Резолютивная часть решения объявлена 04.10.2021 г.
Решение в полном объеме изготовлено 07.10.2021 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва (далее - Тывинское УФАС России) по контролю в сфере закупок в составе:
Председатель Комиссии: "_" - руководитель Тывинского УФАС России;
Члены Комиссии:
"_" - специалист-эксперт отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти;
"_" - специалист I разряда отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти.
При участии в рассмотрении обращения:
от государственного заказчика - Государственного казенного учреждения Республики Тыва "Госстройзаказ" (далее - ГКУ РТ "Госстройзаказ", заказчик):
- "_" действующая на основании доверенности от 07.07.2021 года б/н;
- от Общества с ограниченной ответственностью "Жилстройсервис" (далее - ООО "Жилстройсервис", общество);
- "_" действующая на основании доверенности от 30.09.2021 года б/н,
рассмотрев обращение (вх. N 4566 от 27.09.2021 года) ГКУ РТ "Госстройзаказ" о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений в отношении ООО "Жилстройсервис" (667905, Республика Тыва, Кызылский район, с. Целинное, ул. К. Серена, д. 6, ИНН: 1717011745, КПП: 171701001, ОГРН: 1191719000505, дата регистрации 03.04.2019), в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения государственного контракта N 32-21 от 20.02.2021 года, заключенного по итогам электронного аукциона N 0112200000821000110 "Приобретение 1 жилого помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в г. Шагонаре Улуг-Хемского кожууна республики Тыва", Комиссия Тывинского УФАС России,
УСТАНОВИЛА:
Обращение подготовлено в соответствии с требованиями статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и Постановления Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 года N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)", в связи с чем принято к рассмотрению.
Кроме того, на основании приказа Тывинского УФАС России от 28.09.2021 года N 334 в соответствии с пунктом 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе назначено проведение внеплановой документарной проверки электронного аукциона N 0112200000821000110.
01.10.2021 в ходе заседания Комиссии Тывинского УФАС России объявлен перерыв до 04.10.2012 года 17 часов 40 минут в связи с поступившим ходатайством представителя ООО "Жилстройсервис" по доверенности Хабаровой А.А. об отложении рассмотрения обращения в связи с необходимостью предоставления дополнительных документов, подтверждающих позицию общества.
На заседании Комиссии Тывинского УФАС России 04.10.2021 года представитель заказчика поддержала доводы, изложенные в обращении.
ООО "Жилстройсервис" представило в материалы дела письменные пояснения (вх. N 4692 от 04.10.2021 года) согласно которым неисполнение государственного контракта от 20.02.2021 года N 32-31 в установленный им срок было обусловлено обстоятельствами непреодолимой силы вызванной распространением новой короновирусной инфекции, в настоящее время работы на объекте выполнены на 65% от общего объема, что подтверждается представленными в материалы дела фотографиями.
Рассмотрев обращение и иные материалы дела N 017/06/104-47/2021, а также выслушав пояснение лиц, участвующих в рассмотрении дела, Комиссия Тывинского УФАС России приходит к следующему.
Уполномоченным органом - Министерством Республики Тыва по регулированию контрактной системы в сфере закупок в Единой информационной системе в сфере закупок в сети Интернет www.zakupki.gov.ru (далее ЕИС) 01.02.2021 года размещено извещение о проведении аукциона в электронной форме N 0112200000821000110 "Приобретение 1 жилого помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в г. Шагонаре Улуг-Хемского кожууна республики Тыва", начальная (максимальная) цена контракта - 1 200 000,00 рублей.
Согласно документации электронного аукциона N 0112200000821000110 заказчиком является ГКУ РТ "Госстройзаказ".
Согласно протоколу рассмотрения единственной заявки на участие в электронном аукционе от 09.02.2021 года на момент окончания срока подачи заявок была подана единственная заявка ООО "Жилстройсервис", признанная соответствующей требованиям законодательства о контрактной системе документации электронного аукциона.
20.02.2021 года между ГКУ РТ "Госстройзаказ" и ООО "Жилстройсервис" заключен государственный контракт N 32-31 "Приобретение 1 жилого помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в г. Шагонаре Улуг-Хемского кожууна республики Тыва" на сумму 1 200 000,00 рублей.
В силу части 9 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ) для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
В пункте 7.3 государственного контракта от 20.02.2021 года N 32-31 предусмотрено, что расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта.
Порядок расторжения контракта предусмотрен статьей 95 Закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 12 статьи 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее чем в течение трех рабочих дней с даты принятия указанного решения, размещается в единой информационной системе и направляется поставщику (подрядчику, исполнителю) по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу поставщика (подрядчика, исполнителя), указанному в контракте, а также телеграммой, либо посредством факсимильной связи, либо по адресу электронной почты, либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование такого уведомления и получение заказчиком подтверждения о его вручении поставщику (подрядчику, исполнителю). Выполнение заказчиком требований настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. Датой такого надлежащего уведомления признается дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) указанного уведомления либо дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по его адресу, указанному в контракте. При невозможности получения указанных подтверждения либо информации датой такого надлежащего уведомления признается дата по истечении тридцати дней с даты размещения решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в единой информационной системе.
Частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе предусмотрено, что решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно части 14 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
Следовательно, у поставщика в течение десяти дней с даты надлежащего уведомления о принятом решении есть возможность устранить нарушения условий по контракту и предпринять действия по его исполнению.
30.07.2021 года заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения государственного контракта N 32-31 от 20.02.2021 года и в соответствии с требованиями законодательства о контрактной системе размещено в Единой информационной системе в сети Интернет www.zakupki.gov.ru 03.08.2021 года.
Кроме того, как следует из представленных в материалы дела документов, решение заказчика от 30.07.2021 года об одностороннем отказе от исполнения государственного контракта N 32-31 от 20.02.2021 года направлено в адрес ООО "Жилстройсервис" посредством услуг почтовой связи АО "Почта России" заказным письмом с уведомлением о вручении (номер почтового отправления 66700361010101), которое возвратилось заказчику в связи с истечением срока хранения.
С учетом изложенного, в силу требований части 12 статьи 95 Закона о контрактной системе, датой надлежащего уведомления ООО "Жилстройсервис" о принятом Заказчиком решении является 03.09.2021 года, то есть дата, следующая за датой истечения тридцати дневного срока с даты размещения решения заказчика от 30.07.2021 года об одностороннем отказе от исполнения контракта в ЕИС. Следовательно, датой вступления в силу указанного решения от 30.07.2021 года об одностороннем отказе от исполнения государственного контракта N 32-31 от 20.02.2021 года в соответствии с частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе, при отсутствии со стороны исполнителя действия по устранению нарушений условий контракта, является 14.09.2021 года.
В соответствии с частью 1 статьи 104 Закона о контрактной системе ведение реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок.
В силу части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
В соответствии с частью 7 статьи 104 Закона о контрактной системе в течение пяти рабочих дней с даты поступления обращения, указанного в части 4 настоящей статьи, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в таком обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта. По результатам такой проверки принимается решение о включении в реестр недобросовестных поставщиков соответствующей информации или решение об отказе в ее включении в реестр недобросовестных поставщиков. В случае принятия решения о включении в реестр недобросовестных поставщиков информации о лицах, указанных в части 2 настоящей статьи, такая информация включается в этот реестр не позднее трех рабочих дней с даты принятия данного решения.
Таким образом, включение хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков является мерой государственного принуждения, применяемой к лицу, совершившему правонарушение, влекущей возложение на него неблагоприятных последствий (невозможность участвовать в закупках), то есть, включение хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков является, фактически, мерой юридической ответственности, влекущей за собой негативные последствия - наличие в свободном доступе информации о лице как о ненадежном поставщике (исполнителе, подрядчике), ненадлежащим образом исполнившим принятое на себя обязательство и, как следствие подрыв деловой репутации.
Следовательно, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия), в том числе нарушающее права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств в предусмотренном бюджетным законодательством порядке.
В свою очередь, ни Закон о контрактной системе, ни Правила, не содержат безусловной обязанности федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление контроля в сфере закупок включать представленные заказчиком сведения о поставщике (исполнителе, подрядчике) в реестр недобросовестных поставщиков без оценки его действий в каждом конкретном случае.
Таким образом, при рассмотрении вопроса о включении в реестр недобросовестных поставщиков федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок не должен ограничиваться формальным установлением факта нарушения Закона о контрактной системе, а обязан всесторонне исследовать все обстоятельства дела, дав оценку существенности нарушения, степени вины участника, ущербу, нанесенному заказчику.
Как установлено Комиссией Тывинского УФАС России основанием для принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения государственного контракта N 32-31 от 20.02.2021 года является не выполнение исполнителем своих обязательств по данному контракту в установленный срок.
Из материалов дела следует, что до одностороннего расторжения контракта заказчиком ввелась претензионная работа, а именно 18.05.2021 года исх. N АХ-02-1992, 10.06.2021 года исх. N 70-05-1758, 11.06.2021 года исх. N 70-05-1798, 13.07.2021 года исх. N 70-05-2300, 19.07.2021 года исх. N 00-05-2348 заказчиком в адрес общества направлялись письма с требованием об ускорении темпов строительно-монтажных работ, ответов на которые со стороны ООО "Жилстройсервис" не последовало, объект строительства по состоянию на 04.10.2021 года заказчику не передан.
Статьей 309 ГК РФ установлено, что обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.
Согласно пункту 1.7 государственного контракта N 32-31 от 20.02.2021 года Продавец обязан передать жилые дома Покупателю в срок до 30.03.2021 года.
Комиссией Тывинского УФАС России, установлено, что в нарушение условий контракта N 32-31 от 20.02.2021 года обществом не исполнены обязательства по исполнению контракта в части передачи жилого помещения в установленный срок.
Таким образом, ООО "Жилстройсервис" не выполнило свои обязательства по контракту N 32-31 от 20.02.2021 года, выразившиеся в нарушении существенных условий контракта, а именно не исполнение обязательств по контракту в установленные сроки.
При этом необходимо отметить, что ООО "Жилстройсервис" подавая заявку на участие в аукционе в электронной форме и участвуя в нем, соглашается с условиями контракта и техническим заданием, определить объем и срок выполненных работ, учесть потенциальные риски при заключении и исполнении контракта.
Таким образом, участник закупки, принимая решение об участии в торгах, должен осознавать все связанные с таким участием риски и возможность наступления для него неблагоприятных последствий в случае признания последнего победителем и заключения с ним контракта в дальнейшем, а именно: в силу статьи 2 ГК РФ лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность, осуществляют ее самостоятельно, на свой риск, в рассматриваемом случае, риск наступления неблагоприятных последствий вследствие не исполнения условий контракта лежит именно на исполнителе поскольку им не предприняты все возможные меры для его исполнения.
При таких обстоятельствах, Комиссия Тывинского УФАС России приходит к выводу, что факт неисполнения обществом обязательств по контракту в установленный срок, свидетельствует о совершении им недобросовестных действий. Доказательства обратного в материалах дела отсутствуют.
То обстоятельство, что Исполнителем в настоящее время объект построен более чем на половину, не может свидетельствовать о добросовестном его поведении при исполнении своих обязательств по контракту, поскольку срок исполнения контракта, как было указана ранее, определён сторонами до 30.03.2021 года, заказчиком решение об одностороннем отказе от исполнения контракта принято 30.07.2021 года. Соответственно заказчиком было предоставлено достаточно времени обществу для завершения строительства. Доказательства того, что не исполнение контракта вызвано обстоятельствами непреодолимой силы либо неправомерными действиями (бездействием) заказчика в материалах дела отсутствуют.
При этом, необходимо отметить, что в полномочия антимонопольного органа не входит обязанность собирать доказательства позиции одной из сторон государственного контракта.
В соответствии с пунктом 15 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 - орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил:
а) выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятию заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
б) заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
в) поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
Обстоятельства, являющиеся основаниям для отказа во включении в реестр недобросовестных поставщиков, предусмотренные пунктом 15 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078, Комиссией Тывинского УФАС России не установлены.
В соответствии с частью 4 статьи 104 Закона о контрактной системе заказчик либо уполномоченный орган или уполномоченное учреждение, наделенные полномочиями в соответствии со статьей 26 настоящего Федерального закона, направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, обращение о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков не позднее чем через три рабочих дня с даты признания в соответствии с настоящим Федеральным законом участника закупки уклонившимся от заключения контракта, расторжения контракта по основаниям, указанным в части 2 настоящей статьи.
Как было указано выше, государственным заказчиком - ГКУ РТ "Госстройзаказ" 30.07.2021 год принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта. Указанное решение вступило в законную силу 14.09.2021 года.
В свою очередь, обращение о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений в отношении ООО "Жилстройсервис" в адрес Тывинского УФАС России поступило 27.09.2021 года, то есть с нарушением установленного срока на 8 рабочих дней, что является нарушением части 4 статьи 104 Закона о контрактной системе.
РЕШИЛА:
1. Сведения, представленные Государственным казенным учреждением Республики Тыва "Госстройзаказ" в отношении Общества с ограниченной ответственностью "Жилстройсервис" (667905, Республика Тыва, Кызылский район, с. Целинное, ул. К. Серена, д. 6, ИНН: 1717011745, КПП: 171701001, ОГРН: 1191719000505, дата регистрации 03.04.2019) его генерального директора и учредителя Оюн Аяса Александровича ИНН 171700047701, в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения государственного контракта N 32-21 от 20.02.2021 года, заключенного по итогам электронного аукциона N 0112200000821000110 "Приобретение 1 жилого помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в г. Шагонаре Улуг-Хемского кожууна республики Тыва", включить в реестр недобросовестных поставщиков сроком на 1 год 11 месяцев 22 дня.
2. Датой включения сведений, указанных в пункте 1 настоящего решения, в реестр недобросовестных поставщиков считать дату размещения данных сведений в Единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru.
3. 3. По результатам проведенной внеплановой документарной проверки установить в действиях государственного заказчика - Государственного казенного учреждения Республики Тыва "Госстройзаказ" нарушение части 4 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере товара, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", в части нарушения срока направления обращения о включении в реестр недобросовестных поставщиков в антимонопольный орган.
Председатель Комиссии "_"
Члены Комиссии "_"
"_"
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Дата события |
I раздел |
Дата регистрации контрольным органом обращения заказчика |
II раздел |
III раздел |
Общая итоговая просрочка в днях (I+II+III) разделы |
||||||
Регламентированная дата направления заказчиком сведений в контрольный орган |
Фактическая дата направления заказчиком сведений |
Итого просрочка в днях по I разделу |
Регламентированная дата принятия решения |
Фактическая дата принятия решения |
Итого просрочка в днях по II разделу |
Регламентированный срок изготовления решения и размещения сведений в ЕИС |
Фактическая дата изготовления решения и размещения сведений в ЕИС |
Итого просрочка в днях по III раздел |
|||
30.07.2021 |
17.09.2021 |
27.09.2021 |
9 |
27.09.2021 |
04.10.2021 |
04.10.2021 |
0 |
07.10.2021 |
07.10.2021 |
0 |
9 |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва от 7 октября 2021 г. N 017/06/104-47/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 07.10.2021