Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Председателя Комиссии - начальника отдела обжалования государственных закупок Л.Н. Харченко,
Членов Комиссии:
Специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок
А.С. Леонтьевой,
Специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок
Е.О. Сгибнева,
рассмотрение жалобы проводилось дистанционно (посредством видеоконференцсвязи) в целях исполнения Указа Мэра Москвы от 25.09.2020
N92-УМ "О внесении изменений в правовые акты города Москвы" и предупреждения распространения в городе Москве инфекции, вызванной коронавирусом 2019-nCoV.,
при участии представителей ППК "Единый заказчик", АО "Гражданпроект", а также слушателя Поляниновой О.М.,
рассмотрев жалобу АО "Гражданпроект" (далее - Заявитель) на действия ППК "Единый заказчик" (далее - Заказчик) при проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключения государственного контракта на выполнение проектно-изыскательских работ объекта: "Детский круглогодичный спортивно-оздоровительный центр, Калининградская область. 2-й этап" (Закупка
N 0995400000221000023) (далее - конкурс) в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее -
Закон о контрактной системе), Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении указанного конкурса.
На заседании Комиссии Управления Заказчиком представлены документы и сведения, запрашиваемые письмом Московского УФАС России N ЕИ/60391/21 от 04.10.2021.
В результате рассмотрения жалобы, рассмотрев представленные документы и сведения, Комиссия Управления установила следующее.
Заявитель обжалует действия конкурсной комиссии Заказчика в части оценки своей заявки в нарушение, по его мнению, Закона о контрактной системе, по показателю "Опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема" нестоимостного критерия "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации".
Ч.1 ст.32 Закона о контрактной системе установлено, что для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки Заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии:
1) цена контракта;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В силу ч.4 ст.56.1 Закона о контрактной системе при проведении конкурса с ограниченным участием в электронной форме применяются положения Закона о контрактной системе о проведении открытого конкурса в электронной форме с учетом особенностей, определенных ст.56.1 Закона о контрактной системе.
Согласно п.8 ч.1 ст.54.3 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме в соответствии с Законом о контрактной системе.
Согласно ч.8 ст.32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок,окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Согласно п.3 Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1085 (далее - Правила), "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
В соответствии с п.11 Правил по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с п.10 Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения. Для оценки заявок (предложений) по нестоимостным критериям оценки (показателям) заказчик вправе устанавливать предельно необходимое минимальное или максимальное количественное значение качественных, функциональных, экологических и квалификационных характеристик, которые подлежат оценке в рамках указанных критериев. В этом случае при оценке заявок (предложений) по таким критериям (показателям) участникам закупки, сделавшим предложение, соответствующее такому значению, или лучшее предложение, присваивается 100 баллов. Сумма величин значимости показателей критерия оценки должна составлять 100 процентов.
На основании изложенного, при наличии в документации о закупке показателей нестоимостного критерия, порядок оценки должен содержать:
1) значимость в отношении каждого показателя, которая в соответствии с п.3 Правил является выраженным в процентах весом показателя;
2) сумму величин значимости показателей критерия оценки в размере 100 процентов;
3) формулу расчета или шкалу количества баллов, предусматривающую присвоение по каждому показателю от 0 до 100 баллов (для дальнейшего умножения на коэффициент значимости показателя).
В силу ч.6 ст.54.7 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия осуществляет оценку вторых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, в отношении которых принято решение о соответствии требованиям, установленным конкурсной документацией, для выявления победителя такого конкурса на основе критериев, указанных в конкурсной документации и относящихся ко второй части заявки (при установлении этих критериев в конкурсной документации).
Комиссией Управления определено, что в конкурсной документации Заказчиком установлен следующий порядок оценки заявок по показателю "Опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема": "Значимость показателя - 50%. КЗ - коэффициент значимости показателя, КЗ = 0,50;
Содержание: Оценивается суммарный объем выполненных работ по проектированию и/или инженерным изысканиям аналогичных работ, услуг сопоставимого характера. Под сопоставимым характером понимаются работы по выполнению проектных и/или изыскательских работ для строительства и/или реконструкции объектов жилищно-гражданского назначения.
Оценивается предложение участника закупки об общей стоимости исполненных (успешных) контрактов (договоров) (исчисляемой в рублях) за последние 3 (три) года до даты подачи заявки на участие в закупке. Под успешным выполнением работ, оказанием услуг понимается отсутствие у участника закупки со стороны Заказчиков штрафных санкций, а также отсутствие у участника фактов претензионной работы со стороны Заказчиков и третьих лиц при исполнении ранее заключенных контрактов (договоров).
Сведения предоставляются в любой удобной форме или в соответствии с рекомендованной заказчиком формой "ОПЫТ УЧАСТНИКА ПО УСПЕШНОМУ ВЫПОЛНЕНИЮ РАБОТ, ОКАЗАНИЮ УСЛУГ СОПОСТАВИМОГО ХАРАКТЕРА И ОБЪЕМА ЗА ПОСЛЕДНИЕ ТРИ ГОДА ДО ДАТЫ ПОДАЧИ ЗАЯВКИ НА УЧАСТИЕ В ДАННОМ ОТКРЫТОМ КОНКУРСЕ В ЭЛЕКТРОННОЙ ФОРМЕ", приведенной в файле "Рекомендуемые формы для заполнения участниками закупки".
Количество баллов, которые присваиваются заявке участника открытого конкурса в электронной форме, зависит от наличия/отсутствия опыта выполнения вышеуказанных работ, оказания вышеуказанных услуг, подтвержденного участником открытого конкурса в электронной форме документально. Подтверждающими документами являются копии контрактов (договоров), копии актов выполненных работ (оказанных услуг), копии положительных заключений экспертизы (при наличии). При отсутствии документов, содержащих сведения о выполненных работах, оказанных услугах и их стоимости, данный объект не учитывается при оценке. При этом документы должны быть представлены в виде неповторяющихся, полночитаемых копий, на которых видны необходимые сведения, подписи и печати.
Оценке не подлежат контракты/договоры, работы по которым продолжаются и/или не выполнены (являются незавершенными). В случае отсутствия в заявке документов, подтверждающих наличие у участника закупки опыта по успешному выполнению работ по объектам, аналогичных предмету настоящего конкурса по данному критерию (показателю) присваивается 0 (ноль) баллов.
Порядок оценки заявок по показателю 1:
Для заказчика лучшим условием исполнения государственного контракта по показателю является наибольшее значение показателя критерия оценки.
Оценка заявок по указанному показателю осуществляется в соответствии с п.23 Правил оценки. Количество баллов, присуждаемых по критерию оценки (показателю) определяется по формуле:
НЦБi(1) = КЗ x 100 x (Кi / Кmax); где:
КЗ - коэффициент значимости показателя;
Кi - предложение участника закупки по показателю, заявка (предложение) которого оценивается;
Кmax - максимальное предложение по показателю, из предложений по показателю критерия оценки, сделанных участниками закупки.
Оценка в 0 баллов будет присвоена участнику открытого конкурса в электронной форме, который не имеет успешного опыта выполнения работ, оказания услуг сопоставимого характера и объема, а также участнику, который не предоставит подтверждающие документы, содержащие сведения о выполненных работах, оказанных услугах и их стоимости".
Согласно ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
На заседании Комиссии Управления представитель Заявителя пояснил, что из представленных контрактов на общую сумму 435 719 234,59 рублей конкурсной комиссией Заказчика неправомерно учтены контракты на сумму 66 882 798,74 рублей и не приняты во внимание контракты со штрафными санкциями, которые могут быть оспорены или уже оспорены в судебном порядке.
В соответствии с ч.2 ст.106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу и участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что заявки оценены в строгом соответствии с установленным порядком оценки, который не предусматривает возможность принятия контрактов, в отношении которых к участнику закупки как к исполнителю применялись штрафные санкции.
При этом, как установлено на заседании Комиссии Управления и подтверждено представителем Заявителя, в составе заявки отсутствовали документы и сведения по каким-либо из представленным для оценки контрактов в части отмены штрафных санкций, наложенных на Заявителя, в судебном порядке.
На основании вышеизложенного, у Комиссии Управления отсутствуют правовые основания для признания конкурсной комиссии Заказчика нарушившей требования Закона о контрактной системе, поскольку, очевидно, что принятие к оценке, как настаивает в жалобе Заявитель, контрактов со штрафными санкциями (в отсутствие в заявке документального подтверждения отмены таких санкций судом) напрямую противоречит порядку оценки.
Необходимо отметить, что в обоснование доводов о неправомерности действий конкурсной комиссии Заказчика в составе жалобы Заявитель приводит доводы в части неправомерного формирования положений конкурсной документации.
Вместе с тем указанные доводы в отношении конкурсной документации не могут быть рассмотрены Комиссией Управления при рассмотрении жалобы на действия конкурсной комиссии Заказчика, так как обжалование положений документации возможно согласно ч.4 ст.105 Закона о контрактной системе до окончания срока подачи заявок, а не на этапе их рассмотрения (в настоящем случае на этапе подведения итогов конкурса).
В свою очередь, Заявитель, подав заявку на участие в закупочной процедуре, конклюдентно согласился со всеми условиями документации, в том числе с положениями порядка оценки конкурсных заявок, и, как следствие, принял на себя все риски несоответствия представленных им документов для оценки по показателю опыта.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь Административным регламентом, Законом о контрактной системе, Комиссия Управления
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу АО "Гражданпроект" на действия конкурсной комиссии
ГБУЗ "ГКБ N 4 ДЗМ" необоснованной.
2. В части обжалования положений конкурсной документации оставить жалобу Заявителя без рассмотрения в соответствии с ч.4 ст.105 Закона о контрактной системе.
3. Снять ограничения на определение поставщика (подрядчика, исполнителя), наложенные письмом Московского УФАС России (исх. N ЕИ/60391/21 от 04.10.2021).
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в Арбитражном суде г. Москвы в течение 3 (трех) месяцев с даты его принятия в порядке, установленном гл. 24 АПК РФ.
Председатель Комиссии Л.Н. Харченко
Члены комиссии А.С. Леонтьева
Е.О. Сгибнев
Исп. Сгибнев Е.О.
Тел. 8-495-784-75-05
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 6 октября 2021 г. N 077/06/106-17803/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 06.10.2021