Резолютивная часть решения оглашена "30" сентября 2021 года.
В полном объеме решение изготовлено "4" октября 2021 года.
г. Тамбов
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области в составе:
председатель - врио руководителя управления Мазаева С.В.,
члены комиссии:
заместитель начальника отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Иванов В.В.,
ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Четверткова Т.В.,
в присутствии представителей:
ТОГБУЗ "Городская клиническая больница города Котовска (далее - Заказчик) <_>,
ТОГКУ "Региональный центр по организации закупок" - <_.>,
ООО "Медпрепараты" - <_>,
ООО "Химфарм" (заинтересованное лицо) - <_.>,
рассмотрев жалобу ООО "Медпрепараты" (далее - Заявитель) на действия аукционной комиссии ТОГБУЗ "Городская клиническая больница города Котовска" при проведении электронного аукциона на поставку лекарственного препарата Натрия хлорид (извещение N 0864500000221003304) и проведя в соответствии с п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) внеплановую проверку,
УСТАНОВИЛА:
03.09.2021 на сайте единой информационной системы в сфере закупок опубликовано извещение о проведении электронного аукциона на поставку лекарственного препарата Натрия хлорид (извещение N 0864500000221003304) (далее - Аукцион).
Заказчик - ТОГБУЗ "Городская клиническая больница города Котовска".
Уполномоченное учреждение - ТОГКУ "Региональный центр по организации закупок".
Начальная (максимальная) цена контракта - 825 000 руб.
Дата и время окончания подачи заявок - 13.09.2021 в 10:00 часов.
Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в электронном Аукционе от 13.09.2021 подано 8 заявок с порядковыми номерами 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8 которые были допущены к участию в аукционе.
В соответствии с протоколом подведения итогов электронного аукциона от 16.09.2021 аукционной комиссией Заказчика были рассмотрены вторые части заявок следующих участников закупки: ООО "Химфарм" (заявка N 1), ООО "Медснаб" (заявка N 3), ООО НПО "Тамбовфарма" (заявка N 4), ОО "Лекс Фарм" (заявка N 5), ООО "Медпрепараты" (заявка N 6), ООО "Фармкон" (заявка N 8). Заявки участников с номерами 4 и 8 признаны аукционной комиссией не соответствующими требованиям документации об Аукционе. Заявки участников закупки с номерами 1, 3, 5, 6 признаны аукционной комиссией соответсвующими требованиям документации о закупке и сведениям, содержащимся в реестре аккредитованных участников. Победителем аукциона признано ООО "Химфарм" с предложенной ценой контракта 363 000 руб.
По мнению Заявителя (заявка N 6, ООО "Медпрепараты"), действия аукционной комиссии Заказчика являются неправомерными, поскольку ООО "Химфарм" (заявка N 1) не отвечает всей совокупности условий, предусмотренных в пункте 1.4 Приказа Минфина России от 04.06.2018 N 126н "Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Приказ Минфина России от 04.06.2018 N 126н). Документы, представленные ООО "Химфарм" в составе заявки, не подтверждают тот факт, что все стадии производства предлагаемого к поставке лекарственного препарата "Натрия хлорид" осуществляются на территории государств - членов Евразийского экономического союза.
Представители Заказчика, уполномоченного учреждения с доводами жалобы заявителя не согласились, представили письменные пояснения, которые поддержали на заседании Комиссии.
Заинтересованное лицо представило письменные и устные возражения на жалобу Заявителя (вх. от 30.09.2021 N 7311).
Рассмотрение дела N 068/06/69-821/2021 проводилось 29 сентября 2021 года, продолжилось 30 сентября 2021 после перерыва.
Комиссия Тамбовского УФАС России, рассмотрев представленные материалы, доводы Заявителя, пояснения Заказчика и Уполномоченного учреждения, а также проведя внеплановую проверку, установила следующее.
В силу части 3 статьи 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок.
Постановлением Правительства РФ от 30.11.2015 N 1289 установлены ограничения и условия допуска, происходящих из иностранных государств лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Постановление Правительства N1289).
Часть 4 статьи 14 Закона о контрактной системе предусматривает, что федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок по поручению Правительства Российской Федерации устанавливает условия допуска для целей осуществления закупок товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, за исключением товаров, работ, услуг, в отношении которых Правительством Российской Федерации установлен запрет в соответствии с частью 3 настоящей статьи.
Условия допуска определены Приказом Минфина России от 04.06.2018 N 126н "Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Приказ N126н).
Объектом закупки является поставка лекарственного препарата с международным непатентованным наименованием (далее - МНН) "Натрия хлорид" в форме раствора для инфузий.
Согласно перечню жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов для медицинского применения, утвержденному Распоряжением Правительства РФ от 12.10.2019 N2406-р, натрия хлорид включен в указанный перечень.
В силу пункта 1 Приказа N 126н, а также пункта 1 Постановления Правительства N1289 на лекарственные средства, включенные в Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, распространяется сфера применения указанных нормативно-правовых актов.
В соответствии с пунктом 10 статьи 42 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должен быть установлен запрет на допуск товаров, услуг при осуществлении закупок, а также ограничения и условия допуска в соответствии с требованиями, установленными статьей 14 Закона о контрактной системе.
В извещении о проведении электронного аукциона и п. 24 Информационного паспорта Аукциона установлены условия, запреты и ограничения допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в соответствии с приказом Минфина Российской Федерации от 04.06.2018 N 126н, а также ограничения и условия допуска происходящих из иностранных государств лекарственных препаратов согласно Постановления Правительства N 1289.
В соответствии с пунктом 6 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, предусмотренные нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона, в случае закупки товаров, работ, услуг, на которые распространяется действие указанных нормативных правовых актов, или копии таких документов. При отсутствии в заявке на участие в электронном аукционе документов, предусмотренных настоящим пунктом, или копий таких документов эта заявка приравнивается к заявке, в которой содержится предложение о поставке товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами.
Согласно части 1 статьи 69 Закона о контрактной системе аукционная комиссия рассматривает вторые части заявок на участие в электронном аукционе, информацию и электронные документы, направленные заказчику оператором электронной площадки в соответствии с частью 19 статьи 68 настоящего Федерального закона, в части соответствия их требованиям, установленным документацией о таком аукционе.
В соответствии с частью 6 статьи 69 Закона о контрактной системе заявка на участие в электронном аукционе признается не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в случае:
1) непредставления документов и информации, которые предусмотрены частью 11 статьи 24.1, частями 3 и 5 статьи 66 настоящего Федерального закона, несоответствия указанных документов и информации требованиям, установленным документацией о таком аукционе, наличия в указанных документах недостоверной информации об участнике такого аукциона на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе;
2) несоответствия участника такого аукциона требованиям, установленным в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона;
3) предусмотренном нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона.
Исходя из материалов дела, в Аукционе участвовало шесть участников.
В соответствии с протоколом подведения итогов электронного аукциона от 16.09.2021 заявка участника с номером 4 (ООО НПО "Тамбовфарма") и номером 8 (ООО "Фармкон") отклонены аукционной комиссией на основании Постановления Правительства N 1289, поскольку заявки участников закупки содержат предложение о поставке препарата, происходящего из иностранного государства (при условии, что на участие в аукционе подано не менее 2 заявок, которые удовлетворяют требованиям извещения и документации о закупке и содержат предложение о поставке препаратов, страной происхождения которых являются государства - члены Евразийского экономического союза).
Заявки участников закупки с номерами 1, 3, 5, 6 признаны аукционной комиссией соответствующими требованиям документации о закупке и сведениям, содержащимся в реестре аккредитованных участников.
В силу пункта 1(1) Постановления Правительства N 1289, в случае если после отклонения заявок (окончательных предложений) в порядке, установленном пунктом 1 настоящего постановления, хотя бы одна заявка (окончательное предложение) содержит предложение о поставке лекарственных препаратов, все стадии производства которых, в том числе синтез молекулы действующего вещества при производстве фармацевтических субстанций, осуществляются на территориях государств - членов Евразийского экономического союза, и при этом сведения о таких фармацевтических субстанциях в установленном порядке включены в регистрационное досье на эти лекарственные препараты, в отношении таких лекарственных препаратов применяются условия допуска для целей осуществления закупок товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, установленные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
При этом, согласно пункту 1(2) Постановления Правительства N 1289 подтверждением соответствия лекарственного препарата и фармацевтической субстанции требованиям, указанным в пункте 1(1) настоящего постановления, является декларирование участником закупки в заявке (окончательном предложении) сведений о документе, подтверждающем соответствие производителя лекарственных средств для медицинского применения требованиям Правил надлежащей производственной практики Евразийского экономического союза, утвержденных Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 3 ноября 2016 г. N 77 "Об утверждении Правил надлежащей производственной практики Евразийского экономического союза", или Правил надлежащей производственной практики, утвержденных Министерством промышленности и торговли Российской Федерации в соответствии с частью 1 статьи 45 Федерального закона "Об обращении лекарственных средств", и сведений о документе, содержащем сведения о стадиях технологического процесса производства лекарственного средства для медицинского применения, осуществляемых на территории Евразийского экономического союза (в том числе о стадиях производства молекулы действующего вещества фармацевтической субстанции), выдаваемом Министерством промышленности и торговли Российской Федерации в установленном им порядке.
Таким образом, условия допуска для целей осуществления закупок товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, установленные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, применяются при наличии хотя бы одной заявки, содержащей все предусмотренные пунктом 1(2) Постановления Правительства N 1289 документы, подтверждающие соответствие лекарственного препарата и фармацевтической субстанции требованиям пункта 1(1) данного Постановления.
Согласно пункту 1.4 Приказа N126н, в случае отклонения заявок (окончательных предложений) в соответствии с пунктом 1 Постановления N 1289, контракт заключается с участником закупки по предложенной им цене контракта при совокупности следующих условий:
а) заявка (окончательное предложение) такого участника закупки содержит предложение о поставке лекарственных препаратов, все стадии производства которых, в том числе синтез молекулы действующего вещества при производстве фармацевтических субстанций, осуществляются на территориях государств - членов Евразийского экономического союза, и при этом сведения о таких фармацевтических субстанциях включены в государственный реестр лекарственных средств;
б) заявка (окончательное предложение) такого участника закупки соответствует требованиям документации о закупке;
в) таким участником закупки предложена цена контракта, которая является наименьшей среди участников закупки (при наличии таких участников закупки), заявки которых не отклонены в соответствии с пунктом 1 Постановления N 1289 и при этом соответствуют совокупности условий, указанных в подпунктах "а" и "б" настоящего подпункта;
г) таким участником закупки предложена цена контракта, которая не превышает более чем на 25 процентов наименьшее предложение о цене контракта в случае его подачи участником закупки (при наличии такого участника закупки), заявка которого не отклонена в соответствии с пунктом 1 Постановления N 1289, но не соответствует условию, указанному в подпункте "а" настоящего подпункта.
Положения настоящего подпункта не применяются при отсутствии участника закупки, заявка которого соответствует указанным условиям.
По результатам аукциона наименьшую цену контракта - 363 000 рублей предложил участник с заявкой под номером 1 (ООО "Химфарм").
Комиссией Тамбовского УФАС России установлено, что в заявке ООО "Химфарм" к поставке предложен лекарственный препарат "Натрия хлорид" производства ТОО "Келун-Казфарм" (Республика Казахстан, РУ N ЛП-003458 от 16.02.2016), о чем свидетельствует сертификат о происхождении товара.
В подтверждение соответствия лекарственного препарата и фармацевтической субстанции требованиям, указанным в пункте 1(1) Постановления N 1289, ООО "Химфарм" в составе заявки представлен сертификат на соответствие требованиям надлежащих фармацевтических практик в сфере обращения лекарственных средств N 51 от 21.06.2021 (GMP), а также документ, содержащий сведения о стадиях технологического процесса производства лекарственного средства, осуществляемых на территории Евразийского экономического союза (СП-0001055/04/2021 от 30.04.2021).
Исходя из содержания документа СП, в разделе 2.А "Производство фармацевтической субстанции" указан знак "------". Согласно документу СП производство предлагаемого к поставке препарата локализовано со стадии готового лекарственного средства (раздел 2.Б).
Согласно сведениям из государственного реестра лекарственных средств и ответу территориального органа Росздравнадзора по Тамбовской области (вх. от 30.09.2021 N 7320) производство фармацевтической субстанции лекарственного препарата "Натрия хлорид" производства ТОО "Келун-Казфарм" (РУ N ЛП-003458 от 16.02.2016) осуществляется компанией "СиЭнЭсАйСи ХунБо Груп Юньмэн Юньхун Фармасьютикал Ко., Лтд." (Китай).
В данном случае, документы и сведения, содержащиеся в заявке ООО "Химфарм", а также в государственном реестре лекарственных средств, не подтверждают тот факт, что все стадии производства предлагаемого к поставке лекарственного препарата "Натрия хлорид" (производство ТОО "Келун-Казфарм", Республика Казахстан, РУ N ЛП-003458 от 16.02.2016) осуществляются на территории государства - члена Евразийского экономического союза. Доказательств обратного в материалы дела не представлено.
Исходя из установленных обстоятельств Комиссия Тамбовского УФАС России приходит к выводу, что при рассмотрении второй части заявки N 1 (ООО "Химфарм") аукционной комиссией Заказчика нарушен п. 3 ч. 6 ст. 69 Закона о контрактной системе. В составе заявки ООО "Химфарм" предложен лекарственный препарат "Натрия хлорид" (производство ТОО "Келун-Казфарм", Республика Казахстан, РУ N ЛП-003458 от 16.02.2016), который имеет фармацевтическую субстанцию, произведенную в Китае, что не соответствует пп. "а" п. 1.4 Приказа N 126н, поскольку предлагается к поставке препарат, синтез молекулы действующего вещества при производстве фармацевтической субстанции которой, произведен не на территории государств - членов Евразийского экономического союза.
Действия аукционной комиссии содержат признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Комиссия Тамбовского УФАС России приходит к выводу о необходимости выдачи предписания об устранении нарушения законодательства о контрактной системе по данной закупке.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ч.8 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Тамбовского УФАС России
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Медпрепараты" обоснованной.
2. Признать в действиях аукционной комиссии ТОГБУЗ "Городская клиническая больница города Котовска" нарушение п. 3 ч. 6 ст. 69 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику - ТОГБУЗ "Городская клиническая больница города Котовска" и его аукционной комиссии, оператору электронной площадки - АО "Единая электронная торговая площадка" предписание об устранении нарушения требований Закона о контрактной системе.
4. Материалы дела передать уполномоченному должностному лицу Тамбовского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении по ч. 2 ст. 7.30 КоАП РФ.
Настоящее решение в течение трех месяцев со дня его принятия может быть обжаловано в арбитражный суд.
Председатель комиссии С.В. Мазаева
члены комиссии В.В. Иванов
Т.В. Четверткова
Исп. Четверткова Т.В.,
Тел. 72-73-44
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области от 4 октября 2021 г. N 068/06/69-821/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 04.10.2021