Заявитель указывает, что согласно положениям конкурсной документации Заказчиком не установлены ограничения, согласно ст.14 Закона о контрактной системе в части неустановления положений Постановления Правительства РФ от 10.07.2019 N 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" (вместе с "Правилами формирования и ведения единого реестра Российской радиоэлектронной продукции", "Порядком подготовки обоснования невозможности соблюдения ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд") (далее - постановление N878).
Однако, изучив перечень российской продукции, по мнению Заявителя,на рынке имеются товары, соответствующие потребности Заказчика, в частности 23 различные серии автоматических выключателей, часть из которых соответствуют потребности Заказчика.
Также Заявителю не ясна причина размещения в составе документации обоснования невозможности соблюдения ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, предусмотренных постановлением N878.
При этом в составе сметы Заказчиком указаны электродвигатели и пускатели, которые в том числе произведенные на территории Российской Федерации.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что в составе документации размещено обоснование обусловливающее невозможность соблюдения данного ограничения по основаниям пп. "а" и "б" п. 2 Порядка подготовки обоснования невозможности соблюдения ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд утвержденного постановлением N878.
Сметная документация является исключительно обоснованием начальной (максимальной) цены контракта и не отражает требования к характеристикам товара. То есть указанные в смете сведения не являются указанием на требуемые характеристики товаров, указание в сметной документации какого-либо наименования и сведений о товаре (ширина, диаметр, сечение и т.д.) не свидетельствует о том, что товар обязан обладать данными свойствами. В виду чего требуемые характеристики товара не обязаны полностью совпадать с наименованием какой-то конкретной позицией сметного расчета.
Вместе с тем информация о таких товарах как электродвигатель и пускатель не содержится в реестре радиоэлектронной продукции.
Комиссия Управления отмечает, что указанный довод жалобы Заявителя сводится исключительно к непониманию Заявителем положений конкурсной документации, что как самостоятельный факт не может являться основанием для признания Заказчика нарушившим Закон о контрактной системе, кроме того в составе жалобы, а также на заседании Заявителем не представлено документального подтверждения того обстоятельства, что указанные Заявителем товары соответствуют совокупности установленных Заказчиком требований, которые, в свою очередь, содержаться в реестре российской промышленной продукции.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что данный довод Заявителя не нашел своего подтверждения и является необоснованным.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь Административным регламентом, Законом о контрактной системе, Комиссия Управления
Р Е Ш И Л А:
1.Признать жалобу ИП Горшков Е.С. на действия ДГБУЗ "КДП N121 ДЗМ" обоснованной в части устанволения неправомерных требований к товару по п.5 "Электродвигатель. Асинхронный. переменного тока. Не для эксплуатации во взрывоопасных помещениях. тип 1".
2.Признать в действиях Заказчика нарушения п.1, 2, ч.1, ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе.
3.Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
4.Передать материалы дела соответствующему должностному лицу Московского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в Арбитражном суде г. Москвы в течение 3 (трех) месяцев с даты его принятия в порядке, установленном гл. 24 АПК РФ.
Заместитель председателя Комиссии Е.А. Миронова
Члены Комиссии: Н.С. Лушникова
Э.З. Гугава
Исп. Лушникова Наталья Сергеевна
тел.8 (495)784-75-05
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 29 сентября 2021 г. N 077/06/106-17318/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 04.10.2021