Резолютивная часть решения оглашена 04.10.2021
В полном объеме решение изготовлено 07.10.2021
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии: |
Ливончик В.А. |
- |
заместителя руководителя управления-начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
Членов Комиссии: |
Воронковой Д.А. |
- |
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
|
Кулезневой Е.В. |
- |
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
руководствуясь статьями 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), рассмотрев жалобу ООО "СА Интернешнл" на действия заказчика при проведении электронного аукциона N 52495-2021-ЭА-2486 на капитальный ремонт АПС и СОУЭ (извещение N 0169300000321002549), при дистанционном участии:
- представителя МОУ "Средняя общеобразовательная школа N 63" г. Магнитогорска (далее - заказчик) Ждановой Ж.А., действующего на основании доверенности N 198 от 30.09.2021;
- представителей Администрации города Магнитогорска (далее - уполномоченный орган) Горбатовой О.Н., Владимировой О.В., Щербина К.В., действующих на основании доверенностей;
- представителя ООО "СА Интернешнл" (далее - заявитель, Общество) Максимова А.В., действующего на основании доверенности,
У С Т А Н О В И Л А:
В Челябинское УФАС России 28.09.2021 поступила жалоба ООО "СА Интернешнл" на действия заказчика при проведении электронного аукциона N 52495-2021-ЭА-2486 на капитальный ремонт АПС и СОУЭ (извещение N 0169300000321002549) (далее - аукцион).
Согласно представленным документам заказчик 20.09.2021 объявил о проведении аукциона путем опубликования в единой информационной системе www.zakupki.gov.ru извещения о закупке.
Начальная (максимальная) цена контракта - 1 103 571,60 рублей.
Дата и время окончания срока подачи заявок на участие в аукционе - 29.09.2021 в 08:00.
На дату рассмотрения жалобы контракт не заключен.
По мнению заявителя, заказчиком в нарушение законодательства о контрактной системе в извещении о проведении аукциона, в аукционной документации не установлен запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, предусмотренный Постановлением Правительства РФ от 30.04.2020 N 616.
Представители заказчика, уполномоченного органа с доводами жалобы заявителя не согласились, представили письменные пояснения, которые поддержали на заседании Комиссии, и указали, что оборудование и материалы, используемые при выполнении работ, не попадают под действие запрета, установленного Постановлением Правительства РФ от 30.04.2020 N 616.
Заслушав пояснения сторон, изучив представленные документы и материалы, руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам.
В соответствии с частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок.
Согласно пункту 10 статьи 42 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должна содержаться, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, информация об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если данные условия, запреты и ограничения установлены заказчиком в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе.
В силу пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с пунктом 6 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона и (или) предлагаемых им товара, работы или услуги условиям, запретам и ограничениям, установленным заказчиком в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе, или копии этих документов.
Постановлением Правительства РФ от 30.04.2020 N 616 предусмотрен запрет на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства.
Согласно пункту 1 Постановления Правительства РФ от 30.04.2020 N 616 запрет установлен на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд по перечню согласно приложению.
В силу пункта 4 Постановления Правительства РФ от 30.04.2020 N 616 запреты, установленные пунктами 1 и 2 настоящего постановления, распространяются в том числе на товары, поставляемые заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг, а также являющиеся предметом аренды и (или) лизинга.
Заказчиком в материалы дела представлен перечень материалов и оборудования, используемых при выполнении работ.
В данном перечне содержится информация о материалах и оборудовании со следующими кодами ОКПД 2: 26.30.50.114, 26.30.50.129, 26.30.50.121, 27.90.12.110, 27.12.24.190, 26.20.40.110, 27.20.23.190, 26.40.42.110, 27.32.13.111, 27.32.13.141, 22.22.13.000, 27.32.13.190, 27.33.13.130, 24.10.71.111, 27.90.40.190, 27.12.22.000.
При этом, ни один из перечисленных кодов не включен в перечень к Постановлению Правительства РФ от 30.04.2020 N 616.
Более того, исходя из содержания аукционной документации, проекта контракта, не представляется возможным сделать вывод о том, что материалы и оборудование являются поставляемыми товарами.
Так, в соответствии с частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе требования к составу первой части заявки должны быть установлены с учетом объекта закупки, что свидетельствует о необходимости указания в документации об аукционе данных требований в зависимости от того, что является предметом контракта: поставка товара, выполнение работ (оказание услуг) без поставки товара, выполнение работ (оказание услуг) с поставкой товара.
В силу пункта 1 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки на выполнение работ или оказание услуг первая часть заявки на участие в аукционе должна содержать согласие на выполнение работ, оказание услуг на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе и не подлежащих изменению по результатам проведения электронного аукциона (такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки).
Требование об указании конкретных показателей товара, наименования страны происхождения товара устанавливается при осуществлении закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг (пункт 2 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе).
В данном случае, в пункте 16.1 аукционной документации заказчиком предусмотрено требование о предоставлении участниками закупки исключительно согласия на выполнение работ на условиях, предусмотренных аукционной документацией. Требование об указании в заявке конкретных показателей товара, наименования страны происхождения товара в документации отсутствует. С учетом изложенного, не представляется возможным установить тот факт, что заказчик при выполнении работ приобретает товары.
Более того, из пунктов 2.6, 4.2 проекта контракта следует, что заказчиком осуществляется приемка и оплата исключительно выполненных работ.
Так, оплата фактически выполненных работ осуществляется в течение 15 рабочих дней с даты подписания заказчиком акта сдачи-приемки выполненных работ, на основании выставленных подрядчиком акта выполненных работ (форма КС-2), справки о стоимости выполненных работ и затрат (форма КС-3), на основании выставленных подрядчиком счета, счет-фактуры, в которых должны быть указаны номер и дата контракта, а также реквизиты, необходимые для оплаты.
При завершении выполнения работ по контракту подрядчик обязан письменно уведомить заказчика, лицо, осуществляющее строительный контроль от имени заказчика (при его наличии), об их завершении с приложением документов в объеме, необходимом для сдачи-приемки выполненных работ, в том числе:
- подписанного со своей стороны акта сдачи-приемки выполненных работ в отношении вида или этапа работ (форма N КС-2);
- справки о стоимости выполненных работ и затрат (форма N КС-3), составленная на основании актов о приемке выполненных работ (форма N КС-2);
- исполнительной документации на выполненные работы в составе и объеме, предусмотренном законодательством и Контрактом, в том числе на электронном носителе, с приложением перечня входящих в ее состав документов;
- счета на оплату работ и счета-фактуры.
Таким образом, из документации о закупке и проекта контракта не следует, что при выполнении работ заказчик приобретает товары, в том числе не определен порядок приемки и оплаты указанных товаров, не указано, что предмет контракта включает в себя приобретение и поставку товара, что свидетельствует о заключении заказчиком договора подряда без условия о поставке материалов в качестве товара. Доказательств обратного заявителем в материалы дела не представлено.
Относительно изменений, внесенных Постановлением Правительства РФ от 28.08.2021 N 1432 в Постановление Правительства РФ от 30.04.2020 N 616, в соответствии с которыми перечень к указанному постановлению дополнен следующими товарами: 26.11.30 "Схемы интегральные электронные"; 26.12.30 "Карты со встроенными интегральными схемами (смарт-карты)", 26.20.11 "Компьютеры портативные массой не более 10 кг, такие, как ноутбуки, планшетные компьютеры, карманные компьютеры, в том числе совмещающие функции мобильного телефонного аппарата, электронные записные книжки и аналогичная компьютерная техника", 26.20.13 "Машины вычислительные электронные цифровые, содержащие в одном корпусе центральный процессор и устройство ввода и вывода, объединенные или нет для автоматической обработки данных", 26.20.14 "Машины вычислительные электронные цифровые, поставляемые в виде систем для автоматической обработки данных", 26.20.15 "Машины вычислительные электронные цифровые прочие, содержащие или не содержащие в одном корпусе одно или два из следующих устройств для автоматической обработки данных: запоминающие устройства, устройства ввода, устройства вывода", 27.40.39 "Светильники и осветительные устройства прочие, не включенные в другие группировки", Комиссия антимонопольного органа считает необходимым отметить следующее.
В соответствии с пунктом 2 Постановления Правительства РФ от 28.08.2021 N 1432 данный документ вступил в силу со дня официального опубликования (опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru - 31.08.2021) и не применяется к закупкам, извещения (приглашения) о которых размещены (направлены) до 31.08.2021.
Исходя из пояснений заказчика, перечень оборудования и материалов, используемых при выполнении работ, содержится в проектной документации, которая получила положительное заключение государственной экспертизы 07.06.2021 (номер 74-1-1-2-029638-2021), т.е. до вступления в силу изменений, предусмотренных Постановлением Правительства РФ от 28.08.2021 N 1432.
С учетом указанных обстоятельств, Комиссии Челябинского УФАС России не представляется возможным сделать вывод о необходимости установления в рамках настоящей закупки запрета, предусмотренного Постановлением Правительства РФ от 30.04.2020 N 616.
В данном случае, Комиссия не усматривает в действиях заказчика нарушения законодательства о контрактной системе в части отсутствия в аукционной документации информации об установлении запрета, предусмотренного Постановлением Правительства РФ от 30.04.2020 N 616.
Таким образом, доводы жалобы заявителя являются необоснованными.
На заседании Комиссии заявителем представлены дополнения к жалобе, согласно которым в действиях заказчика имеются признаки недобросовестной конкуренции.
Вместе с тем, антимонопольный орган считает необходимым отметить, что Законом о контрактной системе не предусматривается подача дополнений к жалобе.
Более того, представление заявителем дополнений к жалобе не позволяет заказчику обосновать свою позицию по указанным дополнительным доводам, что, в свою очередь, приводит к нарушению баланса интересов сторон.
Также Комиссия отмечает, что в соответствии со статьей 4 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" недобросовестная конкуренция - это любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации.
В данном случае, МОУ "Средняя общеобразовательная школа N 63" г. Магнитогорска не является хозяйствующим субъектом, что в свою очередь исключает возможность установления в действиях заказчика факта наличия признаков недобросовестной конкуренции.
Комиссия, руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе и приказом ФАС России от 19 ноября 2014 года N 727/14 "Об утверждении административного регламента ФАС по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
Признать доводы жалобы ООО "СА Интернешнл" на действия заказчика при проведении электронного аукциона N 52495-2021-ЭА-2486 на капитальный ремонт АПС и СОУЭ (извещение N 0169300000321002549) необоснованными.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии В.А. Ливончик
Члены комиссии Д.А. Воронкова
Е.В. Кулезнева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 7 октября 2021 г. N 074/06/105-2659/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 07.10.2021