Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по контролю закупок (далее - Комиссия Якутского УФАС России), на основании Приказа УФАС по РС (Я) N 46 от 16.09.2021 года, в составе:
... - начальника отдела контроля закупок Якутского УФАС России, заместителя председателя Комиссии;
... - старшего государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии;
... - государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии;
при отсутствии:
заказчика Муниципального казенного учреждения "Инженерно - строительное управление" муниципального района "Вилюйский улус (район)" (далее - МКУ "Инженерно - строительное управление" МР "Вилюйский улус", заказчик): не участвовали, уведомлены надлежащим образом, представлены письменные пояснения;
уполномоченного учреждения Администрация муниципального района "Вилюйский улус (район)" (далее - Администрация МР "Вилюйский улус", уполномоченное учреждение): не участвовали, уведомлены надлежащим образом;
заявителя общества с ограниченной ответственностью "Эксперт закупок" (далее также - ООО "Эксперт закупок", заявитель): не участвовали, уведомлены надлежащим образом;
заявителя общества с ограниченной ответственностью "Стройтраст" (далее также - ООО "Стройтраст", заявитель): не участвовали, уведомлены надлежащим образом;
заявителя общества с ограниченной ответственностью "Стигматранс" (далее также - ООО "Стигматранс", заявитель): не участвовали, уведомлены надлежащим образом;
заявителя индивидуального предпринимателя М. (далее также - ИП М., заявитель): не участвовал, уведомлен надлежащим образом;
рассмотрев жалобы ООО "Эксперт Закупок", ООО "Стройтраст", ООО "Стигматранс", ИП Меньшикова Р.А. на действия (бездействие) заказчика МКУ "Инженерно - строительное управление" МР "Вилюйский улус" при проведении электронного аукциона на ремонт МБОУ "Халбакинская СОШ им. П.И. Быканова" (извещение N 0116300041421000059), проведя в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе, Закон N 44-ФЗ) внеплановую проверку осуществления закупки, действуя в соответствии с Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России N 727/14 от 19.11.2014 г.
у с т а н о в и л а:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) поступили жалобы ООО "Эксперт Закупок", ООО "Стройтраст", ООО "Стигматранс", ИП М. на действия (бездействие) заказчика.
Из сути жалоб ООО "Стройтраст", ООО "Стигматранс" следует, что заказчиком не соблюдены требования законодательства о контрактной системе при составлении аукционной документации, что нарушает законные права и интересы заявителя на участие в электронном аукционе.
Просят признать жалобы обоснованными.
Из сути жалобы ООО "Эксперт закупок", следует, что:
1. Заказчиком установлены требования, ограничивающие конкуренцию;
2. Отсутствие актуальной ситуации о Ковид-19 в государственном контракте.
Просят признать жалобу обоснованной.
Из сути жалобы ИП М. следует, что:
1. Заказчиком не установлено требование о наличии взносов в фонд возмещения вреда;
2. Отсутствие сметной документации;
3. Заказчиком нарушен состав извещения о проведении электронного аукциона.
Просит признать жалобу обоснованной.
Заказчиком представлены возражения на вышеизложенные доводы заявителей. Из представленных возражений следует, что заказчик считает доводы жалоб необоснованными и не подлежащими удовлетворению
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), заслушав участвующее в деле лицо, изучив имеющиеся в деле документы, установила следующее.
Жалобы ООО "Стройтраст", ООО "Стигматранс" о том, что заказчиком не соблюдены требования законодательства о контрактной системе при составлении аукционной документации, что нарушает законные права и интересы заявителя на участие в электронном аукцион, признаны необоснованными на основании следующего.
В соответствии с частью 47 статьи 112 Закона о контрактной системе с 1 января по 31 декабря 2019 года включительно аккредитованные ранее на электронных площадках участники закупок для участия в электронных процедурах обязаны пройти регистрацию в единой информационной системе.
В соответствии с частью 1 статьи 24.2 Закона о контрактной системе участник закупки, зарегистрированный в ЕИС и аккредитованный на электронной площадке, вправе участвовать во всех электронных процедурах, проводимых на электронной площадке в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе.
Регистрация участников закупок в ЕИС осуществляется в электронной форме на основании информации и документов в порядке и сроки, которые определены в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2018 N 1752 "О порядке регистрации участников закупок в единой информационной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и ведения единого реестра участников закупок и внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 08.06.2018 N 656".
Пунктом 6.2 постановления Правительства Российской Федерации от 08.06.2018 N 656 "О требованиях к операторам электронных площадок, операторам специализированных электронных площадок, электронным площадкам, специализированным электронным площадкам и функционированию электронных площадок, специализированных электронных площадок, подтверждении соответствия таким требованиям, об утрате юридическим лицом статуса оператора электронной площадки, оператора специализированной электронной площадки" установлено, что с 1 января 2020 года оператор электронной площадки обязан обеспечить невозможность подачи заявки на участие в закупке лицам, аккредитованным до 1 января 2019 года на электронной площадке и не прошедшим регистрацию в ЕИС.
Таким образом, с 1 января 2020 года только участники закупок, прошедшие регистрацию в ЕИС и включенные в единый реестр участников закупок (далее - ЕРУЗ), могут принять участие в электронных процедурах в соответствии с требованиями закона о контрактной системе.
Согласно части 1 статьи 105 Закона о контрактной системе, любой участник закупки в соответствии с законодательством Российской Федерации имеет право обжаловать в судебном порядке или в порядке, установленном настоящей главой, в контрольный орган в сфере закупок действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, оператора специализированной электронной площадки, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.
В соответствии с пунктом 1 части 11 статьи 105 Закона о контрактной системе жалоба возвращается подавшему ее лицу без рассмотрения в случае, если жалоба не соответствует требованиям, установленным настоящей статьей.
Комиссией в ходе рассмотрения жалоб установлено, что согласно сведениям официального сайта "Единой информационной системе в сфере закупок" (ЕИС) (https://zakupki.gov.ru/) информаций о заявителях ООО "Стигматранс" (ИНН: 9704012954) и ООО "Стройтраст" (ИНН: 9704061670) в "Едином реестре участников закупок" (ЕРУЗ) отсутствуют.
Следовательно, в силу части 1 статьи 24.2 Закона о контрактной системе жалобы ООО "Стигматранс", ООО "Стройтраст" не соответствует требованиям, предъявляемым к участникам закупки, ввиду чего положения документации электронного аукциона не могут нарушить права и законные интересы заявителя в лице ООО "Стигматранс", ООО "Стройтраст".
Жалобы ООО "Стигматранс", ООО "Стройтраст" признаны необоснованными.
Довод жалобы заявителя ООО "Эксперт закупок" о том, что заказчиком установлены требования, ограничивающие конкуренцию признан обоснованным.
Информация, изложенная в жалобе, документы, представленные Заказчиком, а также информация, размещенная в ЕИС, указывает на следующие обстоятельства.
В соответствии с часть 3 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной ч. 1 настоящей статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с части 1, частей 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе.
Пунктом 1 часть 1 статьи 31 Закона о контрактной системе установлено, что при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки об их соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
8. |
Требования, установленные в соответствии с законодательством РФ, к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работ, оказание услуг, являющихся объектом закупки в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона N44-ФЗ. |
Участник закупки должен являться членом саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства (за исключением случаев, перечисленных в ч. 2.2 ст. 52 Градостроительного кодекса РФ, а также случая, предусмотренного ч. 2.1 ст. 52 Градостроительного кодекса РФ при снижении участником закупки ценового предложения до 3 млн. рублей и менее), с правом выполнения строительства, реконструкции, капитального ремонта: а) в отношении объектов капитального строительства (кроме особо опасных, технически сложных и уникальных объектов, объектов использования атомной энергии);. |
В соответствии с документацией предметом закупки является ремонт МБОУ "Халбакинская СОШ им. П.И. Быканова" в селе Тосу Вилюйского улуса Республики Саха (Якутия).
Согласно требованиям пункта 8 Документации участник закупки должен быть членом саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства.
Заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона (часть 6 статьи 31 Закона о контрактной системе).
Согласно пункта 14.2 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) капитальный ремонт объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) - замена и (или) восстановление строительных конструкций объектов капитального строительства или элементов таких конструкций, за исключением несущих строительных конструкций, замена и (или) восстановление систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения объектов капитального строительства или их элементов, а также замена отдельных элементов несущих строительных конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановление указанных элементов;
На основании части 6 статьи 55.24 ГрК РФ в целях обеспечения безопасности зданий, сооружений в процессе их эксплуатации должны обеспечиваться техническое обслуживание зданий, сооружений, эксплуатационный контроль, текущий ремонт зданий, сооружений.
Частями 3 и 4 статьи 31 Закона о контрактной системе установлено, что перечень документов, которые подтверждают соответствие участников закупок дополнительным требованиям, указанным в частями 2 и 2.1 настоящей статьи, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Как правило, к текущему ремонту относят устранение мелких неисправностей, выявляемых в ходе повседневной эксплуатации основного средства, при котором объект практически не выбывает из эксплуатации, а его технические характеристики не меняются, работы по систематическому и своевременному предохранению основных средств от преждевременного износа путем проведения профилактических мероприятий; к капитальному ремонту - относят восстановление утраченных первоначальных технических характеристик объекта в целом, при этом основные технико-экономические показатели остаются неизменными.
Из представленных материалов, объектом закупки является выполнение работ по текущему ремонту, поскольку их целью является поддержание параметров устойчивости, надежности здания, исправность строительных конструкций, систем инженерно-технического обеспечения, сетей инженерно-технического обеспечения, их элементов в соответствии с требованиями технических регламентов, проектной документации, в связи с чем им не применялись требования законодательства к при осуществлении закупки работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства.
Таким образом, очевидно, что проведение данных работ не предусматривает изменения конструктивных особенностей здания, при производстве данных работ здание не выводится из эксплуатации, перечень работ относится к текущему ремонту.
Таким образом, заказчик установил требование о наличии СРО неправомерно, заказчик считается нарушившим часть 6 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Довод жалобы заявителя ООО "Эксперт закупок" о том, что отсутствует актуальная ситуации о Covid-19 в государственном контракте, признается необоснованным по следующим обстоятельствам.
Согласно части 9 статьи 34 Закона о контрактной системе, сторона освобождается от уплаты неустойки (штрафа, пени), если докажет, что неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства, предусмотренного контрактом, произошло вследствие непреодолимой силы или по вине другой стороны.
При этом частью 3 статьи 401 Гражданским Кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ) установлено, что если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.
Вместе с тем в пункте 10.1 Проекта контракта, установлено, Стороны освобождаются от ответственности за частичное или полное невыполнение обязательств по Контракту, если оно явилось следствием обстоятельств непреодолимой силы (форс-мажор), а именно: пожара, наводнения, землетрясения, войны, военных действий, блокады, эмбарго, общих забастовок, запрещающих (либо ограничивающих) актов властей, и если эти обстоятельства непосредственно повлияли на исполнение настоящего Контракта.
Таким образом, проект контракта соответствует требованиям части 9 статьи 34 Закона о контрактной системе.
Довод жалобы признан необоснованным.
Исходя их перечисленного жалоба ООО "Эксперт Закупок" признана частично обоснованной.
Жалоба ИП М. признана необоснованной по следующим обстоятельствам.
Довод жалобы о том, что заказчиком не установлено требование о наличии взносов в фонд возмещения вреда не является обоснованным, поскольку отсутствуют основания для установления требования в виде наличия у участника закупки СРО.
Второй довод жалобы о том, что отсутствует сметная документация признана необоснованной при таких обстоятельствах:
Пунктом 8 части 1 статьи 33 Федерального закона N 44-ФЗ предусмотрено, что документация о закупке при осуществлении закупки работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства должна содержать проектную документацию, утвержденную в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности, за исключением случая, если подготовка проектной документации в соответствии с указанным законодательством не требуется, а также случаев осуществления закупки в соответствии с частями 16 и 16.1 статьи 34 настоящего Федерального закона, при которых предметом контракта является в том числе проектирование объекта капитального строительства. Включение проектной документации в документацию о закупке в соответствии с настоящим пунктом является надлежащим исполнением требований пунктов 1 - 3 настоящей части.
Частью 2 статьи 48 ГрК РФ установлено, что проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой и графической формах и (или) в форме информационной модели и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта.
В соответствии с документацией предметом закупки является ремонт МБОУ "Халбакинская СОШ им. П.И. Быканова" в селе Тосу Вилюйского улуса Республики Саха (Якутия).
На основании части 6 статьи 55.24 Градостроительного кодекса РФ (далее - Кодекс) в целях обеспечения безопасности зданий, сооружений в процессе их эксплуатации должны обеспечиваться техническое обслуживание зданий, сооружений, эксплуатационный контроль, текущий ремонт зданий, сооружений.
Из представленных материалов, объектом закупки является выполнение работ по текущему ремонту, поскольку их целью является поддержание параметров устойчивости, надежности здания, исправность строительных конструкций, систем инженерно-технического обеспечения, сетей инженерно-технического обеспечения, их элементов в соответствии с требованиями технических регламентов, проектной документации, в связи с чем им не применялись требования законодательства к при осуществлении закупки работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства.
Следовательно, сметная документация не нужна для текущего ремонта.
Довод жалобы признан необоснованным.
Третий довод жалобы о том, что заказчиком нарушен состав извещения о проведении электронного аукциона является необоснованным.
Пункт части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе установлено, что в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в статьи 42 Закона о контрактной системе, указываются требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1, части 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе, а также требование, предъявляемое к участникам такого аукциона в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 1 части 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
В силу части 3 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе информацией должна содержать требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частью 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единое требование к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
| |
Преимущества и требования к участникам |
|
Преимущества |
Не установлены |
Требования к участникам |
1 Единые требования к участникам закупок в соответствии с ч. 1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ Участник закупки должен являться членом саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства (за исключением случаев, перечисленных в ч. 2.2 ст. 52 Градостроительного кодекса РФ, а также случая, предусмотренного ч. 2 Требования к участникам закупок в соответствии с частью 1.1 статьи 31 Федерального закона N 44-ФЗ Предусмотрено |
Ограничения |
1 Закупка у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций |
Дополнительная информация |
Информация отсутствует |
Перечень прикрепленных документов |
1 Аукционная документация |
Как следует из извещения по данному электронному аукциону, требования к участникам закупок установлены.
Таким образом, Комиссия Якутского УФАС России признала, что доводы жалобы ИП М., являются необоснованными.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия),
р е ш и л а:
1. Признать жалобы ООО "Стигматранс", ООО "Стройтраст", ИП М. на действия (бездействие) заказчика Муниципального казенного учреждения "Инженерно - строительное управление" муниципального района "Вилюйский улус (район) при проведении электронного аукциона на ремонт МБОУ "Халбакинская СОШ им. П.И. Быканова" (извещение N 0116300041421000059), необоснованными.
2. Признать жалобу ООО "Эксперт Закупок" на действия (бездействие) заказчика Муниципального казенного учреждения "Инженерно - строительное управление" муниципального района "Вилюйский улус (район) при проведении электронного аукциона на ремонт МБОУ "Халбакинская СОШ им. П.И. Быканова" (извещение N 0116300041421000059), частично обоснованной.
3. Признать заказчика Муниципального казенного учреждения "Инженерно - строительное управление" муниципального района "Вилюйский улус (район при проведении электронного аукциона на ремонт МБОУ "Халбакинская СОШ им. П.И. Быканова" (извещение N 0116300041421000059) нарушившей часть 6 статьи 31 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
4. Выдать заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня вынесения.
Заместитель председателя комиссии _
Члены комиссии _
_
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 5 октября 2021 г. N 014/06/59-2077/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 06.10.2021