Комиссия по контролю в сфере закупок на территории Астраханской области, утвержденная приказом руководителя Астраханского УФАС России (далее - Комиссия), в составе:
председателя комиссии
Потылицына П.Л. - заместителя руководителя - начальника отдела товарных рынков и естественных монополий Астраханского УФАС России (далее также Управление);
членов комиссии:
Русскиной И.В.- главного специалиста-эксперта отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления;
Умеровой Р.Р. - главного специалиста-эксперта отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления;
в отсутствие представителя заявителя ООО "Стройтраст" и в присутствии представителей государственного заказчика ГКУ АО "Управление по капитальному строительству Астраханской области" Березкиной И.А. (доверенность от 19.04.2021 N05-1553), Хан В.О. (доверенность от 01.03.2021 N05/754), рассмотрев жалобу ООО "Стройтраст" на действия государственного заказчика ГКУ АО "Управление по капитальному строительству Астраханской области" при проведении открытого конкурса в электронной форме на выполнение комплексных планировочных, изыскательских и проектных работ по объекту: "Водоснабжение с. Икряное Икрянинского района Астраханской области" (реестровый N0325200006721000032), на основании ст.99, ст.105, ст.106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Астраханское УФАС России 23.09.2021 поступила жалоба ООО "Стройтраст" (далее - Заявитель, Общество) на действия государственного заказчика ГКУ АО "Управление по капитальному строительству Астраханской области" (далее - Заказчик) при проведении открытого конкурса в электронной форме на выполнение комплексных планировочных, изыскательских и проектных работ по объекту: "Водоснабжение с. Икряное Икрянинского района Астраханской области" (реестровый N0325200006721000032) (далее - электронный конкурс).
По мнению Заявителя, конкурсная документация на право заключить контракт на выполнение комплексных планировочных, изыскательских и проектных работ по объекту: "Водоснабжение с. Икряное Икрянинского района Астраханской области" (реестровый N0325200006721000032) (далее - конкурсная документация) не соответствует требованиям Закона о контрактной системе.
На основании вышеизложенного Заявитель просит рассмотреть жалобу по существу и принять меры в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
По результатам рассмотрения жалобы и проведения внеплановой проверки установлено следующее.
04.08.2021 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт) размещены извещение о проведении электронного конкурса и документация о нем.
09.09.2021 Заказчик внес изменения в конкурсную документацию, о чем было размещено на официальном сайте (данная редакция является предметом проверки).
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, ненадлежащим образом установившего порядок оценки заявок.
Пунктом 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе установлено, что конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме в соответствии с Законом о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает критерий квалификации участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Согласно части 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила).
В соответствии с пунктом 3 Правил "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
Согласно пункту 10 Правил в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.
Пунктом 11 Правил установлено, что для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.
Однако частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе установлено, что порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации. Заказчик для целей оценки заявок, окончательных предложений участников закупки в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы) на товары, работы, услуги, вправе не использовать критерии, указанные в пунктах 1 и 2 части 1 данной статьи.
Согласно части 9 статьи 32 Закона о контрактной системе не допускается использование заказчиком не предусмотренных настоящей статьей критериев или их величин значимости, установленных частью 6 данной статьи и в соответствии с частью 8 данной статьи. В случае невыполнения заказчиком требования настоящей части определение поставщика (подрядчика, исполнителя) может быть признано недействительным по иску участника или участников закупки.
Частью 1 статьи 8 Закона о контрактной системе установлено, что контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
В соответствии с частью 2 статьи 8 Закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок
В соответствии с пунктом 3 Правил оценки заявок окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N1085 (далее - Правила оценки заявок) определено, что оценка - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями Правил оценки заявок, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
Согласно пункту 27 Правила оценки заявок показателями нестоимостного критерия оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" могут быть следующие показатели (с учетом особенностей, предусмотренных пунктами 27(1) и 27(4) настоящих Правил):
а) квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг;
б) опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема;
в) обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ, оказания услуг;
г) обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами;
д) деловая репутация участника закупки.
Из содержания норм о контрактной системе в сфере закупок следует, что установление показателей, раскрывающих содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающих особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по таким критериям, и соответствующих им величин значимости является правом заказчика, но такое установление не должно быть произвольным или направленным на создание неравных условий для участников закупки.
Согласно разделу IV Конкурсной документации в рамках Показателя N2 Критерия оценивается количество надлежаще исполненных (с учетом правопреемства) контрактов и / или договоров (далее - контрактов) на выполнение работ сопоставимого характера и объема работ за период с 2018 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме. Предельно необходимое максимальное значение по данному показателю составляет 3 (три) контракта, при этом стоимость такого одного исполненного контракта должна составлять не менее 30 процентов начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), на право заключить который проводится закупка.
Под работами сопоставимого характера и объема работ подразумевается выполнение работ (и/или оказание услуг) по разработке проектной документации на объекты капитального строительства.
Для подтверждения должны быть представлены в составе заявки следующие документы:
- копии исполненных контрактов на выполнение работ сопостовимого характера и объема работ, со всеми приложениями и (или) изменениями к ним (при наличии);
- копия акта (актов) приемки выполненных работ, подписанных обеими сторонами, на полную сумму выполнения работ, указанную в контрактах;
- копии положительных заключений государственной экспертизы результатов проектной документации и результатов инженерных изысканий и копии положительных заключений государственной экспертизы о проверке достоверности определения сметной стоимости объекта;
- таблица по показателю N 2 "Опыт участника закупки по контрактам на выполнение работ сопоставимого характера и объема работ".
Таким образом, заявки на участие в Конкурсе, содержащие договоры (контракты) на выполнение работ сопоставимого характера, цена которых составляет менее 30% начальной (максимальной) цены контракта не могут быть оценены Конкурсной комиссией по Показателю N2 Критерия, вследствие наличия ограничения цены указанных контрактов (договоров), что не соответствует Правилам.
Учитывая, что Правилами не предусмотрено право заказчика устанавливать характеристики показателей, предусмотренных пунктом 27(2) Правил, Комиссия приходит к выводу, что требования порядка оценки Конкурсной документации в части установления требований к минимальной стоимости контрактов (договоров), предоставляемых участниками закупки к оценке, не соответствуют требованиям пункта 27(2) Правил, а также Закона о контрактной системе.
Кроме того, Комиссия, изучив порядок оценки по Критерию, приходит к выводу, что положение порядка оценки Конкурсной документации о том, что в рамках Показателя N2 Критерия оценивается количество надлежаще исполненных (с учетом правопреемства) контрактов и / или договоров (далее - контрактов) на выполнение работ сопоставимого характера и объема работ за период с 2018 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, приводит к ограничению прав участников закупки, имеющих исполненные контракты (договоры) ранее указанного срока (например, за 5 лет до даты окончания подачи заявок на участие в Конкурсе).
При установлении критериев оценки в части предоставления опыта участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема необходимо руководствоваться сроками, установленными Постановлением Правительства РФ от 04.02.2015 N99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям".
Кроме того, из жалобы Заявителя следует, что Заказчиком в Конкурсной документации неправомерно установлено требование о предоставлении контрактов (договоров) с приложениями.
Вместе с тем Комиссия приходит к выводу, что отсутствие всех приложений в составе заявки на участие в Конкурсе (ПСД, формы актов и т.д.) к исполненному контракту (договору), не свидетельствует об отсутствии у участника закупки, подавшего такую заявку, требуемого опыта выполнения работ.
Заказчик, ненадлежащим образом установивший показатели к критериям оценки, признается Комиссией нарушившим пункт 8 части 1 статьи 54.3 и части 8, 9 статьи 32, статью 8 Закона о контрактной системе, что содержит признаки административного правонарушения, ответственность за совершение, которого предусмотрена частью 4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Комиссия Управления считает необходимым выдать Заказчику предписание об устранении вышеуказанных нарушений.
Основываясь на изложенном, руководствуясь пунктом 2 части 22 статьи 99 и частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе,
На основании вышеизложенного, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Стройтраст" на действия государственного заказчика ГКУ АО "Управление по капитальному строительству Астраханской области" при проведении открытого конкурса в электронной форме на выполнение комплексных планировочных, изыскательских и проектных работ по объекту: "Водоснабжение с. Икряное Икрянинского района Астраханской области" (реестровый N0325200006721000032) обоснованной.
2. Признать государственного заказчика ГКУ АО "Управление по капитальному строительству Астраханской области" нарушившим части 8, 9 статьи 32, пункт 8 части 1 статьи 54.3 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" при проведении открытого конкурса в электронной форме на выполнение комплексных планировочных, изыскательских и проектных работ по объекту: "Водоснабжение с. Икряное Икрянинского района Астраханской области" (реестровый N0325200006721000032).
3. Выдать государственному заказчику ГКУ АО "Управление по капитальному строительству Астраханской области" предписание при проведении открытого конкурса в электронной форме на выполнение комплексных планировочных, изыскательских и проектных работ по объекту: "Водоснабжение с. Икряное Икрянинского района Астраханской области" (реестровый N0325200006721000032).
4. Передать материалы дела должностному лицу Астраханского УФАС России, уполномоченному на составление протокола об административном правонарушении, для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства.
Примечание: настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Председатель комиссии П.Л.Потылицын
Члены комиссии: И.В.Русскина
Р.Р.Умерова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области от 29 сентября 2021 г. N 030/06/54.3-1263/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 04.10.2021