Резолютивная часть решения объявлена 05.10.2021 года
Решение в полном объеме изготовлено 08.10.2021 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва (далее - Тывинское УФАС России) по контролю в сфере закупок в составе:
Председательствующий Комиссии: "..." - заместитель руководителя управления - начальник отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти,
Члены Комиссии:
"..." - специалист-эксперт отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти;
"..." - специалист 1 разряда отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти,
в отсутствии надлежащим образом извещенных представителей заказчика - Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средняя общеобразовательная школа села Кунгуртуг Тере-Хольского района Республики Тыва (далее - МБОУ СОШ с. Кунгуртуг) и Администрации муниципального района "Тес-Хемский кожуун Республики Тыва",
на основании приказа Тывинского УФАС России от 28.09.2021 года N 335, подпункта "б" пункта 2 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 01.10.2020 года N 1576 (далее - Правила), и в результате внеплановой документарной проверки следующих электронных аукционов:
- N 0312300074821000001 "На организацию бесплатного горячего питания обучающихся 1-4 классы МБОУ СОШ с.Кунгуртуг Тере-Хольского района", начальная (максимальная) цена контракта - 1 388 804,67 рублей;
- N 0312300074821000002 "Поставка продуктов питания пришкольного лагеря "Сайзанак" МБОУ СОШ с.Кунгуртуг Тере-Хольского района", начальная (максимальная) цена контракта - 283 500,00 рублей.
УСТАНОВИЛА:
В адрес Тывинского УФАС России поступило поручение ФАС России от 03.09.2021 года N ПИ/74558/21 (вх. N 4212 от 06.09.2021 года) о проведении проверки на предмет использования заказчиками положений типового контракта, утвержденного приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 19.03.2020 года N 140.
Во исполнение поручения ФАС России от 03.09.2021 года N ПИ/74558/21 Тывинским УФАС России осуществлен мониторинг закупок, Единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС), в ходе которого в действиях (бездействии) МБОУ СОШ с. Кунгуртуг при проведении электронных аукционов N 0312300074821000001 и N 0312300074821000002 обнаружены признаки нарушения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок.
На основании изложенного, приказом Тывинского УФАС России от 28.09.2021 года N 335 назначено проведение внеплановой документарной проверки электронных аукционов N 0312300074821000001 и N 0312300074821000002.
Тывинским УФАС России в адрес заказчика и оператора электронной торговой площадки были направлены уведомления о проведении внеплановой документарной проверки, сообщение о месте и времени заседания Комиссии Тывинского УФАС России.
Также, информация о проведении внеплановой документарной проверки электронных аукционов N 0312300074821000001 и N 0312300074821000002, а также информация о месте и времени заседания Комиссии Тывинского УФАС России, размещена в ЕИС.
Проведя внеплановую документарную проверку электронных аукционов N 0312300074821000001 и N 0312300074821000002, Комиссия Тывинского УФАС России приходит к следующему.
МБОУ СОШ с. Кунгуртуг в ЕИС 07.04.2021 года размещено извещение о проведении электронного аукциона N 0312300074821000001 "На организацию бесплатного горячего питания обучающихся 1-4 классы МБОУ СОШ с.Кунгуртуг Тере-Хольского района", начальная (максимальная) цена контракта - 1 388 804,67 рублей.
Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе N 0312300074821000001 от 16.04.2021 года на момент окончания срока подачи заявок поступило две заявки, которые аукционной комиссией допущены к участию в электронном аукционе N 0312300074821000001.
Согласно протоколу проведения электронного аукциона N 0312300074821000001 от 19.04.2021 года наименьшее ценовое предложение представлено участником закупки N 109640375 в размере 1 284 644,22 рублей, от участника закупки N 109607141 поступило ценовое предложение в размере 1 291 588,24 рублей.
Согласно протоколу подведения итогов электронного аукциона N 0312300074821000001 от 19.04.2021 года заявки участников закупки N 109640375, N 109607141 признаны соответствующими требованиям, установленным законодательством о контрактной системе и документацией электронного аукциона N 0312300074821000001.
11.05.2021 года по результатам электронного аукциона N 0312300074821000001 заключен контракт N 2021-08.
МБОУ СОШ с. Кунгуртуг в ЕИС 17.05.2021 года размещено извещение о проведении электронного аукциона N 0312300074821000002 "Поставка продуктов питания пришкольного лагеря "Сайзанак" МБОУ СОШ с.Кунгуртуг Тере-Хольского района", начальная (максимальная) цена контракта - 283 500,00 рублей.
Согласно протоколу рассмотрения единственной заявки на участие в электронном аукционе N 0312300074821000002 от 25.05.2021 года на момент окончания срока подачи заявок поступила одна заявка, признанная аукционной комиссией соответствующей требованиям установленным законодательством о контрактной системе и документацией электронного аукциона N 0312300074821000001.
07.06.2021 года по результатам электронного аукциона N 0312300074821000002 заключен контракт б/н.
1. В силу части 5 статьи 23 Закона о контрактной системе формирование и ведение в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд обеспечиваются федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок.
Согласно части 6 статьи 23 Закона о контрактной системе порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 года N 145 утверждены Правила формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила формирования) и Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила использования).
Как следует из пункта 2 Правил формирования под каталогом товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - каталог) понимается систематизированный перечень товаров, работ, услуг, закупаемых для обеспечения государственных и муниципальных нужд, сформированный на основе Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014 и включающий в себя информацию в соответствии с настоящими Правилами.
В силу пункта 4 Правил использования заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию КТРУ, с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).
Из взаимосвязанных пунктов 5 и 6 Правил использования следует, что заказчик обязан указать в извещении о проведении закупки соответствующую позицию КТРУ, сформированную на основе Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014 с раскрытием характеристик товара, предусмотренных таким КТРУ, а при указании в документации о закупке дополнительных потребительских свойств, в том числе функциональных, технических, качественных, эксплуатационных характеристик товара, работы, услуги не предусмотренных КТРУ, обязан включить в документацию электронного аукциона обоснование необходимости использования такой информации (характеристик).
Согласно пункту 2 статьи 42 Закона о контрактной системе заказчик обязан разместить извещение об осуществлении закупки в единой информационной системе, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом. В извещении об осуществлении закупки должно содержаться, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 Закона о контрактной системе, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования.
Частью 5 статьи 63 Закона о контрактной системе установлено, что в извещении о проведении электронного аукциона указывается информация, предусмотренная наряду со статьей 42 Закона о контрактной системе.
Согласно извещению о проведении электронного аукциона N 0312300074821000001 заказчиком используется код позиции 10.89.19.290. Указанный код имеет наименование "Продукты пищевые прочие, не включенные в другие группировки".
При этом, согласно извещению и пункту 3 части 1. Информационной карты документации электронного аукциона N 0312300074821000001 объектом закупки является организация бесплатного горячего питания обучающихся 1-4 классы МБОУ СОШ с. Кунгуртуг Тере-Хольского района, то есть оказание услуги, а не поставка товаров.
Как установлено Комиссией Тывинского УФАС России, в Общероссийском классификаторе продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014 содержится код ОКПД2 - 56.29 "Услуги общественного питания прочие".
На основании изложенного, Комиссия Тывинского УФАС России приходит к выводу, что заказчиком при проведении электронного аукциона N 0312300074821000001, должен быть использован код ОКПД2 - 56.29.
При таких обстоятельствах, заказчиком - МБОУ СОШ с. Кунгуртуг в извещении о проведении электронного аукциона N 0312300074821000001 неправомерно применен код ОКПД2, что является нарушением статьи 42, части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе.
Указанные действия заказчика содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.
2. Частью 3 статьи 30 Закона о контрактной системе предусмотрено, что при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) способами, указанными в пункте 1 части 1 настоящей статьи, в извещениях об осуществлении закупок устанавливается ограничение в отношении участников закупок, которыми могут быть только субъекты малого предпринимательства (далее - СМП), социально ориентированные некоммерческие организации (далее - СОНКО). В этом случае участники закупок обязаны декларировать в заявках на участие в закупках свою принадлежность к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям.
Согласно пункту 4 статьи 42 Закона о контрактной системе установлено, что заказчик обязан разместить извещение об осуществлении закупки в единой информационной системе, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом. В извещении об осуществлении закупки должна содержаться, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, информация об ограничении участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), установленное в соответствии с настоящим Федеральным законом (в случае, если такое ограничение установлено заказчиком).
В силу части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать в том числе информацию, указанную в извещении о проведении такого аукциона.
Согласно извещению о проведении электронного аукциона N 0312300074821000001, заказчиком установлено преимущество в отношении участников закупок, которыми могут быть только СМП и СОНКО.
Вместе с тем, в части 1 Информационной карты документации электронного аукциона N 0312300074821000001 установлено следующее.
Преимущества, предоставляемые заказчиком в соответствии со статьями 28 - 30 ФЗ-44 | ||
41 |
преимущества учреждениям и предприятиям уголовно-исполнительной системы |
Не установлено |
42 |
преимущества организациям инвалидов |
Не установлено |
43 |
ограничение в отношении участников закупок, которыми могут быть только субъекты малого предпринимательства (СМП), социально ориентированные некоммерческие организации (СОНКО). В этом случае участники закупок обязаны декларировать в заявках на участие в закупках свою принадлежность к СМП или СОНКО. |
Установлено |
Таким образом, заказчик, установив в извещении преимущество в отношении участников закупки, которыми могут быть только СМП и СОНКО, а в аукционной документации ограничение, нарушил часть 3 статьи 30, часть 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, в части указания противоречивой информации в отношении участников закупки, которыми могут быть СМП и СОНКО.
Указанные действия заказчика содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.
3. Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе, за исключением случая, предусмотренного частью 3.1 статьи 66 Закона о контрактной системе, должна содержать:
1) согласие участника электронного аукциона на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе и не подлежащих изменению по результатам проведения электронного аукциона (такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки);
2) при осуществлении закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг:
а) наименование страны происхождения товара;
б) конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об электронном аукционе.
Согласно извещению и пункту 3 части 1. Информационной карты документации электронного аукциона N 0312300074821000002 объектом закупки является поставка продуктов питания пришкольного лагеря "Сайзанак" МБОУ СОШ с. Кунгуртуг Тере-Хольского района.
При этом в пункте 21 части 1 Информационной карты аукционной документации установлено следующее.
21 |
первая часть заявки на участие в ЭА |
Первая часть заявки на участие в электронном аукционе, за исключением случая, предусмотренного частью 3.1 статьи 66 ФЗ-44, должна содержать (при заполнении заявки необходимо изучить Часть 5. Инструкция по заполнению заявки на участие в электронном аукционе документации об ЭА): 1) согласие участника электронного аукциона на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе и не подлежащих изменению по результатам проведения электронного аукциона (такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки) |
При таких обстоятельствах, в действиях заказчика - МБОУ СОШ с. Кунгуртуг установлено нарушение пункта 2 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, в части ненадлежащего установления в документации электронного аукциона N 0312300074821000002 требования к содержанию первой части заявки.
Указанные действия заказчика содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.
4. По факту неприменения положений типового контракта, утвержденного приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 19.03.2020 года N 140, нарушений законодательства о контрактной системе не установлено, поскольку отсутствует одно из обязательных условий для применения указанного типового контракта (код ОКПД2 - N 0312300074821000001, код КТРУ - N 0312300074821000002).
Поскольку по результатам электронных аукционов N 0312300074821000001 и N 0312300074821000002 заключены контракты, у Комиссии Тывинского УФАС России отсутствуют основания для выдачи предписания об устранении допущенных нарушений законодательства о контрактной системе.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 99 Закона о контрактной системе и Правилами, Комиссия Тывинского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Установить в действиях заказчика - Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средняя общеобразовательная школа села Кунгуртуг Тере-Хольского района Республики Тыва нарушения:
1.1. статьи 42, части 5 статьи 63 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", в части неправомерного применения в извещении о проведении электронного аукциона N 0312300074821000001 кода ОКПД 2;
1.2. части 3 статьи 30, части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", в части указания в извещении о проведении электронного аукциона N 0312300074821000001 и документации электронного аукциона N 0312300074821000001 противоречивой информации в отношении ограничения в отношении участников закупки, которыми могут быть только субъекты малого предпринимательства, социально-ориентированные некоммерческие организации;
1.3. пункта 2 части 3 статьи 66 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", в части ненадлежащего установления в документации электронного аукциона N 0312300074821000002 требования к содержанию первой части заявки.
2. В связи с заключением контрактов по результатам проведения электронных аукционов N 0312300074821000001 и N 0312300074821000002, предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе не выдавать.
3. Передать материалы проверки уполномоченному должностному лицу Тывинского УФАС России для принятия решения о возбуждении административного производства в отношении виновного должностного лица.
Председательствующий Комиссии |
"..." |
Члены Комиссии |
"..." "..." |
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва от 8 октября 2021 г. N 017/06/99-45/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 08.10.2021