"08" октября 2021 года г. Абакан
Во исполнение поручения ФАС России от 03.09.2021 N ПИ/74558/21 о проведении внеплановых проверок закупок на поставку продуктов питания на предмет использования Типового контракта, утв. Приказом Минсельхоза России от 19.03.2020 N 140 (далее - Типовой контракт), руководствуясь положениями пункта 2 части 15 статьи 99 Федерального закона Российской Федерации от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), подпункта а) пункта 19 Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 01.10.2020 N 1576, Комиссией Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия (далее - Комиссия) в составе:
- Широковой О.В., заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия, руководитель Комиссии,
- Лунёвой А.В., начальника отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти, член Комиссии,
- Сизова К.А., главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти, член Комиссии,
в период с 06.10.2021 года по 08.10.2021 года проведена внеплановая проверка деятельности Государственному заказчику - Федеральному бюджетному учреждению Центр реабилитации Фонда социального страхования Российской Федерации "Туманный" на предмет использования Типового контракта при проведении следующих электронных аукционов:
1) на поставку молочной продукции (творог) (извещение N 0280100001221000074);
2) на поставку мяса сельскохозяйственной птицы замороженное, в том числе для детского питания (извещение N 0280100001221000075);
3) на поставку молочной продукции (сметана, сыр полутвердый) (извещение N 0280100001221000076);
4) на поставку молочной, кисломолочной продукции (извещение N 0280100001221000077);
5) на поставку продукции рыболовства (рыба пресноводная и морская мороженная) (извещение N 0280100001221000078);
6) на поставку масла сливочного (извещение N 0280100001221000084);
7) на поставку свежих овощей (огурцы, томаты) (извещение N 0280100001221000085);
8) на поставку свежих овощей и зелени (извещение N 0280100001221000086);
9) на поставку свежих фруктов и орехов (извещение N 0280100001221000087);
10) на поставку говядины замороженной (извещение N 0280100001221000088);
11) на поставку субпродуктов пищевых крупного рогатого скота замороженных (извещение N 0280100001221000089);
12) на поставку рыбы тресковой мороженой (извещение N 0280100001221000090);
13) на поставку изделий колбасных вареных (ветчина вареная) (извещение N 0280100001221000091);
14) на поставку колбасных изделий вареных, в том числе фаршированных мясных (ветчина вареная) (извещение N 0280100001221000092);
15) на поставку риса (извещение N 0280100001221000094);
16) на поставку продуктов рыбных переработанных (извещение N 0280100001221000095);
17) на поставку продуктов рыбных переработанных (палочки "крабовые" (имитация) и консервы из морской капусты) (извещение N 0280100001221000096);
18) на поставку яиц куриных в скорлупе свежих (извещение N 0280100001221000097);
19) на поставку продукции пищевой диетического и диабетического питания и напитков (цикорий растворимый) (извещение N 0280100001221000099);
20) на поставку продуктов питания (извещение N 0280100001221000100);
21) на поставку овощей, ягод и грибов замороженных (извещение N 0280100001221000101);
22) на поставку кальмаров мороженых (извещение N 0280100001221000102);
23) на поставку изделий макаронных, муки пшеничной (извещение N 0280100001221000103);
24) на поставку мукомольно-крупяного производства и овощей бобовых лущеных сушенных (извещение N 0280100001221000104);
25) на поставку соков из фруктов и овощей (извещение N 0280100001221000107);
26) на поставку сахара белого тростникового в твердом состоянии без вкусоароматических или красящих добавок (извещение N 0280100001221000110);
27) на поставку сахара белого свекловичного в твердом состоянии без вкусоароматических или красящих добавок (извещение N 0280100001221000111);
28) на поставку мучных кондитерских изделий (извещение N 0280100001221000112);
29) на поставку кондитерских изделий (извещение N 0280100001221000113);
30) на поставку сушеных фруктов (извещение N 0280100001221000114);
по результатам которой Комиссия,
УСТАНОВИЛА:
Частью 11 статьи 34 Закона о контрактной системе установлено, что для осуществления заказчиками закупок федеральные органы исполнительной власти, Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом", Государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос", осуществляющие нормативно-правовое регулирование в соответствующей сфере деятельности, разрабатывают и утверждают типовые контракты, типовые условия контрактов, которые размещаются в единой информационной системе и составляют библиотеку типовых контрактов, типовых условий контрактов. В случае отсутствия таких типовых контрактов, типовых условий контрактов соответствующие типовые контракты, типовые условия контрактов могут быть разработаны и утверждены федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок. Порядок разработки типовых контрактов, типовых условий контрактов, а также случаи и условия их применения устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 02.07.2014 N 606 "О порядке разработки типовых контрактов, типовых условий контрактов, а также о случаях и условиях их применения" утверждены Правила разработки типовых контрактов, типовых условий контрактов (далее - Правила).
В соответствии с пунктом 6 Правил типовые контракты, типовые условия контрактов содержат обязательные условия, предусмотренные законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно пункту 14 Правил, утвержденные типовые контракты, типовые условия контрактов подлежат применению с учетом пунктов 15 - 17 настоящих Правил, за исключением закупок, указанных в пункте 18 настоящих Правил, в следующих случаях:
а) подготовка извещений об осуществлении закупок, а также приглашений принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом;
б) подготовка проектов контрактов, являющихся неотъемлемой частью документации о закупке, извещений о проведении запроса котировок;
в) заключение контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
В соответствии с пунктом 16 Правил условием применения типовых контрактов, типовых условий контрактов является одновременное соответствие показателей для применения типового контракта, типовых условий контракта, указанных в информационной карте, данным, характеризующим конкретную закупку по следующим показателям:
а) коды закупаемых товаров, работ, услуг по Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2), Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности (ОКВЭД2), а также по каталогу товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд;
б) размер начальной (максимальной) цены контракта или цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем);
в) иные показатели для применения типового контракта, типовых условий контракта (при наличии иных показателей в информационной карте).
Таким образом, установлено, что применение типового контракта является обязательным при наличии условий для его применения.
Пунктом 7 Правил предусмотрено, что разрабатываемые проекты типовых контрактов, типовых условий контрактов состоят из следующих частей:
а) постоянная часть, не подлежащая изменению при их применении в конкретной закупке;
б) переменная часть, предусматривающая возможность выбора одного или нескольких вариантов условий (данных) из предлагаемого исчерпывающего перечня таких вариантов условий (данных), определенных ответственным органом в типовом контракте, типовых условиях контрактов, а также возможность внесения информации об условиях (данных) конкретной закупки, содержании таких условий (данных) и порядке определения такого содержания.
Согласно пункту 12 Правил изменения в утвержденные типовые контракты, типовые условия контрактов вносятся посредством принятия нормативного правового акта в порядке, установленном для разработки, утверждения и размещения в единой информационной системе в сфере закупок типовых контрактов, типовых условий контрактов, в соответствии с пунктами 2 - 11 Правил.
Таким образом, заказчик обязан применять типовой контракт, типовые условия контракта, которые размещены в библиотеке типовых контрактов, типовых условий контрактов, и при этом не вправе самостоятельно вносить изменения в типовой контракт, типовые условия контракта, за исключением их переменных частей.
Позиция о том, что Заказчик самостоятельно не вправе вносить изменения в утвержденный Типовой контракт, за исключением случая изменения переменной части Типового контракта, изложена также в письме Министерства финансов Российской Федерации от 28.07.2020 N 24-05-06/65908.
Объектом проверяемых закупок является поставка продуктов питания, при этом ОКПД2, указанный Заказчиками в Извещениях по закупкам, содержится в приложении N 2 приказа Минсельхоза России от 19.03.2020 N 140, которым утверждён Типовой контракт на поставку продуктов питания и который соответственно обязаны использовать Заказчики при проведении закупок на поставку продуктов питания.
Вместе с тем, установлено, что в нарушение части 11 статиь 34 Закона о контрактной системе при проведении рассматриваемых закупок Заказчиком включены условия, не предусмотренные Типовым контрактом, а именно:
12. Антикоррупционная оговорка
12.1. При исполнении своих обязательств по Контракту, Стороны, их аффилированные лица, работники или посредники не выплачивают, не предлагают выплатить и не разрешают выплату каких-либо денежных средств или ценностей, прямо или косвенно, любым лицам, для оказания влияния на действия или решения этих лиц с целью получить какие-либо неправомерные преимущества или иные неправомерные цели.
При исполнении своих обязательств по Контракту, Стороны, их аффилированные лица, работники или посредники не осуществляют действия, квалифицируемые применимым для целей Контракта законодательством, как дача/получение взятки, коммерческий подкуп, а также действия, нарушающие требования применимого законодательства и международных актов о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем.
12.2. В случае возникновения у Стороны подозрений, что произошло или может произойти нарушение каких-либо положений настоящей Статьи, соответствующая Сторона обязуется уведомить другую Сторону в письменной форме. В письменном уведомлении Сторона обязана сослаться на факты или предоставить материалы, достоверно подтверждающие или дающие основание предполагать, что произошло или может произойти нарушение каких-либо положений настоящей Статьи контрагентом, его аффилированными лицами, работниками или посредниками выражающееся в действиях, квалифицируемых применимым законодательством, как дача или получение взятки, коммерческий подкуп, а также действиях, нарушающих требования применимого законодательства и международных актов о противодействии легализации доходов, полученных преступным путем.
12.3. В случае нарушения одной Стороной обязательств воздерживаться от запрещенных в данном разделе действий и /или неполучения другой Стороной в установленный Контрактом срок подтверждения, что нарушения не произошло или не произойдет, другая Сторона имеет право расторгнуть Контракт в одностороннем порядке полностью или в части, направив письменное уведомление о расторжении. Сторона, по чьей инициативе был расторгнут Контракт в соответствии с положениями настоящей статьи, вправе требовать возмещения реального ущерба, возникшего в результате такого расторжения.
В указанном действии (бездействии) Заказчика, утвердившего документации об аукционе, содержатся признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Закона о контрактной системе.
Согласно пункта 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе, при выявлении в результате проведения контрольным органом в сфере закупок плановых и внеплановых проверок, а также в результате рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, оператора электронной площадки или комиссии по осуществлению закупок нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок контрольный орган в сфере закупок вправе выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении таких нарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе об аннулировании определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Вместе с тем, на момент проведения настоящей внеплановой проверки Заказчиком заключены контракты, в связи с чем, выдать предписание не представляется возможным.
Руководствуясь положениями Закона о контрактной системе, Постановления N 1576, Комиссия
РЕШИЛА
1. Признать Государственного заказчика - Федеральное бюджетное учреждение Центр реабилитации Фонда социального страхования Российской Федерации "Туманный" нарушившим часть 11 статьи 34 Закона о контрактной системе.
2. Предписание об устранении выявленных нарушений не выдавать, поскольку на момент проведения проверки заключены контракты.
3. Передать материалы жалобы должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Руководитель Комиссии О.В. Широкова
Члены Комиссии А.В. Лунёва
К.А. Сизов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия от 8 октября 2021 г. N 50 (ключевые темы: поставка продуктов питания - внеплановая проверка - контрактная система в сфере закупок - извещение - аффилированные лица)
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 08.10.2021