Комиссия по контролю в сфере закупок на территории Астраханской области, утвержденная приказом руководителя Астраханского УФАС России (далее - Комиссия), в составе:
председателя комиссии
Потылицына П.Л. - заместителя руководителя - начальника отдела товарных рынков и естественных монополий Астраханского УФАС России (далее также Управление);
членов комиссии:
Балтыковой Е.М.- начальника отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления;
Умеровой Р.Р. - главного специалиста-эксперта отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления;
в отсутствие представителя заявителя ООО "НОРДО" и в присутствии представителей государственного заказчика Каспийский филиал ФГБУ "Главное бассейновое управление по
рыболовству и сохранению водных биологических ресурсов" (Каспийский филиал ФГБУ "Главрыбвод") Латышова Д.Е. (доверенность от 03.08.2021 N02-25/95), Курбанова Я.В. (доверенность от 30.09.2021 N02-25/137), Кандыковой Б.М. (доверенность от 30.09.2021 N02-25/138), рассмотрев жалобу ООО "НОРДО" на действия государственного заказчика Каспийский филиал ФГБУ "Главрыбвод" при проведении открытого конкурса в электронной форме на разработку проектной документации по объекту: "Расчистка Старо-Никитинского канала-рыбохода Камызякского района Астраханской области для нужд Каспийского филиала ФГБУ "Главрыбвод" (реестровый N 0325400000521000033), на основании ст.99, ст.105, ст.106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Астраханское УФАС России 27.09.2021 поступила жалоба ООО "НОРДО" (далее - Заявитель, Общество) на действия государственного заказчика Каспийский филиал ФГБУ "Главрыбвод" (далее также Заказчик) при проведении открытого конкурса в электронной форме на разработку проектной документации по объекту: "Расчистка Старо-Никитинского канала-рыбохода Камызякского района Астраханской области для нужд Каспийского филиала ФГБУ "Главрыбвод" (реестровый N 0325400000521000033) (далее - электронный конкурс).
По мнению Заявителя, конкурсная документация на право заключить контракт на разработку проектной документации по объекту: "Расчистка Старо-Никитинского канала-рыбохода Камызякского района Астраханской области для нужд Каспийского филиала ФГБУ "Главрыбвод" (реестровый N 0325400000521000033) (далее - конкурсная документация) не соответствует требованиям Закона о контрактной системе.
На основании вышеизложенного Заявитель просит рассмотреть жалобу по существу и принять меры в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
В рассмотрении жалобы объявлялся перерыв до 09:30 04.10.2021. После перерыва Комиссия продолжила рассмотрение дела в составе: председателя комиссии
Потылицына П.Л. - заместителя руководителя - начальника отдела товарных рынков и естественных монополий Астраханского УФАС России (далее также Управление);
членов комиссии:
Балтыковой Е.М.- начальника отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления;
Умеровой Р.Р. - главного специалиста-эксперта отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления;
в отсутствие представителя заявителя ООО "НОРДО" и в присутствии представителей государственного заказчика Каспийский филиал ФГБУ "Главное бассейновое управление по
рыболовству и сохранению водных биологических ресурсов" (Каспийский филиал ФГБУ "Главрыбвод") Латышова Д.Е. (доверенность от 03.08.2021 N02-25/95), Курбанова Я.В. (доверенность от 30.09.2021 N02-25/137), Кандыковой Б.М. (доверенность от 30.09.2021 N02-25/138).
По результатам рассмотрения жалобы и проведения внеплановой проверки установлено следующее.
07.09.2021 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт) размещены извещение о проведении электронного конкурса и документация о нем.
14.09.2021 Заказчик внес изменения в конкурсную документацию, о чем было размещено на официальном сайте (данная редакция является предметом проверки).
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, ненадлежащим образом установившего порядок оценки заявок.
В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме в соответствии с Законом о контрактной системе.
Согласно части 4 статьи 32 Закона о контрактной системе в документации о закупке заказчик обязан указать используемые при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критерии и их величины значимости при этом количество используемых при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критериев, за исключением случаев проведения аукциона, должно быть не менее чем два, одним из которых является цена контракта или сумма цен единиц товара, работы, услуги.
Согласно части 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила).
Согласно части 9 статьи 32 Закона о контрактной системе не допускается использование заказчиком не предусмотренных настоящей статьей критериев или их величин значимости, установленных частью 6 данной статьи и в соответствии с частью 8 данной статьи. В случае невыполнения заказчиком требования настоящей части определение поставщика (подрядчика, исполнителя) может быть признано недействительным по иску участника или участников закупки.
Частью 1 статьи 8 Закона о контрактной системе установлено, что контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
В соответствии с частью 2 статьи 8 Закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок
В соответствии с пунктом 3 Правил "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
Согласно пункту 10 Правил в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.
Пунктом 11 Правил установлено, что для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.
На заседании Комиссии установлено, что согласно порядку оценки заявок участников закупки по Критерию "Опыт участника по успешному выполнению работ, оказанию услуг, сопоставимых с предметом закупки характера и объема (Показатель В2)" оценке подлежит "Опыт участника по успешному выполнению работ сопоставимого объема и аналогичного предмету конкурса" является количество (штук) Контрактов (договоров) на оказание услуг (выполнение работ) по разработке проектной, в том числе сметной документации на выполнение работ (оказание услуг) в соответствии с предметом конкурса (далее - Контракты (договоры)), исполненных за последние 5 лет, предшествующие дате окончания срока подачи заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, а также копии подписанных актов об оказанных услугах (выполненных работах) по вышеуказанным Контрактам (договорам), подтверждающих исполнение Контрактов (договоров) в полном объеме в установленные сроки без нарушения сроков выполнения работ. Под успешно выполненными работами, услугами подразумеваются работы, услуги выполненные в срок (досрочно) и с результатом, предусмотренным Контрактом (договором). При этом стоимость каждого Контракта (договора) должна быть не менее 20% начальной (максимальной) цены Контракта, указанной в Конкурсной документации. Для подтверждения опыта участника по успешному оказанию услуг (выполнению работ) сопоставимого характера и объема по показателю 2. "Опыт участника по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема" участник Открытого конкурса в электронной форме в составе заявки на участие в Открытом конкурсе в электронной форме предоставляет следующие документы:
-копии исполненных Контрактов (договоров);
-копии подписанных актов об оказанных услугах (выполненных работах) по соответствующим Контрактам (договорам), подтверждающих исполнение Контрактов (договоров) в полном объеме.
Вместе с тем Комиссия приходит к выводу, что порядок оценки по Показателю В2 ограничивает возможность участникам закупки получить максимальное количество баллов, поскольку наличие "штрафных санкций, пеней и т.д." не является надлежащим подтверждением отсутствия у участника закупки опыта, соответствующего объекту закупки.
Кроме того, Комиссия отмечает, что установление в порядке оценки Конкурсной документации по Показателю В2 исключительно минимальной стоимости контрактов, а именно стоимости контракта (договора) не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, не позволяет выявить лучшие условия исполнения контракта и объективно сопоставить предложения участников Конкурса.
Таким образом, действия Заказчика, установившего в конкурсной документации ненадлежащий порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в Конкурсе, нарушают ч.4, 8,9 ст.32, пункт 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе и содержат признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Основываясь на изложенном, руководствуясь пунктом 2 части 22 статьи 99 и частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе,
На основании вышеизложенного, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "НОРДО" на действия государственного заказчика Каспийского филиала ФГБУ "Главное бассейновое управление по рыболовству и сохранению водных биологических ресурсов" (Каспийский филиал ФГБУ "Главрыбвод") при проведении открытого конкурса в электронной форме на разработку проектной документации по объекту: "Расчистка Старо-Никитинского канала-рыбохода Камызякского района Астраханской области для нужд Каспийского филиала ФГБУ "Главрыбвод" (реестровый N 0325400000521000033) обоснованной.
2. Признать государственного заказчика Каспийский филиала ФГБУ "Главное бассейновое управление по рыболовству и сохранению водных биологических ресурсов" (Каспийский филиал ФГБУ "Главрыбвод") нарушившим части 4, 8, 9 статьи 32, пункт 8 части 1 статьи 54.3 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" при проведении открытого конкурса в электронной форме на разработку проектной документации по объекту: "Расчистка Старо-Никитинского канала-рыбохода Камызякского района Астраханской области для нужд Каспийского филиала ФГБУ "Главрыбвод" (реестровый N 0325400000521000033).
3. Выдать государственному заказчику Каспийскому филиалу ФГБУ "Главное бассейновое управление по рыболовству и сохранению водных биологических ресурсов" (Каспийский филиал ФГБУ "Главрыбвод") предписание при проведении открытого конкурса в электронной форме на разработку проектной документации по объекту: "Расчистка Старо-Никитинского канала-рыбохода Камызякского района Астраханской области для нужд Каспийского филиала ФГБУ "Главрыбвод" (реестровый N 0325400000521000033).
4. Передать материалы дела должностному лицу Астраханского УФАС России, уполномоченному на составление протокола об административном правонарушении, для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства.
Примечание: настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Председатель комиссии П.Л.Потылицын
Члены комиссии: Е.М.Балтыкова
Р.Р.Умерова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области от 4 октября 2021 г. N 030/06/54.3-1284/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 06.10.2021