Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по контролю закупок (далее - Комиссия Якутского УФАС России), в составе:
<_> - ВрИО заместителя начальника отдела контроля закупок Якутского УФАС России, заместителя председателя Комиссии;
<_>- старшего государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии;
<_>- государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии;
при участии:
от уполномоченного учреждения государственного казенного учреждения Республики Саха (Якутия) "Центр закупок Республики Саха (Якутия)" (далее также - ГКУ РС(Я) "Центр закупок РС(Я)", уполномоченное учреждение): <_>. (представитель по доверенности);
от заявителя общества с ограниченной ответственностью "Фармагарант Рус" (далее - ООО "Фармагарант Рус", заявитель): <_>., <_>., <_> (представители по доверенностям);
от заказчика Министерства здравоохранения Республики Саха (Якутия) (далее также- Минздрав РС(Я), заказчик): <_> (представитель по доверенности),
рассмотрев посредством web-видеоконференцсвязи жалобы ООО "Фармагарант Рус" на действия (бездействие) заказчика Министерства здравоохранения Республики Саха (Якутия) при заключении контракта на поставку медицинских изделий (Комплекс передвижной автомобильный диагностический) (извещение N0816500000621009007), проведя в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе, Закон N 44-ФЗ) внеплановую проверку осуществления закупки, действуя в соответствии с Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России N 727/14 от 19.11.2014 г.
у с т а н о в и л а:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) поступила жалоба ООО "Фармагарант Рус" на действия (бездействие) заказчика Министерства здравоохранения Республики Саха (Якутия).
Из сути жалобы ООО "Фармагарант Рус" следует, что заявителю неправомерно отказано в заключении контракта, и как следствие отсутствие у заказчика правовых оснований для признания заявителя уклонившимся от заключения контракта.
Просят признать жалобу обоснованной.
В ходе рассмотрения дел представитель заказчика с жалобой не согласился.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), заслушав лиц, участвующих в деле, изучив имеющиеся в деле документы, установила следующее:
1) извещение N0816500000621009007 об осуществлении закупки на поставку медицинских изделий (Комплекс передвижной автомобильный диагностический) размещено в ЕИС - 08.07.2021;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - электронный аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 184 693 850,00 рублей;
4) на участие в Аукционе подано 2 заявки от участников закупки, допущено до участия в Аукционе -1;
5) по результатам рассмотрения вторых частей заявка ООО "Фармаганарт Рус" признана соответствующей требованиям документации об Аукционе и Закона о контрактной системе.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), заслушав лиц, участвующих в деле, изучив имеющиеся в деле документы, считает жалобу ООО "Фармагарант Рус" обоснованной на основании следующего.
На основании части 1 статьи 83.2 Закона о контрактной системе по результатам электронной процедуры контракт заключается с победителем электродной процедуры.
В силу части 2 статьи 83.2 Закона о контрактной системе в течение пяти дней с даты размещения в единой информационной системе указанного в части 8 статьи 69 Закона о контрактной системе протокола заказчик размещает в единой информационной системе и на электронной площадке с использованием единой информационной системы без своей подписи проект контракта, который составляется путем включения в проект контракта, прилагаемый к документации или извещению о закупке, цены контракта, предложенной участником закупки, с которым заключается контракт, либо предложения; о цене за право заключения контракта, информации о товаре (товарном знаке и (или) конкретных показателях товара), информации, указанной в заявке, окончательном предложении участника электронной процедуры.
В соответствии с частью 13 статьи 83.2 Закона о контрактной системе Победитель электронной процедуры (за исключением победителя, предусмотренного частью 14 настоящей статьи) признается заказчиком уклонившимся от заключения контракта в случае, если в сроки, предусмотренные настоящей статьей, он не направил заказчику проект контракта, подписанный лицом, имеющим право действовать от имени такого победителя, или не направил протокол разногласий, предусмотренный частью 4 настоящей статьи, или не исполнил требования, предусмотренные статьей 37 настоящего Федерального закона (в случае снижения при проведении электронного аукциона или конкурса цены контракта, суммы цен единиц товара, работы, услуги на двадцать пять процентов и более от начальной (максимальной) цены контракта, начальной суммы цен единиц товара, работы, услуги). При этом заказчик не позднее одного рабочего дня, следующего за днем признания победителя электронной процедуры уклонившимся от заключения контракта, составляет и размещает в единой информационной системе и на электронной площадке с использованием единой информационной системы протокол о признании такого победителя уклонившимся от заключения контракта, содержащий информацию о месте и времени его составления, о победителе, признанном уклонившимся от заключения контракта, о факте, являющемся основанием для такого признания, а также реквизиты документов, подтверждающих этот факт.
Заказчиком 13.09.2021 21:47 (МСК+6), размещен проект контракта в единой информационной системе и на электронной площадке.
Согласно части 3 статьи 83.2 Закона о контрактной системе в течение пяти дней с даты размещения заказчиком в единой информационной системе проекта контракта победитель электронной процедуры подписывает усиленной электронной подписью указанный проект контракта, размещает; на электронной площадке подписанный проект контракта и документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта, если данное требование установлено в извещении и (или) документации о закупке, либо размещает протокол разногласий, предусмотренный частью 4 ст. 83.2 Закона о контрактной системе.
Заявителем ООО "Фармагарант Рус" 14.09.2021 12:49 (МСК) размещен протокол разногласий.
Заказчик Министерство здравоохранения РС(Я) 15.09.2021 09:45 (МСК+6) разместил в ЕИС и на электронной площадке доработанные проект контракта.
На основании части 4 статьи 96 Закона о контрактной системе контракт заключается после предоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в соответствии й Законом о контрактной системе.
В силу части 3 статьи 96 Закона о контрактной системе исполнение контракта может обеспечиваться, в частности, предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 Закона о контрактной системы, при этом срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.
В соответствии с части 5 статьи 96 Закона о контактной системе в случае непредставления участником закупки, с которым заключается контракт обеспечения исполнения контракта в срок, установленный для заключенная контракта, такой участник считается уклонившимся от заключения контракта.
Статьей 45 Закона о контрактной системе установлен перечень информации, которая должна содержать банковская гарантия.
Пунктом 37 Части I. Информационной карты также установлено следующее:
"Исполнение контракта обеспечивается внесением денежных средств на указанный в извещении счет заказчика или предоставлением банковской гарантии, выданной банком, включенным в предусмотренный частью 1.2 статьи 45 Закона N44-ФЗ, перечень банков, отвечающих требованиям, установленным постановлением Правительства от 12.04.2018 N440.
Банковская гарантия должна соответствовать требованиям законодательства, в том числе статье 45 Закона N44-ФЗ и дополнительным требованиям, утвержденным постановлением Правительства РФ от 08.11.2013 N1005. Банковская гарантия должна быть безотзывной и содержать:
- сумму банковской гарантии, подлежащую уплате гарантом заказчику в случае ненадлежащего исполнения обязательств принципалом;
- обязательства принципала, надлежащее исполнение которых обеспечивается банковской гарантией;
- обязанность гаранта уплатить заказчику неустойку в размере 0,1 процента денежной суммы, подлежащей уплате, за каждый день просрочки;
- условие, согласно которому исполнением обязательств гаранта по банковской гарантии является фактическое поступление денежных сумм на счет, на котором учитываются операции со средствами, поступающими заказчику;
- срок действия банковской гарантии;
- отлагательное условие, предусматривающее заключение договора предоставления банковской гарантии по обязательствам принципала, возникшим из контракта при его заключении;
- установленный Правительством РФ перечень документов, предоставляемых заказчиком банку одновременно с требованием об осуществлении уплаты денежной суммы по банковской гарантии;
- условие о праве заказчика на бесспорное списание денежных средств со счета гаранта, если гарантом в срок не более чем пять рабочих дней не исполнено требование заказчика об уплате денежной суммы по банковской гарантии, направленное до окончания срока действия банковской гарантии.
Способ обеспечения исполнения контракта срок действия банковской гарантии определяются в соответствии с требованиями Закона N44-ФЗ участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно.
Срок действия банковской гарантии должен превышать предусмотренный контрактом срок исполнения обязательств, которые должны быть обеспечены такой банковской гарантией, не менее чем на один месяц, в том числе в случае его изменения в соответствии со статьей 95 Закона N44-ФЗ. (если иное не установлено в проекте контракта)".
В соответствии с частью 6 статьи 45 Закона о контрактной системе основанием для отказа в принятии банковской гарантии Заказчиком является:
1) отсутствие информации о банковской гарантии в предусмотренных настоящей статьей реестрах банковских гарантий;
2) несоответствие банковской гарантии условиям, указанным в частях 2 и 3 настоящей статьи;
3) несоответствие банковской гарантии требованиям, содержащимся в извещении об осуществлении закупки, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документации о закупке, проекте контракта, который заключается с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Из материалов дела следует, что заявителем 15.09.2021 10:32 (МСК) в срок, предусмотренный частью 3 статьи 83.2 Закона о контрактной системе, размещен на площадке и в ЕИС подписанный со своей стороны проект контракта и обеспечение исполнения контракта в виде банковской гарантии от 13.09.2021 N БГ-478208/2021 (уникальный номер реестровой записи в реестре банковских гарантий N 0B621435054518210058), выданной Акционерным коммерческим банком "Держава" (далее - Банковская гарантия).
Заказчиком Министерством здравоохранения РС(Я) 20.09.2021 в 15:39 (МСК) в ЕИС размещена информация об отмене процедуры заключения контракта и протокол об отказе в принятии Банковской гарантии N ЭГ-478208/2021 от 13 сентября 2021 года, представленной в качестве обеспечения контракта заявителем и признании заявителя уклонившимся от заключения контракта.
Из опубликованного протокола следует, что пункты 1.2, 2.9, 2.10 Банковской гарантии не соответствует частям 2 и 3 статьи 45 Закона о контрактной системе, а именно:
"Пункт 1.2. Банковской гарантии "Гарантия обеспечивает исполнение Принципалом его обязательств по возврату авансового платежа (при условии предоставления аванса), уплате неустоек (пеней, штрафов), предусмотренных Контрактом, начисленных с момента возникновения у Бенефициара права на их начисление до дня списания денежных средств с корреспондентского счета Гаранта, а также уплате убытков (при их наличии в случае расторжения контракта в связи с неисполнением или не надлежащим исполнением Принципалом обязательств по Контракту)".
<_> В связи с чем применение банковской гарантии как способа обеспечения исполнения обязательств в обеспечение исполнения другого способа обеспечения исполнения обязательств (выплата неустойки (пени, штрафа)) не отвечает необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд, то есть принципу ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд и эффективности осуществления закупок."
Предметом контракта является обязательство Поставщика в порядке и сроки, предусмотренные Контрактом, осуществить поставку медицинских изделий (Комплекс передвижной автомобильный диагностический) (далее - Оборудование) в соответствии со Спецификацией (приложение N 1 к Контракту) и надлежащим образом оказать услуги по доставке, разгрузке, сборке, установке, монтажу, вводу в эксплуатацию Оборудования, обучению правилам эксплуатации и инструктажу специалистов Заказчика, эксплуатирующих Оборудование и специалистов Заказчика, осуществляющих техническое обслуживание Оборудования, правилам эксплуатации и технического обслуживания Оборудования в соответствии с требованиями технической и (или) эксплуатационной документации производителя (изготовителя) Оборудования (далее - Услуги), а обятельство Заказчика в порядке и сроки, предусмотренные Контрактом, принять и оплатить поставленное Оборудование и надлежащим образам оказанные Услуги.
Исполнение обязательств Поставщика по контракту обеспечивается независимой (банковской) гарантией.
По независимой гарантии гарант принимает на себя по просьбе другого лица (принципала) обязательство уплатить указанному им третьему лицу (бенефициару) определенную денежную сумму в соответствии с условиями данного гарантом обязательства независимо от действительности обеспечиваемого такой гарантией обязательства. Требование об определенной денежной сумме считается соблюденным, если условия независимой гарантии позволяют установить подлежащую выплате денежную сумму на момент исполнения обязательства гарантом (п. 1 ст. 368 ГК РФ).
Размер денежной суммы определен в представленной Заявителем Гарантии в соответствии с требованиями аукционной документации и пункта 10.2 Контракта. Какое Требование по гарантии может выставить Бенефициар и порядок его исполнения в Гарантии указан.
Между тем, представитель заказчика в ходе рассмотрения дела не смог пояснить какой части статьи 45 Закона о контрактной системе не соответствует вышеуказанное положение банковской гарантии.
Относительно пункта 2.9 Банковской гарантии "В случае неисполнения Требования по гарантии в установленный срок Гарант обязуется уплатить неустойку Бенефициару в размере 0,1% (Ноль целых одной десятой процента) от суммы, подлежащей уплате за каждый день просрочки", представитель заказчика пояснил, что данный пункт не соответствует пункту 3 части 2 статьи 45 Закона о контрактной, поскольку причастных оборот в предложении банковской гарантии не выделен запятыми, что может иметь иную смысловую нагрузку.
Между тем, доказательств наличия иного смысла отличного от смысла, указанного в пункте 3 части 2 статьи 45 Закона о контрактной системе на заседание Комиссии Якутского УФАС России заказчиком не представлено.
Также из опубликованного протокола об отказе от заключения контракта следует, что пункт 2.10 Банковской гарантии не соответствует части 3 статьи 45 Закона о контрактной системе.
Пунктом 2.10 Банковской гарантии установлено следующее:
"Бенефициару предоставлено право на бесспорное списание денежных средств со счета Гаранта, если Гарантом в срок, установленный в п. 2.4. Гарантии, не исполнено Требование по гарантии, представленное Гаранту до окончания срока действия настоящей Гарантии".
Между тем, из совокупного толкования текста банковской гарантии следует, что все требования должны быть направлены гаранту до истечения срока действия настоящей гарантии, а именно данное условие отражено в пунктах Банковской гарантии:
1.6. Требование по гарантии должно быть направлено Гаранту до истечения срока действия настоящей Гарантии";
3.1. Гарант отказывается в удовлетворении требований Бенефициара, если требование по гарантии будет направлено Гаранту по окончании срока действия настоящей гарантии либо если это требование и приложенные к нему документы не соответствуют условиям настоящей Гарантии
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что положения Банковской гарантии, представленной Заявителем в качестве обеспечения исполнения контракта не нарушают положения Гражданского кодекса Российской Федерации, Закона о контрактной системе, положения аукционной документации, следовательно, у заказчика отсутствовали правовые основания для признания заявителя уклонившимся от заключения контракта.
Жалоба ООО "Фармагарант Рус" признается обоснованной, заказчик Министерство здравоохранения РС(Я) признается нарушившим часть 6 статьи 45, часть 13 стать 83.2 Закона о контрактной системе.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия)
р е ш и л а:
1. Признать жалобу ООО "Фармагарант Рус" на действия (бездействие) заказчика Министерства здравоохранения Республики Саха (Якутия) при заключении контракта на поставку медицинских изделий (Комплекс передвижной автомобильный диагностический) (извещение N0816500000621009007) обоснованной.
2. Признать заказчика Министерства здравоохранения РС(Я) нарушившим часть 6 статьи 45, часть 13 статьи 83.2 Федерального закона от 05.04.2013 N44 ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3. Выдать заказчику Министерству здравоохранения РС(Я) предписание об устранении допущенного нарушения.
4. В сроки, определенные предписанием, уведомить Якутское УФАС России об исполнении положений предписания.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня вынесения.
Заместитель председателя комиссии <_>
Члены комиссии <_>
<_>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 30 сентября 2021 г. N 014/06/83.2-2058/2021 (ключевые темы: банковская гарантия - министерство здравоохранения - антимонопольный орган - обеспечение исполнения контракта - государственные и муниципальные нужды)
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 05.10.2021