Резолютивная часть решения оглашена "01" октября 2021 года.
В полном объеме решение изготовлено "06" октября 2021 года.
г. Тамбов
Комиссия по контролю в сфере закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области (далее - Тамбовское УФАС России) в составе:
председатель - врио руководителя управления Мазаева С.В.,
члены комиссии:
заместитель начальника отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Иванов В.В.,
главный специалист-эксперт отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Козлова Н.Е.,
в присутствии на рассмотрении жалобы представителей:
Управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Тамбовской области - _
общества с ограниченной ответственностью "Тамбовский центр утилизации" - _
рассмотрев жалобу (вх. от 21.10.2019 N 7304) общества с ограниченной ответственностью "Тамбовский центр утилизации" (далее - Заявитель) на действия аукционной комиссии Управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Тамбовской области при проведении электронного аукциона на оказание услуг по утилизации средств индивидуальной защиты органов дыхания и зрения человека от токсичных продуктов горения (извещение N 0164400000121000005) и проведя в соответствии с п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) внеплановую проверку,
УСТАНОВИЛА:
07.09.2021 на сайте Единой информационной системы в сфере закупок опубликовано извещение N 0164400000121000005 о проведении электронного аукциона на оказание услуг по утилизации средств индивидуальной защиты органов дыхания и зрения человека от токсичных продуктов горения (далее - Аукцион).
Заказчик - Управление Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Тамбовской области.
Начальная (максимальная) цена контракта - 550 000 рублей.
По результатам рассмотрения вторых частей заявок на участие в Аукционе аукционная комиссия Заказчика приняла решение: признать победителем Аукциона общество с ограниченной ответственностью "СоюзРубин-Втормет".
Общество с ограниченной ответственностью "Тамбовский центр утилизации", не согласившись с решением аукционной комиссии Заказчика о признании общество с ограниченной ответственностью "СоюзРубин-Втормет", обжаловало его в Тамбовское УФАС России.
Заявитель в жалобе указывает, что победитель Аукциона не имеет права на работу с отходами I класса опасности с кодом ФККО 491 100 00 00 0.
Заказчик представил письменные возражения по существу жалобы и просил отказать в ее удовлетворении по основаниям, указанным в отзыве на жалобу.
Рассмотрение жалобы было назначено на 30.09.2021. После объявленного перерыва рассмотрение продолжилось 01.10.2021.
Комиссия Тамбовского УФАС России, рассмотрев представленные материалы, доводы Заявителя, пояснения Заказчика, а также проведя внеплановую проверку, установила следующее.
В соответствии с частью 6 статьи 69 Закона о контрактной системе заявка на участие в электронном аукционе признается не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в случае:
1) непредставления документов и информации, которые предусмотрены пунктами 1, 3 - 5, 7 и 8 части 2 статьи 62, частями 3 и 5 статьи 66 Закона о контрактной системе, несоответствия указанных документов и информации требованиям, установленным документацией о таком аукционе, наличия в указанных документах недостоверной информации об участнике такого аукциона на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе;
2) несоответствия участника такого аукциона требованиям, установленным в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе.
3) предусмотренном нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 7 статьи 69 Закона о контрактной системе принятие решения о несоответствии заявки на участие в электронном аукционе требованиям, установленным документацией о таком аукционе, по основаниям, не предусмотренным частью 6 статьи 69 Закона о контрактной системе, не допускается.
В документации аукциона предусмотрены требования к участнику закупки (пункт 16 раздела II "Информация о проведении закупки" документации Аукциона) и к составу второй части заявки (пункт 18.2 раздела II "Информация о проведении закупки" документации Аукциона) о наличии у него действующей лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности (с обобщенным кодом ФККО 491 100 00 00 0).
Комиссия Тамбовского УФАС России отмечает, что Заказчиком в документации Аукциона не было установлено требование к участникам закупки о наличии в лицензии определенного класса опасности по степени негативного воздействия на окружающую среду в отношении определенных видов работ, выполняемых в составе лицензируемого вида деятельности, а потому решение комиссии Заказчика в отношении заявки общество с ограниченной ответственностью "СоюзРубин-Втормет" является правомерным.
В дополнении к жалобе Заявитель указывает, что в лицензии ООО "СоюзРубин-Втормет" не указана Тамбовская область как территория осуществления деятельности по транспортированию отходов, а потому, допуск такого участника не обоснован.
Комиссия Тамбовского УФАС России отмечает, что согласно ч. 1 ст. 18 Закона о лицензировании лицензия подлежит переоформлению в случаях реорганизации юридического лица в форме преобразования, изменения его наименования, адреса места нахождения, а также в случаях изменения места жительства, имени, фамилии и (в случае, если имеется) отчества индивидуального предпринимателя, реквизитов документа, удостоверяющего его личность, адресов мест осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем лицензируемого вида деятельности, перечня выполняемых работ, оказываемых услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности, изменения в соответствии с нормативным правовым актом Российской Федерации наименования лицензируемого вида деятельности, перечней работ, услуг, которые выполняются, оказываются в составе конкретных видов деятельности, если необходимость переоформления лицензии определена этим нормативным правовым актом.
Положением о лицензировании конкретного вида деятельности могут устанавливаться виды работ, услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности, выполнение, оказание которых не по адресу места осуществления лицензируемого вида деятельности, указанному в лицензии, не требуют переоформления лицензии (ч. 1.1 ст. 18 Закона о лицензировании).
В развитие вышеуказанных положений Закона о лицензировании, постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2020 N 2290 утверждено Положение о лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности (далее также - Положение N 2290).
Согласно пункту 1 Положения N 2290 настоящее Положение устанавливает порядок лицензирования деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, осуществляемой юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями.
В соответствии с п. 7 Положения N 2290 в случаях, предусмотренных статьей 18 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности", являющихся основанием для переоформления лицензии, в том числе при намерении осуществлять лицензируемый вид деятельности по адресу места его осуществления, не указанному в лицензии (за исключением работ по транспортированию отходов I - IV классов опасности), и (или) выполнять новые работы, составляющие лицензируемый вид деятельности, лицензиат направляет в лицензирующий орган заявление о переоформлении лицензии, в котором указываются сведения об основаниях переоформления лицензии, включая этот адрес и (или) сведения о новых работах в области обращения с отходами I - IV классов опасности, которые лицензиат намерен выполнять (виды отходов I - IV классов опасности и (или) группы, подгруппы отходов I - IV классов опасности с указанием классов опасности видов отходов в соответствующих группах, подгруппах отходов; соответствующие видам отходов и (или) группам, подгруппам отходов виды деятельности).
Пунктом 8 Положения N 2290 установлено, что осуществление деятельности по транспортированию отходов не по адресу осуществления лицензионного вида деятельности, указанному в лицензии, не требует переоформления лицензии.
Из вышеприведенных положений законодательства Российской Федерации следует, что участнику закупки при осуществлении деятельности по транспортированию отходов не по адресу осуществления лицензионного вида деятельности, указанному в лицензии, не требуется переоформления лицензии.
Исходя из вышеизложенного Комиссия Тамбовского УФАС России признает жалобу Заявителя необоснованной.
2. В ходе проведения внеплановой проверки Комиссия Тамбовского УФАС России установила следующие нарушения.
2.1. Пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе предусмотрено, что при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки о соответствии его требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Согласно пункту 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении аукциона в электронной форме должны содержаться требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, а также требование, предъявляемое к участникам такого аукциона в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 настоящего Федерального закона.
Аналогичные требования к участнику закупки должны находить отражение в документации об аукционе в силу части 3 статьи 64 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
При этом, в соответствии с пунктом 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе в составе второй части заявки участника закупки должны находить отражение в том числе документы, подтверждающие соответствие его единым требованиям, указанным в пункте 1 части 1 статьи 31 Федерального закона.
С учетом изложенного, в извещении и документации об электронном аукционе должны содержаться конкретные документы о необходимости подтверждения участника закупки требованиям действующего законодательства по пункту 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе в соответствии со спецификой и содержанием объекта закупки, то есть описанием объекта закупки.
В соответствии с подпунктом 30 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон о лицензировании) лицензированию подлежит деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности.
Отношения в области обращения с отходами I - IV классов опасности регламентируются Федеральным законом N 89-ФЗ от 24.06.1998 "Об отходах производства и потребления" (далее - Закона об отходах производства и потребления), который в том числе определяет классы опасности отходов в соответствии со статьей 4.1 Федерального закона.
Порядок лицензирования деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности регламентируется Постановлением Правительства РФ от 26 декабря 2020 г. N 2290 "О лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности".
Перечень работ, составляющих деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и размещению отходов I - IV классов опасности определен в приложении к Положению N2290.
Так, в указанном перечне содержится 24 лицензируемых видов деятельности, каждый из которых включает наименование деятельности (сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, размещение отходов) и указание класса опасности (I - IV).
В документации аукциона предусмотрены требования к участнику закупки (пункт 16 раздела II "Информация о проведении закупки" документации Аукциона) и к составу второй части заявки (пункт 18.2 раздела II "Информация о проведении закупки" документации Аукциона) о наличии у него действующей лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности (с обобщенным кодом ФККО 491 100 00 00 0).
Однако в документации Аукциона Заказчиком не указаны конкретные виды лицензируемой деятельности согласно Перечню работ, составляющих деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и размещению отходов I - IV классов опасности, которые должны быть указаны в лицензии участника закупки, а также класс опасности отходов, в нарушение пункта 2 части 1, части 3 статьи 64 Закона о контрактной системе.
Указанное нарушение, допущенное Заказчиком при утверждении документации, привело к нарушению прав и законных интересов участников Аукциона на получение полной информации об объекте закупки и условиях участия в Аукционе, в том числе, заявки которых были признаны аукционной комиссией Заказчика несоответствующими требованиям документации о закупке.
2.2. Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В силу пункта 1 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать в том числе наименование, фирменное наименование (при наличии), место нахождения (для юридического лица), почтовый адрес участника такого аукциона, фамилия, имя, отчество (при наличии), паспортные данные, место жительства (для физического лица), номер контактного телефона, идентификационный номер налогоплательщика участника такого аукциона или в соответствии с законодательством соответствующего иностранного государства аналог идентификационного номера налогоплательщика участника такого аукциона (для иностранного лица), идентификационный номер налогоплательщика (при наличии) членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа участника такого аукциона.
На основании части 6 статьи 66 Закона о контрактной системе требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 или 3.1 и 5 настоящей статьи документов и информации, не допускается.
Пунктом 18.2 раздела II "Информация о проведении закупки" документации об электронном аукционе установлены требования к содержанию, составу заявки на участие в аукционе, инструкция по ее заполнению. Согласно данному пункту вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать в том числе следующую информацию: наименование, фирменное наименование (при наличии), место нахождения (для юридического лица), почтовый адрес участника аукциона, фамилия, имя, отчество (при наличии), паспортные данные, место жительства (для физического лица), номер контактного телефона, идентификационный номер налогоплательщика участника аукциона или в соответствии с законодательством соответствующего иностранного государства аналог идентификационного номера налогоплательщика участника аукциона (для иностранного лица), идентификационный номер налогоплательщика (при наличии) учредителей, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа участника аукциона.
Таким образом, из анализа положений аукционной документации следует, что заказчиком предъявляются требования к содержанию и составу второй части заявки на участие в электронном аукционе не в соответствии с пунктом 1 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе в действующей на момент размещения в единой информационной системе извещения и аукционной документации редакции (неправомерно включено в аукционную документацию требование, о том, что вторая часть заявки участника закупки на участие в аукционе должна содержать идентификационный номер налогоплательщика (при наличии) учредителей), что является нарушением пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
2.3. Частью 3 статьи 64 Закона о контрактной системе установлено, что документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 настоящей статьи информацией должна содержать требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.
Согласно части 1.1 статьи 31 Закона о контрактной системе заказчик вправе установить требование об отсутствии в предусмотренном настоящим Федеральным законом реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации об участнике закупки, в том числе информации о лицах, указанных в пунктах 2 и 3 части 3 статьи 104 настоящего Федерального закона.
Согласно пункту 2 части 3 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается следующая информация об участниках закупок, поставщиках (подрядчиках, исполнителях): фамилии, имена, отчества (при наличии), идентификационные номера налогоплательщика (аналог идентификационного номера налогоплательщика в соответствии с законодательством соответствующего иностранного государства для иностранного лица) членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа. Если полномочия единоличного исполнительного органа переданы в соответствии с законодательством Российской Федерации другому лицу (управляющему, управляющей организации), в реестр недобросовестных поставщиков также включаются фамилия, имя, отчество (при наличии) управляющего, наименование управляющей организации и идентификационный номер налогоплательщика (аналог идентификационного номера налогоплательщика в соответствии с законодательством соответствующего иностранного государства для иностранного лица).
В пункте 16 раздела II "Информация о проведении закупки" документации об электронном аукционе установлено, в том числе, следующее требование к участникам закупки: "об отсутствии в предусмотренном Федеральным законом N 44-ФЗ реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации об участнике закупки, в том числе информации об учредителях, о членах коллегиального исполнительного органа, лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа участника закупки - юридического лица".
Указанное положение документации Аукциона противоречит требованиям ч. 1.1 ст. 31 Закона о контрактной системе, действующим на момент размещения извещения о проведении рассматриваемого Аукциона, что является нарушением ч. 3 ст. 64 Закона о контрактной системе.
2.4. Частью 13.1 статьи 34 Закона о контрактной системе определено, что срок оплаты заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта должен составлять не более тридцати дней с даты подписания заказчиком документа о приемке, предусмотренного частью 7 статьи 94 настоящего Федерального закона, за исключением случаев, если иной срок оплаты установлен законодательством Российской Федерации, случая, указанного в части 8 статьи 30 настоящего Федерального закона, а также случаев, когда Правительством Российской Федерации в целях обеспечения обороноспособности и безопасности государства установлен иной срок оплаты.
Согласно части 8 статьи 30 Закона о контрактной системе в случае, если в извещении об осуществлении закупки установлены ограничения в соответствии с частью 3 настоящей статьи, в контракт, заключаемый с субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, включается обязательное условие об оплате заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта не более чем в течение пятнадцати рабочих дней с даты подписания заказчиком документа о приемке, предусмотренного частью 7 статьи 94 настоящего Федерального закона.
Согласно извещению о проведении Аукциона закупка осуществляется у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций.
В пункте 2.11 проекта государственного контракта Заказчиком установлено, в том числе, следующее: "В случае отказа или уклонения Исполнителя от подписания Акта взаимосверки обязательств Заказчик вправе не производить оплату по настоящему контракту до предоставления Исполнителем документов об уплате неустойки (штрафов, пени)".
Однако, право Заказчика производить оплату товара только после перечисления поставщиком (подрядчиком, исполнителем) штрафа, пени не предусмотрено действующим законодательством о контрактной системе.
Таким образом, Комиссия Тамбовского УФАС России приходит к выводу, что действия Заказчика нарушают ч. 8 ст. 30 Закона о контрактной системе.
В действиях Заказчика содержатся признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ч.8 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Тамбовского УФАС России
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Тамбовский центр утилизации" необоснованной.
2. Признать Управление Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Тамбовской области нарушившим ч. 8 ст. 30, п.2 ч. 1 ст. 64, ч. 3 ст. 64 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Управлению Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Тамбовской области, его аукционной комиссии, оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении нарушения законодательства о контрактной системе и пересмотре вторых частей заявок на участие в аукционе.
4. Передать материалы дела лицу, уполномоченному возбуждать дела об административных правонарушениях, для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении по ч. 4.2 ст.7.30 КоАП РФ.
В соответствии с ч. 9 ст. 106 Закона о контрактной системе настоящее решение в течение трех месяцев со дня его принятия может быть обжаловано в арбитражный суд Тамбовской области по адресу: 392000, г. Тамбов, ул. Пензенская, 67/12.
Председатель комиссии С.В. Мазаева
Члены комиссии В.В. Иванов
Н.Е. Козлова
Исп.: Иванов В.В. тел: 8 (4752) 72-73-44
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области от 6 октября 2021 г. N 068/06/69-822/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 06.10.2021