Комиссия Ленинградского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
с участием в заседании представителей по доверенностям:
от Заказчика - Федерального государственного унитарного предприятия "Научно-исследовательский технологический институт им. А.П. Александрова" Ленинградской области:
от Заявителя - ООО "НКЦ "Аудитор-Ч":
от заинтересованной стороны - ООО "ФБК":
заседание проводилось посредством системы видеоконференцсвязи в соответствии с письмом ФАС России от 29 мая 2020 г. N МЕ/45732/20 "О рассмотрении жалоб, проведении внеплановых проверок, рассмотрении обращений о включении сведений в отношении участников закупок, поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в реестр недобросовестных поставщиков",
рассмотрев в соответствии с Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, п.п. 6.4-6.6. Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденного приказом ФАС России от 23.07.2015 N 649/15, жалобу Заявителя и в результате проведения в соответствии с п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) внеплановой проверки
УСТАНОВИЛА:
В Ленинградское УФАС России поступила жалоба Заявителя (вх. N 11808 от 29.09.2021) на действия заказчика при проведении открытого конкурса в электронной форме на оказание услуг по аудиту бухгалтерской (финансовой) отчетности по российским стандартам (РСБУ) ФГУП "НИТИ им. А.П. Александрова".
Извещение о проведении открытого конкурса в электронной форме размещено 27.08.2021 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС).
Начальная (максимальная) цена контракта - 1 077 033,50 рублей.
Представители Заказчика, Уполномоченного органа возражали против доводов жалобы, просили признать жалобу необоснованной.
На момент рассмотрения жалобы контракт Заказчиком не заключен.
Рассмотрев представленные документы, Комиссия пришла к следующим выводам.
В силу части 1 статьи 2 Закона о контрактной системе законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок) основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
Часть 1 статьи 8 Закона о контрактной системе гласит, что контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
При этом в соответствии с частью 2 указанной статьи конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Под открытым конкурсом в электронной форме понимается конкурс, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении открытого конкурса в электронной форме и конкурсной документации и к участникам закупки предъявляются единые требования (часть 1 статьи 54.1 Закона о контрактной системе).
В доводах жалобы Заявитель указывает, что, по его мнению, Заказчиком неправомерно допущена заявка ООО "ФБК" на участите в Конкурсе и признание данного участника победителем закупки по следующим основаниям:
В соответствии с данными реестра аудиторских организаций, размещенного на официальном сайте Минфина России https://minfin.gov.ru/, ООО "ФБК" состоит в международной сети аудиторских организаций Grand Thornton International, место нахождения сети: Grant Thornton House, Melton Street, Euston Square, London NW1 2EP (г. Лондон, Великобритания).
В жалобе Заявитель также указывает, что ООО "ФБК" имеет регистрацию в других государствах, а именно в Соединенном Королевстве Великобритании и Северной Ирландии, регистрирующий орган Financial Reporting Council Limited.
Приказом Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 03.07.2015 N 1828 ФГУП "НИТИ им. А. П. Александрова" включено в сводный реестр организаций оборонно-промышленного комплекса.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.04.2021 N 622 "Об ограничениях на предоставление информации и документации аудиторской организации, индивидуальному аудитору" установлены ограничения на предоставление информации и документации аудиторской организации, находящейся под прямым или косвенным контролем иностранного гражданина, лица без гражданства, иностранного юридического лица, международной компании либо входящей в одну группу лиц с иностранным гражданином, лицом без гражданства, иностранным юридическим лицом, международной компанией, индивидуальному аудитору.
В соответствии с подразделом 3.4 технического задания, размещенного Заказчиком в составе аукционной документации, (далее - Техническое Задание) на оказание услуг) одним из требований к исполнителю является то, что аудиторская организация не должна находиться под прямым или косвенным контролем иностранного гражданина, лица без гражданства, иностранного юридического лица, международной компании, либо входящей в одну группу лиц с иностранным гражданином, лицом без гражданства, иностранным юридическим лицом, международной компанией.
В доводах жалобы Заявитель также указывает, что исходя из пункта 3 части 4 статьи 54.7 Закона о контрактной системе в случае несоответствия участника открытого конкурса в электронной форме требованиям, установленным частью 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, заявка такого участника должна признаваться не соответствующей требованиям, установленным конкурсной документацией.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством РФ к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки. На основании пункта 2 части 3 статьи 49 закона N 44-ФЗ в извещении о проведении открытого конкурса заказчик указывает предъявляемые к участникам открытого конкурса требования и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками открытого конкурса в соответствии с подпунктами 1, 2 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Из части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе следует, что конкурсная документация, в том числе должна содержать информацию, указанную в извещении о проведении открытого конкурса. На основании статьи 51 Закона о контрактной системе заявка на участие в открытом конкурсе должна содержать всю указанную заказчиком в конкурсной документации информацию, в том числе:
- документы, подтверждающие соответствие участника открытого конкурса требованиям к участникам конкурса, установленным заказчиком в конкурсной документации в соответствии с подпунктами 1, 2 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, или копии таких документов.
Часть 4 статьи 54.7 Закона о контрактной системе устанавливает исчерпывающий перечень оснований, по которым заявка на участие в открытом конкурсе в электронной форме признается не соответствующей требованиям, установленным конкурсной документацией, а именно:
1) в случае непредставления документов и информации, предусмотренных пунктами 1 - 3, 7 части 6 статьи 54.4 настоящего Федерального закона, либо несоответствия указанных документов и информации требованиям, установленным конкурсной документацией;
2) в случае наличия в документах и информации, предусмотренных частью 11 статьи 24.1, частями 4 и 6 статьи 54.4 настоящего Федерального закона, недостоверной информации на дату и время рассмотрения вторых частей заявок на участие в таком конкурсе;
3) в случае несоответствия участника такого конкурса требованиям, установленным конкурсной документацией в соответствии с частью 1, частями 1.1 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона;
4) в случаях, предусмотренных нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона;
5) в случае непредставления документов, предусмотренных пунктом 5 части 6 статьи 54.4 настоящего Федерального закона, при осуществлении закупки товаров, работ, услуг, в отношении которых установлен запрет, предусмотренный статьей 14 настоящего Федерального закона.
Представитель Заказчика на заседании Комиссии указал, что у конкурсной комиссии отсутствовали основания для признания заявки ООО "ФБК" не соответствующей требованиям, установленным в конкурсной документации. В составе конкурсной заявки ООО "ФБК" предоставило Заказчику декларации, подтверждающие соответствие участника требованиям, установленным в конкурсной документации. В соответствии с требованиями конкурсной документация ООО "ФБК" в составе заявки представлена копия действующей лицензии на проведение работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну со степенью секретности "Совершенно секретно" N 35118 от 07 октября 2020 г., сроком действия до 07 октября 2025.
В соответствии с нижеследующим аргументы и выводы ООО "НКЦ "Аудитор-Ч" не соответствуют положениям Постановления Правительства Российской Федерации от 19.04.2021 N 622 "Об ограничениях на предоставление информации и документации аудиторской организации, индивидуальному аудитору" (далее - Постановление N 622), Федерального закона от 30.12.2008 N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности" (далее - ФЗ N 307) и закона N 44-ФЗ и основаны на неправильном толковании указанных нормативных правовых актов:
Наличие или отсутствие у Заказчика признаков, относящих его к предприятиям, указанным в Постановлении N 622, не влияет на заключение договора и не меняет критерии допуска по Закону о контрактной системе, а также не создает препятствий, связанных с реализацией договора, поскольку из представленных ООО "ФБК" документов и сведений не следует, что данный участник является объектом ограничений по Постановлению N 622.
Ограничения, предусмотренные постановлением N 622, применяются в отношении следующих аудиторских организаций:
- аудиторских организаций, находящихся под прямым или косвенным контролем иностранного гражданина, лица без гражданства, иностранного юридического лица, международной компании;
- аудиторских организаций, входящих в одну группу лиц с иностранным гражданином, лицом без гражданства, иностранным юридическим лицом, международной компанией.
В соответствии с пунктом 4 постановления N 622 для целей постановления:
а) контроль определяется: в соответствии со статьей 81 Федерального закона "Об акционерных обществах" - в отношении аудиторской организации, созданной в организационно-правовой форме акционерного общества; в соответствии со статьей 45 Федерального закона "Об обществах с ограниченной ответственностью" - в отношении аудиторской организации, созданной в организационно-правовой форме общества с ограниченной ответственностью либо иной организационно-правовой форме, отличной от акционерного общества и общества с ограниченной ответственностью;
б) группа лиц определяется в соответствии со статьей 9 Федерального закона "О защите конкуренции".
Представитель Заказчика также указал, то конкурсной комиссией рассмотрены учредительные документы ООО "ФБК", сведения из ЕГРЮЛ в отношении него (а также в отношении ООО "ФБК ГТ" поскольку оно стоит в числе учредителей ООО "ФБК"), сведения из реестров саморегулируемой организации и иные документы в составе заявки, из которых следует следующее:
- иностранные граждане, лица без гражданства, иностранные юридические лица, международные компании не распоряжаются прямо или косвенно (через подконтрольных лиц) в силу участия в ООО "ФБК" и (или) на основании договоров доверительного управления имуществом и (или) простого товарищества и (или) поручения и (или) иного соглашения, предметом которого является осуществление прав, удостоверенных долями ООО "ФБК", более 50 процентами голосов в высшем органе управления ООО "ФБК";
- участниками ООО "ФБК" являются российские юридическое и физические лица, конечными бенефициарами ООО "ФБК" являются граждане РФ;
- в органы управления ООО "ФБК" входят исключительно граждане РФ;
- иностранные граждане, лица без гражданства, иностранные юридические лица, международные компании не имеют права назначать единоличный исполнительный орган ООО "ФБК";
- в ООО "ФБК" отсутствует коллегиальный исполнительный орган;
- отсутствуют какие-либо положения учредительных документов ООО "ФБК", на основании которых иностранные граждане, лица без гражданства, иностранные юридические лица, международные компании вправе давать ООО "ФБК" обязательные для исполнения указания;
- исходя из структуры ООО "ФБК", лица, имеющие право давать обязательные указания ООО "ФБК" являются гражданами РФ;
- единоличный исполнительный орган ООО "ФБК" был выбран по предложению гражданина РФ;
- юридические лица, входящие в одну группу с ООО "ФБК", являются российскими юридическими лицами, физические лица, входящие в одну группу с ООО "ФБК", являются гражданами РФ.
Представитель Заказчика относительно доводов о членстве в международной сети аудиторских организаций Grand Thornton International пояснил, что в случае, когда аудиторская организация является членом международной сети аудиторских организаций, соответствие этой аудиторской организации критериям, установленным постановлением N 622, определяется с учетом такого членства и организационных основ деятельности международной сети.
На основании вышеизложенного следует, что участие аудиторской организации в международной сети аудиторских организаций само по себе не является критерием для отнесения аудиторской организации и организации, находящейся под контролем иностранных граждан, лиц без гражданства, иностранных юридических лиц, международных компаний в целях постановления N 622.
В соответствии с пунктом 1.21.Т Правил независимости аудиторов и аудиторских организаций (одобрены Советом по аудиторской деятельности 19.12.2019 г., протокол N 51) вывод о наличии сети аудиторских организаций можно сделать, когда целью создания объединения является взаимодействие входящих в него организаций, а также когда входящие в объединение организации:
а) распределяют прибыль или расходы между собой;
б) находятся под общим владением, контролем или управлением;
в) имеют единую систему контроля качества, включающую единые подходы и процедуры;
г) разделяют общую стратегию ведения деятельности;
д) используют единое наименование бренда; или
е) совместно используют значительные профессиональные ресурсы.
В соответствии с порядком ведения перечней сетей аудиторских организаций (одобрен решением Совета по аудиторской деятельности от 24 марта 2016 г., протокол N 21) основанием для включения объединения в перечень сетей аудиторских организаций является подтверждение того, что объединение создано с одной или несколькими целями, предусмотренными Правилами независимости аудиторов и аудиторских организаций. Таким образом, для того чтобы входить в сеть аудиторских организаций, отношения аудиторской организации с сетью не обязательно должны отвечать всем критериям, по которым объединение может быть признано сетью, достаточно отвечать лишь одному или нескольким таким критериям.
Представитель Заказчика пояснил, что в рамках ранее действовавшего контракта N Ц-ГБ/ИФ13/ИФ03-47/20 от 21.10.2020, закупка N 0573100002520000677 Институтом получены документы: "Выписка из Соглашения о сотрудничестве с фирмами-членами (Member Firm Agreement), заключенное между ООО "ФБК" и компанией "Grand Thornton International Ltd" (GTIL)" и "Выписка из Соглашения об использовании наименования "Grand Thornton International" и иных связанных с ним наименований, заключенное между ООО "ФБК" и компаниями "Grand Thornton LLP" (U.S. Firm), "Grand Thornton LLP" (UK Firm), и "Grand Thornton International Ltd" (GTIL)", из которых следует, что членство ООО "ФБК" в международной сети аудиторских организаций "Grand Thornton International Ltd" (GTIL)", не создает одну группу лиц с иностранными юридическими лицами в связи с тем, что каждая фирма-член является самостоятельным юридическим лицом. Ни "Grand Thornton International Ltd" (GTIL)", ни фирмы-члены "Grand Thornton International Ltd" (GTIL)" не осуществляют контроль над ООО "ФБК".
Комиссией установлено, что согласно выписке из единого государственного реестра юридических лица следует, что ООО "ФБК" не имеет регистрации за пределами Российской Федерации.
На основании изложенного, а также учитывая тот факт, что Заявитель материалов и сведений в обоснование довода в составе жалобы не предоставил, Комиссия приходит к выводу, что довод жалобы Заявителя не нашел своего подтверждения.
На основании изложенного и, руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "НКЦ "Аудитор-Ч" необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области от 4 октября 2021 г. N 047/06/54.7-2172/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 07.10.2021