Комиссия Московского областного УФАС России в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Управление, Комиссия),
рассмотрев жалобу ООО "СТРОЙТРАСТ" (далее - Заявитель) на действия (бездействие) Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Московской области "Московский областной научно-исследовательский клинический институт им. М.Ф. Владимирского" (далее - Заказчик) при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения АО "Сбербанк - АСТ" (далее - Оператор электронной площадки) открытого конкурса в электронной форме на выполнение работ по приведению в соответствие с требованиями норм СанПиН и Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" главного и бокового входов (крыльца), фасада, покрытий приямков и внутренний ремонт корпусов ГБУЗ МО МОНИКИ им. М.Ф. Владимирского (извещение N 0348200027021000333 на официальном сайте Единой информационной системы - www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт)) (далее - Конкурс), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и в соответствии с Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Управление поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Оператором электронной площадки Конкурса.
По мнению Заявителя его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика в части установления Конкурсной документации ненадлежащим образом.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение о проведении Конкурса размещено - 02.09.2021;
2) начальная (максимальная) цена контракта - 20 286 456,70 руб.;
2) дата окончания подачи заявок - 24.09.2021.
1. Согласно доводам жалобы Заявителя, Заказчиком ненадлежащим образом установлен порядок оценки по показателям нестоимостного критерия "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" (далее - Квалификация участников закупки).
Согласно пункту 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме в соответствии с Законом о контрактной системе.
В соответствии с частью 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии:
1) цена контракта; 2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ; 3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки; 4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В соответствии с частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила).
При этом согласно пункту 3 Правил, "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
Пунктом 11 Правил установлено, что для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.
В соответствии с пунктом 27(2) Правил в случае осуществления закупки, по результатам которой заключается контракт, предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства (в том числе линейного объекта), проведению работ по сохранению объектов культурного наследия, а также контракт, предусмотренный частями 16 (если контракт жизненного цикла предусматривает проектирование, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства), 16.1 статьи 34 и частью 56 статьи 112 Закона о контрактной системе, по нестоимостному критерию оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" в документации о закупке устанавливается один или несколько следующих показателей:
а) общая стоимость исполненных контрактов (договоров) на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу;
б) общее количество исполненных контрактов (договоров) на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу;
в) наибольшая цена одного из исполненных контрактов (договоров) на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу.
Пунктом 27(3) Правил установлено, что для оценки заявок (предложений) по показателям, предусмотренным пунктом 27(2) Правил, в документации о закупке устанавливается и учитывается при оценке один или несколько следующих видов контрактов (договоров):
а) контракты (договоры), предусматривающие выполнение работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, проведение работ по сохранению объектов культурного наследия, относящихся к виду объекта капитального строительства, выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу которого является объектом закупки. К таким видам объектов капитального строительства относятся:
- объекты капитального строительства (за исключением линейных объектов);
- линейные объекты капитального строительства;
- особо опасные, технически сложные и уникальные объекты капитального строительства;
- объекты культурного наследия;
б) контракты (договоры), соответствующие виду контракта, заключаемого по результатам закупки. К таким видам контрактов (договоров) относятся:
- контракт, предусмотренный частью 16 статьи 34 Закона о контрактной системе (если контракт жизненного цикла предусматривает проектирование, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт предусмотренного подпунктом "а" настоящего пункта объекта капитального строительства соответствующего вида);
- контракт, предусмотренный частью 16.1 статьи 34 Закона о контрактной системе (в отношении предусмотренного подпунктом "а" настоящего пункта объекта капитального строительства соответствующего вида);
- контракт, предусмотренный частью 56 статьи 112 Закона о контрактной системе (в отношении предусмотренного подпунктом "а" настоящего пункта объекта капитального строительства соответствующего вида);
- контракт, предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу предусмотренного подпунктом "а" настоящего пункта объекта капитального строительства соответствующего вида;
- контракт, предметом которого является проведение работ по сохранению объектов культурного наследия.
1) Заказчиком в рамках Критерия "Квалификация" по показателю "Опыт участника по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема" установлено, в том числе следующее:
"Порядок оценки: оценка осуществляется на основании представленного участником опыта по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема в соответствии с п.27 Правил и нижеприведенной таблицей.
Количество исполненных контрактов |
Значимость показателя |
0 |
0% |
1-2 |
20% |
3-5 |
40% |
6-8 |
60% |
9-10 |
80% |
10 и более |
100% |
Заказчиком будет оцениваться предложение участника о количестве исполненных контрактов, указанных в Приложении N! к Критериям оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости и порядок оценки" "Форма 1. Опыт участника по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема", за последние 3 (три) года до окончания срока подачи заявок
К оценке принимаются сведения о контрактах по выполнению работ аналогичных объекту закупки, заключенных в соответствии c Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ, при этом к оценке принимаются контракты, стоимость которых составляет не менее 10 (десяти) % от НМЦК настоящей закупки. Контракты должны быть исполнены в полном объеме без применения штрафов, пени и неустоек".
При этом, Комиссия приходит к выводу, что установление условия о том, что к оценке принимаются сведения о контрактах по выполнению работ аналогичных объекту закупки за последние 3 (три) года до окончания срока подачи заявок, стоимость которых составляет не менее 10 (десяти) % от НМЦК настоящей закупки не соответствует объекту закупки, противоречит пунктам 27(2), 27(3) Правил и положениям Закона о контрактной системе.
Следовательно, доводы жалобы Заявителя являются обоснованными.
Кроме того, Комиссия приходит к выводу, что условия о том, что к оценке принимаются сведения о контрактах, заключенных в соответствии с Законом о контрактной системе приводит к необоснованному ограничению количества участников закупки, поскольку исключает возможность предоставления договоров, заключенных в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
Также, установленный Заказчиком порядок оценки по показателю "Опыт участника по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема" не позволяет выявить лучшее предложение об условиях исполнения контракта в связи с отсутствием пропорциональной зависимости между присваиваемыми баллами и представляемыми участниками закупки сведениями по указанному показателю.
Изучив установленный порядок оценки по показателю "Опыт участника по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема", Комиссия приходит к выводу, что требование о работах, выполненных без нарушения сроков и иных условий контракта (договора) по вине участника не позволяет участникам закупки получить максимальное количество баллов, поскольку нарушение сроков и иных условий контракта (договора) в рамках исполнения контракта (договора), представленного участником к оценке, не является надлежащим подтверждением отсутствия у участника закупки соответствующего опыта.
Таким образом, по показателю "Опыт участника по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема" не представляется возможным выявить лучшее предложение об условиях исполнения контракта.
2) Заказчиком в рамках критерия "Квалификация" по показателю "Квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг" установлено, в том числе следующее:
Порядок оценки: оценка осуществляется в соответствии с нижеприведенными таблицами:
Требования к квалификации сотрудников |
Количество сотрудников |
Значимость подкритерия |
Руководитель и (или) ключевые специалисты, состоящие в национальном реестре специалистов (подтверждение нахождения специалистов в реестре) и имеющих право на организацию выполнения работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства |
0 |
0% |
1-2 |
10% |
|
3 |
25% |
Требования к квалификации сотрудников |
Количество сотрудников |
Значимость подкритерия |
Руководитель и (или) ключевые специалисты, состоящие в национальном реестре специалистов (подтверждение нахождения специалистов в реестре) и имеющих право на организацию выполнения работ по проектированию |
0 |
0% |
1-2 |
10% |
|
3 |
25% |
Требования к квалификации сотрудников |
Количество сотрудников |
Значимость подкритерия |
Руководитель и, или ключевые специалисты (действующее удостоверение "деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений); |
0 |
0% |
1 |
10% |
|
2 |
25% |
Требования к квалификации сотрудников |
Количество сотрудников |
Значимость подкритерия |
Специалист, имеющий право на ведение профессиональной деятельности в сфере строительного контроля и технического надзора в строительстве; |
0 |
0% |
1 |
25% |
Квалификация сотрудников подтверждается следующими документами:
- копиями действующих удостоверений о повышении квалификации и/или копиями действующих удостоверений о повышении квалификации деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений;
- копиями трудовых договоров с подтверждением из ПФР РФ (сведения о застрахованных лицах) оригиналы или файлы, подписанные электронной подписью ПФР;
- идентификационными и регистрационными номерами национального реестра специалистов.
Документы, подтверждающие квалификацию, представляются участником закупки в составе заявки, в случае отсутствия вышеуказанных документов, по данному критерию заявке участника присваивается 0 баллов".
Комиссия приходит к выводу о неправомерности положений порядка оценки заявок по указанному показателю, поскольку оценке подлежат специалисты, находящиеся в штате участника закупки, что исключает возможность привлекать специалистов на основании заключаемых с ними договоров гражданско-правового характера на выполнение работ.
Кроме того, Комиссия приходит к выводу, что требование порядка оценки о предоставлении копиями трудовых договоров с подтверждением из ПФР РФ (сведения о застрахованных лицах) оригиналы или файлы, подписанные электронной подписью ПФР является ненадлежащим, поскольку не позволяет выявить лучшие условие исполнения контракта и объективно сопоставить предложения участников Конкурса
Вместе с тем, Комиссия приходит к выводу, что отсутствие у участников закупки руководителей и (или) ключевых специалистов, состоящие в национальном реестре специалистов (подтверждение нахождения специалистов в реестре) и имеющих право на организацию выполнения работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, а также на организацию выполнения работ по проектированию, имеющих (действующее удостоверение "деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений), специалистов, имеющих право на ведение профессиональной деятельности в сфере строительного контроля и технического надзора в строительстве не свидетельствует о невозможности надлежащего исполнения участником закупки обязательств в рамках контракта, заключенному по результатам закупки.
Также, установленный Заказчиком порядок оценки по показателю "Квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг" не позволяет выявить лучшее предложение в связи с отсутствием пропорциональной зависимости между присваиваемыми баллами и представляемыми участниками закупки сведениями по указанному показателю.
Таким образом, по показателю "Квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг" не представляется возможным выявить лучшее предложение об условиях исполнения контракта.
3) Заказчиком в рамках критерия "Квалификация" по показателю "Обеспеченность участника материально-техническими ресурсами" установлено, в том числе следующее:
"Порядок оценки: оценка осуществляется в соответствии с нижеприведенной таблицей:
Показатель |
Наличие у участника |
Значимость показателя |
Платформа визуализации и анализа данных - Reporter (включая дополнительные компоненты); |
отсутствие |
0% |
наличие |
100% |
Заказчиком будет оцениваться предложение участника о наличии/отсутствии прав на программное обеспечение, предусмотренное Локальным сметным расчетом, являющимся неотъемлемой частью документации. К оценке принимаются документы, подтверждающие наличие у участника закупки заключенного лицензионного договора на использование программного обеспечения из Государственного Единого реестра российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных Платформа визуализации и анализа данных - Reporter (включая дополнительные компоненты). В случае если участником указанные документы не представлены, то по данному показателю заявке присваивается 0 баллов".
При этом, Комиссия приходит к выводу, что отсутствие у участника закупки на момент подачи заявки платформы визуализации и анализа данных - Reporter, не свидетельствует о невозможности надлежащего исполнения обязательств в рамках контракта, заключенному по результатам закупки.
Таким образом, приведенный порядок оценки не позволяет выявить наилучшие условия исполнения контракта, что не соответствует положениям Постановления Правительства N 1085 и противоречит положениям Закона о контрактной системе.
На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу о том, что действия Заказчика нарушают пункт 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2. Пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе установлено, что при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе, о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Согласно части 4 статьи 31 Закона о контрактной системе в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частями 2 и 2.1 настоящей статьи дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
В соответствии с частью 6 статьи 31 Закона о контрактной системе заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупки в нарушение требований Закона о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 3 частью 6 статьи 54.4 Закона о контрактной вторая часть заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме должна содержать требуемые заказчиком в конкурсной документации информацию и документы, а именно: документы, подтверждающие соответствие участника открытого конкурса в электронной форме требованиям к участникам такого конкурса, установленным заказчиком в конкурсной документации в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, или копии таких документов, а также декларацию о соответствии участника открытого конкурса в электронной форме требованиям, установленным в соответствии с пунктами 3 - 9, 11 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона (указанная декларация предоставляется с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки).
Частью 1 статьи 55.8 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) установлено, что индивидуальный предприниматель или юридическое лицо имеет право выполнять инженерные изыскания, осуществлять подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства по договору подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, по договору строительного подряда, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, или региональным оператором, при условии, что такой индивидуальный предприниматель или такое юридическое лицо является членом соответственно саморегулируемой организации в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не установлено ГрК РФ.
Вместе с тем, в соответствии с положениями ГрК РФ минимальный размер взноса в компенсационный фонд возмещения вреда должен быть сформирован в соответствии с требованиями части 12 статьи 55.16 ГрК РФ, минимальный размер взноса участника закупки в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств должен быть сформирован в соответствии с требованиями части 11 или 13 статьи 55.16 ГрК РФ.
Пунктом 16 Информационной карты Конкурсной документации установлено требование к участникам закупки о членстве в саморегулируемой организации по осуществлению строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства; - членство в саморегулируемой организации по проектированию.
При этом, на заседании Комиссии установлено, что Заказчиком в Конкурсной документации не установлены требования к компенсационному фонду возмещения вреда, а также к компенсационному фонду обеспечения договорных обязательств в соответствии с требованиями частей 11 - 13 статьи 55.16 ГрК РФ, что противоречит требованиям законодательства.
Кроме того, пунктом 16 Информационной карты Конкурсной документации установлено требование к участникам закупки о наличие действующий лицензии на осуществление деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений.
Согласно законодательству Российской Федерации о лицензировании ряд работ или услуг могут выполняться исключительно лицами, обладающими соответствующей лицензией.
Вместе с тем, учитывая предмет закупки, а также наличие требований к участникам закупки о членстве в саморегулируемой организации по осуществлению строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства, установление требования о наличии у участника закупки действующей лицензии на осуществление деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, а также требования о наличии членства в саморегулируемой организации по проектированию, приводит к необоснованному ограничению количества участников закупки.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика нарушают часть 6 статьи 31 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях
Кроме того, на заседании Комиссии установлено, что в пункте 22 Информационной карты Конкурсной документации Заказчиком установлено требование о предоставлении в составе второй части заявки действующей лицензии на осуществление деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений.
На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу о нарушении действиями Заказчика пункта 3 части 6 статьи 54.4 Закона о контрактной системе, в части ненадлежащего установления требований к составу второй части заявок участников закупки, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пункта 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "СТРОЙТРАСТ" обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение части 6 статьи 31, пункта 8 части 1 статьи 54.3, пункта 3 части 6 статьи 54.4 Закона о контрактной системе.
3. Заказчику, Конкурсной комиссии, Оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении допущенных нарушений Закона о контрактной системе не выдавать, так как выдано ранее по делу от 23.09.2021 N 050/06/37074эп/2021.
4. Материалы дела от 29.09.2021 N 050/06/38009эп/2021 по выявленным нарушениям Закона о контрактной системе соответствующему должностному лицу Управления для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях не передавать.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Московской области от 29 сентября 2021 г. N 050/06/38009эп/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 04.10.2021