Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг (далее - Комиссия Управления) в составе:
Председателя Комиссии - начальника отдела обжалования государственных закупок Л.Н. Харченко,
Членов Комиссии:
Главного специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок А.А. Кутейникова,
Главного специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок Н.А. Узкого,
рассмотрение жалобы проводилось дистанционно (посредством видеоконференцсвязи) в целях исполнения Указа Мэра Москвы от 25.09.2020
N 92-УМ "О внесении изменений в правовые акты города Москвы" и предупреждения распространения в городе Москве инфекции, вызванной коронавирусом 2019-nCoV.,
при участии представителей ГБУЗ "ЦПРиН ДЗМ": А.В. Геевской, Е.Н. Беляева,
в отсутствие представителей ООО "Техномонтаж" о времени и порядке заседания Комиссии Управления уведомлены надлежащим образом посредством функционала единой информационной системы,
рассмотрев жалобу ООО "Техномонтаж" (далее - Заявитель) на действия ГБУЗ "ЦПРиН ДЗМ" (далее - Заказчик) при проведении открытого конкурса в
электронной форме на право заключения государственного контракта на оказание услуг по техническому обслуживанию и эксплуатации зданий, сооружений и инженерных коммуникаций в 2021 г. для нужд ГБУЗ "ЦПРиН ДЗМ" (среди субъектов малого предпринимательства) (Закупка N 0373200002821000126) (далее - конкурс), в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом ФАС России по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении вышеуказанного конкурса.
На заседании Комиссии Управления Заказчиком представлены документы и сведения, запрашиваемые Московским УФАС России.
В результате рассмотрения жалобы, рассмотрев представленные документы и сведения, Комиссия Управления установила следующее.
В составе жалобы Заявитель указывает на установление в конкурсной документации неправомерного порядка оценки заявок участников закупки по показателю "Опыт участника по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема" нестоимостного критерия "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации".
Ч.1 ст.32 Закона о контрактной системе установлено, что для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки Заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии:
1) цена контракта;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Согласно п.8 ч.1 ст.54.3 Закона о контрактной системе конкурсная документация должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме в соответствии с Законом о контрактной системе.
В силу ч.8 ст.32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации. Заказчик для целей оценки заявок, окончательных предложений участников закупки в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы) на товары, работы, услуги, вправе не использовать критерии, указанные в п.1 и 2 ч.1 ст.32 Закона о контрактной системе.
Согласно п.3 Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1085 (далее - Правила), "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
Согласно п.10 Правил в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.
Согласно п.11 Правил для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с п.10 Правил оценки в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.
Для оценки заявок (предложений) по нестоимостным критериям оценки (показателям) заказчик вправе устанавливать предельно необходимое минимальное или максимальное количественное значение качественных, функциональных, экологических и квалификационных характеристик, которые подлежат оценке в рамках указанных критериев. В этом случае при оценке заявок (предложений) по таким критериям (показателям) участникам закупки, сделавшим предложение, соответствующее такому значению, или лучшее предложение, присваивается 100 баллов.
В соответствии с п.29 Правил оценки для использования в целях оценки заявок (предложений) шкалы оценки заказчик в документации о закупке должен установить количество баллов, присуждаемое за определенное значение критерия оценки (показателя), предложенное участником закупки. В случае если используется несколько показателей, значение, определенное в соответствии со шкалой оценки, должно быть скорректировано с учетом коэффициента значимости показателя.
В соответствии с п.27 Правил показателями нестоимостного критерия оценки "Квалификация участников закупки" могут быть следующие показатели (с учетом особенностей, предусмотренных пунктом 27(1) Правил):
а) квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг;
б) опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема;
в) обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ, оказания услуг;
г) обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами;
д) деловая репутация участника закупки.
Комиссией Управления определено, что согласно конкурсной документации Заказчиком установлен следующий порядок оценки заявок по показателю "Опыт участника по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема":
"Оценивается предложение участника об объемах исполненных участником контрактов (договоров) за последние 3 года, предшествующие дате начала подачи заявок на участие в настоящем конкурсе, без нарушений сроков и иных нарушений условий контракта (договора) по вине участника (оценивается суммарный объем выполненных работ сопоставимого характера и объема, исчисляемый в рублях).
Под работами сопоставимого характера и объема понимаются работы по предмету настоящего конкурса, а именно: по техническому обслуживанию зданий, сооружений и инженерных коммуникаций учреждений здравоохранения (круглосуточных стационаров), подведомственных Департаменту здравоохранения города Москвы, по которым стоимость фактически выполненных работ по одному контракту (договору) должна составлять не менее 30 % от начальной (максимальной) цены контракта, предусмотренной настоящей документацией.
Под аналогичным предметом настоящей закупки понимается выполнение работ в качестве подрядчика по техническому обслуживанию зданий, сооружений и инженерных коммуникаций учреждений здравоохранения (круглосуточных стационаров), подведомственных Департаменту здравоохранения города Москвы. Под успешным оказанием услуг/выполнением работ понимается исполнение участником закупки контракта (контрактов), договора (договоров) без применения к такому участнику неустоек (штрафов, пеней).
Оценивается предложение участника по общему суммарному количеству исполненных Участником контрактов/договоров, аналогичных предмету настоящей закупки, которые были заключены не ранее чем за 3 года до даты публикации извещения о проведении настоящей закупки, в соответствии с Федеральными законами от 05.04.2013 N 44-ФЗ, от 18.07.2011 N 223-ФЗ, и исполнены без нарушений сроков и иных нарушений условий контракта по вине участника. Договора субподряда не учитываются и не рассматриваются.
Сведения о наличии опыта участника подтверждаются копиями государственных контрактов (с актами оказанных услуг), заключенных в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ, гражданско-правовых договоров (с актами оказанных услуг), заключенных в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ, содержащих сведения о стоимости выполненных работ.
Копии указанных документов должны быть представлены в полном объеме со всеми приложениями, соглашениями, являющимися их неотъемлемой частью (должны быть представлены все страницы контрактов (договоров), а также актов оказанных услуг).
При этом представленные документы должны быть в виде неповторяющихся, полно читаемых копий, на которых видны необходимые сведения, подписи и печати.
В случае если контракты заключены в электронной форме, опыт может быть подтвержден размещенными на сайте Единой информационной системы в сфере закупок zakupki.gov.ru "Информацией о заключенном контракте (его изменении)" и "Информацией об исполнении (о расторжении) контракта" при условии предоставления в составе заявки формы "Сводные сведения о наличии опыта участника закупки по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема", содержащей данные о реестровом номере закупки, номере контракта, дате заключения, предмете, сумме контракта, дате исполнения контракта.
Рекомендуемая форма "Сводные сведения о наличии опыта участника закупки по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема" приведена в Приложении N _1_ к настоящим критериям оценки заявок участников закупки.
Непредоставление в составе второй части заявки на участие в конкурсе таких документов не является основанием для отказа в допуске к участию в открытом конкурсе, однако при оценке заявок по настоящему показателю комиссией будут учитываться сведения, заявленные участниками закупки, которые подтверждены документально в составе второй части заявки на участие в конкурсе либо информацией, размещенной на сайте Единой информационной системы в сфере закупок zakupki.gov.ru.
Количество баллов рассчитывается по формуле:
НЦБi(1) = КЗ х 100 х (Ki / Kmax), где:
КЗ - коэффициент значимости показателя.
Ki - общее суммарное количество контрактов (договоров), сведения о которых содержатся в заявке i-го участника, принятых Единой комиссией заказчика по осуществлению закупок для оценки заявки i-го участника;
Kmax - общее суммарное количество контрактов (договоров), сведения о которых содержатся в заявке участника, представившего сведения с максимальным количеством контрактов (договоров) по аналогичному предмету закупочной процедуры, и принятых Единой комиссией заказчика по осуществлению закупок для оценки заявки i-го участника.
Оценка в 0 баллов по показателю будет присвоена:
- участнику закупки, который не имеет опыта сопоставимого характера и объема;
- участнику закупки, который не представил в составе своей заявки документы (копии документов), подтверждающие сведения о наличии опыта по успешному оказанию услуг /выполнению работ сопоставимого характера и объема за указанный в показателе период".
В силу ч.9 ст.105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Согласно доводам жалобы вышеуказанный порядок оценки заявок является неправомерным, поскольку Заказчиком сужена сфера выполнения работ, опыт исполнения которых возможно представить для оценки, посредством определения условий о подтверждении опыта участника закупки исключительно контрактами по техническому обслуживанию зданий, сооружений и инженерных коммуникаций учреждений здравоохранения (круглосуточных стационаров), подведомственных Департаменту здравоохранения города Москвы.
Согласно ч.2 ст.106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу и участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что работы проводятся в условиях работы медицинского учреждения, при этом при выполнение работ исполнитель обязан руководствоваться санитарно-эпидемиологическими требованиями организации и законодательства.
Вместе с тем Комиссия Управления отмечает, что положения технического задания, а также пояснения представителя Заказчика не свидетельствуют о наличии какой-либо специфичности выполнения работ, указывающую на их уникальность, в рамках рассматриваемой закупочной процедуры, и невозможности принятия к оценке опыта по выполнению работ по техническому обслуживанию и эксплуатации зданий иных объектов.
Кроме того, Заявителем также отмечено наличие противоречивых положений вышеуказанного порядка оценки, а именно "Оценивается предложение участника об объемах исполненных участником контрактов за последние 3 года" и одновременно с этим "Оценивается предложение участника по общему суммарному количеству исполненных Участником контрактов/договоров, аналогичных предмету настоящей закупки, которые были заключены не ранее чем за 3 года до даты публикации извещения". При этом установление Заказчиком требования к дате заключения контракта является неправомерным, поскольку такой порядок оценки исключает возможность представления длительных контрактов/договоров, заключенных, например, в 2017 году и исполненных в 2020-2021, что также свидетельствовует о наличии актуального и надлежащего опыта у участника закупки, однако не может быть принято к оценке в силу установленного Заказчиком порядка.
Таким образом, установление требований к периоду заключения контракта, а не к периоду исполнения контрактов/договоров, существенно и необоснованно ограничивает участников закупки в представлении опыта для получения наивысшего балла.
Заявитель также указывает, что положения порядка оценки об учете количества исполненных контрактов, а именно: "Оценивается предложение участника по общему суммарному количеству исполненных Участником контрактов/договоров", а также "Ki - общее суммарное количество контрактов (договоров)", не позволяют выявить наиболее опытного участника закупки и, как следствие, объективно сопоставить предложения участников, что может привести к необъективному присвоению баллов по вышеуказанному показателю.
Комиссия Управления отмечает, что, например, в случае, если участник закупки представит 2 договора на общую сумму 100 000 000,00 руб., то получит меньшее количество баллов по данному показателю нежели организация, представившая для оценки 5 контрактов на общую сумму 15 000 000,00 руб., однако, очевидно, что не представляется возможным объективно утверждать, что менее опытным участником является организация, представившая договоры на сумму 100 000 000,00 руб.
Таким образом, для выявления наилучшего предложения о наличии у участников закупки опыта выполнения работ сопоставимого характера и объема конкурсной комиссии надлежит оценивать суммарный объем выполненных работ сопоставимого характера, исчисляемый в рублях, поскольку "опыт" является категорией оценки, наибольший объем которой напрямую отражает наиболее опытного участника рынка.
На основании вышеизложенного Комиссия Управления приходит к выводу, что установленный порядок оценки заявок в нарушение ч.8 ст.32, п.8 ч.1 ст.54.3 Закона о контрактной системе не позволяет выявить лучшие условия исполнения контракта, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ч.4 ст.7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Также Заявитель в жалобе указывает на то, что установленный Заказчиком порядок оценки по показателю "Квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг" нестоимостного критерия оценки "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" нарушает положения законодательства о контрактной системе.
Согласно порядку оценки по показателю "Квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг" предусмотрены следующие положения:
"Оценивается квалификация специалистов, привлекаемых к выполнению работ, оказанию услуг по предмету конкурса. Минимальными требованиями к количеству и специализации персонала, подлежащему оценке, являются следующие требования:
Претендент должен располагать квалифицированным персоналом, в том числе:
- руководитель работ (инженер)- не менее 1 (одного) человека
- штукатур - не менее 1 (одного) человека;
- маляр - не менее 1 (одного) человека;
- плотник - 1 (одного) человека;
- специалиста по техническому обслуживанию системы видеонаблюдения- не менее 1 (одного) человека;
- специалиста по техническому обслуживанию систем охранной сигнализации и контроля доступа- не менее 1 (одного) человека;
- специалиста по техническому обслуживанию системы диспетчеризации - не менее 1 (одного) человека;
- специалиста по техническому обслуживанию слаботочных систем (палатная сигнализация, радиофикация, электрочасофикации)-не менее 1 (одного) человека;
- дежурный сантехник - не менее 2 (двух) человек;
-электрогазосварщик - не менее 1 (одного) человека;
- дежурный электрик - не менее 3 (двух) человек.
- специалист по охране труда - (не менее 1 человека)
Сведения подтверждаются предоставлением на каждого специалиста следующего комплекта документов:
Для руководителя работ инженера:
- копия трудовой книжки (трудового договора) или копии гражданско-правового договора;
- копия диплома о высшем техническом образовании;
- копия действующего удостоверения о прохождении курсов "Безопасные методы и приемы выполнения работ на высоте";
- копия действующего удостоверения (все заполненные страницы) руководителя работ (инженера) о допусках к работам в электроустановках напряжением до 1000 В с группой по электробезопасности не ниже IV;
- копия действующего удостоверения (все заполненные страницы) руководителя работ (инженера) о допуске к работам в качестве специалиста по правилам технической эксплуатации тепловых энергоустановок.
Для штукатура:
- копия трудовой книжки (трудового договора) или копии гражданско-правового договора;
- копия действующего удостоверения о прохождении курсов "Безопасные методы и приемы выполнения работ на высоте";
- диплом штукатура о присвоении профессии "Мастер сухого строительства" или "Мастер отделочных строительных работ" или "Мастер отделочных строительных и декоративных работ", либо иного документа (удостоверения/аттестата/свидетельства) о присвоении профессии штукатура, выданного организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
Для маляра:
- копия трудовой книжки (трудового договора) или копии гражданско-правового договора;
- копия действующего удостоверения о прохождении курсов "Безопасные методы и приемы выполнения работ на высоте";
- диплом маляра о присвоении профессии "Мастер сухого строительства" или "Мастер отделочных строительных работ" или "Мастер отделочных строительных и декоративных работ", либо иного документа (удостоверения/аттестата/свидетельства) о присвоении профессии маляра, выданного организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
Для специалиста по техническому обслуживанию системы видеонаблюдения:
- копия трудовой книжки (трудового договора) или копии гражданско-правового договора;
- копия действующего свидетельства о прохождение обучения построение систем видеонаблюдения на основе программного комплекса "Интелект"
- копия действующего удостоверения о прохождении курсов "Безопасные методы и приемы выполнения работ на высоте";
- копия действующего удостоверения о присвоения группы по электробезопасности (не ниже 3-й)
Для специалиста по техническому обслуживанию систем охранной сигнализации и контроля доступа:
- копия трудовой книжки (трудового договора) или копии гражданско-правового договора;
- копия действующего сертификата о прохождение обучения построение радиосистемы охранно-пожарной сигнализации "Стрелец-ПРО"
- копия действующего сертификата о прохождение обучения монтаж и обслуживание ОПС на базе ИСО "ОРИОН"
-копия действующего удостоверения о прохождении курсов "Безопасные методы и приемы выполнения работ на высоте";
- копия удостоверения о присвоения группы по электробезопасности (не ниже 3-й)
Для специалиста по техническому обслуживанию системы диспетчеризации:
- копия трудовой книжки (трудового договора) или копии гражданско-правового договора;
- копия действующего свидетельства о прохождения обучения необходимых для работы с комплексом "ПТК Контар"
- копия действующего свидетельства о прохождения обучения необходимых для работы с комплексом " МастерСкада"
-копия удостоверения о прохождении курсов "Безопасные методы и приемы выполнения работ на высоте";
- копия удостоверения о присвоения группы по электробезопасности (не ниже 3-й)
Для специалиста по техническому обслуживанию слаботочных систем (палатная сигнализация, радиофикация, электрочасофикации):
- копия трудовой книжки (трудового договора) или копии гражданско-правового договора;
- копия действующего удостоверения на повышение квалификации в области "Монтажа, наладки, технического обслуживания пожарной и охранной сигнализации";
- копия действующего удостоверения о прохождении курсов "Безопасные методы и приемы выполнения работ на высоте";
- копия удостоверения о присвоения группы по электробезопасности (не ниже 3-й)
Для специалиста дежурный сантехник:
- диплом сантехника о присвоении профессии "Мастер жилищно-коммунального хозяйства" или "Мастер по ремонту и обслуживанию инженерных систем жилищно-коммунального хозяйства", либо иной документ (удостоверение/аттестат/свидетельство) о присвоении профессии сантехника выданный организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
- копия действующего действующего удостоверения о допуске к работам качестве оперативно - ремонтного персонала по правилам технической эксплуатации тепловых энергоустановок.
Для специалиста плотник:
-дипломы плотника о присвоении профессии "Мастер жилищно-коммунального хозяйства", либо иного документа (удостоверения/аттестата/свидетельства) о получении профессии плотника, выданного организацией осуществляющей образовательную деятельность, в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 N273-ФЗ "Об образовании в Российской
Для специалиста электрогазосварщик:
- дипломы электрогазосварщика о присвоении профессии "Электрогазосварщика", либо иного документа (удостоверения/ аттестата/ свидетельства) о присвоении профессии электрогазосварщика, выданного организацией осуществляющей образовательную деятельность, в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 N273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации
- копия действующего удостоверения о присвоения группы по электробезопасности (не ниже 3-й)
Для специалиста дежурный электрик
- копия трудовой книжки (трудового договора) или копии гражданско-правового договора;
- копия диплома о высшем техническом образовании или средне техническом образовании;
- копия действующего удостоверения о прохождении курсов "Безопасные методы и приемы выполнения работ на высоте";
- копия действующего свидетельства о прохождении обучения "О правилах работы на электроустановках"
- копия действующего удостоверения о присвоения группы по электробезопасности (не ниже 3-й), с правом испытания оборудования с повышенным напряжением.
Для специалиста по охране труда:
- копия трудовой книжки (трудового договора) или копии гражданско-правового договора;
- копия диплома о высшем техническом образовании или средне техническом образовании;
- копия приказа по организации о назначении ответственным за охрану труда на предприятии;
- копия действующего удостоверения о прохождении курсов "Безопасные методы и приемы выполнения работ на высоте";
- копия действующего удостоверения по прохождении курсов повышения квалификации по "Охране труда".
При этом представленные документы должны быть в виде неповторяющихся, полно читаемых копий, на которых видны необходимые сведения, подписи и печати.
Не предоставление в составе заявки на участие в конкурсе таких документов не является основанием для отказа в допуске к участию в открытом конкурсе, однако при оценке заявок по настоящему показателю комиссией будут учитываться только те сведения, заявленные участниками закупки, которые подтверждены документально в составе заявки на участие в конкурсе.
Порядок оценки заявок по показателю:
Оценка в 0 баллов по показателю присваивается участнику, предложившему выполнение работ, оказание услуг по предмету конкурса с привлечением меньшего состава специалистов и/или при предоставлении сведений и документов, подтверждающих наличие трудовых ресурсов с квалификацией, меньше установленного минимального значения по указанным специальностям или стажу работы.
Количество баллов, присуждаемых по данному показателю (НЦБi), определяется по формуле:
НЦБi=KЗх100х(Ki /Kmax)
где:
КЗ - коэффициент значимости показателя.
Ki - предложение участника закупки, заявка (предложение) которого оценивается;
Kmax- максимальное предложение из предложений по критерию оценки, сделанных участниками закупки.
Предложение по критерию "Квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг" представляется в форме Сведений о наличии квалифицированных специалистов, которые будут задействованы при исполнении контракта. Сведения о наличии квалифицированных специалистов, которые будут задействованы при исполнении контракта, должны содержать следующую информацию по каждому сотруднику: Ф.И.О., область квалификации, перечень документов, представляемых в подтверждение предоставляемых сведений".
В составе жалобы Заявитель указывает, что в положениях порядка оценки Заказчиком установлено неправомерное требование о наличии минимального количества работников у исполнителя, что ограничивает участников закупки.
Не согласившись с доводом жалобы, представитель Заказчика пояснил, что по показателю "Квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг" в конкурсной документации установлено минимальное количество работников, требуемых для выполнения работ. Минимальное количество и виды профессий определены согласно сметному расчету исходя из необходимых человеко-часов и видов работ. Отсутствие у участника закупки сотрудника соответствующей профессии может привести к некачественному ремонту или невозможности выполнения работ по контракту. При этом, целью установления порядка оценки является действительное выявление более квалифицированного исполнителя, позволяющее конкурсной комиссии Заказчика выявить лучшие предложения исполнения государственного контракта.
Согласно пункту 3 Правил "оценка" - процесс выявления по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках участников закупки, которые не были отклонены.
В соответствии с Письмом Минэкономразвития России N 31047-ЕЕ/Д28и, ФАС России N АЦ/50997/14 от 11.12.2014 "О позиции Минэкономразвития России и ФАС России по вопросу применения норм Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" в отношении установления порядка рассмотрения и оценки заявок, окончательных предложений участников закупки по нестоимостным критериям" в целях выявления лучшего условия исполнения контракта, документация о закупке должна содержать:
- предмет оценки, позволяющий определить исчерпывающий перечень сведений, подлежащих оценке конкурсной комиссией и, соответственно, подлежащих представлению участниками закупки в своих заявках для получения оценки по нестоимостным критериям;
- зависимость (формула расчета количества баллов или шкала оценки) между количеством присваиваемых баллов и представляемыми сведениями по критерию "качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" (показателям критерия) в случае, если возможна количественная оценка представляемых сведений;
- инструкцию по заполнению заявки, позволяющую определить, какие именно сведения подлежат описанию и представлению участниками закупки для оценки конкурсной комиссией.
Таким образом, документация о закупке содержит порядок и критерии оценки заявок, соответствующие Правилам оценки заявок, учитывающие особенности оценки закупаемых работ и позволяющие комиссии выявить лучшие условия исполнения контракта. При этом необходимо отметить, что вышеприведенные положения порядка оценки не устанавливают Кпред минимальное в соответствии с п.11 Правил, а определяют минимальные условия в части соответствия предложения по спорному показателя для осуществления оценки.
Вместе с тем в составе жалобы, а также на заседании Комиссии Управления Заявителем не представлены сведения, подтверждающие факт нарушения Заказчиком норм Закона о контрактной системе, а также каких-либо иных нормативно- правовых актов при установлении оспариваемого минимального количества трудовых ресурсов.
На основании вышеизложенного Комиссия Управления приходит к выводу о необоснованности данного довода жалобы.
Одновременно с этим в ходе проведения внеплановой проверки Комиссией Управления установлено, что при наличии возможности определения приблизительного количества привлекаемого персонала из положений технического задания (работы отражены в сметах, условия выполнения работ установлены также Заказчиком в техническом задании), неустановление предельного максимального значения по показателю в данном конкретном случае даёт необоснованное преимущество участнику, обладающему, например, малярными ресурсами в количестве 500 человек, в то время как при выполнении работ согласно техническому заданию, очевидно, такое количество маляров не требуется и не может быть привлечено к ремонтным работам.
По мнению Комиссии Управления, при условии, что для обеспечения надлежащего оказания услуг требуется, например, 10 квалифицированных маляров, наличие у участника закупки 15 квалифицированных маляров в должной мере обеспечивает Заказчика необходимыми трудовыми ресурсами, равно как и наличие у иного участника закупки 500 квалифицированных маляров. Иными словами, при наличии у участников закупки сотрудников в количестве, предельно необходимом Заказчику для исполнения контракта, данные участники в равной степени имеют абсолютно равную возможность обеспечить оказание услуг в объеме, определенном в документации о закупке.
В свою очередь, наличие у участника закупки количества квалифицированных работников, превышающего определенное потребностью Заказчика предельное значение, не может являться предметом оценки для выявления лучшего предложения, поскольку не свидетельствует об очевидном и объективном преимуществе такого участника.
На основании вышеизложенного Комиссия Управления приходит к выводу о нарушении Заказчиком положений п.8 ч.1 ст.54.3, ч.8 ст.32 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.4 ст.7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь Законом о контрактной системе, Комиссия Управления
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ООО "Техномонтаж" на действия ГБУЗ "ЦПРиН ДЗМ" обоснованной в части установления неправомерного порядка оценки по показателяю "Опыт участника по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема".
2. Признать в действиях Заказчика нарушение положений ч.8 ст.32, п.8 ч.1 ст.54.3 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
4. Передать материалы дела соответствующему должностному лицу Московского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в Арбитражном суде г.Москвы в течение 3 (трех) месяцев с даты его принятия в порядке, установленным гл. 24 АПК РФ.
Председатель Комиссии Л.Н. Харченко
Члены Комиссии А.А. Кутейников
Н.А. Узкий
Исп.Узкий Н.А.
тел.8(495)784-75-05
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 30 сентября 2021 г. N 077/06/106-17713/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 05.10.2021