Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) рассмотрев посредством системы видео-конференц-связи жалобу ИП Чащина С.А. (далее - Заявитель) на действия Управления Федеральной антимонопольной службы по Чеченской Республике (далее - Заказчик) при проведении Заказчиком, ауцкионной комиссией Управления Федеральной антимонопольной службы по Чеченской Республике (далее - Аукционная комиссия), АО "Сбербанк-АСТ" (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на право заключения государственного контракта на поставку кондиционеров (сплит-систем) (номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 0194100005121000002) (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Заказчиком, Аукционной комиссией, Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, ненадлежащим образом установившего описание объекта закупки, поскольку Заказчиком неправомерно установлены характеристики товаров, не предусмотренные позициями каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - КТРУ).
Представители Заказчика на заседании Комиссии не согласились с доводами Заявителя и сообщили, что при проведении Аукциона Заказчик действовал в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе.
В ходе рассмотрения жалобы Заявителя на действия Заказчика 12.10.2021 Комиссией в целях полного и всестороннего рассмотрения жалобы объявлен перерыв в соответствии с пунктом 3.32 Административного регламента, заседание продолжилось 13.10.2021.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением о проведении Аукциона, документацией об Аукционе:
1) извещение о проведении Аукциона размещено в ЕИС - 01.10.2021;
2) начальная (максимальная) цена контракта - 214 000 рублей;
3) источник финансирования - средства федерального бюджета, КБК - 16104011560490019244;
4) дата окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе - 18.10.2021.
Из жалобы Заявителя следует, что Заказчиком в документации об Аукционе ненадлежащим образом установлено описание объекта закупки, поскольку неправомерно установлены характеристики товаров, не предусмотренные позициями КТРУ.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям.
Согласно части 5 статьи 23 Закона о контрактной системе формирование и ведение в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд обеспечиваются федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок.
В соответствии с частью 6 статьи 23 Закона о контрактной системе порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 4 постановления Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила использования каталога) заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "и" пункта 10 Правил с указанной в ней даты начала обязательного применения.
Пунктом 6 Правил использования каталога установлено, что в случае предоставления иной и дополнительной информации, предусмотренной пунктом 5 Правил, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).
В соответствии с техническим заданием документации об Аукционе в рамках исполнения государственного контракта, заключаемого по результатам проведения Аукциона, предусмотрена поставка товара "Кондиционер", характеристики которого предусмотрены позицией КТРУ 28.25.12.130-00000010 "Кондиционер бытовой".
Применение КТРУ для вышеуказанного товара обязательно с 24.09.2021.
Извещение о проведении Аукциона размещено в ЕИС 01.10.2021.
Согласно положениям технического задания документации об Аукционе характеристиками товара "Кондиционер" являются: "Максимальная длина магистрали, м", "Максимальный перепад высот, м", "Напряжение сети, В" и другие.
На заседании Комиссии установлено, что указанные характеристики отсутствуют в соответствующей позиции КТРУ.
Вместе с тем Заказчиком в документации об Аукционе размещено обоснование установления дополнительных характеристик, не предусмотренных КТРУ (далее - Обоснование), таких как "Максимальная длина магистрали, м", "Максимальный перепад высот, м" и другие.
Согласно Обоснованию, Заказчиком указаны характеристики "Максимальная длина магистрали, м", "Максимальный перепад высот, м" поскольку "данный показатель является крайне важным при необходимости установки внутреннего бока вдали от внешнего блока", а также "данный показатель является крайне важным при необходимости установки внутреннего и внешнего бока на разных высотах", соответственно.
По мнению Комиссии, Обоснование является ненадлежащим, поскольку не содержит сведений, позволяющих определить, в связи с чем Заказчиком в рамках Аукциона не закупается продукция, указанная в соответствующих позициях КТРУ.
Кроме того, на заседании Комиссии представители Заказчика не представили сведений, подтверждающих наличие в документации об Аукционе и размещения в ЕИС, обоснования установления характеристики товара "Кондиционер" такой как ""Напряжение сети, В".
На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу, что Заказчиком при описании товаров, поставка которых предусмотрена в рамках исполнения государственного контракта, заключаемого по итогам проведения Аукциона, неправомерно установлены дополнительные характеристики товаров, не предусмотренные КТРУ.
Учитывая изложенное, указанные действия Заказчика нарушают пункт 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В ходе проведения внеплановой проверки установлено следующее.
2. Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению.
Техническим заданием документации об Аукционе установлены требования к качественным, техническим, функциональным характеристикам товаров "Кондиционер". Указанные требования сопровождаются наречиями "не менее", "не более", символом "/", перечислением "Охлаждение, Обогрев, Вентиляция, Осушение" и другие.
На заседании Комиссии установлено, что в документации об Аукционе отсутствует инструкция по заполнению заявки на участие в Аукционе (далее - Инструкция), в связи с чем участникам Аукциона не представляется возможным надлежащим образом подготовить заявку на участие в закупке.
Таким образом, действия Заказчика, не установившего в документации об Аукционе Инструкцию, нарушают пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ИП Чащина С.А. обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения пунктов 1, 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, Аукционной комиссии, Оператору электронной площадки предписание об устранении выявленных нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы по делу от 13.10.2021 по делу N 28/06/105-896/2021 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа и государственного оборонного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 13 октября 2021 г. N 28/06/105-896/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 18.10.2021