Резолютивная часть решения объявлена 30.09.2021 г.
Решение в полном объеме изготовлено 05.10.2021 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва (далее - Тывинское УФАС России) по контролю в сфере закупок в составе:
Председатель Комиссии: "_" - руководитель Тывинского УФАС России;
Члены Комиссии:
"_" - специалист-эксперт отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти;
"_" - специалист I разряда отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти.
При участии в рассмотрении обращения:
от государственного заказчика - Следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Республике Тыва:
- "_" контрактный управляющий, действующий на основании приказа 29.08.2020 года N 34;
- от Общества с ограниченной ответственностью ПРОЕКТНО-СТРОИТЕЛЬНАЯ КОМПАНИЯ "ПСГ-ПРОЕКТ" (далее - ООО ПСК "ПСГ-ПРОЕКТ", общество);
- "_" действующий на основании доверенности от 28.08.2021 года б/н,
рассмотрев обращение (вх. N 4543 от 24.09.2021 года) Следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Республике Тыва (далее СУ СК России по Республике Тыва, заказчик) о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений в отношении ООО ПСК "ПСГ-ПРОЕКТ" (630005, Новосибирская область, г. Новосибирск, ул. Некрасова, д. 54, офис 603, ИНН: 5406805439, КПП: 540601001, ОГРН: 1205400017404, дата регистрации 27.03.2020), в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения государственного контракта N 0112200001620000046-01 от 18.12.2020 года, заключенного по итогам электронного аукциона N 0112100001620000046 "Оказание услуг по корректировке ранее разработанной проектно-сметной документации по объекту: "Строительство административного здания г. Чадан Республики Тыва"", Комиссия Тывинского УФАС России,
УСТАНОВИЛА:
Обращение подготовлено в соответствии с требованиями статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и Постановления Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 года N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)", в связи с чем принято к рассмотрению.
В ходе заседании Комиссии Тывинского УФАС России представитель заказчика поддержал доводы, изложенные в обращении в полном объеме.
Согласно письменным и устным пояснениям представителя ООО ПСК "ПСГ-ПРОЕКТ", а также представленным в материалы дела документам следует, что в целях исполнения государственного контракта Обществом в адрес заказчика направлялись письма (запросы) 11.12.2020 исх. N 3-21 года, 25.01.2021 года исх. N 33-21, от 05.04.2021 года исх. N 142-21, 16.04.2021 года исх. N 157-21 о представлении необходимой для исполнения своих обязательств документации и сведений (исходных данных), которые были представлены заказчиком только 20.04.2021 года в формате pdf, исключающих возможность корректировки. В связи с поздним предоставлением заказчиком документов в не редактируемом формате, 08.06.2021 года ООО ПСК "ПСГ-ПРОЕКТ" в адрес заказчика направлено письмом N 231-21 с предложением расторгнуть контракт. С учетом изложенного, по мнению представителя общества, нарушение сроков исполнения контракта было вызвано ненадлежащим исполнением заказчиком своих обязательств по предоставлению исходных данных.
Рассмотрев обращение и иные материалы дела N 017/06/104-46/2021, а также выслушав пояснение лиц, участвующих в рассмотрении дела, Комиссия Тывинского УФАС России приходит к следующему.
Государственным заказчиком - СУ СК России по Республике Тыва в Единой информационной системе в сфере закупок в сети Интернет www.zakupki.gov.ru (далее ЕИС) 25.11.2020 года размещено извещение о проведении аукциона в электронной форме N 0112100001620000046 "Оказание услуг по корректировке ранее разработанной проектно-сметной документации по объекту: "Строительство административного здания г. Чадан Республики Тыва"", начальная (максимальная) цена контракта - 1 054 360,00 рублей.
Согласно протоколу рассмотрения единственной заявки на участие в электронном аукционе от 07.12.2020 года на момент окончания срока подачи заявок была подана единственная заявка ООО ПСК "ПСГ-ПРОЕКТ", признанная соответствующей требованиям законодательства о контрактной системе документации электронного аукциона.
18.12.2020 года между СУ СК России по Республике Тыва и ООО ПСК "ПСГ-ПРОЕКТ" заключен государственный контракт N 0112200001620000046-01 на корректировку ранее разработанной проектно-сметной документации объекта капитального строительства: "Строительство административного здания Дзун-Хемчикского межрайонного следственного отдела по адресу: Республика Тыва, Дзун-Хемчикский район, г. Чадан, ул. Советская, д. 6а".
Частью 8 статьи 95 Закона о контрактной системе предусмотрено, что расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
В силу части 9 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ) для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
В пункте 11.3 государственного контракта N 0112200001620000046-01 от 18.12.2020 года предусмотрено, что расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда или в связи с односторонним отказом стороны от исполнения контракта, в соответствии с гражданским законодательством.
Порядок расторжения контракта предусмотрен статьей 95 Закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 12 статьи 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее чем в течение трех рабочих дней с даты принятия указанного решения, размещается в единой информационной системе и направляется поставщику (подрядчику, исполнителю) по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу поставщика (подрядчика, исполнителя), указанному в контракте, а также телеграммой, либо посредством факсимильной связи, либо по адресу электронной почты, либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование такого уведомления и получение заказчиком подтверждения о его вручении поставщику (подрядчику, исполнителю). Выполнение заказчиком требований настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. Датой такого надлежащего уведомления признается дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) указанного уведомления либо дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по его адресу, указанному в контракте. При невозможности получения указанных подтверждения либо информации датой такого надлежащего уведомления признается дата по истечении тридцати дней с даты размещения решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в единой информационной системе.
Частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе предусмотрено, что решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта (часть 14 статьи 95 Закона о контрактной системе).
Следовательно, у исполнителя в течение десяти дней с даты надлежащего уведомления о принятом решении есть возможность устранить нарушения условий по контракту и предпринять действия по его исполнению.
24.08.2021 года заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения государственного контракта N 0112200001620000046-01 от 18.12.2020 года, размещенное в соответствии с требованиями законодательства о контрактной системе в Единой информационной системе в сети Интернет www.zakupki.gov.ru 24.08.2021 года.
Кроме того, как следует из представленных в материалы дела документов, решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения государственного контракта N 0112200001620000046-01 от 18.12.2020 года направлено в адрес ООО ПСК "ПСГ-ПРОЕКТ" посредством услуг почтовой связи АО "Почта России" заказным письмом с уведомлением о вручении (номер почтового отправления 66701162004290) и получено обществом согласно почтового уведомления о вручении 02.09.2021 года.
С учетом изложенного, в силу требований части 12 статьи 95 Закона о контрактной системе, датой надлежащего уведомления Общества о принятом Заказчиком решении является 02.09.2021 года. Следовательно, датой вступления в силу указанного решения об одностороннем отказе от исполнения государственного контракта N 0112200001620000046-01 от 18.12.2020 года в соответствии с частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе, с учетом выходных дней, является 14.09.2021 года при отсутствии со стороны ООО ПСК "ПСГ-ПРОЕКТ" действий, направленных на устранение нарушений условий контракта.
В соответствии с частью 1 статьи 104 Закона о контрактной системе ведение реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок.
В силу части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Согласно части 4 статьи 104 Закона о контрактной системе заказчик либо уполномоченный орган или уполномоченное учреждение, наделенные полномочиями в соответствии со статьей 26 настоящего Федерального закона, направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, обращение о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков не позднее чем через три рабочих дня с даты признания в соответствии с настоящим Федеральным законом участника закупки уклонившимся от заключения контракта, расторжения контракта по основаниям, указанным в части 2 настоящей статьи.
В соответствии с частью 7 статьи 104 Закона о контрактной системе в течение пяти рабочих дней с даты поступления обращения, указанного в части 4 настоящей статьи, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в таком обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта. По результатам такой проверки принимается решение о включении в реестр недобросовестных поставщиков соответствующей информации или решение об отказе в ее включении в реестр недобросовестных поставщиков. В случае принятия решения о включении в реестр недобросовестных поставщиков информации о лицах, указанных в части 2 настоящей статьи, такая информация включается в этот реестр не позднее трех рабочих дней с даты принятия данного решения.
Таким образом, включение хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков является мерой государственного принуждения, применяемой к лицу, совершившему правонарушение, влекущей возложение на него неблагоприятных последствий (невозможность участвовать в закупках), то есть, включение хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков является, фактически, мерой юридической ответственности, влекущей за собой негативные последствия - наличие в свободном доступе информации о лице как о ненадежном поставщике (исполнителе, подрядчике), ненадлежащим образом исполнившим принятое на себя обязательство и, как следствие подрыв деловой репутации.
Следовательно, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия), в том числе нарушающее права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств в предусмотренном бюджетным законодательством порядке.
В свою очередь, ни Закон о контрактной системе, ни Правила, не содержат безусловной обязанности федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление контроля в сфере закупок включать представленные заказчиком сведения о поставщике (исполнителе, подрядчике) в реестр недобросовестных поставщиков без оценки его действий в каждом конкретном случае.
Таким образом, при рассмотрении вопроса о включении в реестр недобросовестных поставщиков федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок не должен ограничиваться формальным установлением факта нарушения Закона о контрактной системе, а обязан всесторонне исследовать все обстоятельства дела, дав оценку существенности нарушения, степени вины участника, ущербу, нанесенному заказчику.
Кроме того, в силу пункта 15 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 года N 1078 орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил:
а) выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятию заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
б) заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
в) поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
С учетом изложенного следует различать неисполнение контракта, как нарушение гражданско-правовых обязательств в результате обычной хозяйственной деятельности, от нарушений гражданско-правовых обязательств в результате недобросовестного поведения поставщика (подрядчика, исполнителя), злоупотребления им правами.
Как установлено Комиссией Тывинского УФАС России основанием для принятия государственным заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения государственного контракта N 0112200001620000046-01 от 18.12.2020 года является не выполнение исполнителем своих обязательств по данному контракту в установленный срок.
Статьей 309 ГК РФ установлено, что обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.
Пунктом 5.1. государственного контракта N 0112200001620000046-01 от 18.12.2020 года определён срок выполнения работ: в 2020 году - до 28.12.2020, в 2021 году - до 20.06.2021 с момента заключения Контракта.
Таким образом, сторонами контракта согласован только конченый этап выполнения работ.
При этом срок действия государственного контракта N 0112200001620000046-01 от 18.12.2020 года определен до 06.08.2021 года, а с учетом оплаты и/или неисполненных обязательств - до даты исполнения сторонами всех обязательств по настоящему контракту (пункт 15.1).
Как было указано выше и следует из представленных в материалы дела писем ООО ПСК "ПСГ-ПРОЕКТ" и СУ СК России по Республике Тыва и не опровергается лицами, участвующими в деле, в период с 18.12.2020 года по 20.04.2021 год обществом обязательства по государственному контракту не исполнялись в связи с непредставлением заказчиком исходных данных.
При этом, из материалов дела следует, что до одностороннего расторжения контракта государственным заказчиком письмом от 12.04.2021 года N 232/05-91-2021 предложено обществу в связи с отзывом лимитов бюджетных обязательств 2020 года и доведением их до СУ СК России по Республике Тыва в 2021 году на основании дополнительного соглашения продлить срок исполнения обязательств по государственному контракту до 15.10.2021 года на которое ответа от общества не последовало.
23.08.2021 года СУ СК России по Республике Тыва в адрес ООО ПСК "ПСГ-ПРОЕКТ" направлено письмо N 232/27-01-21 о просрочке исполнения обязательств по контракту на которое так же ответа от общества не последовало.
С учетом изложенного, с момента заключения контракта и до апреля 2021 года ООО ПСК "ПСГ-ПРОЕКТ" не теряло интереса к его исполнению, принимало меры по его исполнению, но в силу, в том числе объективных причин связанных с не предоставлением государственным заказчиком исходных данных, не могло исполнить его в установленный срок.
Как следует из пункта 6 части 1 статьи 95 Закона о контрактной системе изменение существенных условий контракта при его исполнении не допускается, за исключением их изменения по соглашению сторон в случаях, предусмотренных пунктом 6 статьи 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации, при уменьшении ранее доведенных до государственного или муниципального заказчика как получателя бюджетных средств лимитов бюджетных обязательств. При этом государственный или муниципальный заказчик в ходе исполнения контракта обеспечивает согласование новых условий контракта, в том числе цены и (или) сроков исполнения контракта и (или) количества товара, объема работы или услуги, предусмотренных контрактом.
С учетом изложенного положения пункта 6 части 1 статьи 95 Закона о контрактной системе, с учетом основных начал гражданского законодательства, определённых частью 1 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации основывающихся на признании равенства участников регулируемых им отношений, неприкосновенности собственности, свободы договора, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты, внесение изменений в государственный контракт, заключенный по итогам торгов возможно по волеизъявлению обоих сторон. В рассматриваемом случае отказ ООО ПСК "ПСГ-ПРОЕКТ" от заключения дополнительного соглашения к государственному контракту N 0112200001620000046-01 от 18.12.2020 года продлевающему срок его исполнения в связи с поздним предоставлением государственным заказчиком исходных данных, необходимых для исполнения контракта соответствует указанной выше норме пункта 6 части 1 статьи 95 Закона о контрактной системе.
При таких обстоятельствах, с учетом имеющихся в материалах дела документов, действий (бездействия) сторон государственного контракта, срока исполнения обязательств по государственному контракту, Комиссия Тывинского УФАС России приходит к выводу, что несвоевременное исполнения обязательств по контракту в рассматриваемом случае не является безусловным основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков, также материалами дела не подтверждается факт совершения ООО ПСК "ПСГ-ПРОЕКТ" недобросовестных действий по умышленному уклонению от исполнения обязательств по государственному контракту как то понимается в статье 10 Гражданского кодекса РФ, и которая запрещает осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом), поскольку материалы дела не содержат доказательств, что Общество осуществляло свои гражданские права связанные с исполнением контракта исключительно с намерением причинить вред Заказчику, либо действовало в обход закона с противоправной целью, либо заведомо недобросовестно осуществляло гражданские права (злоупотребление правом).
На основании вышеизложенного, Комиссия Тывинского УФАС России, руководствуясь статьями 99, 104 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 года N 1078,
РЕШИЛА:
Сведения, представленные Следственным управлением Следственного комитета Российской Федерации по Республике Тыва в отношении Общества с ограниченной ответственностью ПРОЕКТНО-СТРОИТЕЛЬНАЯ КОМПАНИЯ "ПСГ-ПРОЕКТ" (630005, Новосибирская область, г. Новосибирск, ул. Некрасова, д. 54, офис 603, ИНН: 5406805439, КПП: 540601001, ОГРН: 1205400017404, дата регистрации 27.03.2020 года) его директора и учредителя Агеева Константина Вячеславовича ИНН 540697057464, в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения государственного контракта N 0112200001620000046-01 от 18.12.2020 года, заключенного по итогам электронного аукциона N 0112200001620000046 "Оказание услуг по корректировке ранее разработанной проектно-сметной документации по объекту: "Строительство административного здания г. Чадан Республики Тыва" в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Председатель Комиссии "_"
Члены Комиссии "_"
"_"
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва от 5 октября 2021 г. N 017/06/104-46/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 05.10.2021