Комиссия Ленинградского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
с участием в заседании представителей по доверенностям:
от Заказчика - Муниципального казенного учреждения "Единая служба заказчика" Муниципального образования "Свердловское городское поселение" Всеволожского муниципального района Ленинградской области:
от Заявителя - ООО "АВРОРА":
заседание проводилось посредством системы видеоконференцсвязи в соответствии с письмом ФАС России от 29 мая 2020 г. N МЕ/45732/20 "О рассмотрении жалоб, проведении внеплановых проверок, рассмотрении обращений о включении сведений в отношении участников закупок, поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в реестр недобросовестных поставщиков",
рассмотрев в соответствии с Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, п.п. 6.4-6.6. Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденного приказом ФАС России от 23.07.2015 N 649/15, жалобу Заявителя и в результате проведения в соответствии с п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) внеплановой проверки
УСТАНОВИЛА:
В Ленинградское УФАС России поступила жалоба Заявителя (вх. N 11711 от 27.09.2021) на действия заказчика при проведении электронного аукциона на выполнение работ по содержанию и уборке территории, включая поставку товара.
Извещение о проведении электронного аукциона размещено 09.09.2021 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС).
Начальная (максимальная) цена контракта - 9 997 297,20 рублей.
Как следует из жалобы, Заявитель оспаривает отказ в допуске своей заявки к участию в электронном аукционе.
На момент рассмотрения жалобы контракт Заказчиком не заключен.
Рассмотрев представленные документы, Комиссия пришла к следующим выводам.
В силу части 1 статьи 2 Закона о контрактной системе законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок) основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
Часть 1 статьи 8 Закона о контрактной системе гласит, что контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
При этом в соответствии с частью 2 указанной статьи конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором (часть 1 статьи 59 Закона о контрактной системе).
В силу положений пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). Пунктом 2 той же части установлено, что использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе, наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению.
В соответствии с частью 3 статьи 67 Закона о контрактной системе по результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе, содержащих информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, аукционная комиссия принимает решение о допуске участника закупки, подавшего заявку на участие в таком аукционе, к участию в нем и признании этого участника закупки участником такого аукциона или об отказе в допуске к участию в таком аукционе в порядке и по основаниям, которые предусмотрены частью 4 статьи 67 Закона о контрактной системе.
Согласно части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе Участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:
1) непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, или предоставления недостоверной информации;
2) несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, требованиям документации о таком аукционе.
Согласно части 5 статьи 67 Закона о контрактной системе отказ в допуске к участию в электронном аукционе по основаниям, не предусмотренным частью 4 настоящей статьи, не допускается.
Согласно доводам жалобы, Заявитель оспаривает отказ в допуске своей заявки к участию в электронном аукционе.
Требования к значениям показателей, позволяющим определить соответствие товара, установлены Заказчиком в описании объекта закупки размещены отдельным файлом (далее - Приложение). Инструкция по заполнению заявки на участие в электронном аукционе (далее - Инструкция) размещена отдельным файлом.
Комиссия установила, что из протокола рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 20.09.2021 N0845300011421000016-1 следует, что заявке Заявителя отказано в допуске к участию в электронном аукционе по следующим основаниям:
"Несоответствие информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Федерального закона N44-ФЗ, пп. 2 п. 5.1. документации об аукционе, а именно:
В заявке участника закупки в позиции "Информационной стенд тип 2" таблицы в первой части заявки участником представлен показатель "заглубление в грунт" со значением показателя "предельная кривизна стойки: 3 мм"
В соответствии с Таблицей "Требования к товарам, поставляемым при выполнении закупаемых работ", представленной в отдельном файле к аукционной документации, Заказчиком для позиции "Информационной стенд тип 2" установлен показатель "предельная кривизна стойки" со значением показателя "<8 мм".
Согласно Инструкции по подготовке первых частей заявок, представленной в отдельном файле к аукционной документации, Заказчиком установлено следующее: при предоставлении участником сведений в составе первой части заявки не допускается изменение наименований показателей, единиц измерения показателей, наименований товаров.
Таким образом, в составе заявки участником изменено наименование показателя.
Основание для отклонения: пункт 2 части 4 статьи 67 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", пп. 2 п. 6.1.1 документации об аукционе.".
Комиссией установлено, что согласно разделу 9 аукционной документации "Требования к содержанию, составу заявки на участие в электронном аукционе" первая часть заявки на участие в аукционе должна содержать:
"5.1. Первая часть заявки на участие в аукционе должна содержать следующие сведения:
1) согласие участника электронного аукциона на выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе, ее общей и специальной частями и не подлежащих изменению по результатам проведения электронного аукциона (такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки);
2) при осуществлении закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ:
а) наименование страны происхождения товара;
б) конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об электронном аукционе.".
Комиссией установлено, что Заказчиком в Приложении для товара "Информационный стенд тип 2" по показателю "Предельная кривизна стойки" установлено следующее требование - "<8", единица измерения мм.
Представитель Заявителя отметил, что согласно Инструкции, Заявителем конкретные показатели товаров представлены в удобной для Заявителя (табличной) форме. Учитывая пункт 3 Инструкции, Наименования товаров и Единицы измерения, как неизменяющиеся показатели, были указаны в отдельных столбцах с соответствующими наименованиями. В столбце "предложение участника" представлены наименования показателей и предлагаемые значения, которые отделены друг от друга двоеточием, что соответствует требованиям Инструкции.
Комиссией установлено, что в Инструкции Заказчиком определены следующие требования:
- "При предоставлении участником сведений в составе первой части заявки не допускается изменение наименований показателей, единиц измерения показателей, наименований товаров. Сведения о количестве предлагаемого к поставке товара участник имеет право не указывать в составе заявки постольку поскольку такие сведения являются существенным условием контракта и определены заказчиком. В требованиях заказчика к показателям наименование показателя отделено от требований к его значению двоеточием. Предоставляемые участником размещения заказа сведения о конкретных показателях товара, требования к которым установлены в документации об аукционе, не должны допускать разночтение или двоякое толкование";
- "При установлении заказчиком соответствующего требования к значению технических, эксплуатационных показателей товара с использованием перед числовым значением слов/словосочетаний/символов "<" такое обозначение относится к установлению максимального значения показателя товара и участник закупки в первой части заявки на участие в электронном аукционе обязан указать конкретное значение показателя, которое должно быть менее установленного документацией".
В соответствии с частью 1 статьи 67 Закона о контрактной системе аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
В соответствии с частью 4 статьи 67 Закона о контрактной системе участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:
1) непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, или предоставления недостоверной информации;
2) несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, требованиям документации о таком аукционе.
Таким образом, аукционная комиссия проверяет заявки участников на участие в электронном аукционе на соответствие требованиям аукционной документации. Аукционной комиссией также была проверена заявка Заявителя на соответствие указанных Заявителем в заявке на участие в электронном аукционе конкретных показателей поставляемого товара требованиям, установленным в Приложении.
Заявитель в составе первой части заявки на участие в электронном аукционе для товара "Информационный стенд тип 2" по показателю "Предельная кривизна стойки" в соответствии с положениями Инструкции предоставлено следующее значение - "3", единица измерения мм.
Таким образом, Комиссия установила, что Заявителем в составе первой части заявки на участие в электронном аукционе для товаров предоставлены сведения о конкретных показателях товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, без изменения наименований показателей, единиц измерения показателей, наименований товаров.
В соответствии с частью 5 статьи 67 Закона о контрактной системе отказ в допуске к участию в электронном аукционе по основаниям, не предусмотренным частью 4 настоящей статьи, не допускается.
Комиссия пришла к выводу, что в действиях аукционной комиссии усматривается нарушение части 5 статьи 67 Закона о контрактной системе в части неправомерного отказа в допуске заявке Заявителя.
На основании изложенного и, руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "АВРОРА" обоснованной.
2. Признать в действиях аукционной комиссии нарушение части 5 статьи 67 Закона о контрактной системе;
3. Выдать Заказчику, аукционной комиссии предписание об отмене протоколов, составленных в ходе осуществления закупки, повторном рассмотрении первых частей заявок на участие в электронном аукционе;
4. Передать уполномоченному должностному лицу Ленинградского УФАС России материалы дела для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области от 4 октября 2021 г. N 047/06/67-2167/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 06.10.2021