Комиссия по контролю в сфере закупок на территории Астраханской области, утвержденная приказом руководителя Астраханского УФАС России (далее - Комиссия), в составе:
председателя комиссии
Потылицына П.Л. - заместителя руководителя - начальника отдела товарных рынков и естественных монополий Астраханского УФАС России (далее также - Управление);
членов комиссии:
Балтыковой Е.М. - начальника отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления;
Умеровой Р.Р.- главного специалиста-эксперта отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления;
в присутствии представителя государственного заказчика Службы природопользования и охраны окружающей среды Астраханской области Золиной Е.А. (доверенность от 02.06.2021 N01/7992), и в отсутствие представителя заявителя индивидуального предпринимателя Лукьянченко Л.В., рассмотрев жалобу индивидуального предпринимателя Лукьянченко Л.В. на действия государственного заказчика Службы природопользования и охраны окружающей среды Астраханской области при проведении открытого конкурса в электронной форме на выполнение работ по объекту: "Расчистка рук. Ахтуба на территории Харабалинского района Астраханской области" (реестровый N0325200002021000001), на основании статей 99, 105, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Астраханское УФАС России 28.09.2021 поступила жалоба индивидуального предпринимателя Лукьянченко Л.В. (далее - Заявитель, ИП Лукьянченко Л.В.) на действия государственного заказчика Службы природопользования и охраны окружающей среды Астраханской области (далее - Заказчик) при проведении открытого конкурса в электронной форме на выполнение работ по объекту: "Расчистка рук. Ахтуба на территории Харабалинского района Астраханской области" (реестровый N0325200002021000001) (далее - электронный конкурс).
По мнению Заявителя, конкурсная документация Заказчика составлена с нарушением требований Закон о контрактной системе.
24.09.2021 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок - www.zakupki.gov.ru было размещено извещение о проведении электронного конкурса и документация об этом конкурсе.
Начальная (максимальная) цена контракта составила 482 813 414,00 руб.
По мнению заявителя, заказчик допустил нарушение требований Закона о контрактной системе так как отсутствует проектно-сметная документация в полном объеме.
В соответствии с ч. 1 ст. 54.3 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги.
В соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
документация о закупке при осуществлении закупки работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства должна содержать проектную документацию, утвержденную в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности, за исключением случая, если подготовка проектной документации в соответствии с указанным законодательством не требуется, а также случаев осуществления закупки в соответствии с частями 16 и 16.1 статьи 34 настоящего Федерального закона, при которых предметом контракта является в том числе проектирование объекта капитального строительства. Включение проектной документации в документацию о закупке в соответствии с настоящим пунктом является надлежащим исполнением требований пунктов 1 - 3 настоящей части.
В соответствии с частью 1 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации архитектурно-строительное проектирование осуществляется путем подготовки проектной документации (в том числе путем внесения в нее изменений в соответствии с настоящим Кодексом) применительно к объектам капитального строительства и их частям, строящимся, реконструируемым в границах принадлежащего застройщику или иному правообладателю (которому при осуществлении бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности органы государственной власти (государственные органы), Государственная корпорация по атомной энергии "Р", Государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос", органы управления государственными внебюджетными фондами или органы местного самоуправления передали в случаях, установленных бюджетным законодательством Российской Федерации, на основании соглашений свои полномочия государственного (муниципального) заказчика) земельного участка, а также раздела проектной документации "Смета на капитальный ремонт объекта капитального строительства" при проведении капитального ремонта объекта капитального строительства в случаях, предусмотренных частью 12.2 настоящей статьи.
При этом согласно части 12.2 статьи 48 Градостроительного Кодекса Российской Федерации в случае проведения капитального ремонта объектов капитального строительства, финансируемого с привлечением средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, средств лиц, указанных в части 1 статьи 8.3 настоящего Кодекса, осуществляется подготовка сметы на капитальный ремонт объектов капитального строительства на основании акта, утвержденного застройщиком или техническим заказчиком и содержащего перечень дефектов оснований, строительных конструкций, систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения с указанием качественных и количественных характеристик таких дефектов, и задания застройщика или технического заказчика на проектирование в зависимости от содержания работ, выполняемых при капитальном ремонте объектов капитального строительства. Застройщик по собственной инициативе вправе обеспечить подготовку иных разделов проектной документации, а также подготовку проектной документации при проведении капитального ремонта объектов капитального строительства в иных случаях, не указанных в настоящей части.
При этом объектом закупки являются работы по объекту: "Расчистка рук. Ахтуба на территории Харабалинского района Астраханской области", следовательно, требование о том, что конкурсная документация должна содержать проектную документацию, на данную закупку не распространяется.
Однако Заказчик по своей инициативе в составе конкурсной документации разместил на официальном сайте проектную документацию.
Довод Заявителя о том, что в проектной документации отсутствуют: технический отчет по результатам инженерно-геодезических изысканий, технический отчет по результатам инженерно-геологических изысканий, технический отчет по результатам инженерно-экологических изысканий, технический отчет по результатам инженерно-гидрометеорологических изысканий Комиссия полагает несостоятельным ввиду того, что Заявитель на заседание Комиссии не явился и не доказал, каким образом отсутствие данных документов ограничивает возможность подать заявку на участие в открытом конкурсе.
Между тем, Заявитель явку своего представителя на рассмотрение жалобы не обеспечил и доказательств, опровергающих указанный довод, не представил, в то время как частью 9 статьи 105 Закона о контрактной системе именно на подателя жалобы возлагается такая обязанность.
Кроме того, Комиссия считает необходимым отметить следующее.
В силу пункта 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме в соответствии с Законом о контрактной системе.
Пункт 4 части 1 статьи 32 Закона о контрактной системе определяет, что одним из критериев, устанавливаемых заказчиком в документации о закупке для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, является квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации (часть 8 статьи 32 Закона о контрактной системе).
Согласно пункту 3 Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085 (далее - Правила), "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
В силу пункта 4 Правил для оценки заявок (предложений) заказчик устанавливает в документации о закупке следующие критерии оценки:
а) характеризующиеся как стоимостные критерии оценки:
цена контракта или сумма цен единиц товара, работы, услуги;
расходы на эксплуатацию и ремонт товаров (объектов), использование результатов работ;
стоимость жизненного цикла товара (объекта), созданного в результате выполнения работы в случаях, предусмотренных пунктом 5 настоящих Правил (далее - стоимость жизненного цикла);
предложение о сумме соответствующих расходов заказчика, которые заказчик осуществит или понесет по энергосервисному контракту;
б) характеризующиеся как нестоимостные критерии оценки:
качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В силу п. п. 10 и 11 Правил в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.
По смыслу приведенных положений, в случае, если возможна количественная оценка представляемых сведений участниками закупки, между такими сведениями и количеством присваемых баллов должна быть зависимость, которая определяется посредством необходимой формулы или шкалы и выражается в их взаимном соотношении друг с другом, а именно: определенное количество присваемых баллов соответствует определенному показателю, в свою очередь, возможное количественное изменение показателя оценки обязательно должно изменять количество присваемых баллов в соответствии с предусмотренными п. 11 Правил интервалами их изменений или используемой формулой.
Этот вывод следует и из содержания п. 29 Правил, предписывающего, что для использования в целях оценки заявок (предложений) шкалы оценки заказчик в документации о закупке должен установить количество баллов, присуждаемое за определенное значение критерия оценки (показателя), предложенное участником закупки. В случае если используется несколько показателей, значение, определенное в соответствии со шкалой оценки, должно быть скорректировано с учетом коэффициента значимости показателя.
Право заказчика самостоятельно определить в конкурсной документации используемые для оценки нестоимостные критерии оценки (показатели) и предусмотреть формулу расчета количества баллов или шкалу оценки, по смыслу приведенных выше норм Закона о контрактной системе и Правил, не только не допускает, а напротив, предполагает, что в конкурсной документации, кроме иного, должна быть указана соответствующая зависимость между количеством присваиваемых баллов и представляемыми участниками закупки сведениями по упоминаемым критериям в случае, если возможна количественная оценка представляемых сведений.
Для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с п. 10 настоящих Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.
В соответствии с п. 25 Правил для оценки заявок (предложений) показателями нестоимостного критерия оценки "качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупок" в том числе могут быть:
а) качество товаров (качество работ, качество услуг);
б) функциональные, потребительские свойства товара;
в) соответствие экологическим нормам.
Конкурсной документацией предусмотрен следующий порядок оценки по показателю "Качество работ" критерия "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки":
|
Предмет оценки: "Описание проекта производства работ". |
В представленный участником закупки проект производства работ с привязкой к объекту закупки должно входить: 1. Титульный лист; 2. Календарный план или график производства работ по объекту; 3. Строительный план: схема размещения бытовых помещений, схема привязки основных средств механизации (с экспликацией); указание опасных производственных зон и зон влияния строительных машин; 4. Технологические карты на выполнение отдельных видов работ; 5. Схемы размещения геодезических знаков; 6. Пояснительная записка в полном объеме. Количество баллов определяется по следующей шкале оценки: Наличие в представленном участником закупки проекте производстве работ всех 6 вышеуказанных пунктов, с соответствием требованиям нормативной документации - 100 баллов; Наличие в представленном участником закупки проекте производстве работ в составе 5 из вышеуказанных пунктов, с соответствием требованиям нормативной документации - 25 баллов; Наличие в представленном участником закупки проекте производстве работ в составе 4 из вышеуказанных пунктов, с соответствием требованиям нормативной документации - 10 баллов; Наличие в представленном участником закупки проекте производстве работ в составе 2-3 из вышеуказанных пунктов, с соответствием требованиям нормативной документации - 5 баллов; Не в совокупности: - в проекте производства работ представлен 1 пункт из вышеуказанных; - не предоставлено предложение по показателю; - представлены только скопированные положения технического задания и (или) проекта государственного контракта; - наличие в представленном предложении противоречий, несоответствий требованиям нормативной документации; - наличие в представленном предложении противоречий, несоответствий требованиям конкурсной документации; - 0 баллов. |
Установленная Заказчиком шкала оценки заявок по показателю "Качество работ" критерия "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" является не пропорциональной, поскольку из установленной Заказчиком шкалы оценки не прослеживается зависимость между количеством присваиваемых баллов и представляемыми участниками закупки сведениями, а именно: в случае наличия в представленном участником закупки проекте производстве работ в составе 2-3 из вышеуказанных пунктов, с соответствием требованиям нормативной документации начисляется 5 баллов, при этом наличие в представленном участником закупки проекте производстве работ в составе 4 из вышеуказанных пунктов, с соответствием требованиям нормативной документации начисляется 10 баллов и т.д.
Таким образом, установленный Заказчиком порядок оценки заявок по показателю "Качество работ" критерия "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" не соответствует п.8 ч.1 ст. 54.3, ч.4,8,9 ст.32 Закона о контрактной системе, что образует признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена ч.4.2 ст. 7.30 КоАП РФ.
Поскольку допущенные Заказчиком вышеописанные нарушения являются существенными, Комиссия Управления считает необходимым выдать Заказчику предписание об устранении вышеуказанных нарушений.
На основании вышеизложенного, в соответствии с ч.8 ст.106, п.2 ч.22 ст.99 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу индивидуального предпринимателя Лукьянченко Л.В. на действия государственного заказчика Службы природопользования и охраны окружающей среды Астраханской области при проведении открытого конкурса в электронной форме на выполнение работ по объекту: "Расчистка рук. Ахтуба на территории Харабалинского района Астраханской области" (реестровый N0325200002021000001) необоснованной.
2. Признать государственного заказчика Службу природопользования и охраны окружающей среды Астраханской области нарушившим ч.4, 8, 9 ст.32, п. 8 ч. 1 ст. 54.3 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" при проведении открытого конкурса в электронной форме на выполнение работ по объекту: "Расчистка рук. Ахтуба на территории Харабалинского района Астраханской области" (реестровый N0325200002021000001).
3. Выдать государственному заказчику Службе природопользования и охраны окружающей среды Астраханской области предписание об устранении допущенных нарушений при проведении открытого конкурса в электронной форме на выполнение работ по объекту: "Расчистка рук. Ахтуба на территории Харабалинского района Астраханской области" (реестровый N0325200002021000001).
4. Передать материалы дела должностному лицу Астраханского УФАС России, уполномоченному на составление протокола об административном правонарушении, для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства.
Примечание: настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Председатель комиссии П.Л.Потылицын
Члены комиссии: Е.М.Балтыкова
Р.Р.Умерова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области от 4 октября 2021 г. N 030/06/54.3-1285/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 07.10.2021