Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Заместителя председателя Комиссии - главного государственного инспектора отдела обжалования государственных закупок С.И. Казарина,
Членов Комиссии:
Ведущего специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок Н.С. Лушниковой,
Специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок
А.А. Матюшенко,
рассмотрение жалобы проводилось дистанционно (посредством видеоконференцсвязи) в целях исполнения Указа Мэра Москвы от 25.09.2020
N 92-УМ "О внесении изменений в правовые акты города Москвы" и предупреждения распространения в городе Москве инфекции, вызванной коронавирусом 2019-nCoV,
при участии представителей Четвертого Управления МВД России,ООО "ПОЛИМЕР-РУС",
рассмотрев жалобу ООО "ПОЛИМЕР-РУС" (далее - Заявитель) на действия
Четвертого Управления МВД России (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на оказание услуг по капитальному ремонту здания по адресу: г. Москва, Большая Пионерская ул., д. 27-29 и д.31. (Закупка N 0373100083021000006) (далее - Аукцион), в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
Административным регламентом ФАС по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении вышеуказанного аукциона.
На заседании Комиссии Управления Заказчиком представлены запрашиваемые Московским УФАС России документы и сведения.
В результате рассмотрения жалобы, рассмотрев представленные документы и сведения, Комиссия Управления установила следующее.
1. Согласно доводу жалобы Заказчиком в документации об аукционе неправомерно не установлено требование к участникам закупки о членстве в саморегулируемой организации, поскольку из перечня работ следует, что в рамках контракта будет производиться восстановление систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения объектов капитального строительства и их элементов, а так же восстановление строительных конструкций объектов капитального строительства и элементов таких конструкций.
Согласно п.1, п.2 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст.33 Закона о контрактной системе, а также требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В силу ч.3 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе информацией должна содержать требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с ч. 1, ч. 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) ст. 31 Закона о контрактной системе.
В соответствии с п.1 ч.1 ст.31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единое требование к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Согласно ч.4 ст.31 Закона о контрактной системе в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частями 2 и 2.1 статьи 31 дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
Ч.6 ст.31 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Закона о контрактной системе.
В соответствии с п.2 ч.5 ст. 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным п.1 ч.1 ст.31 Закона о контрактной системе, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным п.3-9 ч.1 ст.31 Закона о контрактной системе (указанная декларация предоставляется с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки).
Согласно ч.6 ст.66 Закона о контрактной системе, требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации,за исключением предусмотренных ч.3 или 3.1 и 5 ст.66 Закона о контрактной системе документов и информации, не допускается.
Комиссией Управления установлено, что согласно Извещению о проведении электронного аукциона объектом закупки является оказание услуг по капитальному ремонту здания по адресу: г. Москва, Большая Пионерская ул., д. 27-29 и д.31.
Согласно ч.1 ст.55.8 Градостроительного кодекса Российской Федерации индивидуальный предприниматель или юридическое лицо имеет право выполнять инженерные изыскания, осуществлять подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, снос объектов капитального строительства по договору подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, по договору строительного подряда, по договору подряда на осуществление сноса, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, или региональным оператором, при условии, что такой индивидуальный предприниматель или такое юридическое лицо является членом соответственно саморегулируемой организации в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства, если иное не установлено Градостроительным кодексом Российской Федерации.
В соответствии с ч.2 ст.52 Градостроительного кодекса Российской Федерации работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором (далее также - договор строительного подряда), должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не установлено статьей 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Частью 2.1 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, не являющиеся членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, могут выполнять работы по договорам строительного подряда, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором, в случае, если размер обязательств по каждому из таких договоров не превышает трех миллионов рублей.
Перечень видов работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту
объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, утвержден приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 30.12.2009 N 624 "Об утверждении Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства".
В составе жалобы Заявитель указывает, что согласно локальным сметным расчетам в число работ, выполняемых в рамках заключаемого контракта, включены:
- Устройство кровель;
- Устройство фундаментных плит железобетонных плоских;
- Прокладка воздуховодов;
- Прокладка трубопроводов отопления;
- Прокладка трубопроводов водоснабжения.
Таким образом, как из перечня работ, так и из наименования закупки следует, что в рамках договора будет производиться капитальный ремонт объектов капитального строительства.
В связи с чем, по мнению Заявителя, для выполнения указанных работ и, соответственно, участия в рассматриваемом аукционе участники закупки должны быть членами СРО.
Согласно ч.2 ст.106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу и участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика фактически согласился с вышеуказанным доводом жалобы, поскольку пояснил, что 29.09.2021 Заказчиком были внесены изменения в аукционную документацию, согласно которым Заказчиком установлены требования к участникам закупки о членстве в саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства с соблюдением условий, предусмотренных ч. 3 ст. 55.8 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
На основании вышеизложенного, Комиссия Управления приходит к выводу об обоснованности данного довода жалобы и о нарушении Заказчиком ч.4 ст.31,ч.3 ст.64 Закона о контрактной системе, что также содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2. В составе жалобы Заявитель указывает, что Заказчиком неправомерно установлено требование о наличии у участника закупки копии действующей лицензии, выданной Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий на осуществление деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, включающую в себя вид работ: "Монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем пожарной и охранно-пожарной сигнализации и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ. Монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем оповещения и эвакуации при пожаре и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ".
В обоснование своей позиции Заявитель указывает, что Заказчик проводит закупку, предметом которой является выполнение работ по капитальному ремонту зданий. Техническое задание содержит перечень общестроительных, отделочных работ по ремонту кровли, стен, потолков, полов, лестниц, устройству фундамента, установке дверных и оконных блоков, монтажных работ по прокладке трубопроводов, воздуховодов, электромонтажных, сантехнических работ и т.д.
При этом ведомость объемов работ содержит так же работы по монтажу приборов пожарной сигнализации, извещателей и т.д., однако работы, требующие лицензии МЧС, не являются самостоятельным предметом работ, а являются составляющими.
Таким образом, работы, требующие лицензии, не являются предметом закупки, а входят в состав работ, которые необходимо выполнить в соответствии технической частью документации.
В силу п.15 ч.1 ст.12 Федерального закона от 04.05.2011 N99-ФЗ
"О лицензировании отдельных видов деятельности" деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений подлежит обязательному лицензированию.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2011 N1225 "О лицензировании деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений" (далее - постановление N1225) утверждено положение о лицензировании деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений (далее - положение).
Комиссией Управления установлено, что объектом закупки является оказание услуг по капитальному ремонту здания.
Согласно пп.2.10 п.26 информационной карты аукционной документации вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать, в том числе копию действующей лицензии, выданной Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий на осуществление деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, включающую в себя вид работ: "Монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем пожарной и охранно-пожарной сигнализации и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ. Монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем оповещения и эвакуации при пожаре и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ".
Не согласившись с данным доводом жалобы Заявителя представители Заказчика пояснили, что объектом закупки являются услуги по капитальному ремонту, в рамках которого проводится монтаж средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений.
В соответствии с расчетом стоимости услуг работы, требующие лицензию МЧС составляются более 20%. Таким образом, по мнению представителей Заказчика, объем услуг подлежащих оказанию по монтажу средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, свидетельствует о целесообразности установления требований о наличии у исполнителя по государственному контракту.
Таким образом, Заказчик утверждает, что наличие соответствующей лицензии необходимо при исполнении контракта и не ограничивает участников закупки, поскольку участник вправе привлечь соисполнителя к работам по монтажу средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, имеющего лицензию.
Вместе с тем Комиссия Управления отмечает, что вышеуказанные утверждения представителей Заказчика напрямую противоречат требованиям установленным в документации, поскольку требование о предоставлении лицензия МЧС установлено непосредственно к участникам закупки, а не к Исполнителю по контракту.
В соответствии с ч. 6 ст. 31 Закона о контрактной системе заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Закона о контрактной системе.
В силу ч. 6 ст. 66 Закона о контрактной системе требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных ч. 3 или ч. 3.1 и ч. 5 ст. 66 Закона о контрактной системе документов и информации, не допускается.
В свою очередь Комиссия Управления отмечает, что в случае если в один лот с работами по обслуживанию инженерных систем здания включены работы или услуги, для выполнения которых требуется наличие специальной правоспособности (в данном случае лицензия МЧС) и которые могут выполняться (оказываться) посредством привлечения иных лиц (субподрядчиков), обладающих соответствующей лицензией, то установление требования о выполнении таких работ или услуг лицом, выполняющим работы, являющиеся объектом закупки лично, и, соответственно, установление требования о предоставлении в составе заявки на участие в аукционе соответствующей лицензии является нарушением законодательства о контрактной системе.
Комиссией Управления установлено, что работы по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту систем пожарной и охранно-пожарной сигнализации и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ, монтажу, техническому обслуживанию и ремонту систем оповещения и эвакуации при пожаре и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ не являются самостоятельным объектом закупки, а включены в состав работ по капитальному ремонту здания, то есть являются сопутствующими, в связи с чем требовать от участника закупки такой лицензии неправомерно.
На основании вышеизложенного, Комиссия Управления приходит к выводу об обоснованности довода жалобы и нарушении Заказчиком ч.6 ст.31 и ч.6 ст. 66 Закона о контрактной системе при установлении требования о наличии оспариваемой лицензий у участников закупки и о представлении указанной лицензии в составе второй части заявки, что свидетельствует о наличии признаков состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.4.2 ст.7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, Законом о контрактной системе, Комиссия Управления
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ООО "ПОЛИМЕР-РУС" на действия Четвертого Управления МВД России обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение ч.6 ст.31 и ч.6 ст. 66, ч.4 ст.31,ч.3 ст.64 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
4. Передать материалы дела соответствующему должностному лицу Московского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в Арбитражном суде г. Москвы в течение 3 (трех) месяцев с даты его принятия в порядке, установленном гл. 24 АПК РФ.
Заместитель председателя Комиссии С.И. Казарин
Члены Комиссии: Н.С. Лушникова
А.А. Матюшенко
Исп.Лушникова Н.С.
тел.8 (495)784-75-05
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 5 октября 2021 г. N 077/06/106-17668/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 08.10.2021