Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Камчатскому краю по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
председателя Комиссии - руководителя управления Старкова Г.Л.,
членов Комиссии:
начальника отдела антимонопольного контроля и закупок Парфирьевой С.Н.,
специалиста-эксперта отдела антимонопольного контроля и закупок Косаревой Ю.С.,
в отсутствие:
заказчика - государственного бюджетного учреждения здравоохранения Камчатского края "Олюторская районная больница" (далее - Заказчик),
заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Ренессанс-Мед" (далее - Заявитель),
уведомленных о месте и времени рассмотрения жалобы по адресу электронной почты,
рассмотрев жалобу Заявителя на действия Заказчика при определении поставщика путем электронного аукциона (далее - ЭА) на поставку эндоскопа (для верхних отделов желудочно-кишечного тракта, для нижних отделов желудочно-кишечного тракта, панкреато-дуоденальной зоны и /или для нижних дыхательных путей) (далее - Товар) (закупка N 0338300036821000022), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
Заказчиком проводилась процедура определения поставщика путем ЭА на поставку Товара (закупка N 0338300036821000022) (далее - Закупка). Извещение и документация о Закупке размещены в единой информационной системе (далее - ЕИС) 20.09.2021. Начальная (максимальная) цена контракта установлена в размере 6 770 000,00 рублей.
28.09.2021 в Камчатское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при разработке документации об ЭА, в которой Заявитель сообщил следующее.
1. Заказчик, при описании объекта Закупки, установил такие характеристики Товара, которые в своей совокупности указывают на одного производителя: Олимпас в нарушение правил описания объекта Закупки, предусмотренных статьей 33 Закона о контрактной системе.
2. Заказчик разместил в ЕИС разъяснения положений документации об ЭА без указания предмета запроса, в нарушение части 4 статьи 65 Закона о контрактной системе.
3. По мнению Заявителя, в составе вторых частей заявок на участие в ЭА неправомерно установлено требование о предоставлении идентификационного номера налогоплательщика (далее - ИНН) (при наличии) учредителей.
Заказчик в письме от 01.10.2021 исх. N 1108 представил возражения, в которых не согласился с доводами жалобы Заявителя, сообщив следующее:
"Участником Закупки, подавшим запрос о даче разъяснений положений документации об электронном аукционе, были нарушены сроки подачи такого запроса. В аукционной документации - срок окончания подачи запроса о даче разъяснений положений документации об электронном аукционе 24 сентября 2021 г. 10 часов 00 минут (время камчатское). Запрос поступил 25 сентября 2021 г.
Потребность Заказчика заключается в приобретении товаров для проведения эндоскопических исследований и несёт высокую социальную значимость.
Для совершенствования оказания медицинской помощи, включая профилактику заболеваний и формирование здорового образа жизни, выявления патологий на ранних стадиях, учитывая квалификацию врачей, обуславливает выбор оборудования с определенными техническими и функциональными характеристиками эндоскопического оборудования.
Целью Закупки является обеспечение лечебного учреждения лучшим по качеству товаром исходя из клинической практики, а не теоретических предположений. Требования к характеристикам эндоскопического оборудования обусловлены задачами, стоящими перед специалистами лечебного учреждения.
Согласно проведенному анализу рынка и получением предложения на данное оборудование с аналогичными характеристиками от 3-х поставщиков можно сделать вывод о том, что Заказчиком не нарушаются требования закона, и как минимум 3 поставщика могут осуществить поставку продукции в соответствии с требованиями заказчика. Таким образом, требования, установленные Заказчиком, не ведут к ограничению количества участников, так как данная продукция имеется в открытой продаже на всей территории РФ и осуществляется различными компаниями и физическими лицами.
Учитывая, что предметом аукциона является право на заключение контракта на поставку оборудования, а не его изготовление, участником размещения заказа может выступить любое юридическое или физическое лицо, готовое поставить товар, отвечающий требованиям документации об аукционе и удовлетворяющий потребностям Заказчика.
В соответствии с требованиями статьи 33 Закона о контрактной системе, Заказчик установил в Техническом задании документации об электронном аукционе требования к значимым при выполнении задач медицинского учреждения функциональным, качественным и техническим характеристикам объекта Закупки, а также установил показатели, позволяющие определить соответствие Товара требованиям Заказчика.
Отсутствие у каких-либо лиц, заинтересованных в заключении контракта, возможности поставить Товар, соответствующий потребностям Заказчика, не свидетельствует о нарушении Заказчиком прав этих лиц, а также ограничении Заказчиком числа участников Закупки".
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия выявила следующие обстоятельства.
1. Требования к содержанию документации об ЭА установлены в статье 64 Закона о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об ЭА наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 данного Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В силу пункта 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
1. Комиссия, проанализировав документацию об ЭА установила, что в приложении N 1 "Техническое задание" к документации об ЭА установлены технические требования к объекту Закупки, например:
|
Источник света эндоскопический |
Встроен в видеопроцессор |
Встроен в видеопроцессор |
|
Встроенный светодиодный источник света |
Наличие |
Для создания равномерного и яркого рабочего поля, практически не нагревается, обеспечивая многие часы работы при сниженном энергопотреблении. |
|
Видеомонитор |
1 шт. |
|
|
Тип монитора |
Жидкокристаллический экран |
ГОСТ Р 56278-2014 |
|
Диагональ экрана |
Не менее 24 дюймов |
ГОСТ Р 56278-2014 |
|
Активная матрица, светодиодная подсветка |
Наличие |
ГОСТ Р 56278-2014 |
|
Разрешение матрицы |
Не менее 1920 |
ГОСТ Р 56278-2014 |
|
Угол обзора по горизонтали |
Не менее 178 градусов |
ГОСТ Р 56278-2014 |
|
Угол обзора по вертикали |
Не менее 178 градусов |
ГОСТ Р 56278-2014 |
Таким образом, в описании объекта Закупки содержатся показатели Товара, позволяющие определить соответствие такого Товара, требованиям установленным Заказчиком в документации об ЭА. При этом указаны максимальные и минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Следовательно, описание объекта Закупки не противоречит требованиям, установленным статьей 33 Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, Заявитель к видеоконференцсвязи не подключился, доказательств, свидетельствующих о том, что совокупность установленных в описании объекта Закупки требований к Товару указывают на одного производителя - Олимпас, не представил.
2. В соответствии с частью 3 статьи 65 Закона о контрактной системе любой участник электронного аукциона, зарегистрированный в единой информационной системе и аккредитованный на электронной площадке, вправе направить с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе. При этом участник такого аукциона вправе направить не более чем три запроса о даче разъяснений положений данной документации в отношении одного такого аукциона. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса он направляется оператором электронной площадки заказчику.
Согласно части 4 статьи 65 Закона о контрактной системе в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 настоящей статьи запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
В извещении о проведении ЭА установлена дата окончания подачи заявок - 28.09.2021, следовательно, участники Закупки вправе подать запрос на разъяснения положений документации об ЭА до - 24.09.2021.
Согласно информации, размещенной в ЕИС, запрос о даче разъяснений положений документации об ЭА поступил Заказчику - 25.09.2021, то есть за пределами срока подачи такого запроса участниками Закупки.
Следовательно, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
3. Требования к составу второй части заявки, установлены в части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 1 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать наименование, фирменное наименование (при наличии), место нахождения (для юридического лица), почтовый адрес участника такого аукциона, фамилия, имя, отчество (при наличии), паспортные данные, место жительства (для физического лица), номер контактного телефона, идентификационный номер налогоплательщика участника такого аукциона или в соответствии с законодательством соответствующего иностранного государства аналог идентификационного номера налогоплательщика участника такого аукциона (для иностранного лица), идентификационный номер налогоплательщика (при наличии) членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа участника такого аукциона.
Согласно части 6 статьи 66 Закона о контрактной системе требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 или 3.1 и 5 данной статьи документов и информации, не допускается.
В подпункте 1 пункта 4.2 документации об ЭА установлено, что вторая часть заявки на участие в ЭА должна содержать наименование, фирменное наименование (при наличии), место нахождения (для юридического лица), почтовый адрес, фамилия, имя, отчество (при наличии), паспортные данные, место жительства (для физического лица), номер контактного телефона, идентификационный номер налогоплательщика участника такого аукциона или в соответствии с законодательством соответствующего иностранного государства аналог идентификационного номера налогоплательщика участника такого аукциона (для иностранного лица), идентификационный номер налогоплательщика (при наличии) учредителей, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа участника такого аукциона.
Следовательно, Заказчик, установив в документации об ЭА требование о предоставлении во-вторых частях заявок информацию об ИНН учредителей, не предусмотренную частью 5 статьи 66 Закона о контрактной системе, нарушил часть 6 статьи 66 Закона о контрактной системе.
Выявленное нарушение содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе и Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу обоснованной в части довода N 3.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение части 6 статьи 66 Закона о контрактной системе.
3. Предписание об устранении выявленного нарушения не выдавать с связи с тем, что данное нарушение не повлияло на результат определения поставщика.
4. Передать материалы о выявленном нарушении должностному лицу, уполномоченному рассматривать дела об административных правонарушениях, для рассмотрения вопроса о возбуждения административного производства в отношении должностного лица Заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии ____________________ Г.Л. Старков
Члены комиссии: ____________________ С.Н. Парфирьева
____________________ Ю.С. Косарева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Камчатскому краю от 4 октября 2021 г. N 041/06/33-486/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 07.10.2021