Комиссия по контролю в сфере закупок на территории Астраханской области, утвержденная приказом руководителя Астраханского УФАС России (далее - Комиссия), в составе:
председателя комиссии
Потылицына П.Л. - заместителя руководителя - начальника отдела товарных рынков и естественных монополий Астраханского УФАС России (далее также - Управление);
членов комиссии:
Русскиной И.В. - главного специалиста-эксперта отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления;
Умеровой Р.Р. - главного специалиста-эксперта отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления;
в присутствии представителей государственного заказчика ФКУ Упрдор "Каспий" Дибаева М.М. (доверенность от 22.01.2021 N8-ЮК), Веселова Н.О. (доверенность от 22.01.2021 N7-ЮК) и в присутствии представителя заявителя ООО "Ант-Строй" Шихшабековой З.М. (доверенность от 30.09.2021 N1), рассмотрев жалобу ООО "Ант-Строй" на действия конкурсной комиссии государственного заказчика ФКУ Упрдор "Каспий" при проведении электронного конкурса на право заключить на капитальный ремонт автомобильной дороги Р-22 "Каспий" автомобильная дорога М-4 "Дон" - Тамбов - Волгоград - Астрахань, подъезд к г.Элиста на участке км 223+000 - км 230+000, Республика Калмыкия (номер извещения: 0318100043421000050), на основании статей 99, 105, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе; Закон 44-ФЗ),
УСТАНОВИЛА:
В Астраханское УФАС России 28.09.2021 поступила жалоба ООО "Ант-Строй" (далее - Заявитель; Общество) на действия конкурсной комиссии государственного заказчика ФКУ Упрдор "Каспий" (далее - Заказчик) при проведении электронного конкурса на капитальный ремонт автомобильной дороги Р-22 "Каспий" автомобильная дорога М-4 "Дон" - Тамбов - Волгоград - Астрахань, подъезд к г.Элиста на участке км 223+000 - км 230+000, Республика Калмыкия (номер извещения: 0318100043421000050) (далее - электронный конкурс).
Согласно доводу жалобы Заявителя, конкурсной комиссией неправомерно присвоено низкое количество баллов заявке Заявителя по показателю "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" критерия "Нестоимостные критерии".
По результатам рассмотрения жалобы и проведения внеплановой проверки установлено следующее.
Заказчик разместил 09.08.2021 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок - www.zakupki.gov.ru извещение о проведении электронного конкурса и документацию об этом конкурсе.
31.08.2021 Заказчик внес изменения в конкурсную документацию, о чем разместил на официальном сайте.
Согласно части 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии:
1) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В соответствии с части 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации. Заказчик для целей оценки заявок, окончательных предложений участников закупки в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы) на товары, работы, услуги, вправе не использовать критерии, указанные в пунктах 1 и 2 части 1 настоящей статьи.
Пунктом 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе установлено, что конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме в соответствии с Законом о контрактной системе.
Согласно пункту 3 Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1085 (далее - Правила), "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
В соответствии с пунктом 11 Правил по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения. Для оценки заявок (предложений) по нестоимостным критериям оценки (показателям) заказчик вправе устанавливать предельно необходимое минимальное или максимальное количественное значение качественных, функциональных, экологических и квалификационных характеристик, которые подлежат оценке в рамках указанных критериев. В этом случае при оценке заявок (предложений) по таким критериям (показателям) участникам закупки, сделавшим предложение, соответствующее такому значению, или лучшее предложение, присваивается 100 баллов. Сумма величин значимости показателей критерия оценки должна составлять 100 процентов.
На основании изложенного, при наличии в документации о закупке показателей нестоимостного критерия, порядок оценки должен содержать:
1) значимость в отношении каждого показателя, которая в соответствии с пунктом 3 Правил является выраженным в процентах весом показателя;
2) сумму величин значимости показателей критерия оценки в размере 100 процентов;
3) формулу расчета или шкалу количества баллов, предусматривающую присвоение по каждому показателю от 0 до 100 баллов (для дальнейшего умножения на коэффициент значимости показателя).
В силу части 6 статьи 54.7 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия осуществляет оценку вторых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, в отношении которых принято решение о соответствии требованиям, установленным конкурсной документацией, для выявления победителя такого конкурса на основе критериев, указанных в конкурсной документации и относящихся ко второй части заявки (при установлении этих критериев в конкурсной документации). Оценка указанных заявок не осуществляется в случае признания открытого конкурса в электронной форме не состоявшимся в соответствии с частью 9 статьи 54.7 Закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 6 статьи 106 Закона о контрактной системе рассмотрение жалобы не осуществляется в отношении результатов оценки заявок на участие в конкурсе, в запросе предложений, окончательных предложений в соответствии с указанными в пунктом 3 и пунктом 4 частью 1 статьи 32 Закона о контрактной системе критериями оценки этих заявок, окончательных предложений.
Таким образом, предмет жалобы о присвоении результатов оценки по нестомостному критерию оценки "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" не относится к компетенции Комиссии Управления, и обжаловать такие результаты оценки заявок возможно исключительно в судебном порядке.
Вместе с тем Комиссией Управления проводится проверка действий конкурсной комиссии Заказчика в части применения установленного в конкурсной документации порядка оценки заявок на участие в открытом конкурсе.
Комиссией Управления установлено, что порядком оценки заявок участников закупок по показателю "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" предусмотрены следующие положения: "Коэффициент значимости критерия: 0,40.
В соответствии с пунктом 10 Правил в отношении нестоимостного критерия оценки "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" предусмотрены показатели, раскрывающие содержание критерия оценки и учитывающие особенности оценки по критерию, согласно таблице:
N п/п |
Наименование показателя |
Значимость показателя |
Коэффициент значимости показателя |
1. |
Квалификация участника закупки, выраженная в опыте участника по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема - |
100% |
1 |
Оценка по показателю "Квалификация участника закупки, выраженная в опыте участника по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема".
Количество баллов, присуждаемых по показателю "Квалификация участника закупки, выраженная в опыте участника по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема" (), определяется по формуле:
,
где:
КЗ - коэффициент значимости показателя (КЗ=1).
- предложение участника закупки, заявка (предложение) которого оценивается;
- максимальное предложение из предложений по показателю критерия оценки, сделанных участниками закупки.
По показателю "Квалификация участника закупки, выраженная в опыте участника по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема" под успешно выполненными участником закупки работами сопоставимого характера и объема в настоящей конкурсной документации понимаются успешно выполненные участником работы соответствующие основному виду работ, на выполнение которых заключается контракт по результатам настоящего конкурса. Сопоставимым считается объект на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу линейных объектов капитального строительства.
По показателю опыт подтверждается предоставлением копий контрактов (договоров), заключенных и надлежаще исполненных участником на выполнение указанных работ, за период с 2016 по 2021 гг. (включительно).
Показатель квалификации участника определяется исходя из заявленных участником в примерной форме "Опыт участника по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема" (Приложение N1 к конкурсной документации) сведений об исполненных контрактах (договорах), с приложением к указанной форме копий ранее исполненных контрактов (договоров).
Количество предоставленных участником (контрактов) не ограничивается.
Непредставление информации по показателю "Квалификация участника закупки, выраженная в опыте участника по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема" не влечет отклонение заявки участника и не влияет на допуск участника к конкурсу.
Участнику, не представившему информацию по показателю присваивается 0 баллов.
В случае, если дата заключения контракта (договора) будет не соответствовать установленному периоду (за период с 2016 по 2021 гг. (включительно) и (или) выполненные работы по прилагаемым контрактам (договорам) будут не соответствовать работам сопоставимого характера, то для оценки заявки по данному показателю данный контракт учитываться не будет.
При оценке заявок по критерию "Квалификация участника закупки, выраженная в опыте участника по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема" лучшим условием исполнения контракта (договора) по указанному критерию для участника является наибольшее значение критерия оценки, выраженное в общей стоимости исполненных контрактов (договоров)".
В составе жалобы Заявитель указывает, что конкурсной комиссией Заказчика неправомерно не оценены документы, представленные в составе заявки Общества по показателю "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации", поскольку согласно протоколу рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме от 20.09.2021 конкурсной комиссией Заказчика оценен один контракт из представленных четырех с общей стоимостью 189 391, 562 тыс. руб.
Согласно пункту 5 части 7 статьи 54.7 Закона о контрактной системе результаты рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме фиксируются в протоколе рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, подписываемом всеми присутствующими на заседании членами конкурсной комиссии не позднее даты окончания рассмотрения вторых частей заявок. Данный протокол должен содержать, в том числе, информацию о порядке оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме по критериям, установленным конкурсной документацией, и решении каждого присутствующего члена конкурсной комиссии в отношении каждого участника открытого конкурса в электронной форме о присвоении ему баллов по таким критериям, за исключением критерия, указанного в пункте 3 части 1 статьи 32 Закона о контрактной системе.
На заседании Комиссии Управления было установлено, что Обществом в составе заявки в качестве подтверждения опыта представлено 4 контракта из которых лишь один (Капитальный ремонт Автомобильной дороги Р-217 "Кавказ" автомобильная дорога М-4 "Дон"-Владикавказ-Грозный-Махачкала-граница с Азербайджанской Республикой на участке км 559+500 - км 563+100 Республика Северная Осетия - Алания) соответствует требованиям конкурсной документации.
Представленный в заявке контракт (договор) на "Строительство автомобильной дороги ул. Сакалова км 0-3 км с. Экажево Республики Ингушетия" не соответствует требованиям конкурсной документации и не засчитан в качестве опыта по причине того, что комиссией при рассмотрении и оценке заявки выявлен факт отсутствия выполнения работ по указанному объекту, а именно:
в соответствии с пунктом 1 статьи 5 Федерального закона от 08.11.2007 N257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N257-ФЗ) Автомобильные дороги в зависимости от их значения подразделяются на:
1) автомобильные дороги федерального значения;
2) автомобильные дороги регионального или межмуниципального значения;
3) автомобильные дороги местного значения;
4) частные автомобильные дороги.
Дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения осуществляется за счет средств местных бюджетов, иных предусмотренных законодательством Российской Федерации источников финансирования, а также средств физических или юридических лиц, в том числе средств, привлеченных в порядке и на условиях, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях.
Дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения осуществляется за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, иных предусмотренных законодательством Российской Федерации источников финансирования, а также средств юридических лиц и физических лиц, в том числе средств, привлеченных в порядке и на условиях, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях.
Дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог федерального значения осуществляется за счет средств федерального бюджета, иных предусмотренных законодательством Российской Федерации источников финансирования, а также средств юридических лиц и физических лиц, в том числе средств, привлеченных в порядке и на условиях, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях.
Согласно пункту 2 статьи 1 Закона о контрактной системе настоящий Федеральный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, в части, касающейся в том числе определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Пунктом 1 статьи 15 Закона о контрактной системе установлено, что бюджетные учреждения осуществляют закупки за счет субсидий, предоставленных из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, и иных средств в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона.
Как следует из пояснений представителей Заказчика, определение подрядчика по объекту "Строительство автомобильной дороги ул. Сакалова км 0-3 км с. Экажево Республики Ингушетия" проводится путем проведения конкурентных процедур (в рамках Закона о контрактной системе) и соответственно отражается в ЕИС, однако работы, указанные в качестве опыта, в ЕИС отсутствуют (это касается объекта в целом), ввиду чего, конкурсной комиссией Заказчика сделан вывод о том, что строительно-монтажные работы на указанном участке не проводились.
Кроме того, Комиссией Управления также проверены сведения об указанном контракте на официальном сайте и установлено, что информация о данном объекте закупки отсутствуют на указанном сайте.
Более того, согласно пункту 12 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.
Исходя из вышеуказанной нормы, улицы Сакалова, Муталиева, 65 лет Победы в селе Экажево Республики Ингушетия не могли быть переданы в частную собственность (приватизированными) и соответственно не могут относиться в частным автомобильным дорогам (указанная позиция подтверждается апелляционным определением Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 13.06.2019 N18-АПА19-34), что подтверждает доводы, указанные в возражениях к жалобам.
Представленный в заявке контракт (договор) на "Строительство автомобильной дороги ул. Муталиева км 0-7 км. Ул. 65 лет Победы км 0-4 км. с. Экажево Республики Ингушетия" не соответствует требованиям конкурсной документации и не засчитан в качестве опыта по причине того, что комиссией при рассмотрении и оценке заявки выявлен факт отсутствия выполнения работ по указанному объекту (по аналогичным основаниям, указанным выше).
Представленный в заявке контракт на капитальный ремонт автомобильной дороги А-167 Кочубей-Нефтекумск-Зеленокумск-Минеральные воды на участке км 251+000 - км 267+000, Ставропольский край не соответствует требованиям конкурсной документации и не засчитан в качестве опыта по причине того, что работы по вышеуказанному контракту не завершены.
Доказательств обратного Заявителем не представлено.
С учетом изложенного действия конкурсной комиссии соответствуют частью 6 статьи 54.7, пункту 5 части 7 статьи 54.7, пункту 7 части 12 статьи 54.7 Закона о контрактной системе.
При таких обстоятельствах оснований для выдачи Заказчику предписания об устранении нарушений Закона о контрактной системе не имеется.
Основываясь на изложенном, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99 и частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Ант-Строй" на действия конкурсной комиссии государственного заказчика ФКУ Упрдор "Каспий" при проведении электронного конкурса на право заключить контракт на капитальный ремонт автомобильной дороги Р-22 "Каспий" автомобильная дорога М-4 "Дон" - Тамбов - Волгоград - Астрахань, подъезд к г.Элиста на участке км 223+000 - км 230+000, Республика Калмыкия (номер извещения: 0318100043421000050) необоснованной.
2. Предписание не выдавать.
Примечание: настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Председатель комиссии П.Л.Потылицын
Члены комиссии И.В.Русскина
Р.Р.Умерова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области от 1 октября 2021 г. N 030/06/54.7-1297/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 05.10.2021