Комиссия Московского областного УФАС России по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Управление, Комиссия),
рассмотрев жалобу ООО "ТРИУМФ" (далее - Заявитель) на действия (бездействие) Государственного бюджетного стационарного учреждения социального обслуживания Московской области "Уваровский детский дом-интернат для умственно отсталых детей" (далее - Заказчик) при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения ООО "РТС-тендер" (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на монтаж автоматической пожарной сигнализации (извещение N 0348200009821000027 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок - www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт)) (далее - Аукцион) и в результате осуществления внеплановой проверки в части доводов жалобы Заявителя в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и в соответствии с Административным регламентом утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Управление поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Заказчиком, Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, утвердившего документацию об Аукционе в противоречие положениям Закона о контрактной системе.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) начальная (максимальная) цена контракта - 3 121 604,75 руб.;
2) дата окончания подачи заявок - 30.09.2021.
1. Согласно доводам жалобы Заявителя, Заказчиком в документации об Аукционе ненадлежащим образом установлены требования к техническим характеристикам товаров, а также положения Инструкции по заполнению заявки на участие в Аукционе.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3-6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе
1) Заказчиком в Приложении N 1 к Техническому заданию документации об Аукционе установлены требования к характеристикам товаров, в том числе следующие: "Рабочая температура -25_+50", "Ток потребления при напряжении питания до 12 В", "Напряжение в линии от 95, до 750".
В Инструкции по заполнению заявки на участие в Аукционе установлено, в том числе следующее: "При указании температурных характеристик к требуемому параметру в виде "рабочая температура" ухудшение характеристик (сужение температурного диапазона) не допускается.
Символы "многоточие", "тире", установленные между значениями, следует читать как необходимость указания диапазона значений, уже указанного, не включая крайние значения.
В случае если требуемое значение параметра товара сопровождается словами: "от" и "до", "от" или "до", то участнику закупки необходимо предоставить конкретный(-ые) показатель (-и) из данного диапазона не включая крайние значения.".
Комиссия приходит к выводу, что с учетом положений инструкции по заполнению заявки установление требований к характеристикам товаров подобным образом вводит участников закупки в заблуждение и противоречит нормам Закона о контрактной системе.
Аналогичные нарушения допущены Заказчиком при установлении иных характеристик товаров.
Кроме того, по мнению Заявителя, Заказчиком по показателю "Ток потребления при напряжении питания" ненадлежащим образом установлена единица измерения.
Вместе с тем, представитель Заказчика на заседании Комиссии представил письменные пояснения, согласно которым Заказчиком при установлении единицы измерения по показателю "Ток потребления при напряжении питания" допущена техническая ошибка.
Следовательно, доводы жалобы Заявителя является обоснованными.
2) Заказчиком в Приложении N 1 к Техническому заданию документации об Аукционе установлены требования к характеристикам товаров, в том числе следующие: для товара "Извещатель тип двадцать один автоматический дымовой" установлено "Диаметр 90_120", "Форма прямоугольная или круглая", для товара "Настенный громкоговоритель тип 1" установлено "Габариты (Ширина Высота
Глубина) - >200<300
>300<400
>80<100", "Угол раскрыва: 1 кГц, 4 кГц, 8 кГц - 175
5°, от 80° и до 90°"
При этом, Комиссия приходит к выводу о том, что не установление в требуемых значениях показателей варианта выбора словосочетаний "не применяется", "не нормируется" в соответствии с инструкцией, вводит участников закупки в заблуждение и не позволяет надлежащим образом заполнить заявку на участие в Аукционе.
Вместе с тем, представитель Заказчика на заседании Комиссии представил письменные пояснения, согласно которым, Заказчиком допущена техническая ошибка.
Кроме того, в Инструкции по заполнению заявки не установлено каким образом представлять значения показателей с одновременным использованием символов ">", "<" и "", а также символов "
", "," и слов "от", "до", что не позволяет надлежащим образом заполнить заявку на участие в Аукционе.
Аналогичные нарушения допущены Заказчиком при установлении иных характеристик товаров.
Комиссия приходит к выводу, что с учётом положений инструкции по заполнению заявки установление требований к характеристикам товаров подобным образом вводит участников закупки в заблуждение и противоречит нормам Закона о контрактной системе.
Следовательно, довод жалобы Заявителя является обоснованным.
3) Заказчиком в Приложении N 1 к Техническому заданию документации об Аукционе установлены требования к характеристикам товаров, в том числе следующие: для товара "10.1 Аккумулятор герметичный свинцово-кислотный тип 2" по показателю "Масса не должна быть" установлено значение "более шести".
В Инструкции по заполнению заявки установлено, в то числе следующее:
"Значение, предоставляемое участником закупки, не должно допускать разночтения или двусмысленное толкование и содержать в т.ч. уточняющие слова (с учетом всех форм слов): "эквивалент", "должен быть", "должно быть", "должны быть", "должна быть", "не более", "не менее", "менее", "более", "превышает", "не превышает", "не выше", "не ниже", "от", "до", ">" , "<", "" , "
", "или", "
", "необходим", "требуется", "типа" то есть должны быть конкретными, за исключение случаев, когда значение показателя не может иметь конкретное значение в соответствие с инструкцией".
При этом, Комиссия приходит к выводу о том, что установление характеристики "Масса не должна быть" подобным образом вводит участников закупки в заблуждение.
Комиссия приходит к выводу, что с учетом положений инструкции по заполнению заявки установление требований к характеристикам товаров подобным образом вводит участников закупки в заблуждение и противоречат нормам Закона о контрактной системе.
Аналогичные нарушения допущены Заказчиком при установлении иных характеристик товаров.
Следовательно, доводы жалобы Заявителя является обоснованными.
Вместе с тем, представитель Заказчика на заседании Комиссии представил письменные пояснения, согласно которым, Заказчиком при установлении характеристики "Масса не должна быть" допущена техническая ошибка.
На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу, что вышеуказанные действия Заказчика нарушают пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2. Согласно доводу жалобы Заявителя, Заказчиком ненадлежащим образом установлены положения Инструкции по заполнению заявки на участие в Аукционе.
В Инструкции по заполнению заявки установлено, в том числе следующее:
"Слова "не более", "не должен быть более", с учетом всех форм слов - означает что, участнику следует предоставить в заявке конкретный показатель, менее указанного значения, но не равный ему.
Слова "Не выше", "не должен быть выше", "не превышает", "не должна превышать" - означает что, участнику следует предоставить в заявке конкретный показатель, не более указанного значения, или равный ему".
Изучив документацию об Аукционе, Комиссия приходит к выводу о том, что действия Заказчика в части установления указанных положений Инструкции по заполнению заявки не противоречат нормам Закона о контрактной системе.
Следовательно, довод жалобы Заявителя является необоснованным.
3. Согласно доводу жалобы Заявителя, Заказчиком в Приложении N 1 к Техническому заданию документации об Аукционе ненадлежащим образом установлены требования к характеристикам товаров, не в соответствии с Каталогом товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - КРТУ)
Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 года N 145 утверждены Правила формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В пункте 4 Правил использования каталога установлено, что Заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога с указанной в ней даты начала обязательного применения.
Согласно пункту 5 Правил использования каталога Заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Федерального закона, которые не предусмотрены в позиции каталога, за исключением случаев, предусмотренных Правилами.
Пунктом 6 Правил использования каталога установлено, что в случае предоставления дополнительной информации, предусмотренной пунктом 5 Правил использования каталога, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).
По мнению Заявителя, Заказчиком для товаров "Аккумулятор герметичный свинцово-кислотный тип 2", "Аккумулятор герметичный свинцово-кислотный тип 1" установлены характеристики, не предусмотренные соответствующими позициями КТРУ.
На заседании Комиссии установлено, что Заказчиком в Приложении N 1 к Техническому заданию документации об Аукционе установлены дополнительные характеристики для поставляемых товаров, не предусмотренные соответствующими позициями КРТУ.
При этом, изучив документацию об Аукционе, Комиссией установлено, что в составе документации об Аукционе не установлено надлежащее обоснование применения дополнительных характеристик, что противоречит положениям Постановления Правительства РФ от 08.02.2017 N 145 и положениям Закона о контактной системе.
Таким образом, вышеуказанные действия Заказчика, Уполномоченного учреждения нарушают пункт 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Следовательно, довод жалобы Заявителя является обоснованным.
4. Согласно доводу жалобы Заявителя, Заказчиком в Приложении N 1 к Техническому заданию документации об Аукционе для товаров "Преобразователь/повторитель/разделитель интерфейса" установлены ненадлежащие характеристики: Рабочая температура, Масса, Габаритные размеры (Длина х Ширина х Глубина), Степень защиты от проникновения внешних твердых предметов и воды.
Кроме того, по нению Заявителя, Заказчиком в Приложении N 1 к Техническому заданию установлены идентичные требования к характеристикам товаров: "Преобразователь/повторитель/разделитель интерфейса тип 1" и "Преобразователь/повторитель/разделитель интерфейса тип 3", а также для товаров "Извещатель тип 33 пожарный дымовой адресно-аналоговый" и "Извещатель тип двадцать пожарный дымовой адресно-аналоговый", "Извещатели тип тринадцать пожарные ГОСТ Р 53325-2012", "Извещатели тип двадцать три пожарные ГОСТ Р 53325-2012", "Извещатели тип двадцать четыре пожарные", "Извещатели тип тридцать три пожарные ГОСТ Р 53325-2012", "", "Извещатели тип три
пожарные ГОСТ Р 53325-2012", "Извещатели тип 6 пожарные ГОСТ Р 53325-2012", "Извещатели тип 16 пожарные ГОСТ Р 53325-2012", "Извещатели тип 26 пожарные ГОСТ Р 53325-2012" и другие.
Представитель Заказчика на заседании Комиссии представил письменные пояснения, согласно которым: "В качестве обоснования Н(М)ЦК, в документации присутствует 5 смет, описание поставляемого товара осуществлено по каждому объекту, при этом установлено описание не группы товаров, а каждого товара, установленного в документации, что само по себе не может ограничить количество Участников. Более того, дает возможность выбора при поставке из большего количества товаров.".
Изучив документы и сведения, представленные на заседании Комиссии представителем Заказчика, Комиссия приходит к выводу, что характеристики для указанных товаров установлены в соответствии с потребностями Заказчика, что не противоречит нормам Закона о контрактной системе.
Следовательно, довод жалобы Заявителя является необоснованным.
5. Согласно доводам жалобы Заявителя, Заказчиком в документации об Аукционе неправомерно установлены ограничения допуска товаров, происходящих из иностранных государства, в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.07.2020 N 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2017 г. N 925 и признании утратившим силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N 818), кроме того, неправомерно объединены в один предмет закупки товары, включенные в Постановление N 818 и не включенные в него.
В соответствии с частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок.
Пунктом 2 Постановления N 878 установлен Перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Перечень).
Пунктом 4 Постановления N 878 установлено, что ограничение на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, не устанавливается, если в реестре и реестре евразийских промышленных товаров отсутствует радиоэлектронная продукция (далее - Реестры), соответствующая тому же классу (функциональному назначению) радиоэлектронной продукции, планируемой к закупке, и (или) радиоэлектронная продукция, включенная в реестр или реестр евразийских промышленных товаров, по своим функциональным, техническим и (или) эксплуатационным характеристикам не соответствует установленным заказчиком требованиям к планируемой к закупке радиоэлектронной продукции.
Согласно пункт 5 Постановления N 878 подтверждением случая, установленного пунктом 4 настоящего постановления, является разрешение на закупку происходящего из иностранного государства промышленного товара, выданное в порядке, установленном Министерством промышленности и торговли Российской Федерации.
Кроме того, согласно пункту 7 Постановления N 878 предметом одного контракта (одного лота) не может быть радиоэлектронная продукция, включенная в перечень и не включенная в него.
На заседании Комиссии установлено, что объектом закупки являются "Монтаж автоматической пожарной сигнализации".
Пунктом 22 Информационной карты документации установлено, в том числе следующее:
"Постановление Правительства РФ N 878 от 10.07.2019 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации".
Приложением N 1 к Техническому заданию документации об Аукционе установлены требования, в том числе к характеристикам товаров, включенных в Перечень, установленный Постановлением N 878.
По мнению Заявителя, Заказчиком в Приложении N 1 к Техническому заданию установлены требования к характеристикам 12 типам товара "Аккумуляторы герметичные свинцовые-кислотные", к 9 типам товара "Настенный громкоговоритель", при этом в Реестрах отсутствуют аккумуляторы герметичные свинцовые-кислотные и настенные громкоговорители, соответствующие требованиям, установленным в Приложении N 1 к Техническому заданию, в связи с чем, Заказчику необходимо разместить разрешение на закупку происходящего из иностранного государства промышленного товара, выданное в порядке, установленном Министерством промышленности и торговли Российской Федерации.
Кроме того, по мнению Заявителя, товары "Аккумуляторы герметичные свинцовые-кислотные", "Преобразователь/повторитель/разделитель интерфейса", "Шкаф", относятся к кодам ОКПД 2 - 27.20.22, 27.11.50.120, 27.12, не включенным в Перечень, установленный Постановлением N 878. В связи с чем, Заказчиком неправомерно объединены в один предмет закупки поставка товаров, включенных в Перечень и не включенных в него.
Вместе с тем, представителем Заказчика на заседание Комиссии доказательств обратного не представлено.
Изучив документы и сведения, представленные на заседании Комиссии, представителями Заказчика, Заявителя, Комиссия приходит к выводу о том, что вышеуказанные действия Заказчика противоречат положениям Постановления N 878 и требованиям Закона о контрактной системе.
Следовательно, доводы жалобы Заявителя являются обоснованными.
Комиссия приходит к выводу о том, действия Заказчика нарушают часть 3 статьи 14 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106, частью 1 статьи 112 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "ТРИУМФ" частично обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика, Уполномоченного учреждения нарушения части 3 статьи 14, пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
3. Заказчику, Уполномоченному учреждению, Оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении допущенных нарушений Закона о контрактной системе выдать.
4. Материалы дела от 29.09.2021 N 050/06/38027эп/2021 по выявленным нарушениям Закона о контрактной системе соответствующему должностному лицу Управления для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях передать.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Московской области от 29 сентября 2021 г. N 050/06/38027эп/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 04.10.2021