Резолютивная часть решения оглашена 29 сентября 2021 года.
Решение изготовлено в полном объеме 04 октября 2021 года.
На заседании производилась видеозапись.
Комиссия Псковского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия)
рассмотрев жалобу с использованием системы видеоконференц-связи ООО "Компания "ЭЛИНА" на положения документации электронного аукциона на выполнение работ по поставке детского игрового оборудования (идентификационный номер: 1023-А-ГЗ) (номер извещения N 0157200000321000971), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с п.1 ч.15 ст.99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
09.09.2021 Заказчиком объявлен электронный аукцион на выполнение работ по поставке детского игрового оборудования (идентификационный номер: 1023-А-ГЗ) (номер извещения N 0157200000321000971).
Извещение N 0157200000321000971 о проведении вышеуказанного электронного аукциона размещено в Единой информационной системе (далее - ЕИС) в сети Интернет www.zakupki.gov.ru 09.09.2021 17:33.
Начальная (максимальная) цена контракта - 24 763 050,00 рублей.
Дата и время окончания срока подачи заявок на участие в аукционе - 23.09.2021 09:00.
Оператор электронной площадки АО "Сбербанк-АСТ".
22.09.2021 (вх. N 950-з) поступила жалоба от Заявителя.
Рассмотрение жалобы состоялось 29.09.2021 года в 16 часов 00 минут с учетом объявленного перерыва в 11 часов 00 минут.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика (жалоба в материалах дела вх. N950-з от 22.09.2021).
1. Заказчиком не рассмотрен запрос разъяснений направленный Заявителем 20.09.2021 года в 15:58.
2. Описание объекта закупки содержит параметры поставляемого товара не позволяющие участвовать разным производителям, тем самым нарушены нормы статьи 8 Закона о контактной системе. Указанные конкретные диапазоны в миллиметрах не несут конкретного влияния на изделия, а лишь указывают на поставку оборудования определенного производителя, у которого настроены станки конкретно под эти размеры ТУ.
3. В техническом задании указанные характеристики не соответствуют примененным ГОСТам, указанные требования в настоящей аукционной документации не обоснованы и ограничивают конкуренцию, что указывает на нарушение пункта 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
Представители Заказчика не согласились с доводами Заявителя и сообщили следующее (письменные объяснения исх. N КЗ-21-202 от 28.09.2021 года и N119 от 28.09.2021 года, в материалах дела):
1. В связи с тем, что запрос N1422269 на разъяснения поступил позднее, чем за три для до даты окончания срока подачи заявок, было принято решение согласно п.4 ст. 65 Закона о контрактной системе не предоставлять разъяснения на указанный запрос.
2. Заказчиком установлены требования к основным параметрам оборудования, которые сформированы на основании технических характеристик, которые Заказчик считает приемлемыми, так представлена сравнительная таблица, в которое указаны как минимум три производителя с подходящими характеристиками.
3. При описании в документе "Техническое задание" объекта закупки заказчик указал те показатели характеристик товара и значения таких показателей, которые являются наиболее значимыми и определяющими для достижения цели закупки.
В результате рассмотрения жалобы установлено следующее:
1. Согласно пункту 11 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в том числе, порядок, даты начала и окончания срока предоставления участникам такого аукциона разъяснений положений документации о таком аукционе.
В соответствии с частью 3 статьи 65 Закона о контрактной системе любой участник электронного аукциона, зарегистрированный в единой информационной системе и аккредитованный на электронной площадке, вправе направить с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе.
Согласно части 4 статьи 65 Закона о контрактной системе в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 настоящей статьи запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Согласно представленным сведениям запрос разъяснений Заявителем был направлен 20.09.2021 в 15:58.
В соответствии с извещением N 0157200000321000971, окончание срока подачи заявок на участие в электронном аукционе 23.09.2021 09:00.
Разделом 20 и 21 информационной карты документации об электронном аукционе определен порядок предоставления документации об электронном аукционе, разъяснений ее положений и внесение в нее изменений:
"20. Дата начала срока предоставления участникам электронного аукциона разъяснений положений документации: "09" сентября 2021 г.
21. Дата окончания срока предоставления участникам электронного аукциона разъяснений положений документации: "21" сентября 2021 г."
Так, дата начала срока направления участниками электронного аукциона запросов о разъяснении положений документации об аукционе: с момента размещения извещения и документации 09.09.2021 до 21.09.2021 года.
Согласно статьи 190 Гражданского кодекса (далее - ГК) установленный законом, иными правовыми актами, сделкой или назначаемый судом срок определяется календарной датой или истечением периода времени, который исчисляется годами, месяцами, неделями, днями или часами. Срок может определяться также указанием на событие, которое должно неизбежно наступить.
В соответствии с частью 191 ГК течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало.
Принимая во внимание положения статей 190, 191 Гражданского кодекса Российской Федерации и части 4 статьи 65 Закона о контрактной системе, Комиссия Псковского УФАС учитывает, что в рассматриваемом случае формулировка "не позднее, чем за три дня" означает, что срок должен быть не больше трех дней от конечной даты.
Поскольку конечный срок для подачи заявок определен как 09:00 23.09.2021, то право на подачу запросов о разъяснении документации об аукционе у участников закупки в силу закона заканчивается в 09:00 20.09.2021.
Таким образом, в действиях Заказчика отсутствуют нарушения Закона о контрактной системе по факту не предоставления разъяснений по запросу N 1422268.
На основании вышеизложенного довод заявителя является необоснованным.
2. Пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчику предписано использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе определено, что документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В Техническом задании были сформулированы требования к функциональным, техническим и качественным характеристикам, эксплуатационным характеристикам объекта закупки (далее - Описание объекта закупки).
Заказчик вправе включить в документацию о проведении электронного аукциона такие характеристики товара, которые отвечают именно его потребностям. При этом заказчик вправе в необходимой степени детализировать предмет электронного аукциона. Законом о контрактной системе не предусмотрены ограничения по включению в документацию электронного аукциона требований к товарам, являющихся значимыми для заказчика.
Действующее законодательство о контрактной системе Российской Федерации не ограничивает право заказчика приобретать товары, работы и услуги в соответствии со своими нуждами и спецификой деятельности. Заказчик вправе самостоятельно формулировать объект закупки, исходя из своих потребностей. При описании товара заказчик вправе указывать технические, функциональные, эксплуатационные, качественные параметры объекта закупки, которые являются определяющими для него. Заказчик не лишен возможности более точно и четко указывать требования к закупаемым товарам.
Статьей 6 Закона о контрактной системе, установлено, что контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.
Согласно части 1 статьи 12 Закона о контрактной системе Государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы, казенные учреждения, иные юридические лица в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Закон о контрактной системе не обязывает заказчика при определении характеристик поставляемого для государственных нужд товара в документации об электронном аукционе устанавливать такие характеристики, которые соответствовали бы всем существующим типам, видам, моделям товара.
Таким образом, принципы обеспечения конкуренции и принципы ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок являются равнозначными и подлежащими соблюдению в равной степени во всех случаях.
Системное толкование норм Закона о контрактной системе позволяет сделать вывод о предоставлении заказчику права определять такие требования к качеству, техническим и функциональным характеристикам товара, которые соответствуют его потребностям с учетом специфики его деятельности и обеспечивают эффективное использование бюджетных средств, но не способствуют ограничению количества участников закупки. При этом заказчик вправе в необходимой степени детализировать объект закупки, уточнить его характеристики, поскольку потребность заказчика являются определяющим фактором при установлении соответствующих требований.
Закон о контрактной системе не содержит норм, ограничивающих право заказчика включать в документацию об электронном аукционе требования к объекту закупки, которые являются для них значимыми, равно как и норм, обязывающих заказчика устанавливать в этой документации, вопреки его потребностям, такие требования к характеристикам объекта закупки, которые соответствовали бы всем существующим видам товаров.
Действующее законодательство о контрактной системе Российской Федерации не ограничивает право заказчика приобретать товары, работы и услуги в соответствии со своими нуждами и спецификой деятельности. Заказчик вправе самостоятельно формулировать объект закупки, исходя из своих потребностей. При описании товара заказчик вправе указывать технические, функциональные, эксплуатационные, качественные параметры объекта закупки, которые являются определяющими для него. Заказчик не лишен возможности более точно и четко указывать требования к закупаемому товару.
Более того Заказчик при рассмотрении предоставил сравнительные таблицы соответствующего и не соответствующего аукционной документации товара трех производителей. Данные таблицы были проверены членами Комиссии Псковского УФАС на соответствие с данными из открытых источников и предоставлены во время перерыва Заявителю.
Исходя из сравнительных таблиц потребностям Заказчика соответствуют производители ООО "Атрикс", ООО "Профит-Онлайн" и ООО "Ирбис".
Возражений и доводов об обратном Заявителем не представлено.
На основании вышеизложенного довод Заявителя не нашел своего подтверждения и является необоснованным.
3. В соответствии с пунктом 1 частью 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Согласно техническому заданию толщина фанеры изделий указана в диапазонах: "не менее 22", "не менее 23" и "не менее 27" относящегося к ступени лестницы.
Согласно таблице N 2 пункта 3.2.1 ГОСТа 3916.2-2018 "Межгосударственный стандарт. Фанера общего назначения с наружными слоями из шпона хвойных пород. Технические условия" установлены допустимая толщина фанеры:
В миллиметрах
Номинальная толщина фанеры |
Слойность фанеры, не менее |
Шлифованная фанера |
Нешлифованная фанера |
||
Предельное отклонение |
Разнотолщинность |
Предельное отклонение |
Разнотолщинность |
||
4 |
3 |
+0,3 -0,5 |
0,6 |
+0,9 -0,4 |
1,0 |
6,5 |
3 |
+0,4 -0,6 |
+1,0 -0,5 |
||
9 |
5 |
+0,4 -0,6 |
+1,0 -0,5 |
||
12 |
5 |
+0,5 -0,7 |
+1,1 -0,6 |
||
15 |
7 |
+0,6 -0,8 |
+1,2 -0,7 |
1,5 |
|
18 |
9 |
+0,7 -0,9 |
+1,3 -0,8 |
||
21 |
9 |
+0,8 -1,0 |
+1,4 -0,9 |
||
24 |
11 |
+0,9 -1,1 |
+1,5 -1,0 |
||
27 |
11 |
+1,0 -1,2 |
1,0 |
+1,6 -1,1 |
2,0 |
30 |
13 |
+1,1 -1,3 |
+1,7 -1,2 |
||
Примечание - Допускается изготовлять фанеру других толщин и слойности по согласованию изготовителя с потребителем. При этом предельные отклонения вычисляют по формулам: - для шлифованной фанеры: +(0,2 + 0,03Sф), -(0,4 + 0,03Sф); - нешлифованной фанеры: +(0,8 + 0,03Sф), -(0,3 + 0,03Sф), где Sф - номинальная толщина фанеры. |
Согласно пояснениям Заказчика, что толщина ступеней указана "не менее 27 мм", что обозначает лишь минимальную границу. Более тонкая ступень будет выдерживать меньшие нагрузки, что может повлечь за собой скорый выход ее из строя. Более того ГОСТом допускается изготовление фанеры других толщин не указанных в таблице.
Относительно количества входов и столиков в домик-беседку установлено с учетом потребностей Заказчика и оптимального уровня эксплуатации.
Согласно пункта 5.5 ГОСТа Р 52167- 2012 на качелях запрещается применять жесткие элементы подвеса.
Техническим задание данное требование предусмотрено в пункте 5 "Балка качелей выполнена из трубы сечением не менее 60х30 мм, с креплениями для гибкой подвески."
Необходимо отметить, что данный аукцион не обязывает поставщика быть изготовителем данного товара, следовательно, количество возможных участников не ограничено определенными производителями.
При принятии решение Комиссией Псковского УФАС учитывалось, что согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 24.09.2021 N0157200000321000971-1, на участие в аукционе подано 6 (шесть) заявок, все допущены.
Согласно протоколу подведения итогов электронного аукциона от 28.09.2021 N0157200000321000971-3, в аукционе приняло участие 5 (пять) заявок.
При этом участники закупки в отношении закупаемых товаров в заявках указали различные значения таких показателей как высота, длина, ширина и т.п. что свидетельствует о предложении участниками товаров разных производителей, которые соответствуют описанию объекта закупки.
На основании вышеизложенного довод Заявителя не нашел своего подтверждения и является необоснованным.
На основании вышеизложенного, в результате рассмотрения существа жалобы и проведения внеплановой проверки, руководствуясь ч.ч. 3, 15, 22 ст. 99, ч. 8 ст. 106 Закона о контрактной системе, п.п. 3.34, 3.35 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, Комиссия Псковского УФАС России
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Компания "ЭЛИНА" необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления федеральной антимонопольной службы по Псковской области от 4 октября 2021 г. N 060/06/33-581/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 04.10.2021