Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 5 октябр 2021 г. N 077/06/106-17667/2021
На основании требований части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) проведена внеплановая проверка соблюдения ФКУЗ "МСЧ МВД России по г. Москве" (далее - Заказчик) законодательства Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Заместителя председателя - главного государственного инспектора отдела обжалования государственных закупок К.А. Сомова,
Членов Комиссии:
Специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок
А.З. Касимовой,
Специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок
П.А. Ступченко,
внеплановая проверка проводилась дистанционно (посредством видеоконференцсвязи) в целях исполнения Указа Мэра Москвы от 25.09.2020 N 92-УМ "О внесении изменений в правовые акты города Москвы" и предупреждения распространения в городе Москве инфекции, вызванной коронавирусом 2019-nCoV,
при участии представителя ФКУЗ "МСЧ МВД России по г. Москве": Калугиной А.Д. (доверенность от 12.01.2021 N7),
ВНЕПЛАНОВОЙ ПРОВЕРКОЙ УСТАНОВЛЕНО:
В Московское УФАС России поступило уведомление об исполнении предписания по делу N077/06/106-14636/2021 от 23.08.2021 от ФКУЗ "МСЧ МВД России по г. Москве" при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на оказание услуг по вывозу и утилизации медицинских отходов класса "Г" из структурных подразделений ФКУЗ "МСЧ МВД России по г. Москве" в 2022 г. (Закупка N 0373100084421000211) (далее - Аукцион).
23.08.2021 Московским УФАС России рассмотрена жалоба
ООО "Медотходы" на действия Заказчика при проведении аукциона, по результатам рассмотрения которой установлено нарушение в действиях аукционной комиссии Заказчика положений ч.6 ст.69 Закона о контрактной системе, при этом по результатам проведенной внеплановой проверки в действиях Заказчика выявлено нарушение положений ч.6 ст.31 и ч.6 ст.66 Закона о контрактной системе.
Так, Комиссия Московского УФАС России в решении по делу N077/06/106-14636/2021 от 23.08.2021 указала в частности следующее:
"На заседании Комиссии Управления установлено, что Заказчиком установлено неправомерное требование о наличии у участников закупки лицензии на обработку и размещение отходов I-IV классов опасности наряду со сбором и транспортированием отходов I-IV классов опасности, а также предоставление такой лицензии в составе второй части заявки, поскольку для участия в закупочной процедуре достаточно лицензии на сбор и транспортирование, а для обработки и размещения отходов I-IV классов опасности возможно нанять субподрядную организацию (полигон), поскольку участник закупки осуществляет сбор и транспортирование отходов, а объект размещения отходов осуществляет остальные действия по их обработке и размещению.
Лицензирование деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности осуществляется с учетом положений Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ).
Согласно ст. 1 Закона N 89-ФЗ:
- сбор отходов - прием отходов в целях их дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, размещения лицом, осуществляющим их обработку, утилизацию, обезвреживание, размещение;
- транспортирование отходов - перемещение отходов с помощью транспортных средств вне границ земельного участка, находящегося в собственности юридического лица или индивидуального предпринимателя либо предоставленного им на иных правах;
- обработка отходов - предварительная подготовка отходов к дальнейшей утилизации, включая их сортировку, разборку, очистку;
- размещение отходов - хранение и захоронение отходов.
Исходя из вышеуказанного определения следует, что сбор отходов - это прием отходов в целях их дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, либо сбор отходов - прием отходов в целях размещения лицом, осуществляющим их обработку, утилизацию, обезвреживание, размещение.
Таким образом, прием отходов для дальнейшего их обращения иным лицом, уполномоченным на обработку, утилизацию, обезвреживание, размещение, либо для самостоятельного совершения вышеперечисленных действий - это сбор отходов
При этом п. 2. Технического задания определено, что Исполнитель должен предоставлять Заказчику документацию, подтверждающую факт обезвреживания медицинских отходов класса "Г" специализированным предприятием Исполнителя.
Согласно ч. 6 ст. 12 Закона N 89-ФЗ объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов. Ведение государственного реестра объектов размещения отходов осуществляется в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. При этом в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 12 октября 2020 г. N 1657 "О Единых требованиях к объектам обработки, утилизации, обезвреживания, размещения твердых коммунальных отходов" при выборе технологических решений для объектов обработки, утилизации, обезвреживания, размещения твердых коммунальных отходов и сочетаний этих технологических решений должна обеспечиваться их приоритетность в следующей последовательности:
- обработка твердых коммунальных отходов в целях выделения из состава твердых коммунальных отходов видов отходов, пригодных для дальнейшей утилизации;
- утилизация видов отходов, выделенных из состава твердых коммунальных отходов при обработке твердых коммунальных отходов, с использованием их потенциала материального ресурса;
- утилизация видов отходов, выделенных из состава твердых коммунальных отходов при обработке твердых коммунальных отходов, с использованием их потенциала энергетического ресурса;
- обезвреживание твердых коммунальных отходов;
- захоронение твердых коммунальных отходов.
Таким образом, для осуществления вывоза отходов с объекта такие отходы необходимо принять и перевезти на законном основании, то есть исполнитель осуществляет сбор и транспортирование отходов, а объект размещения отходов (полигон) осуществляет остальные действия по обработке и размещению отходов.
Комиссия Управления отмечает, исходя из установленных Заказчиком требований к участникам закупки, в закупке могут принять участие исключительно полигоны, так как только на них допускается обработка и размещение отходов.
В то же время полигон, не обладающий лицензией на сбор и транспортирование, не сможет привлечь на субподряд организацию с такой лицензией, поскольку именно организация осуществляющая сбор и транспортировку отходов взаимодействует непосредственно с Заказчиком (то есть вывозит мусор), при этом при обработке и размещении отходов взаимодействие с Заказчиком не осуществляется".
Вместе с тем Заказчику выдано обязательное для исполнения предписание от 24.12.2020 по делу N077/06/106-22734/2020, в частности, согласно которому:
"3. Заказчику:
· привести документацию об аукционе в соответствие с требованиями Закона о контрактной системе и с учетом решения от 23.08.2021 по делу N077/06/106-14636/2021 и разместить соответствующую документацию в единой информационной системе".
На заседании Комиссии Управления установлено, что в п.12.1 аукционной документации (в редакции от 17.09.2021) Заказчиком установлено следующее требование к участникам закупки: "Соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки: требуется наличие действующей лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности (в соответствии с п. 30 ст. 12 Федеральным законом от 4 мая 2011 г. N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", Федеральным законом от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2020 г. N 2290 "О лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности")", что напрямую противоречит мотивировочной части решения от 23.08.2021 по делу N077/06/106-14636/2021, поскольку требования к участнику закупки о наличии лицензии не были скорректированы в порядке, предписанным контролирующим органом.
Согласно пункту 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе при выявлении в результате проведения контрольным органом в сфере закупок плановых и внеплановых проверок, а также в результате рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, оператора электронной площадки или комиссии по осуществлению закупок нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок контрольный орган в сфере закупок вправе выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении таких нарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе об аннулировании определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
В соответствии с ч.2 ст. 106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу и участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что в п.12.1 информационной карты аукционной документации установлено требование о наличии лицензии в соответствии с наименованием указанной лицензии, содержащейся в Законе N 89-ФЗ.
При этом в пп.2.3 п.24 информационной карты аукционной документации Заказчиком уточнены и конкретизированы требования к лицензии, которую должны предоставлять участники, а именно: "копии документов, подтверждающих соответствие товара, работы или услуги требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к товару, работе или услуге и представление указанных документов предусмотрено в Информационной карте электронного аукциона: предоставляется копия действующей лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности с перечнем работ, составляющих деятельность по сбору, транспортировке".
Таким образом на заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что им были предприняты действия, направленные на внесение изменений в аукционную документацию согласно мотивировочной части решения от 23.08.2021 по делу N077/06/106-14636/2021.
При этом Комиссия Управления отмечает, что из действующей редакции аукционной документации не представляется возможным однозначным образом определить конкретные виды деятельности, которые должна содержать лицензия, требуемая к предоставлению от участников закупки в составе второй части заявки, подтверждающая соответствие участника закупки требованиям, установленным в п.12.1 информационной карты аукционной документации в соответствии с положениями п.1 ч.1 ст.31 Закона о контрактной системе.
Таким образом Комиссия Управления приходит к выводу, что Заказчиком в нарушение п.2. ч.22 ст.99 закона о контрактной системе не исполнено обязательное для исполнения предписание, что содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.7 ст.19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
При этом согласно протоколу подведения итогов электронного аукциона от 30.09.2021 N0373100084421000211-3-1 заявки всех участников были признаны соответствующими, что свидетельствует о том, что выявленные нарушения не повлияли на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
На основании вышеизложенного, изучив представленные документы и материалы, в соответствии с частью 15 и частью 22 статьи 99 Закона о контрактной системе Комиссия Управления
РЕШИЛА:
Признать в действиях ФКУЗ "МСЧ МВД России по г. Москве" нарушение требований п.2 ч.22 ст.99 Закона о контрактной системе при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на оказание услуг по вывозу и утилизации медицинских отходов класса "Г" из структурных подразделений ФКУЗ "МСЧ МВД России по г. Москве" в 2022 г. (Закупка N 0373100084421000211).
Обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе Заказчику не выдавать, поскольку выявленные нарушения не повлияли на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в Арбитражном суде г. Москвы в течение 3 (трех) месяцев с даты его принятия в порядке, установленном гл. 24 АПК РФ.
Заместитель председателя Комиссии К.А. Сомов
Члены Комиссии А.З. Касимова
П.А. Ступченко
Исп. Ступченко П.А.
Тел.8 (495)784-75-05
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 5 октября 2021 г. N 077/06/106-17667/2021 (ключевые темы: утилизация отходов - твердые коммунальные отходы - класс опасности - аукционная документация - внеплановая проверка)
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 08.10.2021