Резолютивная часть решения оглашена 01 октября 2021 года
Решение изготовлено в полном объеме 05 октября 2021 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике - Чувашии по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, созданная на основании приказов Чувашского УФАС России от 28.01.2021 N 3 в составе:
<_>
в присутствии представителей от:
заказчика - Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева" - <_>, представителей по доверенности;
в отсутствии представителей от заявителя - общества с ограниченной ответственностью
"Электронные системы", надлежащим образом извещенного о времени и месте рассмотрения жалобы,
рассмотрев посредством видео-конференц-связи жалобу общества с ограниченной ответственностью "Электронные системы" (далее - ООО "Электронные системы", Общество, заявитель) на положения аукционной документации заказчика при проведении электронного аукциона на поставку и монтаж мультимедийного комплекса для оснащения лектория (изв. N 0315100003921000016), в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Чувашское УФАС России 27.09.2021 г. обратилось ООО "Электронные системы" с жалобой на положения аукционной документации заказчика при проведении электронного аукциона на поставку и монтаж мультимедийного комплекса для оснащения лектория (изв. N 0315100003921000016) (далее - Электронный аукцион).
Из жалобы следует, что аукционная документация Заказчика не соответствует требованиям Закона о контрактной системе, в связи с тем, что Заказчик не дал конкретного пояснения на запрос, направленный участником закупки и в самом техническом задании допущены ошибки, а именно в техническом задании аукционной документации указано: "Размер экрана (м): не менее 4,890 х 2,875, и не более 4,900 х 2,900", а также "Площадь видимой области экрана (м2): не менее 13,30 и не более 13,80", то есть при переведении предполагаемых размеров в площади имеется расхождение, что вводит в заблуждение потенциального участника закупки.
На основании вышеизложенного, Заявитель просит признать жалобу обоснованной, выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений.
Представители Заказчика с доводом жалобы не согласились, указав на отсутствие нарушений законодательства о контрактной системе в аукционной документации, просили признать жалобу необоснованной.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления, в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, внеплановой проверки, Комиссия Чувашского УФАС России по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд установила следующее.
Заказчиком объявленной закупки является Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева".
15.09.2021 г. заказчиком на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru размещено извещение N 0315100003921000016 о проведении электронного аукциона на поставку и монтаж мультимедийного комплекса для оснащения лектория, с начальной (максимальной) ценой контракта 10 008 885,00 рублей. Одновременно размещена документация о проведении электронного аукциона.
На основании части 1 статьи 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
Требования к содержанию документации об электронном аукционе установлены статьей 64 Закона о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать информацию наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
Согласно пунктам 1 и 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Заказчики обязаны использовать при составлении описания объекта закупки показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
При формировании технического задания заказчику в рамках закона предоставлены полномочия по самостоятельному определению параметров и характеристик товара, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности.
Однако из буквального толкования вышеприведенных положений Закона о контрактной системе следует, что заказчики, осуществляющие закупку по правилам данного Закона, при описании объекта закупки должны таким образом прописать требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с такими характеристиками, которые ему необходимы, а с другой стороны, не ограничить количество участников закупки.
Техническим заданием аукционной документации Заказчика установлены технические характеристики к требуемому мультимедийному комплексу для оснащения лектория.
Из жалобы Заявителя следует, что заказчиком не были даны конкретные разъяснения.
Согласно пункту 4 статьи 65 Закона о контрактной системе, в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 настоящей статьи запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Согласно пункту 5 статьи 65 Закона о контрактной системе, разъяснения положений документации об электронном аукционе не должны изменять ее суть.
Представителями заказчика пояснено, что в установленном порядке и сроке было размещено на сайте разъяснение, согласно которому описание объекта составлено в соответствии с потребностью заказчика, на рынке имеются такие товары, удовлетворяющие потребностям заказчика.
С учётом изложенного, заявитель необоснованно считает, что заказчик не дал конкретных разъяснений, разъяснения были даны, основания для внесения изменений в аукционную документацию у заказчика отсутствовали.
Комиссией установлено, что на официальном сайте в сфере закупок по адресу: http://www.zaкupki.gov.ru Заказчиком 21.09.2021 г., 22.09.2021 г., 27.09.2021 г. размещено 5 (пять) разъяснения положений документации об электронном аукционе.
Комиссия Чувашского УФАС России, проанализировав тексты запросов разъяснений положений аукционной документации и тексты ответов на данные запросы, пришла к выводу о том, что на все изложенные в запросах разъяснения положений документации вопросы Заказчиком даны полные и своевременные ответы, которые не изменили сути аукционной документации.
Кроме того, Комиссия Чувашского УФАС отмечает, что Закон о контрактной системе не устанавливает специальных требований к содержанию разъяснений положений документации, в том числе к их полноте и детализированности.
В связи с чем, Комиссия Чувашского УФАС приходит к вводу, что данные Заказчиком разъяснения положений документации в полной мере удовлетворяют требования законодательства о контрактной системе.
Довод заявителя о том, что в техническом задании допущены ошибки, а именно в техническом задании аукционной документации указано "Размер экрана (м): не менее 4,890 х 2,875, и не более 4,900 х 2,900", а также "Площадь видимой области экрана (м2): не менее 13,30 и не более 13,80", то есть при переведении предполагаемых размеров в площади имеется расхождение, что вводит в заблуждение потенциального участника закупки, Комиссия признает не состоятельным в силу следующего:
Из смысла норм статьи 33 Закона о контрактной системе, следует, что заказчик вправе включить в документацию об аукционе в электронной форме такие качественные, технические и функциональные характеристики товаров, которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих государственных или муниципальных функций. При этом законодательство не обязывает заказчика прописывать в техническом задании аукционной документации все характеристики, содержащиеся в ГОСТе. Подобные действия не противоречат положениям части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, поскольку документация об аукционе содержит определенные технические характеристики товара, подлежащего к поставке, которые в наилучшей степени отвечают требованиям заказчика.
Отсутствие у кого-либо из лиц, заинтересованных в заключении контракта, возможности поставить товар конкретных производителей, не свидетельствует о нарушении Заказчиком прав этих лиц, а также об ограничении заказчиком числа участников закупки.
Основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников закупки, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере закупок.
В данном случае в рамках формирования закупки заказчик руководствовался существующей потребностью, возникшей в связи с осуществлением им деятельности; заказчиком учитывалась необходимость конечного результата - обеспечение необходимой техникой, которая необходима для осуществления профессиональной деятельности заказчика.
Исходя, из системного толкования норм статьи 33 Закона о контрактной системе, следует, что законодательство в сфере осуществления закупок допускает самостоятельное формирование и определение показателей, позволяющих определить соответствие закупаемого, исходя из потребностей последнего. Необходимость отражения тех или иных требований к товару в аукционной документации и заявке продиктована не одной лишь формализацией объекта закупки, а законными интересами заказчика как покупателя товара определенного качества, с определенными характеристиками.
Заказчик не имеет возможность установить требования к техническим, качественным характеристикам товара, которые удовлетворяли бы всех возможных участников закупок для государственных и муниципальных нужд.
При этом Закон о контрактной системе не обязывает Заказчика при определении характеристик поставляемого товара в аукционной документации устанавливать такие характеристики, которые соответствовали бы всем существующим типам, видам, маркам товара.
Также заказчиком пояснено, что изготовитель экранов, мониторов, телевизоров в дополнение к сведениям о физических размерах экранов также предоставляют информацию о размерах видимой области экрана. Физический размер экрана - это его внешний размер. Поскольку экран заключен в пластмассовый или металлический корпус, видимый размер экрана немного меньше его физического размера.
На основании вышеизложенного, считают, что заявитель ошибочно переводит предлагаемые размеры экрана в площади, поскольку размер экрана и площадь видимой области экрана - два разных параметра, которые нельзя соотносить и сравнивать подобным образом.
Таким образом, указание размеров экрана и площади видимой области экрана не ограничивает право заказчика приобретать товары, работы и услуги в соответствии со своими нуждами и спецификой деятельности.
Следовательно, требования Технического задания аукционной документации соответствуют всем установленным требованиям.
Комиссия считает необходимым отметить, что решение антимонопольного органа принимается в соответствии с тем объемом документов и сведений, которые были им собраны и раскрыты участниками процесса на данной стадии.
Кроме того, бремя доказывания обоснованности жалобы возлагается на заявителя жалобы, учитывая, что Заявитель на заседание Комиссии явку своего представителя не обеспечил, доказательств, подтверждающих, что вышеуказанные требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, не представил, в связи с чем, довод в отношении вышеуказанных показателей не нашел своего подтверждения.
В соответствии с частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе по результатам рассмотрения жалобы по существу контрольный орган в сфере закупок принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и при необходимости о выдаче предписания об устранении допущенных нарушений, предусмотренного пунктом 2 части 22 статьи 99 настоящего Федерального закона, о совершении иных действий, предусмотренных частью 22 статьи 99 настоящего Федерального закона.
С учетом установленных обстоятельств, Комиссия признает жалобу ООО "Электронные системы" необоснованной.
Руководствуясь статьями 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия
РЕШИЛА:
Признать жалобу общества с ограниченной ответственностью "Электронные системы" на положения аукционной документации заказчика при поведении электронного аукциона на поставку и монтаж мультимедийного комплекса для оснащения лектория (изв. N 0315100003921000016) необоснованной.
<_>
|
|
|
Примечание: Согласно части 9 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике - Чувашии от 5 октября 2021 г. N 021/06/64-993/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 05.10.2021