Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Председателя Комиссии - начальника отдела обжалования государственных закупок Л.Н. Харченко,
Заместителя председателя Комиссии - заместителя начальника отдела обжалования государственных закупок Д.С. Грешневой,
Члена Комиссии: Ведущего специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок Н.С. Лушниковой,
рассмотрение жалобы проводилось дистанционно (посредством видеоконференцсвязи) в целях исполнения Указа Мэра Москвы от 25.09.2020
N 92-УМ "О внесении изменений в правовые акты города Москвы" и предупреждения распространения в городе Москве инфекции, вызванной коронавирусом 2019-nCoV,
при участии представителей ФГКУ "ЦВК ПО МТО Росгвардии" и Учебного центра "Бюджет",
рассмотрев жалобу Учебного центра "Бюджет" (далее - Заявитель) на действия ФГКУ "ЦВК ПО МТО Росгвардии" (далее - Заказчик) при проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключения государственного контракта на оказание услуг по обучению сотрудников по программе "Внутренний финансовый контроль, внутренний финансовый аудит, бюджетные риски и оценка качества финансового менеджмента в организациях государственного сектора" (Закупка N 0373100040421000163) (далее - конкурс) в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного
органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении вышеуказанного конкурса.
На заседании Комиссии Управления Заказчиком представлены запрашиваемые письмом Московского УФАС России от 29.09.2021 NЕО/59652/21 документы и сведения.
В результате рассмотрения жалобы, рассмотрев представленные документы и сведения, Комиссия Управления установила следующее.
На основании п.1 ч.1 ст.54.3 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со ст.33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно п.8 ч.1 ст.54.3 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме в соответствии с Законом о контрактной системе.
П.4 ч.1 ст.54.3 Закона о контрактной системе установлено, что конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать предусмотренные статьей 54.4 Закона о контрактной системе требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса в электронной форме, к составу заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме и инструкцию по ее заполнению, при этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки или ограничение доступа к участию в открытом конкурсе в электронной форме.
В соответствии с ч.2 ст.54.4 Закона о контрактной системе заявка на участие в открытом конкурсе в электронной форме состоит из двух частей и предложения участника открытого конкурса в электронной форме о цене контракта.
На основании п.6 ч.6 ст.54.4 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме должна содержать документы, подтверждающие квалификацию участника открытого конкурса в электронной форме. При этом отсутствие этих документов не является основанием для признания заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме не соответствующей требованиям документации о таком конкурсе.
В силу ч.6 ст.54.7 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия осуществляет оценку вторых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, в отношении которых принято решение о соответствии требованиям, установленным конкурсной документацией, для выявления победителя такого конкурса на основе критериев, указанных в конкурсной документации и относящихся ко второй части заявки (при установлении этих критериев в конкурсной документации).
Ч.1 ст.32 Закона о контрактной системе установлено, что для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки Заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии:
1) цена контракта;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Согласно ч.8 ст.32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации. Заказчик для целей оценки заявок, окончательных предложений участников закупки в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы) на товары, работы, услуги, вправе не использовать критерии, указанные в пунктах 1 и 2 части 1 ст.32 Закона о контрактной системе.
В соответствии с ч.6 ст.106 Закона о контрактной системе рассмотрение жалобы не осуществляется в отношении результатов оценки заявок на участие в конкурсе, в запросе предложений, окончательных предложений в соответствии с указанными в п.3 и п.4 ч.1 ст.32 Закона о контрактной системе критериями оценки этих заявок, окончательных предложений.
Таким образом, предмет жалобы о присвоении результатов оценки по нестомостному критерию оценки "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" не относится к компетенции Комиссии Управления, и обжаловать такие результаты оценки заявок возможно исключительно в судебном порядке.
Вместе с тем Комиссией Управления проводится проверка действий конкурсной комиссии Заказчика в части применения установленного в конкурсной документации порядка оценки заявок на участие в открытом конкурсе.
Согласно п.3 Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1085 (далее - Правила), "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
В соответствии с п.11 Правил по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с п.10 Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения. Для оценки заявок (предложений) по нестоимостным критериям оценки (показателям) заказчик вправе устанавливать предельно необходимое минимальное или максимальное количественное значение качественных, функциональных, экологических и квалификационных характеристик, которые подлежат оценке в рамках указанных критериев. В этом случае при оценке заявок (предложений) по таким критериям (показателям) участникам закупки, сделавшим предложение, соответствующее такому значению, или лучшее предложение, присваивается 100 баллов. Сумма величин значимости показателей критерия оценки должна составлять 100 процентов.
На основании изложенного, при наличии в документации о закупке показателей нестоимостного критерия, порядок оценки должен содержать:
1) значимость в отношении каждого показателя, которая в соответствии с п.3 Правил является выраженным в процентах весом показателя;
2) сумму величин значимости показателей критерия оценки в размере 100 процентов;
3) формулу расчета или шкалу количества баллов, предусматривающую присвоение по каждому показателю от 0 до 100 баллов (для дальнейшего умножения на коэффициент значимости показателя).
По мнению Заявителя, конкурсной комиссией Заказчика нарушен порядок оценки заявки участника закупки Негосударственного образовательного частного учреждения высшего образования "Московский финансово-промышленный университет "Синергия" по показателям "Опыт участника закупки связанного с предметом контракта по оказанию образовательных услуг, сопоставимого характера" и "Квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для оказания услуг" нестоимостного критерия "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации".
Комиссией Управления установлено, что порядком оценки заявок участников закупок по показателю "Опыт участника закупки связанного с предметом контракта по оказанию образовательных услуг, сопоставимого характера" предусмотрены следующие положения:
"Под услугами сопоставимого характера понимаются оказание образовательных услуг, в том числе на проведение профессиональной переподготовки, повышения квалификации, конференций, семинаров и других мероприятий по направлению внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита в организациях бюджетного сектора.
Контракты, представляемые исполнителем должны быть заключены с организациями бюджетного сектора. Сведения о наличии опыта участника подтверждаются копиями контрактов (с актами оказанных услуг), заключенных в соответствии с Федеральным законом N 44-ФЗ, гражданско-правовых договоров (с актами оказанных услуг), заключенных в соответствии с Федеральным законом N 223-ФЗ, содержащих сведения о стоимости оказанных услуг".
По показателю "Квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для оказания услуг" предусмотрены следующие положения:
"Наличие у преподавателей, которые будут привлечены к оказанию услуг практического опыта работы по разработке нормативно-правовых актов в области внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита в организациях бюджетного сектора или практического опыта работы в качестве аудитора по направлению внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита в организациях бюджетного сектора или практического опыта работы по оказанию консалтинговых услуг в области внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита в организациях бюджетного сектора.В рамках показателя оцениваются представленные в составе заявки на участие в конкурсе сведения о квалификации трудовых ресурсов у участника конкурса (преподавателей и ключевых специалистов), предлагаемых для оказания услуг.
Для целей расчета используется информация о количестве у участника закупки квалифицированных специалистов (штатные, привлеченные), которые будут задействованы при исполнении контракта, заключенного по результатам настоящего конкурса.
Под квалифицированными специалистами понимаются: преподаватели, имеющие следующий уровень квалификации: высшее образование, а также практический опыт работы в области профессиональной деятельности, осваиваемой обучающимися и (или) соответствующий преподаваемому учебному предмету, курсу, дисциплине (модулю).
Квалификация и опыт работы трудовых ресурсов, предлагаемых для оказания услуг, подтверждается:
- для штатных специалистов: выпиской из штатного расписания, трудовых договоров, копиями соответствующих дипломов (сертификатов, аттестатов, удостоверений и иных документов), подтверждающих прохождение обучения/квалификацию представленных специалистов;
- для привлеченных специалистов: копии гражданско-правовых договоров, копии соответствующих дипломов (сертификатов, аттестатов, удостоверений и иных документов), подтверждающих прохождение обучения/квалификацию представленных специалистов.
Оценке подлежит не более одного документа сотрудника".
По мнению Заявителя, конкурсной комиссией Заказчика неправомерно оценены сведения, представленные в составе заявки Негосударственного образовательного частного учреждения высшего образования "Московский финансово-промышленный университет "Синергия" по вышеуказанным показателям, поскольку исходя из многолетнего опыта Заявителя предоставления услуг по обучению в области внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита (ВФК и ВФА), а также ситуации на узком рынке образовательных услуг в данной сфере, Университет "Синергия" не может обладать трудовыми ресурсами в количестве не менее 100 преподавателей, которые соответствуют порядку оценки.
Кроме того Заявитель также указывает, что на основании проведенного анализа сведений Единой информационной системы в сфере закупок и ЕАТ "Березка" Заявителем установлено, что Университет "Синергия" не соответствует критерию "Опыт участника закупки связанного с предметом контракта по оказанию образовательных услуг сопоставимого характера", поскольку не имеет заключённых и исполненных договоров (контрактов) на оказание образовательных услуг в данной сфере ни в соответствии с Законом о контрактной системе, ни в соответствии с Федеральным законом от 18.07.20211 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", как того требуют условия конкурсной документации.
Согласно ч.2 ст.106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу и участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что по показателю "Квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых участником для оказания услуг" участник закупки Университет "Синергия" предоставил сведения в отношении 128 преподавателей, 116 из которых признаны конкурсной комиссией соответствующими условиям закупки, а также 26 договоров, 7 из которых признаны соответствующими условиям закупки по "Опыту участника закупки связанного с предметом контракта по оказанию образовательных услуг, сопоставимого характера".
Кроме того Комиссия Управления отмечает, что довод Заявителя относительно отсутствия у Университета "Синергия" заключенных и исполненных контрактов в рамках Закона о контрактной системе и Федерального закона от 18.07.20211 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" не соответствует действительности, поскольку при анализе реестров контрактов/договоров Комиссией Управления установлено наличие таких контрактов/договоров у Университета "Синергия".
На основании ч.9 ст.105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Вместе с тем на заседании Комиссии Управления, а также в составе жалобы Заявителем не представлены документы и сведения, свидетельствующие о нарушении конкурсной комиссией Заказчика норм Закона о контрактной системе и несоблюдении конкурсной комиссией Заказчика установленного в конкурсной документации порядка оценки заявки при рассмотрении заявки Негосударственного образовательного частного учреждения высшего образования "Московский финансово-промышленный университет "Синергия" по показателям "Опыт участника закупки связанного с предметом контракта по оказанию образовательных услуг, сопоставимого характера" и "Квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для оказания услуг".
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что указанные данные доводы Заявителя не нашли своего подтверждения и являются необоснованными.
На заседании Комиссией Управления также установлено, что Заявитель обжалует положения конкурсной документации.
Согласно ч.4 ст.105 Закона о контрактной системе жалоба на положения документации и (или) извещения о проведении электронных процедур, закрытых электронных процедур может быть подана участником закупки до окончания срока подачи заявок на участие в таких процедурах.
В соответствии с извещением о проведении открытого конкурса в электронной форме от 24.08.2021 N0373100040421000163 дата и время окончания подачи заявок 15.09.2021 09:00, в свою очередь жалоба Заявителя поступила в Московское УФАС России 28.09.2021, то есть после срока окончания подачи заявок на участие в конкурсе.
Таким образом, обжалование положений конкурсной документации возможно исключительно в судебном порядке.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь Административным регламентом, Законом о контрактной системе, Комиссия Управления
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу Учебного центра "Бюджет" на действия конкурсной комиссии ФГКУ "ЦВК ПО МТО Росгвардии" необоснованной.
2. Жалобу Учебного центра "Бюджет" в части обжалования положений конкурсной документации оставить без рассмотрения в соответствии ч.4 ст.105 Закона о контрактной системе.
3. Снять ограничения, наложенные на определение поставщика (подрядчика, исполнителя) письмом Московского УФАС России от 29.09.2021 NЕО/59652/21.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в Арбитражном суде г. Москвы в течение 3 (трех) месяцев с даты его принятия в порядке, установленном гл. 24 АПК РФ.
Председатель Комиссии Л.Н. Харченко
Заместитель председателя Комиссии Д.С. Грешнева
Член Комиссии Н.С. Лушникова
Исп. Лушникова Наталья Сергеевна
тел.8 (495)784-75-05
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 4 октября 2021 г. N 077/06/106-17625/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 07.10.2021