Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Председателя Комиссии - начальника отдела обжалования государственных закупок Л.Н. Харченко,
Членов Комиссии:
Главного специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок А.А. Кутейникова,
Главного специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок Н.А. Узкого,
рассмотрение жалобы проводилось дистанционно (посредством видеоконференц-связи) в целях исполнения Указа Мэра Москвы от 25.09.2020
N 92-УМ "О внесении изменений в правовые акты города Москвы" и предупреждения распространения в городе Москве инфекции, вызванной коронавирусом 2019-nCoV.,
при участии представителей:
ФГУП "ППП": С.А. Горловой, А.В. Болотского,
ООО "Аудиторская компания "Бизнес-Актив": С.А. Болдиной,
рассмотрев жалобу ООО "Аудиторская компания "Бизнес-Актив" (далее - Заявитель) на действия ФГУП "ППП" (далее - Заказчик) при проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключения государственного контракта на проведение обязательного аудита финансовой отчетности за 2020 г. (Закупка N 0573100004221000004) (далее - конкурс) в соответствии с
Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении вышеуказанного конкурса.
На заседании Комиссии Управления Заказчиком представлены запрашиваемые письмом Московского УФАС России от 27.09.2021 NЕО/58930/21 документы и сведения.
В результате рассмотрения жалобы, рассмотрев представленные документы и сведения, Комиссия Управления установила следующее.
По мнению Заявителя, Заказчиком нарушен порядок оценки заявки участника закупки по нестоимостному критерия "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки".
На основании ч.1 ст.32 Закона о контрактной системе для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии:
1) цена контракта;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Согласно ч.8 ст.32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации. Заказчик для целей оценки заявок, окончательных предложений участников закупки в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы) на товары, работы, услуги, вправе не использовать критерии, указанные в п.1 и 2 ч.1 ст.32 Закона о контрактной системе.
П.8 ч.1 ст.54.3 Закона о контрактной системе установлено, что конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме в соответствии с Законом о контрактной системе.
Согласно п.3 Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1085 (далее - Правила), "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
В соответствии с п.11 Правил по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с п.10 Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения. Для оценки заявок (предложений) по нестоимостным критериям оценки (показателям) заказчик вправе устанавливать предельно необходимое минимальное или максимальное количественное значение качественных, функциональных, экологических и квалификационных характеристик, которые подлежат оценке в рамках указанных критериев. В этом случае при оценке заявок (предложений) по таким критериям (показателям) участникам закупки, сделавшим предложение, соответствующее такому значению, или лучшее предложение, присваивается 100 баллов. Сумма величин значимости показателей критерия оценки должна составлять 100 процентов.
На основании изложенного, при наличии в документации о закупке показателей нестоимостного критерия, порядок оценки должен содержать:
1) значимость в отношении каждого показателя, которая в соответствии с п.3 Правил является выраженным в процентах весом показателя;
2) сумму величин значимости показателей критерия оценки в размере 100 процентов;
3) формулу расчета или шкалу количества баллов, предусматривающую присвоение по каждому показателю от 0 до 100 баллов (для дальнейшего умножения на коэффициент значимости показателя).
Согласно п.2 ч.4 ст.54.4 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме должна содержать предложение участника открытого конкурса в электронной форме о качественных, функциональных и об экологических характеристиках объекта закупки при установлении в конкурсной документации критерия, предусмотренного пунктом 3 части 1 статьи 32 Закона о контрактной системе. При этом отсутствие указанного предложения не является основанием для принятия решения об отказе участнику закупки в допуске к участию в открытом конкурсе в электронной форме.
В силу ч.5 ст.54.5 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия осуществляет оценку первых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме участников закупки, допущенных к участию в таком конкурсе, по критерию, установленному пунктом 3 части 1 статьи 32 Закона о контрактной системе (при установлении этого критерия в конкурсной документации). Оценка заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме не осуществляется в случае признания конкурса не состоявшимся в соответствии с частью 8 статьи 54.5 Закона о контрактной системе.
В соответствии с ч.6 ст.106 Закона о контрактной системе рассмотрение жалобы не осуществляется в отношении результатов оценки заявок на участие в конкурсе, в запросе предложений, окончательных предложений в соответствии с указанными в п.3 и п.4 ч.1 ст.32 Закона о контрактной системе критериями оценки этих заявок, окончательных предложений.
Таким образом, предмет жалобы о присвоении результатов оценки по нестомостному критерию оценки "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" не относится к компетенции Комиссии Управления, и обжаловать такие результаты оценки заявок возможно исключительно в судебном порядке.
Вместе с тем Комиссией Управления проводится проверка действий конкурсной комиссии Заказчика в части применения установленного в конкурсной документации порядка оценки заявок на участие в открытом конкурсе.
Комиссией Управления определено, что порядком оценки заявок участников закупки установлен, в том числе, следующий порядок оценки заявок по нестоимостному критерию "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки":
"Значимость критерия - 20 процентов, коэффициент значимости критерия - 0,20
N п/п |
Показатели критерия |
Значение показателей |
Максимальный выставляемый балл |
Примечание |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
1 |
Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки |
100 |
Коэффициент значимости критерия оценки - 0,20 |
|
1.1. |
Наличие и содержание методики проведения аудита (описание общего подхода к организации и проведению аудита; - описание внутреннего контроля качества работы.) |
Методика должна содержать описание общего подхода к организации и проведению аудита, описание внутреннего контроля качества работы и др. |
40 |
Наличие и содержание методики проведения аудита (описание общего подхода к организации и проведению аудита и описание внутреннего контроля качества работы.) |
20 |
Присутствует один из документов (описание общего подхода к организации и проведению аудита или описание внутреннего контроля качества работы) |
|||
0 |
Нет документов |
|||
1.2. |
Оценка общего объема трудозатрат на проведение аудита с календарным план-графиком оказания услуг |
Есть |
30 |
|
Нет |
0 |
|||
1.3. |
Описание формы и содержания сообщения руководству заказчика информации аудитора по результатам аудита (подробное описание формы и содержания сообщения руководству заказчика информации по результатам аудита, описание конкретных вопросов аудита, представляющих интерес для управления предприятием заказчика) |
Есть |
30 |
|
Нет |
0 |
Сумма величин значимости показателей критерия "Квалификация участников конкурса" составляет 100 баллов.
Оценка по данному критерию происходит на основании раздела III "Оценка заявок (предложений)" по нестоимостным критериям оценки Постановления Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2013 г. N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
При отсутствии информации заявка получает ноль баллов по показателю.
В случае если несколько предложений участников конкурса выгодны для Заказчика в одинаковой степени, такие заявки по данному подкритерию могут получить одинаковый балл.
Рейтинг, присуждаемый заявке по данному критерию, определяется как среднее арифметическое оценок в баллах всех членов Комиссии, присуждаемых этой заявке по указанному критерию и далее умножается на коэффициент значимости критерия".
В составе жалобы Заявитель указывает, что конкурсной комиссией Заказчика неправомерно присвоено заявке ООО "Аудиторская компания "Бизнес-Актив" 0 баллов по нестоимостному критерию "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки", несмотря на представление всех необходимых сведений в составе заявки.
Так, на заседании Комиссии Управления представитель Заявителя пояснил, что в соответствии с вышеуказанным порядком оценки 0 баллов присваивается в случае отсутствия требуемой информации в составе заявки участника закупки, при этом вся необходимая информация, в том числе методика и описание аудиторской проверки, методика внутреннего контроля качества, программа по проведению ежегодного обязательного аудита бухгалтерской отчетности ФГУП "ППП" за 2020 год в соответствии с техническим заданием, общий план аудита, предложение по объему трудозатрат, обеспечивающее необходимое качество аудиторской проверки в соответствии с условиями конкурсной документации и т. д. представлена в составе второй части заявки, ввиду чего, по мнению Заявителя, конкурсной комиссией надлежало оценить представленные сведения по нестоимостному критерию "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки".
На основании ч. 2 ст. 106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу и участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей.
Не согласившись с доводом жалобы представитель Заказчика пояснил, что в составе первой части заявки ООО "Аудиторская компания "Бизнес-Актив" перечислены следующие методики и программы: "Методику и описание аудиторской проверки (Общий поход к проведению проверки); Методику внутреннего контроля качества; Программу по проведению ежегодного обязательного аудита бухгалтерской финансовой отчетности ФГУП ППП" за 2020 год в соответствии с техническим заданием; Общий план аудита (РД); Предложение по объему трудозатрат, обеспечивающему необходимое качество аудиторской проверки в соответствии с условиями конкурсной документации; Календарный план (РД); Письменную информацию органу, осуществляющему полномочия собственника имущества государственного унитарного предприятия (Образец); Аудиторское заключение (Образец)", при этом самих документов не представлено, ввиду чего в соответствии с положениями ч.5 ст.54.5 Закона о контрактной системе конкурсной комиссией Заказчика произведена оценка заявки Заявителя согласно порядку оценки и ввиду отсутствия необходимой информации присвоено 0 баллов по нестоимостному критерию "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки".
Одновременно с этим Комиссия Управления дополнительно отмечает, что положениями Закона о контрактной системы не предусмотрена возможность переоценки первых частей заявок участников закупки на этапе рассмотрения вторых частей, ввиду чего документы, требуемые по нестоимостному критерию "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" и представленные в составе второй части заявки, не могут быть оценены конкурсной комиссией Заказчика.
На основании вышеизложенного Комиссия Управления приходит к выводу о необоснованности доводов жалобы.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь Административным регламентом, Законом о контрактной системе, Комиссия Управления
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Аудиторская компания "Бизнес-Актив" на действия конкурсной комиссии ФГУП "ППП" необоснованной.
2. Снять ограничения, наложенные на осуществление закупки письмом Московского УФАС России (NЕО/58930/21 от 27.09.2021).
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в Арбитражном суде г. Москвы в течение 3 (трех) месяцев с даты его принятия в порядке, установленном гл. 24 АПК РФ.
Председатель Комиссии Л.Н. Харченко
Члены Комиссии А.А. Кутейников
Н.А. Узкий
Исп.Узкий Н.А.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 30 сентября 2021 г. N 077/06/106-17409/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 05.10.2021